Аверьянов А. В. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1920–1924 // Донской временник. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1944
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
Цикл статей "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й
Транспорт
А. В. Аверьянов
Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА
1910–1916
ПРОЛОГ
1919
29 августа 1919 - в Ростове, несмотря на системный кризис в государстве, тяжелейшую социальную ситуацию вышел № 30 номер журнала «Донская волна», посвященный донской авиации, с фотографиями донских авиаторов. Сложное и непростое время было Дону. Это было время небывалого расцвета печатного слова, при невероятных ценах на бумагу и типографский труд. До 1987 года журнал не был знаком специалистам и историческому сообществу, пока его не извлекли из спецхрана.
Страницы журнала «Донская волна», номер № 30, 29.08.1919, статья о донском воздухоплавании.
До 2006 года никому также не была знакома и рукопись полковника Баранова В.Г. «Состояние авиации на Дону», последние правки в которую были внесены еще 1923 году.
1920
Январь, февраль и начало марта - донская авиация, несмотря на тяжёлые условия, работала усиленно и самоотверженно. После эвакуации Екатеринодара, где погибло много авиационного имущества, на станцию Георгие-Афипскую прилетело 20 оставшихся аэропланов, «развивших интенсивную деятельность». Затем во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску донская авиация таяла с каждым днём, на каждой станции сжигалось несколько аппаратов. В Новороссийск прилетело 8 аппаратов, а в Крым, из состава авиации Донской армии, только 4 самолёта. При эвакуации пропало без вести 56 офицеров и классных чинов донской авиации.
25 марта 1920 - закончилась история донской военной авиации времен Российской империи, остатки парка самолётов и личного состава эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии, которой командовал Врангель Пётр Николаевич, генерал-лейтенант, командующий Добровольческой армией, Вооружёнными силами Юга России, Русской армией.
Всевеликое Войско Донское, как одно из формирований Вооруженных сил Юга России (ВСЮР), имело в своем составе авиацию под командованием полковника Баранова В. Г., состоящую из 6 авиаотрядов, 45–50 самолетов, 25–30 летчиков.
Приказом Донской авиации за № 125 от 25 марта 1920 г. Донская авиация была расформирована.
Июнь 1920-го – в вооруженных Силах Советской России началось формирования из фронтовых и армейских полевых управлений воздушным флотом, штабов воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и общевойсковыми армиями.
Июль 1920-го – на базе Севастопольской военно-авиационной школы из 17 офицеров, летчиков и наблюдателей Донской авиации, был сформирован авиационный отряд, который по приказу Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России № 3149 от 7 июля 1920 г. был включён в состав авиации ВС ЮР.
21 сентября 1920 – для испытания новой авиационной техники в Москве, на Ходынке был создан Научно-опытный аэродром, подчиненный Главвоздухфлоту, прошли испытания самолеты конструкции А. А. Пороховщикова, И. И. Попова и В.Н. Хиони, которые легли в основу конструкций последующих русских аэропланов.
В 1920 годы – в коммерческой эксплуатации аэропланов преобладали воздушные суда иностранного производства, в основном Fokker F.III и Junkers F.13.
1920–1924 – город Ростов-на-Дону имел административный статус центра Донской области, с 1924 года – центра Юго-Восточного края, немногим позже - Северо-Кавказского, а с 1934 года – Азово-Черноморского края.
1921
1921–1929 – период Новой Экономической Политики (НЭП) в РСФСР. Сложное и противоречивое время.
В 1921 г. - в авиации советской России насчитывалось около 730 летчиков и летчиков-наблюдателей.
В учреждениях РСФСР (республика образована 25 октября 1917) работало 2.5 млн чиновников. В 1917 году в царских учреждениях работало около 1 млн чиновников, население Российской Империи составляло 91 млн человек (1917). Большинство людей (1921) шли работать в советские учреждения ради привилегий, прежде всего ради продовольственного пайка.
17 января 1921 – Совет Народный Комиссаров РСФСР принял декрет о воздушных передвижениях, первый законодательный акт Советского Правительства о развитии гражданской авиации, устанавливающий правила воздушного сообщения в стране, который с 1 марта того же года вступил в силу. Это был первый законодательный акт, регулировавший организацию воздушных сообщений над территорией России и над её территориальными водами, поскольку до революции существовали лишь изданные в 1912–1914 г. распоряжения о запретных зонах и о запрещении перелёта границ.
17 января 1921 – Декрет СНК о воздушных передвижениях. Проект, с подписью В. И. Ленина после утверждения в Малом СНК. Одна из очередных задач была декрета — изыскать средства на строительство воздушного флота, в ответ на призывы правительства «Трудовой народ — строй воздушный флот!», «Пролетариат — на самолет!» в стране возникают общества друзей воздушного флота (ОДВФ), которые организуют сбор средств на постройку самолетов.
Одновременно создается «Главвоздухфлот» - административный орган для руководства гражданской авиации, Советское Правительство распорядилось «...отпустить 35 миллионов рублей золотом на развитие авиации, из них 20 миллионов в 1922 году и 15 миллионов не позднее 1 апреля 1923 года».
Декрет устанавливал необходимость регистрации в Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота Республики всех взлётных площадок. Все пилоты и все воздушные суда также должны были быть зарегистрированы и приписаны к одному из аэродромов. Пилоты обязаны были иметь свидетельство о прохождении испытания на право вождения воздушного судна и выполнять все инструкции, связанные с запретными для полётов и посадки зонами, и требования руководивших полётами служб.
Издание специального нормативного акта о регулировании полётов потребовалось в связи с планами развития в советской России гражданской авиации. Спустя несколько дней после выхода декрета «О воздушных передвижениях» по указанию В. И. Ленина была создана комиссия для разработки программы развития авиационного строительства, на осуществление которой правительство ассигновало 3 млн. рублей золотом.
1921 – начало списка авиакомпаний СССР, первые авиакомпании СССР.
- Дерулюфт (1921–1937)
- Авиакультура (1922) совместно с Юнкерсом. Для организации воздушной линии между Москвой и Нижним Новгородом самолеты арендовали у "Юнкерса". В рекламном объявлении они фигурируют вместе - "Авиакультура" и общество "Юнкерс"
- Аздобролёт (1923)
- Укрвоздухпуть (1923–1930)
- Добролёт (1923–1930)
- Закавиа (1923–1930), 1923–1925 (в 1925 году слилась с Укрвоздухпуть).
- Юнкерс - Junkers Luftverkehr Russia (1923–1924)
- Сиблёт (1924–1957), являлся как бы филиалом Общество друзей воздушного флота СССР (ОДВФ).
- Авиация АКО (Акционерного Камчатского Общества) (1927–1948)
- Трансавиация (1930–1932), создана в рамках постановления СНК от 25 января 1932 года, ликвидирован в рамках постановления от 19 мая 1934 года.
- ВО ГВФ (1930–1932) (1932–1934).
- Полярная Авиация ГУ Северный Морской Путь (1932–1960) (УПА ГУСМП).
- Авиация Дальстроя (1934–1955).
- Аэрофлот (ГУ ГВФ при СНК СССР, с 1964 г. - МГА СССР) - (1932–1992).
1922
10 мая 1922 – открылась, сначала пробным пассажирским рейсом Москва- Кёнигсберг, самолетом русско-германского общества воздушных сообщений «Дерулуфт», пассажирская международная линия для полета самолетов. В том числе, так началось большое, 15-месячное заграничное турне «звездной» пары, Сергея Есенина и Айседоры Дункан, зарегистрировавшей свой брак 2 мая в ЗАГС Хамовнического района.
Приземлился самолет на аэродроме Девау. Это построенный в 1919 году на месте военного плаца первый гражданский аэропорт в Германии. И именно на этот аэродром вела первая советская зарубежная авиалиния Москва - Кёнигсберг.
«Среди первых авиапассажиров на этот рейс в день весенний были молодожены – танцовщица Айседора Дункан и поэт Сергей Есенин».
Фото свадебного путешествия.
1 мая 1922 - состоялось открытие первой международной авиалинии – Москва - Кёнигсберг. Из немецкого города в Москву была впервые отправлена почта по воздуху, до этого она доставлялась по железной дороге.
25 октября 1922 – окончание Гражданской войны на территории Российской империи, которая длилась в период с 1917 октябрь 25 (07 ноября по новому стилю) – 1922 октябрь 25, незначительные боестолкновения до 16 июля 1923 года.
30 декабря 1922 - образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в состав которого вошла Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР образована ранее - 25 октября 1917).
Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из Российской империи, однако, некоторое количество авиационных отрядов Императорского Военного Воздушного Флота перешло на сторону большевиков. Несмотря на свою короткую историю, Императорский Военно-Воздушный Флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов (сил) мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.
1923
Рукопись Баранова В. Г. пролежала не опубликованной с 1923 по 2006 годы, т. е. 83 года, в архиве. Рукопись была обнаружена в составе документов описи № 2, которая является архивом «Донского архива», в то время как основной комплекс источников мемуарного характера, посвященных событиям «Великой» и Гражданской войн сосредоточены совсем в других фондах.
На территории СССР в области гражданской авиации действовали три акционерных общества - «Добролет» (Москва), «Укрвоздухпуть» (Харьков) и «Закавиа» (Баку).
Авиация фронтов (после гражданской войны 1917—1923 годов) перешла в состав военных округов.
09 февраля 1923 - официальная дата рождения гражданской авиации СССР, создан Совет по гражданской авиации, принято постановление Совета Труда и Обороны (СТО) «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».
СТО СССР рассматривал вопросы управления и финансирования различных отраслей народного хозяйства. Действовал на правах комиссии СНК СССР, для обеспечения текущей работы пользовался рабочим аппаратом СНК СССР. Постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 Совет Труда и Обороны при СНК СССР был упразднён.
Совет по гражданской авиации. В Совет вошли 9 человек, представители Главвоздухфлота, ВСНХ, наркоматов иностранных дел, торговли, путей сообщения, почты и телеграфа.
Март 1923 - начало работы Общество друзей воздушного флота (ОДВФ).
1 марта 1923 - началась Всесоюзная «Неделя воздушного флота», в ходе которой был организован добровольный сбор взносов на постройку самолетов.
8-17 марта 1923 – зарегистрировано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет», которое в 1932 году было реорганизовано в Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме (СНК).
17 марта 1923 - открыта подписка на акции Российского Общества Добровольного воздушного флота — «Добролет», ставшего родоначальником гражданской авиации СССР. Согласно уставу данного общества, Параграф 2, «В случае войны Общество обязано по первому требованию Правительства предоставить в его распоряжение с возможной скоростью все имущество флота» (орфография документа сохранена).
17 марта 1923 – 1932 февраль 25 – акционерное общество Добролет, это первый опыт организации и деятельности (около 9 лет) Акционерного Общества на Дону в Гражданской Авиации Советского Союза (существовавшей в период 30 декабря 1922 — 25 декабря 1991),
17 марта 1923 – зарегистрировано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет», которое в 1932 году было реорганизовано в Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме (СНК).
Знак эмблема Общество «Добролет». 1923.
23 марта 1923 – зарегистрировано (23 март) Украинское акционерное общество воздушных сообщений «Укрвоздухпуть», которое в 1929 году было объединено с обществом «Добролет».
Знак эмблема Общество «Укрвоздухпуть», или ОАВУК – «Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма 1923–25 г».
26 марта 1923 – акционерное общество «Укрвоздухпуть» в Ростове-на-Дону открыло Северо-Кавказскую краевую контору, структуру, которая занималась эксплуатацией гражданских воздушных судов. Основной аэропорт базирования общества находился в Харькове. Общество располагало самолетами, аэродромами и специалистами для эксплуатации воздушных судов.
17 марта 1923 . - открыта подписка на акции Российского Общества Добровольного воздушного флота — «Добролет», ставшего родоначальником гражданской авиации СССР.
11 апрель 1923 - на волне возрожденных НЭПом коммерческих структур, в Харькове, на учредительном собрании был принят Устав Акционерного Общества, которое получило название «Укрвоздухпуть» - Украинское общество воздушных путей. Далее, 1 июня 1923 г. Устав УВП утвердил Совнарком УССР, 7августа 1924 г. это же проделал и СНК СССР, после чего НКИД и Внешторг из списка учредителей исчезли.
10 мая 1923 – зарегистрировано авиационно-транспортное предприятие акционерное общество Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики «Закавиа» (Баку). «Общество утверждено Совнаркомом З.С.Ф.С. Р. 10 мая 1923 г., и Советом по Гражданской авиации при СТО 17 сентября 1923 г.». Общество «Закавиа» было объединено с «Укрвоздухпуть» в1925 году, после катастрофы Junkers F.13. под Тифлисом, которую потерпел самолет RR-ECA 22 марта 1925 года, в момент столкновения самолет был исправен, пожар был в салоне,
Акционерное Общество «Закавиа». Акционерная карточка.1923.
Июнь 1923 - начались полеты самолетов авиакомпании по маршруту Москва – Орел – Харьков – Ростов – Новороссийск – Батум – Тифлис (ныне Тбилиси). До октября на этой авиалинии было перевезено 1231 пассажир и около 4 тонн грузов.
15 июль 1923 - открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Открыл воздушный маршрут Яков Моисеев на самолете «Юнкерс Ф-13», получившем название «Промбанк», — так назывался ключевой акционер «Добролета». Пассажирский перелет Москва — Нижний Новгород занимал 4 часа и проходил только днем и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.
8 августа 1923 - последняя редакция (отметка в тексте), рукописи полковника Баранова В. Г., написанную приблизительно 1918–1920 годах, которую сделала Екатерина Сергеевна Дьякова, жена Вячеслава Григорьевича Баранова, друг и спутник жизни. Рукопись пролежала 83 года в архиве. Ее относится к числу чудом сохранившихся мемуарных источников, посвященных истории боевой авиации Гражданской войны, которая и стала прологом авиации на Дону.
19 октября 1923 - Совет Труда и Обороны при СНК СССР утвердил первый трехлетний план развития воздушных линий в стране на 1924–1926 гг., положивший начало плановому строительству и эксплуатации аэродромной сети. Всё это заложило основы для создания в стране полноценного воздушного флота.
28 октября 1923 - Совет Труда и Обороны при СНК СССР принял постановление «Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок».
11 декабря 1923 - Постановление СНК Союза ССР об административных взысканиях за нарушение правил и инструкций о порядке совершения полетов гражданскими воздушными судами (Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР, 1923, N 12, ст. 339).
1924
Авиационные военные отряды военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18—43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады.
Заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе было ВВЕДЕНО такое понятие, как Военно-воздушные силы.
В Ростове-на-Дону, на территории, за линией Владикавказской железной дороги (в северном направлении между современными станциями Рабочий городок и Ростов Товарный), за дачным поселением, за современным проспектом Ленина, заложили первый аэродром в городе Ростов-на-Дону, с июля 1939 — это испытательный полигон завода "Роствертол". Дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья «получает в свое распоряжение 19 самолетов от Москвы».
Дислоцировавшаяся в Ростове авиационная эскадрилья получает в свое распоряжение 19 самолетов от Москвы.
Карта. Место первого аэродрома в городе Ростов-на-Дону. Расположение аэродрома в Ростове-на-Дону с 1925 года.
Схема городов Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону. 1921 год. Аэродромной площадки нет.
Схема города Нахичевань на Дону. 1897 год.
8 марта 1924 – в Харькове состоялись переговоры представителей акционерное общество «Укрвоздухпуть» и Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет», была предпринята неудачная попытка урегулировать разногласия по организации гидроавиалиний Евпатория — Севастополь и Севастополь-Ялта. Добролет провел целый комплекс работ по организации гидроавиалиний Евпатория — Севастополь и Севастополь-Ялта вплоть до закупки нескольких «Юнкере» Р-13 на поплавках. Однако проделал он это без согласования с «Укрвоздухпутем», за которым признавалось приоритетное право на деятельность в регионе. Разгорелся конфликт, который так не был урегулирован.
25 мая 1924 – акционерное общество «Укрвоздухпуть» организовало регулярные грузопассажирские авиаперевозки. В этот день были выполнены два рейса из Харькова, бывшего тогда столицей УССР, в Одессу, с посадкой в Елисаветграде, и в Киев, с посадкой в Полтаве. Далее еженедельно выполнялись два рейса на Киев и один на Одессу. В следующем году (1925) добавились рейсы на Москву (ежедневный) и на Ростов (два раза в неделю).
Июнь 1924 – начало авиастроения на Дону, на Таганрогском авиазаводе № 31 запущено крупное серийное производство самолёта Р-1 (в летных кругах его звали «Донской рабочий»), в 1924 году было выпущено уже 100 машин данной серии, с 1924 до 1931 года данный самолет являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР, в тот период, несмотря на свои заурядные данные, было построено более 1000 самолётов. Модель выходила в двух вариантах — сухопутном и морском.
В последующем на заводе собирали многоцелевой самолет Р-5, АНТ-7 Туполева и самолет-амфибию Ш-2.
Самолет Р-1, разведчик, авиационный завод №31. Таганрог 1924–1931.
Самолет Р-1, морского базирования.
13 июня 1924 - Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 13 июня 1924 г. об условиях изготовления и приобретения воздушных судов и авиационных моторов.
24 июня 1924 - в газете «Советский Юг» сообщалось: «В воскресенье, 24 июня 1924 года, организуется грандиозное гулянье на аэродроме: платные полеты на самолетах всех систем, открытых и закрытых, фигурные полеты; плата за вход на аэродром 25 рублей, плата за полет — один червонец, а в закрытых самолетах — 100 рублей...» В этом мероприятии приняло участие тысячи ростовчан, а вырученные с него деньги были направлены на строительство новых самолетов.
Газета «Советский Юг»
14 июля 1924 - советские летчики праздновали День своих ВВС почти 12 лет. Но в начале 1930-х (1933) Сталин объявил, что «у нас раньше не было авиационной промышленности. Она есть у нас теперь», а Совнарком определил 18 августа как День праздника Воздушного флота СССР, а день ВВС был забыт. И только под занавес ХХ века президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором 12 августа был определен как День российских ВВС.
Решением СНК СССР Рабоче-Крестьянский Воздушный Флот переименован в Военно-Воздушные Силы РККА, а Главное управление Воздушного флота — в Управление ВВС.
16 октября 1924 – создан Северо-Кавказкий Край, административно-территориальная единица на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), организационно край существовал с 16 октября 1924 года по 13 марта 1937 года, административный центр — город Ростов-на-Дону, административная территориальная единица, предопределившая структуру образования авиатранспортных предприятий и организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенно очевидно, что детища НЭПа «Добролет» и «Укрвоздухпуть» организуются не на пустом месте, а на заложенной в дореволюционное время инфраструктурной базе, сохранившемся, хоть и поредевшем после Гражданской войны, кадровом составе и авиапарке, частично обновляемом за счет немецкого импорта техники и специалистов согласно соглашениям в рамках «Рапальского договора» (1922–1933) «о создании системы тайного военного сотрудничества между оборонно-промышленными комплексами и вооруженными силами двух стран».
«Мы и сегодня мало, что можем добавить, если попытаемся вспомнить первые десять лет существования русской авиации (1912–1922). Ведь именно в эти, поистине героические, годы страна впервые услышала о профессии «авиатор» и обратила свой взор к небесам. Именно в эти времена мы узнали имена людей, прославивших отечественную авиацию…». В. В. Томич.
Книга Валерия Миловановича Томич «Русские воздушные силы», 2022, историка, писавшим в Америке о русской авиации, первое исследование подобного рода, которое в силу объективных обстоятельств оставалось неизданным десятки лет. Сборник по истории воздухоплавания и авиации Императорской России публикуется впервые. Это единственное собрание материалов, неизвестное прежде не только широкой публике, но и даже большинству специалистов.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
|