Малаховский Е. и., Мовшович Е. В. Иудейские молитвенные дома и синагоги Ростова-на-Дону // Донской временник. Год 1999-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1998. Вып. 9. С. 102-104 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=173
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1999-й
Храмы, монастыри Ростовской области
ИУДЕЙСКИЕ МОЛИТВЕННЫЕ ДОМА И СИНАГОГИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Краткая справка. Иудейские молитвенные дома и синагоги всегда служили центрами, вокруг которых сосредотачивалась жизнь еврейской общины (и не только религиозной). Они были центрами еврейской культуры, просвещения, а зачастую и решения личных и хозяйственных дел.
Появление евреев на Нижнем Дону, вероятно, относится к середине первого десятилетия XIX в. Известный ростовский историк-краевед М. 3. Краснянский упоминал о первом еврейском купце (Н.?) Герберге (его потомки стали Герберами), которому войсковой атаман М. И. Платов разрешил, очевидно, не полнее 1817 года поселиться в Ростове-на-Дону. В делах городского архива он упоминается как торговец мануфактурой, начиная с 1825 г. Его сын Михаил был владельцем большого дома на Б. Садовой, 33 (ныне в нем Управление МВД по Ростовской обл.). Его внуки Роман и Александр оставались владельцами дома до 1917 года.
Известно, что в 1836 году, при общей численности населения Ростова-на-Дону 8100 человек, еврейская община насчитывала всего 73 человек (7 купцов, остальные мещане). Через 10 лет ее численность достигла 289 чел. Тем не менее, посещавший не раз город, известный одесский историк А. А. Скальковский в своей статье о Ростове-на-Дону о синагоге или молитвенном доме не упоминает, говоря о 1846 годе. Однако поскольку сохранились книги регистрации браков, рождений, разводов и смертей евреев Ростова-на-Дону, которые вел с 1844 года (возможно, и раньше) ростовский раввин Вульф Калина, можно думать, что еврейский молитвенный дом уже был, но, вероятно, размешался в арендуемом здании. Впервые он зафиксирован официально не позже 1849 года, а синагога зафиксирована не позже 1855 года. По законам Российской империи еврейские общины имели право иметь один молитвенный дом (молитвенную школу) на 30 домов евреев и одну синагогу — на 80 домов евреев на расстоянии не менее 107— 213 м от ближайшего христианского храма и не менее 43—85 м от ближайшей питейной лавки или питейного заведения.
ГЛАВНАЯ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА
В 1863 году позади уже имевшейся с 1855 года (или ранее) синагоги при помощи тогдашнего городского головы А. М. Байкова был выстроен теплый кирпичный молитвенный еврейский дом. Он находился на территории обширной усадьбы, принадлежавшей еврейской общине, между улицами Воронцовской и Канкринской. В 1866 году здание сильно обветшавшей синагоги снесли, а на его месте к лету 1868 года выстроили новое двухэтажное кирпичное здание Главной хоральной синагоги по ул. Воронцовской, 78—80 (теперь ул. Баумана, 70).
Автором проекта здания Главной хоральной синагоги, по всей вероятности, был старший городовой архитектор Ростова-на-Дону колежский ассесор Савицкий, строителями — А. Г. Каплун, С. И. Фрейшист и А. А. Данцигер. Немалые по тому времени средства на строительство в сумме 16 342 руб. 87 коп. были собраны во многом благодаря стараниям раввина, которым в 1863 — 1888 году был Фабиан Осипович Гнесин, отец известного композитора М. Ф. Гнесина.
Торжественное открытие Главной хоральной синагоги Ростова-на-Дону произошло 30 августа 1868 года в присутствии городского головы А. М. Байкова, возвращения которого из поездки специально ждали. Открыв синагогу, А. М. Байков поблагодарил за оказанную ему честь открытия нового еврейского храма и указал на участие в торжестве лиц различных вероисповеданий из городской администрации и «сливок общества». В этом он увидел начало решения поставленной им задачи «уравнять евреев в отношении общественного положения в городе с прочими гражданами».
В 1881 г. к основному зданию пристроили с запада молитвенный дом на 150 мест. Вместе с уже имевшимся до этого молитвенным домом Главная хоральная синагога Ростова-на-Дону превратилась в крупный культовый и учебный (здесь же находилось еврейское училище Талмуд-Тора) комплекс, в котором с 1903 года располагалась и еврейская библиотека-читальня. В этой синагоге производил прием прихожан ростовский раввин (последним дореволюционным раввином был д-р М. 3. Гольденберг).
В 1924 году здание Главной хоральной синагоги было муниципализировано, но не изъято у еврейской общины. В середине 1935 года оно было национализировано и передано кожно-венерологической больнице (ныне диспансер). После этого здание было кардинально перепланировано (уничтожен молитвенный зал и обрамлявший его на уровне 2-го этажа балкон) и надстроено. При этом был искажен архитектурный облик здания. Как отметила Л. Ф. Волошинова, первоначальный облик фасада сильно изменен в результате расширения существовавших и устройства нескольких новых проемов, а также утраты значительной части первоначального штукатурного декора, хотя здание числится историческим памятником.
СОЛДАТСКАЯ СИНАГОГА
История Солдатской синагоги началась в 1862 году, когда отставные солдаты-евреи образовали Солдатское еврейское молитвенное общество Ростова-на-Дону, которое с разрешения Екатеринославского губернского правления от 31 мая 1862 года получило возможность нанять для своего молитвенного дома особое помещение. По плану, утвержденному Екатеринославским губернским правлением 4 июня 1872 года, в том же году было выстроено каменное здание Солдатской хоральной синагоги. Как указывал покойный ростовский краевед М. А. Красников, средства на строительство синагоги предоставил богатый ростовский купец 1 гильдии мукомол Иосиф Маркович Елицер. Проект здания синагоги, вероятно, составил старший городовой архитектор Эрнст Эрнстович фон Шульман. Строил синагогу ростовский строительный подрядчик Моисей Леонтьевич Геронимус.
По данным Л. Ф. Волошиновой, в начале 1881 года к основному зданию пристроили трехэтажное кирпичное неоштукатуренное здание для Духовного правления синагоги. Вероятно, проект здания составил городской архитектор Ростова-на-Дону Владимир Иванович Якунин (скорее всего строитель был тот же, что и основного здания). В 1891 году была закончена двухэтажная пристройка с юга для училища детей бедных солдат в нижнем этаже и для молитвенной школы на втором этаже. Проект этой пристройки, одобренный 17 мая 1890 года Строительным отделением Областного правления Области войска Донского, возможно, был составлен городским архитектором Николаем Александровичем Дорошенко, а строителем его был один из братьев А. М. или И. М. Геронимусов.
Имеются сведения (по сообщению ростовского историка В. С. Сидорова), что здание Солдатской синагоги сильно пострадало от пожара во время еврейских погромов в октябре 1905 года. Поэтому после сбора необходимых средств только в 1913 — начале 1914 года здание синагоги было восстановлено и реконструировано (тогда здание обладало красивыми угловыми купольными завершениями) по проекту и под руководством петербургского художника-архитектора, профессора Императорского археологического института и секретаря общества архитекторов Якова Германовича Гевирца. Следует отметить, что Я. Г. Гевирц был не просто архитектором, а архитектором-художником, специализирующимся на проектировании синагог. В 1907 году он занял первое место на конкурсе проектов синагоги и богадельни для Преображенского еврейского кладбища в С.-Петербурге, а в 1909 году он получил первую премию за разработку проекта Харьковской синагоги. После окончания художественных работ богослужения в Солдатской хоральной синагоге возобновились 29 марта 1914 года на песах (пасху).
Л. Ф. Волошинова считает, что Солдатская синагога построена в стиле модерн с элементами восточной архитектуры, объемно-пространственная композиция которой включает три уменьшающихся с севера на юг объема. Здание обладает простыми лаконичными фасадами, полуциркулярные завершения оконных проемов которых стилизованы под готическую розу в два света рисунком переплетов. Основной объем и цоколь здания рустованы. Архитектурный облик синагоги дополняют лепные розетки и аркатурный пояс под карнизом среднего объема, массивный карниз и парапет.
Осенью 1935 года здание Солдатской синагоги было национализировано, и в нем была размещена химфабрика Горместпрома и подразделение радиозавода «Комсомолец». После освобождения Ростова-на-Дону в 1943 году фабрика в здании не была восстановлена, и его вновь заняла еврейская община, которая приложила очень большие усилия для ремонта здания. За оказание финансовой и иной помощи в ремонте синагоги ростовские евреи подвергались репрессиям (увольнениям с работы, выселению из города, арестам и др.). Разрешение на владение и пользование зданием Ростовский облисполком выдал лишь 14 апреля 1945 года после первоначального отказа 1 декабря 1944 года и поездки инициативной группы во главе с раввином (в 1944—1960 гг.) Шая-Меерои Зусмановичем Ароновичем и председателем общины В. Д. Липковичем в Москву.
Эта синагога остается единственной действующей синагогой Ростова-на-Дону, расположенной на углу ул. Тургеневской, 68, и Газетного пер., 18 (до 1917 г. Казанский пер., 14). Лишь 12 августа 1991 года Кировский районный народный суд признал факт владения Ростовской еврейской религиозной общиной частью здания синагоги по пер. Газетный, 18 (литер «А») и признал ее право собственности на эту часть. Наконец, Малый совет Ростовского горисполкома 8 июля 1993 года решил возвратить в собственность Ростовской еврейской религиозной общине бывшее здание синагоги по ул. Тургеневской, 68 (литер «Б»), занимаемое учебно-производственным комбинатом Ростоблбытпромсоюза населения, передислоцировав последний в другое помещение.
РЕМЕСЛЕННЫЙ МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ ИЛИ СИНАГОГА РЕМЕСЛЕННИКОВ
Ремесленное еврейское молитвенное общество возникло в Ростове-на-Дону в 1891 году. Сначала оно арендовало различные помещения для своего молитвенного дома, в 1894-1901 — в принадлежавшем наследникам Я. К. Башмаковой одноэтажном здании по пер. Казанскому, № 24 (ныне Газетный пер., № 28) на углу ул. Старопочтовой, № 121 (теперь ул. Станиславского, № 73).
В 1894 году ростовский строительный подрядчик Абрам Моисеевич Геронимус приобрел имение на углу ул. Почтовой (ныне ул. Станиславского), 106, и пер. Казанского, 22 (теперь пер. Газетный, 28) и построил в нем в 1901 году здание для молитвенного дома Ремесленного еврейского общества Ростова-на-Дону. Это было двухэтажное кирпичное неотштукатуренное здание с красивыми угловыми и промежуточными островерхими завершениями на крыше в готическом стиле. В 1904 году Ремесленное еврейское общество согласилось принять это здание в дар от А. М. Геронимуса. В 1905 году во время еврейских погромов оно сгорело, но было отремонтировано. В 1913 году Департамент духовных дел Областного правления Области войска Донского, наконец, дал разрешение на принятие такого пожертвования А. М. Геронимуса.
В годы гражданской войны в здание попал снаряд, но здание уцелело. В 1920 (?) — 1929 гг. раввином Ремесленного молитвенного дома хасидской общины стал Иошуа-Эшель Авраам Хаимович Замский. Председателями общины в разное время были Я. М. Лельчук (отец проф. П. Я. Лельчука), Г. В.(?) Угольников и др. С весны 1936 года этот иудейский храм остался единственным действующим в Ростове-на-Дону и стал именоваться синагогой. В июле 1942 года перед отступлением Красной Армии из Ростова-на-Дону здание сгорело и разрушилось (остались лишь остатки восточной стены) то ли из-за попадания авиабомбы, то ли из-за подрыва здания советскими саперами. Здание этой синагоги после окончания войны не было восстановлено (на его месте стоит павильон по продаже молока). Сохранилась лишь дореволюционная фотография и сведения о размерах: 16,75 х 16,25 х 3,35 м (площадь около 323 м).
ДУХОВНОЕ ПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ХОРАЛЬНОЙ СИНАГОГИ
Примерно на рубеже XIX и XX вв. духовное правление Главной хоральной синагоги выстроило в своей усадьбе здание по ул. Канкринской (теперь Ульяновской), 57, трехэтажный кирпичный неотштукатуренный дом для своего пребывания. Кроме духовного правления, здесь размещались еврейское училище, библиотека-читальня, бесплатная столовая и другие учреждения.
Архитектурный облик здания, по Л. Ф. Волошиновой, определяется рустовкой нижнего этажа, гигантскими лопатками с геометрическими вставками в верхней части (объединяющими 2 и 3 этажи), поребриком над оконными проемами и сандриками сложной конфигурации над окнами 2 этажа, многоярусными межэтажными и подоконными тягами, украшенными сухариками и аркатурными поясами, декоративными машикулями лопаток.
В 1924 году здание было национализировано и передано отделу народного образования Донской области. Вначале здесь были приемник и столовая-ночлежка для беспризорных, затем средняя школа им. Советской Армении. Ныне здесь располагаются Областное базовое медицинское училище и Областная специализированная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва.
Миква главной хоральной синагоги. С 1904 года (вероятно, несколько раньше) Главная хоральная синагога имела отдельное здание для бассейна ритуальных омовений. Она располагалась на ул. Рождественской (теперь Обороны), 97.
МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ И БОГАДЕЛЬНЯ ПРИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
В 1881 году Ростовская еврейская община построила кирпичное здание Александровской еврейской больницы на углу ул. Никольской, 148 (ныне Социалистической, 156-158) и пер. Богатяновского, 27, на пустовавшем участке земли, который Ростовская городская дума передала еврейской общине еще в 1866 году (прирезав в 1880 и 1884—1885 гг. дополнительную площадь).
Средства для строительства (более 15 тыс. руб.) были предоставлены ростовским купцом 1 гильдии мукомолом Яковом Самойловичем Гурвичем и еврейской общиной, собравшей пожертвования. Проект составил, по-видимому, городской архитектор Ростова-на-Дону Владимир Иванович Якунин, наблюдавший за ходом строительства, а возводил здание ростовский строительный подрядчик Моисей Леонтьевич Геронимус. Свое название больница получила при ее закладке 22 февраля 1880 года в честь 25-летия благополучного царствования Александра II.
В 1894 году наследники умершего купца Иосифа Марковича Елицера оплатили строительство законченной к концу того же года пристройки (по пер. Богатяновскому) для богадельни и молитвенного дома при ней (был открыт для богослужений лишь в 1897 году после особого разъяснения правления Области войска Донского полиции Ростова-на-Дону о праве больных и старых евреев молиться в специальном молитвенном доме). Однако через 100 лет мечта ростовского полицмейстера нечаянно исполнилась — они были бессмысленно разрушены, чтобы построить на их месте хозяйственно-бытовое помещение (из-за отсутствия средств этот замысел, как водится, до сих пор не реализован).
В 1899—1901 годы больница была расширена и перепланирована. На пожертвования Б. Я. и А. Я. Каменки был построен павильон на 15 коек для больных детскими заразными болезнями.
В 1913 году в больнице функционировало 6 отделений (хирургическое, терапевтическое, гинекологическое, туберкулезное, родильное и детское) с общим числом коек 220. Старшим (главным) врачом еврейской больницы длительное время был Исаак Александрович Риттенберг. В больнице могли получить помощь не только евреи, но и все нуждающиеся в ней. В советское время здесь долгое время размещалась больница скорой неотложной помощи, а ныне — городская больница.
НАХИЧЕВАНСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ
Еврейская община в городе Нахичевани-на-Дону появилась лишь в середине XIX в. В 1881 году здесь числилось только 69 еврейских семей. В 1897 году численность евреев достигла 555 человек. В конце XIX в. еврейская община арендовала здание на углу ул. 1 Георгиевской (ныне им. В. Закруткина) и 19-линии для молитвенного дона и Духовного правления его.
В 1903 году Духовное правление Нахичеванского еврейского молитвенного дома приобрело на средства еврейской общины полутораэтажный кирпичный дом на углу 24 линии, № 3/1, и ул. 1-Вознесенской (теперь Мурлычева), № 6/3, переоборудовав его под молитвенный дом (устроило молитвенный зал и обрамляющий его балкон). Во дворе находились миква и мацепекарня.
Несмотря на то, что в 1920 году Ростово-Нахичеванский горсовет заключил с еврейской общиной бессрочный договор об использовании ею молитвенного дома, к началу 1936 года это здание было национализировано на основании решений президиума Ростсовета от 2 и 17 ноября 1935 года и постановления президиума Азово-Черноморского крайисполкома от 7 декабря 1935 года, утвержденного постановлением комиссии по вопросам культа при ВЦИК РСФСР от 20 февраля 1936 года, и передано артели им. Калинина, несмотря на протесты верующих во главе с ростовским раввином И. Э. А. Х. Замским и почетным председателем Нахичеванской еврейской общины Мебелем.
Артель им. Калинина по изготовлению металлических изделий была организована из цыган Назаряном. После получения здания Нахичеванского еврейского молитвенного дома, якобы под общежитие они переоборудовали его в жилой дом, в котором «ударники труда» цыгане получили квартиры. С тех пор старожилы называют его «цыганским домом».
Помимо вышеописанных, в Ростове-на-Дону были другие еврейские молитвенные дома, здания которых либо не сохранились, либо используются как жилые помещения. Так, в годы Первой мировой войны в молитвенном доме при Главной хоральной синагоге разместилась община «Аскеназ» (пред. Ципельзон), в молитвенном доме при Еврейском кладбище по ул. Скобелевской (ныне Красноармейской), 1, — община хасидов (эти здания не сохранились). В арендованных или купленных домах располагались общины «Бет-Кодеш» на ул. Тургеневской, № 21 (пред. И. А. Хасменник), «Агудас-Изроель» на ул. Тургеневской, № 82, а также закрытый в 1925 году молитвенный дом Общины польских евреев-беженцев на углу ул. Воронцовской, 47 (ныне Баумана, 43) и пер. Казанского, 17 (теперь Газетный, № 15), против Солдатской синагоги.
|