Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Мосьпанов Илья Петрович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1200

Мосьпанов Илья Петрович

Мосьпанов Илья Петрович09(22).06.1913, хутор Зубовка, ныне хутор Мосьпанов Новооскольского района Белгородской области ‑ 25.07.1942, станица Кагальницкая Кагальницкого района Ростовской области, командир эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии Южного фронта, Герой Советского Союза

Родился в крестьянской семье. Окончил 7 классов в городе Новый Оскол (1930), курсы механиков сельскохозяйственных машин в Ростове-на-Дону (1930). Работал трактористом в колхозе, на родине. Это одна из версий его биографии. По сборнику «Герои – белгородцы» (1972), Илья Мосьпанов работал в Ростове-на-Дону на «Ростсельмаше» и одновременно учился в аэроклубе. Завод «Ростсельмаш» в историческом очерке сведений  об Илье Мосьпанове не даёт.

С 1934 года в рядах Красной Армии. Каким военкоматом призывался сведений нет.

Окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов (1937).  

Младший лётчик Илья Мольпанов лётную службу начинал в разведывательной эскадрильи.

В составе 26-го истребительного авиационного полка (Ленинградский военный округ)  принимал участние в советско-финляндской войне (1939-1940).

С июля 1940 года ‑ командир звена 148-го авиационного полка, далее 241-го штурмового авиационного полка (Прибалтийский особый военный округ).

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С 525-м штурмовым авиационным полком на Южном фронте с сентября 1941 года (5-я резервная авиационная группа) и принимал участие в Донбасско-Ростовской оборонительной и Ростовской наступательной операции. К середине октября 1941 года командир звена 1-й авиаэскадрильи Мосьпанов на самолёте Ил-2 совершил 13 боевых вылетов без единой вынужденной посадки и потери материальной части, уничтожив  25 танков, 21 автомашину, одну гаубицу и взвод конницы.

Приказом Военного Совета Южного фронта от 5 ноября 1941 года лейтенант Мосьпанов Илья Петрович за проявленные мужество и отвагу, высокое мастерство и бессьрашие в бою с германским фашизмом награждён орденом Красного Знамени.

525-й полк, выполняя боевые вылеты против танков и моторизованных дивизий генерала Клейста с Ростовского аэродрома, в конце октября 1941 года потерял командира и понёс большие потери, поэтому ушёл на переформирование.

Старший лейтенант Илья Мосьпанов был переведён в 4-й штурмовой авиационный полк 5-й резервной авиационной группы (Южный фронт), который 7 марта 1942 года за образцы мужества и героизма переименован в 7-й гвардейский штурмовой авиационный ордена Ленина полк.

21 февраля командир полка Герой Советского Союза подполковник Гетьман Семён Григорьевич подписал реляцию на награждение командира звена 4-го ордена Ленина штурмового авиационного полка И. П. Мосьпанова орденом Красного Знамени. В наградном документе сообщалось, что с ноября 1941 года (момент первого награждения лётчика) Илья Мосьпанов лично сделал 22 боевых вылета на штурмовку противника и уничтожил 20 танков, 51 автомашину, 4 орудия, 20 мотоциклов и пр. Звено под его командованием провело 61 боевой вылет и уничтожило 154 танка, 115 автомашин, 11 орудий разных калибров, 100 лошадей, 56 мотоциклов. При этом звено и лично командир Мосьпанов не имели ни единого случая потери ориентировки и вынужденных посадок по вине лётного и технического состава.

Приказом Военного Совета Южного фронта от 25 мая  1942 года старший лейтенант Мосьпанов Илья Петрович награждён вторым орденом Красного Знамени.

4 июня 1942 года командованием 7-го гвардейского ордена Ленина штурмового авиационного полка был подписан Наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза командиру авиаэскадрильи Илье Петровичу Мосьпанову.

Гвардии старший лейтенант Илья Мосьпанов к этому времени совершил 69 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника. В числе уничтоженной им техники: 33 танка, две бронемашины, 140 автомашин, 20 мотоциклов, 89 повозок, 13 полевых орудий, 12 миномётов и товарных вагонов, восемь самолётов, значительное количество живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Мосьпанову Илье Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

7-й гвардейский штурмовой авиаполк базировался на аэродроме в станице Кагальницкой. 25 июля 1942 года шестёрка Илов разрушила переправу в районе станицы Раздорской. При втором вылете четвёрка самолётов Ил-2 при взлёте на боевое задание была перехвачена «мессерами», внезапно появившимися из-за облаков. Ведущий группы командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Мосьпанов Илья Петрович был сбит самолётом противника (самолёт сгорел, лётчик погиб). Похоронен в братской могиле в станице Кагальницкая (Кагальницкий район Ростовской области).

Награждён орденами Ленина (09.09.1942, 23.11.1942), Красного Знамени (05.11.1941, 25.05.1942).

Именем Ильи Мосьпанова названы улица в городе Новый Оскол и родной хутор, где установлен бюст Героя.

 

Литература

  1. В небе над станицей / Я. Жибцов // Маяк. Зерноград, 1965. 18 авг. С. 4.
  2. Герои – белгородцы : сблоник материалов о Героях Советского Союза / сост. И. А. Сердюк. Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1972. С. 160‑162.
  3. В военном воздухе суровом / Василий Емельяненко. М. : Молодая гвардия, 1972. С. 270‑280.
  4. Строки, опалённые войной. Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1976. С. 28-30.
  5. Крылатый демон / П. Улыбышев // Бессмертные героев имена: очерки о воинах, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в сражениях на Дону. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1978. С. 46‑51.
  6. Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. : [в 2 т.] / М-во обороны; редкол. И. Н. Шкадов (председатель) и др. М. : Воен. изд-во, 1988. Т. 2. С. 121.
  7. Афанасенко В. И. Действия ВВС Южного фронта в октябре 1941 - июле 1942 гг. // Стратегическое планирование в полиэтническом макрорегионе в условиях неравномерного развития и роста напряженности: материалы Всероссийской научной конференции, Ростов-на-Дону, 3-4 октября 2013 года. Ростов-на-Дону, 2013. С. 80‑84.
  8. Золотые звезды 4-й воздушной / П. В. Кириллов. Ростов-на-Дону, 2015. С. 338‑339.
  9. Никто не забыт! Ничто не забыто! / Л. В. Колотухина // Кагальницкие вести. ст-ца Кагальницкая, 2019. 10 мая. С. 2, 3.

 

ИЛЬЯ МОСЬПАНОВ

В период боев на Северном Кавказе на фюзеляже некоторых штурмовиков была сделана надпись: «Отомстим за Мосьпанова!»

Это самолеты лучших летчиков нашего полка, заслуживших боевыми делами особое поощрение командования.

На таком самолете отомстил врагу за Мосьпанова Герой Советского Союза Василий Шамшурин — летчик 3-й эскадрильи.

Об Илье Мосьпапове особый рассказ.

Помню, как после моего прибытия в полк Холобаев объявил:

‑ Пойдешь в третью эскадрилью, к Мосьпанову.

 

Фото из книги автора. Донбасс, 1942 г.

Такому назначению я очень обрадовался. Фамилия комэски была знакома по фронтовой газете — не раз читал статьи о храбрости летчика-штурмовика. Хотелось поскорее представиться, но старший лейтенант Мосьпанов в это время был на другом аэродроме.

В капонире стоял один Ил. На нем только что закончили смену мотора. Мы с заместителем командира полка майором Николаем Антоновичем Зубом ожидали обещанный У-2, который должен был доставить нас по очереди на новый аэродром.

Николай Антонович растянулся на зеленой траве в тени около аэродромного домика — решил вздремнуть.

Я тем временем посматривал на свой планшет и изучал район Донбасса. Нелегко было разобраться в этой путанице дорог, которые переплетались паутиной на карте.

Над нами низко протарахтел У-2. В задней кабине сидел пассажир. Зуб вскинул голову и сказал:

‑ Это для перегонки Ила летчика доставили.

Самолет закончил пробег, с крыла спрыгнул щупленький летчик в коротком, до коленей, потертом кожаном реглане. В нашу сторону шел вразвалочку, косолапя внутрь носками просторных кирзовых сапог.

‑ Здорово! — крикнул ему Зуб, приподнявшись на локтях.

Тот шага не ускорил, не откликнулся, а только приветственно поднял руку. На смуглом небритом лице его различались темные крапинки. Я подумал, что это следы оспы, а когда присмотрелся, увидел: пятнышки зеленые. Похоже, медики обработали зеленкой...

‑ Где это тебя так разукрасили? — спросил Зуб.

‑ Вчера над Артемовским аэродромом... — ответил летчик и протянул сначала Зубу, а потом мне небольшую темнокожую пятерню. Присел, скрестив по-татарски ноги, зашарил по карманам ободранного реглана, вытащил измятую пачку «Беломора». Заклеил на папиросе надлом, лизнул и закурил.

‑ «Эрликон», понимаешь ли, в бронестекло влепил, — неторопливо продолжал он, — мимо уха пролетел и не взорвался. С ведро стеклянной крупы в кабине привез... — Он лукаво поглядывал на нас, показывая белые зубы.

‑ А вот к тебе в эскадрилью пополнение, — кивнул в мою сторону Николай Антонович.

Я наконец понял, что это Мосьпанов. Мой будущий комэска скосил на меня веселые цыганские глаза и протянул пачку «Беломора».

Когда Зуб улетел на У-2, Мосьпанов сказал:

‑ Давай сделаем так: полетишь со мной в фюзеляже, а «кукурузник» вторым рейсом прихватит технаря. Чего здесь томиться?

‑ С удовольствием... — ответил я, покривив душой. Лететь в фюзеляже штурмовика — удовольствие маленькое: в люк сильно задувает, сидеть приходится на корточках.

‑ Карта этого района у тебя есть? — спросил он.

‑ Есть. «Зачем карта, если я за пассажира, да еще задом наперед полечу?..».

‑ Попробуй-ка ориентироваться. Те места, которые опознаешь, отметь крестиком и время их пролета запиши.

Мосьпанов задал мне задачу не из легких. Придется торчать из люка лицом к хвосту. В таком положении ориентироваться трудно, так как видишь не то, что ожидаешь. При полете на малой высоте времени на опознавание ориентиров мало. К тому же перед глазами нет никаких навигационных приборов. Одни лишь наручные часы. Да и маршрут полета комэска почему-то не сообщил, а спросить я посчитал неудобным. Поплелся Мосьпанов принимать самолет, и тут у меня мелькнула догадка: «Полетит-то, наверное, по прямой». Приложил линейку к карте, соединил чертой два аэродрома. Успел еще сделать поперечные засечки, равные пятиминутным отрезкам полета. «Вот тебе и внезапный экзамен по штурманской подготовке».

Взлетели. Мосьпанов «брил» очень низко, не меняя курса. Чтобы видеть мелькавшие за хвостом штурмовика безлюдные поля, пришлось приподняться. Ноги быстро онемели. Прошло минут десять, но я так и не успел зацепиться глазом за что- нибудь приметное. Впечатление было такое, словно сидишь в морском прогулочном катере лицом к корме: видишь только быстро убегающую назад вспененную воду. «Ну, — подумал я, — наверное, придется показать комэске чистую карту, без единой пометки».

Вскоре, однако, увидел я в стороне деревню, а под хвостом самолета промелькнула почти пересохшая речушка с извилистым, вроде петли, поворотом русла.

Глянул на карту — речка эта там обозначена, и петля такая есть, а прочерченная линия пути проходит как раз через нее. Ориентировка восстановлена! Начал делать отметки чаще, совсем воспрянул духом.

После посадки Мосьпапов отвел меня на перекур и, будто между прочим, сказал:

‑ На карте что-нибудь отметил?

‑ Отметил... Вот, — я протянул ему планшет.

Мосьпанов с нескрываемым любопытством посмотрел на карту:

‑ Ориентироваться, сидя в самолете задом наперед, мне и самому еще не приходилось. Это, наверно, всеравно что книжку с конца читать... А как воз с соломой опрокинулся, когда мы пролетали, — заметил? — вдруг оживился он.

‑ Заметил...

‑ И место это можешь показать?

‑ Вот здесь, за этим бугром, — я указал карандашом на карте.

‑ По-моему, тоже тут, — ухмыльнулся Мосьпанов. — Лошадь-то к авиации оказалась неприученной!

Ведомым у Мосытанова мне пришлось быть только однажды, с пятого боевого вылета заставили самого водить группы.

Полетели мы двумя четверками бить железнодорожные эшелоны на станции Чистяково. Проносились низко над бурой степью. До цели нас ни «мессеры» не перехватили, ни зенитки не обстреляли. Хитро вел группу Мосьпанов.

Мы уже приближались к Чистякову. Из-за рощи, что раскинулась слева, не было видно ни населенного пункта, ни станции. Это нам как раз на руку. Вдоль опушки — дорога. По ней ни одной машины не проследовало. Впереди, где кончался лес, дорога круто сворачивала влево — к Чистякову, и терялась за деревьями.

И вдруг я увидел, как к этому повороту мчится мотоцикл с коляской. Наверное, фрицы заметили нас и спешили скрыться за поворотом.

Ходили слухи, что Мосьпанов питал слабость к легковым машинам. Он не упускал возможности «срезать» с ходу такую цель, если она  подвертывалась под руку. Он даже доказывал необходимость жечь легковушки: «На них ведь начальство катается! Разве стоит одной очереди жалеть, чтобы какого-нибудь оберста ухлопать?»

И надо сказать, Мосьпанов, рассуждая таким образом, попал в самую точку. Через год, в сорок третьем, вышел приказ наркома обороны с задачей специально «охотиться» за легковыми машинами в тылу противника.

Сейчас от нас удирала не легковая машина, а всего-навсего мотоцикл. Ведущий вдруг взмыл, чуть довернул самолет влево и начал полого снижаться.

В тот самый момент, когда мотоцикл уже сворачивал в лес, брызнул сходящийся у земли веер двух пулеметных трасс, и там, словно кто спичкой чиркнул о коробок, блеснуло, мотоцикл кубарем покатился в сторону от дороги, подпрыгивая, как резиновый мячик.

Меня тогда поразила эта снайперская очередь, уничтожившая такую маленькую цель, да еще на быстром ходу.

Не успело улечься мое восхищение, как Мосьпанов пошел на высоту, и тут же открылась железнодорожная станция с несколькими товарными составами на путях. Зенитки поставили перед нами заградительный огонь. Первая четверка во главе с Мосьпановым перешла в пикирование, а я — крайний правый во втором звене — увидел разрывы около своего штурмовика, шарахнулся в сторону. Это была мгновенная реакция на опасность. Всего какой-то миг прошел, и я оказался в стороне от цели. Еле успел довернуть влево и сбросить бомбы на противоположном конце станции.

На аэродроме Мосьпанов отозвал меня и, роясь в карманах реглана, спросил:

‑ А что это ты перед атакой один в стороне болтался?

Собирался было ему объяснить, что засмотрелся па кувыр­кавшийся мотоцикл, а тут вдруг залп зениток... Молчал, подыскивал нужные слова.

‑ Струхнул? Так и скажи...

Я утвердительно кивнул.

‑ Учти: один раз вздрогнешь, а в другой — резьба сорвется... Бомбы твои, я сам видел, взорвались на станции, поэтому разговор для ясности замнем...

...Скверное это дело, когда у летчика «срывается резьба».

Повел я как-то группу штурмовиков жечь фосфором немецкие танки. Полетел вначале к аэродрому истребителей, чтобы забрать прикрытие. Почувствовал — что-то с мотором неладное. «Разработается», — подумал я и возвращаться не стал. Сделал над аэродромом истребителей круг, другой, третий. Вижу — взлетать никто не собирается: несколько самолетов стоят между сосен, да и те не расчехлены. Запросил свой КП по радио, можно ли лететь без истребителей, но ответа не последовало. Мы уже опаздывали с выходом на цель, горючее попусту расходуем, и я решил лететь без истребителей. «Один раз вздрогнешь, а в другой — резьба сорвется», — вспомнилось мне...

Лег на курс, мотор совсем стал плохо тянуть, греется, показания приборов ненормальные. Пришлось передать командование группой Феде Артемову (в первый и последний раз), а самому вернуться на аэродром.

Оторвал взгляд от приборов, осмотрелся, с удивлением увидел, что за мной увязался еще один штурмовик. Этого еще не хватало! Скомандовал ему вернуться к группе — летчик не реагирует, будто оглох.

Над аэродромом мотор начал совсем сдавать. Перед заходом на посадку пришлось аварийно сбросить выливные приборы с фосфором в полтонны весом. Сел нормально, и тут началось...

‑ Почему вернулся с боевого задания?

‑ Мотор плохо тянул.

‑ Проверим. А почему истребителей не взял?

‑ Потому, что они не взлетели. Я же об этом по радио за­прашивал, а вы не слышали.

‑ Слышал!

‑ Так почему отмалчивались? — я начал уже злиться.

‑ Ведущий должен сам принимать решение, нечего ждать подсказок, когда находишься за тридевять земель.

‑ Вот я его и принял...

‑ Дурацкое решение. Собьют «мессеры» Артемова — будешь за это в ответе. Выливные приборы шуранул на свою зенитную батарею... А Неретина почему с собой притащил?

‑ Я его не тащил...

Стоит рядом бледный Неретин и не знает, что сказать. Нет у него никаких оправданий: пошел за ведущим, вот и все.

Мой самолет уже облепили техники, ищут дефект. Если он произошел по их недосмотру, то с техников строго взыщут за срыв боевого полета. Если же дефекта не обнаружат, меня обвинят в трусости.

Инженер полка Тимофей Тучин забрался в кабину, запустил мотор, газует, а мотор, к моему удивлению, работает, как зверь. Я стою поодаль от самолета, не хочу быть на глазах у техников. Услышал за спиной:

‑ А может, вам только показалось, что мотор плохо работал?

Я обернулся, посмотрел на человека, всегда державшегося от летчиков особняком, и сразу не мог понять: то ли в этом вопросе участие, то ли подозрение. «А может, вам только показалось?» Сказать ему о падении наддува, о росте температуры воды? Но он ведь все равно в этом не разбирается: человек без технического и без летного образования, даже петлицы другого цвета. Я молчал, сдерживался. Смотрю — Мосьпанов вразвалочку подходит. Тронул моего собеседника за локоть:

‑ Отойдем-ка в сторонку, покурим...

‑ Я некурящий, — отвечает тот, уходить не собирается.

‑ У меня к тебе важное дело есть. — Мосьпанов увлек его к самолету.

Догадываюсь по жестам, что мой комэска какие-то указания техникам дает, а к этому человеку нет у него никакого дела.

Уже раскапотили мотор, оседлали его сверху, гайки отвинчивают.

Долго тянется время. Дефекта в моторе не находят. Загудели вернувшиеся с задания штурмовики. Одного недосчитываюсь: нет «двадцатки» — самолета Феди Артемова... Сколько за один вылет свалилось: потерял друга, Неретина привел на аэродром, на свою зенитную батарею фосфор сбросил, да еще дефекта в моторе не находят...

Ко мне несмело подошел Неретин.

‑ Вы уж извините... Я подумал вначале, что все за вами пойдут. А команду вернуться в строй не выполнил потому, что группу потерял, заблудиться боялся.

Что ему скажешь? По-своему он прав.

Идут ко мне Мосьпанов с Тучиным. Инженер улыбается, а комэска издали кричит:

‑ Нашелся!

‑ Артемов?! — встрепенулся я.

‑ Дефект! — провозгласил Тучин своим тягучим голо­сом. — Перемычка головки блока лопнула, воду в цилиндры гнало! Производственный дефект...

‑ А зенитчиков только напугал, — добавил комэска, взяв меня под руку. — Пойдем подкрепимся на сон грядущий.

‑ Не хочу...

‑ Не кисни, такое с каждым может случиться. Мотор не варежка — внутрь не заглянешь...

Сидели за столом. Мне боевой вылет не засчитали, поэтому и сто граммов не выписали. Мосьпанов отдал свою долю, ему от кого-то тоже перепало...

Ужин был в самом разгаре, как вдруг в дверях появился Федя Артемов: жив-здоров. Ура! Федя улыбается, веселенький — пехотинцы попотчевали за отличную работу. Подбитый зениткой, он шлепнулся к ним под Лисичанском и был дорогим гостем. Феде даже на дорожку сунули в карман брикет концентрата со стихотворной надписью на обертке: «Подкрепляйся кашей пшенной, а врага рази стальной!» Совсем развеселила нас в этот вечер «стальная каша», под которой, очевидно, следовало под­разумевать шрапнель.

Все хорошо, что хорошо кончается, но после этой истории у меня вдруг расклеилось дело... со взлетом. Каждый раз при разбеге нагруженный бомбами самолет перед отрывом уводило вправо, я чуть не скатывался с полосы. Командир полка меня даже предупредил:

‑ Ты со взлетом что-то мудрить начал... Смотри у меня! — и погрозил пальцем. Не подумал ли, что я делаю это умышленно, чтобы получить передышку в полетах?

Мосьпанов тогда сказал:

‑ Выбрось из головы мысли о развороте на взлете! Я вот тоже как-то поднимал самолет с передовой и начал сам себе мозги туманить: «А вдруг как развернет меня на разбеге?» И представь себе: от того, что так думал, так меня крутануло, чуть в ящик не сыграл...

Слова Мосьпанова пошли впрок — взлет у меня действительно наладился.

А про то, как Мосьпанов поднимал самолет с передовой, рассказать стоит.

Подбитый штурмовик приземлился, едва перетянув линию фронта. Летчик добрался до аэродрома на попутных. Для эвакуации самолета послали группу техников.

Ил-2 с поврежденным мотором стоял на колесах в лощине, хвостом к оврагу, до которого было с километр. А по ту сторону оврага проходил передний край обороны противника. Посвистывали пули, изредка рвались мины. К штурмовику техникам вместе с сопровождающим пехотинцем пришлось пробираться ползком.

Местность перекопана траншеями, заминирована, поэтому нет возможности отбуксировать самолет от передовой. Для спасения машины оставался один выход: после смены поврежденного мотора взлететь с того места, где он стоял. Но мож­но ли это сделать?

На место вынужденной посадки прибыл Мосьпанов. Он долго ползал у передовой и, возвратившись к техникам, сказал:

‑ Если мотор замените, попробую взлететь.

Взлететь, оказывается, можно было лишь в сторону противника: только оторвется самолет — и уже окажется за линией фронта, под огнем. Для взлета пригодна узенькая полоска: малейшее отклонение на разбеге — и угодишь колесами в траншею. Менять мотор почти на виду у противника — тоже дело опасное: если обнаружит немецкая «рама» — дотошный разведчик, то минами накроют, как пить дать.

Самолет забросали ветками. Ночью техники прикрылись брезентовыми чехлами и при свете переносной лампы принялись снимать мотор. Во вторую ночь поставили исправный мотор, а наутро следующего дня снова на У-2 доставили Мосьпанова.

Лег Илья Петрович около замаскированного самолета на свой обшарпанный реглан, с которым редко расставался даже в жаркие дни, закурил, посматривает на дымок от папиросы. Ветер тянет со стороны противника. Это хорошо: при взлете против ветра разбег будет короче. Посмотрел Мосьпанов на бугорок замаскированного блиндажа — это единственный ориентир, по которому нужно выдерживать направление при взлете. Ветер получался встречно-боковой, и оттого, что боковой, у Мосьпанова засосало под ложечкой: «А вдруг поведет вправо? Тогда катастрофа неминуема...». Мысль эту отогнать никак не удавалось. Мосьпанов швырнул окурок.

‑ Ну как, все готово? — спросил он у техников.

Три пары глаз пристально смотрели на летчика. Обратился он ко всем, а отвечать должен один, старший команды, круглолицый и проворный Петро Семенович Глущенко. И говор у него быстрый, успевай только схватывать.

‑ Все шланги и трубопроводы присоединены, гайки на под моторной раме зашплинтованы, — сам проверял, — водой и маслом заправили, горючим тоже...

Постой, постой, Петро Семенович, — остановил его летчик, — не трещи как пулемет. Ты скажи: лететь можно? — и посмотрел на техника в упор, забыв на время о боковом ветре. Тот заерзал, будто с кочки хотел пересесть на ровное место.

‑ На аэродроме я бы его не выпустил... — мотнул техник головой на самолет.

‑ Это почему же?

‑ Мотор ведь не опробовали, тросик регулятора оборотов установили на глазок... А вдруг раскрутка винта будет?

‑ А ты еще раз проверь хорошенько на свой глазок, а чтобы раскрутки не было, полетишь со мной в фюзеляже. — Мосьпанов глянул на техника.

‑ Есть лететь с вами, товарищ старший лейтенант, — сказал Глущенко. — А как мы мотор перед взлетом прогревать будем?

Вопрос резонный.

В этот утренний час, когда немцы по заведенному распорядку завтракали, на переднем крае установилась тишина. Против­ник не стрелял, а наши тоже попусту боеприпасов не расходовали. Но стоит только запустить мотор да пока температуру воды доведешь до 80 градусов, как противник непременно начнет палить по самолету. И Мосьпанова осенила мысль: надо, чтобы заговорила наша артиллерия, тогда «под шумок» можно прогреть мотор.

Разыскал какого-то артиллерийского начальника, изложил просьбу. Тот сказал:

‑ Хорошо, пошебаршим малость с запасных позиций, будто бы пристрелкой целей займемся. Только предупреди, когда на­чинать.

Мосьпанов вернулся к техникам:

‑ Ну как, Петро Семенович, тросик регулятора оборотов проверил?

‑ Проверил.

‑ Раскрутки не будет?

‑ Не должно...

‑ Вот и хорошо... Развернем самолет носом на тот бугорок, — показал летчик в сторону переднего края.

Налегли на хвост все разом, повернули штурмовик, как нужно, летчик полез в кабину. Глядь, а на сиденье парашюта то нет. Севший вынужденно летчик, оказывается, его забрал, а Мосьпанов свой привезти не догадался. Техники заволновались:

‑ Вылет отложим?

‑ А парашют мне бы понадобился как подушка, чтобы сидеть не низко: все равно ведь на бреющем полечу, не прыгнешь.

Мосьпанов сложил свой видавший виды реглан пакетом, сунул в чашу сиденья, уселся, вытянул шею, но из-за капота мотора ориентира для взлета не видит: ростом летчик не вышел, сидит низко. И тут снова засверлила мысль: «Выдержать бы направление при боковом ветре...».

Пришлось еще куртку техника под себя подложить. Теперь вроде бы нормально. Пристегнулся привязными ремнями к сиденью.

‑ Петро Семенович! — крикнул Мосьпанов. — Беги на батарею, пусть начинают!

‑ Так мне же лететь, я другого пошлю, — засуетился тот.

‑ Один полечу, зачем лишний груз...

Заработала наша артиллерия.

Мосьпанов запустил мотор, начал прогревать. Вывел на максимальные обороты — раскрутки нет, за мотор спокоен. Одна только мысль: не развернуться бы на взлете и проскочить мимо блиндажа. Он спустил штурмовик с тормозов, взвихрилась увядшая зелень, которой был замаскирован самолет, и только облако пыли осталось позади.

Но то, чего он больше всего опасался, в один миг и произошло: только на разбеге поднял хвост, как самолет повело вправо. Он теперь бежал прямо на блиндаж, а там траншеи. Прерывать взлет поздно, штурмовик на виду у противника... Мосьпанов включил форсаж и у самого блиндажа хватил ручку на себя...

Гул двигателя замер где-то за линией фронта. И вскоре штурмовик низко пронесся над нашими войсками, качнув с крыла на крыло.

Вот об этом случае и вспомнил Мосьпанов, когда внушал мне на аэродроме у хутора Смелого:

‑ Выбрось из головы мысли о развороте на взлете! Будешь думать об этом — обязательно развернет.

Я ему благодарен за это внушение: оно мне куда больше помогло, чем поднятый перед моим носом палец.

Во время отступления наших войск за Дон летом сорок второго года командиру 3-й эскадрильи капитану Мосьпанову приходилось летать особенно много. Были дни, когда он по четыре, а то и по пять раз водил группы бить вражеские колонны. Возвращаясь с задания, передавал по радио на аэродром:

‑ Готовьте другого «коня», корм есть!

После приземления он сразу пересаживался в самолет с подвешенными бомбами и вел другую группу. Командиру полка говорил:

‑ Я знаю, где сейчас эта колонна, и лучше выведу группу, чем тот, кто там еще не был.

Пересадку ведущего с одного самолета на другой кто-то тогда назвал «конвейером Мосьпанова». Много он летал в те дни, а усталость вроде бы и не коснулась этого на вид физически не очень сильного человека. За ужином он еще и шутки отпускал:

‑ Начпрод уравниловкой занимается. Нет бы выписать четыре раза по сто, а он опять на донышке выставил!

А потом еще на сон грядущий усаживался сгонять партию в шахматы.

Шахматы были страстью Мосьпанова. Играл без спешки, подолгу обдумывая ходы. И уж если Илья Петрович садился против партнера, то даже самые неуемные подсказчики крепко держали язык за зубами, суфлеров не терпел. Не прощал ошибок и партнеру, заранее его предупреждая: «Уговор — не смыкать!»

Двадцать пятого июля на полевом аэродроме около станицы Кагальницкой, близ Ростова, выдался жаркий день. Летали бить переправы на Дону.

Мосьпанов был в боевом расчете.

В ожидании своей очереди он сидел в тени около землянки за шахматной доской, обдумывая свой ответный ход на выпад достойного противника — Хаима Янкелевича Хашпера. Тот «смыкать» тоже не любил и умел ставить хитрые ловушки. Эта интересная партия была неожиданно прервана: над КП взвилась ракета — вылет!

‑ Не рушь фигуры, — сказал Мосьпанов. — Я тебя на этой «завлекалочке» еще припечатаю... — и заспешил к дежурному грузовику.

Начальник связи Нудженко крикнул Мосьпанову:

‑ Буду давать настройку, слушай!

‑ Вас понял, пр-рием! — улыбнулся ему Мосьпанов и тряхнул шлемофоном.

Недолюбливал Мосьпанов несовершенное тогда радио за шум и треск в наушниках, поэтому в полете частенько выключал приемник. К тому же от ларингофонов, застегивавшихся кнопкой ниже подбородка, на шее у него оставались синяки — бритвой прикоснуться больно.

«Отрежу их к чертям!» — сказал как-то Мосьпанов при Нудженке, и тот после этого весь день ходил за ним по пятам: «Та хиба ж це можно отрезать?»

Вот и теперь, провожая Мосьпанова в полет, начальник связи решил напомнить ему о настройке.

Самолеты порулили на старт. Нудженко стоял у рации с микрофоном в руке. «Р-раз, р-раз, как слышишь?» Ведущий не отвечал. «Может быть, хочет позлить?»

Штурмовики пошли на взлет, оторвалась первая пара, стала набирать высоту, и в это время кто-то закричал:

‑ Худые! Худые!

Все вскинули глаза к солнцу, а там, словно хищные щуки, плавали два истребителя с тонкими фюзеляжами — «мессеры».

Нудженко снова закричал в микрофон, предупреждая об опасности, но ответа по-прежнему не было. Летчику не до ответов сейчас. Самолет ведущего летел, не шелохнувшись, без маневра.

«Мессеры» ринулись вниз. От их крыльев рванулись дымные трассы «эрликонов».

Вздрогнул штурмовик Мосьпанова и тут же круто опустил нос... На окраине Кагалъницкой взметнулось пламя, хрястнул взрыв.

...Вечером хоронили Илью Петровича Мосьпанова. В легком гробу вместе с останками комэски лежал спекшийся в огне кожаный шлем без ларингофонов.

Хутор Зубово Курской области значится только на картах старого издания. Теперь это хутор Мосьпанов. В центре его на высоком постаменте стоит бюст бывшего вожака деревенской комсомолии, Героя Советского Союза капитана Ильи Петровича Мосьпанова. Это звание было ему присвоено 23 ноября 1942 года посмертно.

Он был вторым по счету Героем в полку после Гетьмана.

Мы воевали в то время на Северном Кавказе, на «точке номер три».

Тогда на фюзеляжах штурмовиков появились выведенные белой краской слова: «Отомстим за Мосьпанова!»

Были такие надписи на самолетах Петра Руденки, Василия Шамшурина и Феди Артемова. Была она и на моей «везучей» тридцатке, которая очень долго держалась в «третьем туре».

В военном воздухе суровом… / Василий Емельяненко. Изд. 2-е, доп. и перерраб. М.: Молодая гвардия, 1976. С. 308-318




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"