Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Гастелло Hиколай Фpанцевич // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1199

Гастелло Hиколай Фpанцевич

Гастелло Hиколай Фpанцевич23.04(06.05).1908, Москва - 26.06.1941, командир 4-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, капитан, Геpой Советского Союза

Николай родился в семье рабочего. Его отец ‑ Франц Павлович Гастелло, белорус по происхождению (по другой версии ‑ русский немец), выходец из бедной крестьянской семьи, приехал в Москву в 1900 году из села Плужины Новогрудского уезда Минской губернии в поисках заработка и лучшей доли. Он варил металл в специальных печах-вагранках в литейных мастерских на железной дороге. Работа эта была физически крайне тяжёлой, но и оплачивалась хорошо. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, была белошвейкой. Первым ребёнком в рабочей семье стал Николай, затем родились сестра Нина (1912) и брат Виктор (1913, погиб в сентябре 1942 г.).

Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (1915-1921). Трудовую деятельность начинал учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.

В мае 1932 года Гастелло Николай Францевич по специальному набору призван в Красную Армию. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса (более известна как Луганская военная авиационная школа лётчиков),  которую окончил в декабре 1933 года и получил направление в 82-ю тяжелобомбардировочную эскадрилью 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

В 1938 году в результате реорганизации части Николай  Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а далее ‑ заместитель командира эскадрильи. Участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП (1939). Приходилось больше заниматься транспортными перевозками войск на Халхин-Гол, техники, вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненных.

Николай Гастелло участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР.

Начало Великой Отечественной войны капитан Гастелло Н. Ф.. встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, под Смоленском. В первые дни войны полк понёс большие потери и самолёты с лётчиками были сведены в две эскадрильи. Капитан Николай Гастелло стал командиром 20й эскадрильи.

На третий день войны 207-й полк вылетел на очередное боевое задание в полном составе. Он бомбил наступающие войска противника в районе Пружаны-Кобрин. Полк точно отбомбился, но потерял десять самолётов. Самолёт капитана Гастелло был тоже подбит, тяжело ранен штурман. Гастелло дотянул до аэродрома и посадил подбитую машину. На четвёртый день войны самолёт ремонтировался, но капитан Гастелло летал на другом самолёте, бомбил Виленский аэродром противника.

26 июня капитан Гастелло получил приказ на боевой вылет звеном ‑ нанести бомбовый удар по войскам противника, идущим от Вильно к Минску.

Вылет произвели во второй половине дня. В паре с капитаном Гастелло летел экипаж старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва, который описал всё случившиеся. Через час с небольшим звено обнаружило южнее Радошковичей большую вражескую моторизованную колонну. Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся немецких танков, автомашин и атаковал врага. Штурман Анатолий Бурденюк точно положил авиабомбы в цель. Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и занявший место люкового стрелка адъютант эскадрильи (начальник штаба) лейтенант Григорий Скоробогатый обстреливают разбегающихся немцев.

Уходя от цели, с разворотом на солнце, Воробьёв заметил дым, идущий из самолёта Гастелло. Объятый пламенем самолёт кренился вправо, но Гастелло сумел выровнять машину и подал сигнал Воробьёву возвращаться на базу. Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Федор Воробьев и штурман лейтенант Анатолий Рыбас стали свидетелями подвига экипажа Гастелло. На их глазах самолет, объятый пламенем, развернулся на скопление немецких танков и автомашин, перешёл в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники. До последнего момента из пылающего самолёта вели огонь по противнику лейтенанты А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Н. Ф. Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Орденами Отечественной войны 1-й степени были награждены члены экипажа — штурман А. А. Бурденюк, воздушный стрелок-радист А. А. Калинин, люковый стрелок Г. Н. Скоробогатый.

С подвигом экипажа Гастелло связано несколько мифов. Один из них ‑ Николай Гастелло первым в истории авиации совершил такой подвиг. Поэтому лётчиков, которые атаковали вражескую технику в годы войны, называли гастелловцами.

На самом деле, Гастелло был не первым, и даже не вторым и не третьим лётчиком, совершившим таран наземной цели. Первый в советской истории случай «огненного тарана» произошёл 5 августа 1939 года на Дальнем Востоке в долине реки Халхин-Гол во время военного столкновения СССР и Монгольской Народной Республики, с одной стороны, и Японии – с другой. В этот день батальонный комиссар 150-го бомбардировочного полка Михаил Анисимович Ююкин поднял в воздух свою машину для выполнения боевого задания. В момент бомбардировки вражеских позиций в самолёт попал снаряд, который поджёг правый мотор. Сбить пламя лётчикам не удалось, и тогда командир приказал экипажу покинуть самолёт и направил пылающую машину, полную бомб, на японский дзот. За героизм и образцовое выполнение боевого задания Михаил Ююкин был награждён орденом Ленина, а члены его экипажа ‑ старший лейтенант Александр Морковкин и старшина Петр Разбойников были отмечены орденами Красного Знамени.

Подобный подвиг был совершен в 1940 году и в ходе советско-финляндской войны. А первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил командир звена 62-го штурмового авиаполка П. С. Чиркин 22 июня 1941 года. Он поднял машину в воздух с аэродрома у села Лисятичи для проведения воздушной разведки и попал под обстрел гитлеровцев. Когда машину П. Чиркина подбили, он направил её на танковую колонну противника. 24 июня экипаж командира звена 33-го скоростного бомбардировочного полка старшего лейтенанта Григория Храпаря совершил ещё один таран. В этот раз горящий самолёт разрушил переправу близ города Броды. А 25 июня горящей машиной таранил немецкие танки капитан Авдеев. Очевидно, что таких случаев могло быть и больше, так как в условиях войны не все подвиги пилотов, закончивших жизнь в огне, могли быть зафиксированы и подтверждены.

Таким образом, подвиг Гастелло был далеко не первым. Однако именно подвиг экипажа Гастелло был взят за образец, и его использовала государственная пропаганда. Всего за годы Великой Отечественной войны советские лётчики совершали «огненные тараны» около 500 раз.

Именем Героя Советского Союза Гастелло Николая Францевича названа улица в Железнодорожном районе города Ростова-на-Дону. На доме № 133/2 по улице Таганрогской, где проживал в 30-е годы Гастелло, установлена мемориальная доска.

Гимназии № 36 в Ленинском районе города Ростова-на-Дону присвоено имя Героя Советского Союза Н. Ф. Гастелло (2020).

 

Бессмертие

С. Емельяненко

<…>

В Ростове сейчас проживает более двадцати человек, находившихся в различное время на службе в прямом подчинении Гастелло. Среди них – офицеры в отставке И. Саенко, работник часового завода, С. Золочевский, пенсионер, летавшие борттехниками в экипаже Гастелло. В разное время служили в экипаже Николая Францевича стрелками-радистами и воздушными стрелками П. Апанасов и Н. Павленко, ныне пенсионеры, работник «Энергосетьпроекта» Х. Шелудько. Довелось служить с Гастелло и мне.

Был он замечательным лётчиком. Помню в 1938 году мы перелетали из Ростова в летние лагеря, попутно выполняя упражнения по воздушной стрельбе и бомбометанию. И вдруг на высоте 3.000 метров остановились все четыре двигателя. По ошибке самолёт недозаправили топливом. Тяжелый бомбардировщик с размахом крыльев в 40 метров превратился в огромный планер. Рельеф местности для посадки на планирующем самолёте в этом районе был чрезвычайно сложен. И все же Гастелло с большим мастерством приземлил бомбардировщик на небольшую пахотную площадку, ограниченную с одной стороны рвом, а с другой железнодорожным полотном.

<…>

Бессмертие : к 70-летию со дня рождения Н. Ф. Гастелло / С. Емельяненко // Красное знамя. Ростов н/Д., 1977. 23 апр. С. 3.

 

Литература

  1. Здесь жил легендарный Гастелло… / Г. Антонов; фото В. Мишечкина // Вечерний Ростов. 1960. 18 авг. С. 3.
  2. Владимировцы – Герои Советского Союза / А. Нагорный, В. Травкин. [Владимир] : Верхне-Волжское кн. изд-во, 1964. С. 69-72.
  3. Гастелло – наш земляк / В. Моисеев // Вечерний Ростов. 1965. 31 июля. С. 4.
  4. Факел бессмертия / Н. Денисов // Герои огненных лет : очерки о москвичах – Героях Советского Союза / А. М. Синицын (отв. ред.). Кн. 1-я. М. : Московский рабочий, 1975. С. 113‑120.
  5. Бессмертие : к 70-летию со дня рождения Н. Ф. Гастелло / С. Емельяненко // Красное знамя. Ростов н/Д., 1977. 23 апр. С. 3.
  6. Человек сильнее всего / И. Гегузин // Вечерний Ростов. 1978. 6 марта. С. 3.
  7. Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. М.: Воен. изд-во, 1987. Т. 1. С. 315.
  8. 1941-й / И. Митрофанов // Военный вестник Юга России. Ростов н/Д., 1994. 13-19 июня. С. 9.
  9. Пеpечеpкнутое бессмеpтие / В. Горявин; фото А. Чеботаpева // Вечерний Ростов. 1998. 24 апр. С. 2.
  10. С вершины бессмертия в омут беспамятства / С. Горявин // Вечерний Ростов. 2001. 26 июня. С. 4.
  11. Уходил на подвиг из Ростова / А. Боднар // Молот. Ростов н/Д., 2001. 26 июня. С. 3.
  12. Гастелло жил в Ростове / Светлана Малышева; фото автора // Домашняя газета. Ростов н/Д., 2007. 5 дек. С. 3.
  13. «Иду на таран!» / М. Михайлов // Красная звезда. М., 2011. 10 дек. С. 3. (Военный вестник Юга России).
  14. Улица Победы : участники Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы городов и сёл Дона. Ростов н/Д. : [Альтаир], 2013. С. 8.
  15. Имена героев - 13 школам / Михаил Малыгин // Красная Звезда. 2020. 23 окт. С. 11.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"