Мовшович Е. В. Хасиды на Дону // Донской временник. Год 2000-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 8. С. 122-125 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/1/art.aspx?art_id=167
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2000-й
Конфессии в Ростовской области
ХАСИДЫ НА ДОНУ
Хасиды (от хасидим — благочестивый, богобоязненный) — одно из крупнейших течений религиозного иудаизма. Хасидизм в качестве идеологии хасидов возник как реакция еврейских масс на кризис еврейского общества Восточной Европы во второй половине XVII — начале XVIII вв. (массовые погромы евреев в 1648-1649 годы, лжемессианская деятельность Шабатая Цви и неспособность раввинского руководства изменить ситуацию). Основоположником его был рабби Исраэль бен Элиэзер (1698-1760) по прозвищу Баал-Шем-Тов, сокращенно Бешт, т.е. имеющий доброе имя или владеющий именем Бога (чудотворец). Он родился 18 элула 5458 года по еврейскому календарю, 9 сентября 1998 года исполнилось 300 лет со дня его рождения, что отмечали хасиды во всем мире.
Хасиды считали целью жизни общение с Богом посредством радостной молитвы. Наиболее близок к Богу, по их представлениям, цадик — праведник, известный святостью своей жизни. Он является посредником между Богом и евреями, которые поэтому должны сплотиться вокруг него. Хасиды провозглашали, что любовь к Израилю — высший принцип и что жизнь еврея — непрекращающийся путь к Эрец Исраэль. Хасиды знакомили евреев с Каббалой — мистическим учением. Последователи Бешта стремились приблизить пришествие Мессии путем строгого соблюдения религиозных заветов и предписании, при этом несколько изменив порядок богослужений и содержание молитв на основе каббалы.
Один из последователей Бешта, глава белорусских литовских хасидов Шнеур Залман (1745-1812), или Альтер Ребе, проповедовавший в родном местечке Лиозно, а затем в Лядах (Могилевекая губ.), стал основателем династии Шнеерсонов и особой философской системы хасидизма ХаБаД-Любавичи. Ее название происходит от аббревиатуры букв «хохма» (мудрость), «бина» (постижение) и «даат» (соединение разума с действием), а Любавичи — наименование местечка в Могилевской губернии (ныне на западной окраине Смоленщины), в котором жили после смерти Альтер Ребе руководители ХаБаДа, начиная с р. Дов-Бера Шнеерсона (1773-1827) — второго Любавичского Ребе.
Как отмечали С. М. Дубнов и другие еврейские историки, многие цадики (но не Шнеерсоны) злоупотребляли доверием народа, беря деньги за свои советы. Как они, так и долгое время боровшиеся с ними за религиозное влияние на народ митнагеды или миснагдимы («противники» хасидов), возглавляемые раввинами, одинаково враждебно относились к новому просвещению евреев. В первой четверти XIX века хасиды подтвердили важность традиционализма, а миснагдимы стали более терпимы к мягкой человечности хасидов. Долгое время хасидизм распространялся лишь на западе Украины, в Белоруссии, Литве и Польше. Только в 1909 году раввином Екатеринослава (с 1926 года Днепропетровск) был избран рабби Леви-Ицхак Шнеерсон (1878-1944), правнук 3-го Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона (1789-1866) по прозвищу Цемах-Цедек.
В Ростове-на-Дону хасиды появились только в начале 1916 года, когда из-за наступления немецких войск в Первую мировую войну евреи были насильственно эвакуированы из прифронтовой полосы (осенью 1915 года в нее попали и Любавичи) на Дон. Так здесь очутились р. Шолом-Дов-Бер Шнеерсон (1860-1920), 5-й Любавичский Ребе, и его семья, а также его ученики и последователи. Сначала они поселились на ул. Пушкинской, № 78 (теперь № 38, кв. 5), а с 1918 года в пер. Братском, 44 (ныне № 42).
Ребе Рашаб Ш.-Д.-Б. Шнеерсон родился в семье четвертого Любавичского Ребе 20 хешвана 5621 года (5 ноября 1860 г.) в Любавичах. Он начал заниматься общественной деятельностью в 14 лет, а в 22 года стал преемником своего отца, Пятым Любавичским Ребе. В 1895 году он организовал съезд общественных и религиозных деятелей в Ковно (Каунасе), несмотря на то, что в 1887-1897 гг. он посещал Святые места, в 1897 году он основал ешиву «Томхей тмимим» («Опора чистых сердец») с упором на «тмимус» (искренность), отделения которой в наши дни существуют в разных странах. Он прилагал много усилий в борьбе за улучшение положения евреев в черте оседлости. Эту же позицию он отстаивал в 1910 году, будучи членом 6-й Раввинской комиссии в Петербурге. Им опубликованы десятки философских книг о проблемах иудаизма. Ребе Рашаб Ш.-Д.-Б. Шнеерсон скончался 2 нисана 5680 г. (21 марта 1920 г.) в Ростове-на-Дону, и был похоронен на Еврейском кладбище, теперь не существующем (находилось севернее Гвардейской площади).
В 1938 году, когда стало известно о предстоящей застройке территории этого кладбища, хасиды, верные его памяти, тайно перенесли его тело, не превратившееся в прах, на ныне существующее Новое еврейское кладбище. Над его могилой на юго-восточном углу кладбища, как над святыней, возвели в 90-х гг. нашего века усилиями хасидов склеп, который посещают прибывающие специально для этого в Ростов-на-Дону хасидские делегации.
Его сын Ребе Раяц И.-И. Шнеерсон (1880-1950) родился 12 тамуза 5640 г. (21 июня 1880 г.) в Любавичах. Став после смерти отца его преемником 6-м Любавичским Ребе, он оказался практически единственным лидером хасидов в Советской России, ибо остальные либо погибли, либо эмигрировали. Еще юношей, в 15 лет, он стал секретарем отца и его правой рукой, а в 18 лет по поручению отца уже руководил ешивой «Томхей тмимим». Он был потомственным почетным гражданином и купцом 2 гильдии. Несмотря на начавшиеся преследования хасидов после установления советской власти в начале 1920 года в Донской области, он наладил связи практически со всеми еврейскими общинами страны, считая себя лидером всех евреев Советской России, которые, пользуясь поддержкой хасидов, должны бороться за сохранение иудаизма и свои национальные права. Ребе Раяц И.-И. Шнеерсон выступал тогда и против эмиграции евреев из-за преследований органов ВЧК-ГПУ. Проявлением деятельности последних зимой 1921 года в Ростове-на-Дону был запрет деятельности ешивы после судебного процесса и неоднократные аресты хасидов.
Уже в 1921 году р. И.-И. Шнеерсон появился в Москве с планом восстановления еврейской жизни в Советской России, включая организацию подпольной сети хедеров, ешив и микв, путем создания централизованной организации евреев, никогда прежде не существовавшей в Российской империи. В 1922 году р. И.-И. Шнеерсон собрал в Москве 9 хасидов, бывших учеников ешивы «Томхей тмимим». Они поклялись обучать евреев Торе и соблюдению ее заветов, пренебрегая опасностью.
Вопреки сопротивлению главных раввинов Москвы (р. Самуил Рабинович) и Петрограда (р. Давид Тевиль Каценеленбоген), обратившись через их головы к еврейским общинам, он собрал в конце 1922 года раввинов еврейских общин СССР, учредивших «Ваад Рабаней СССР» (Совет раввинов СССР). В 1923 году его председателем был избран р. И. И. Шнеерсон, а секретарем новозыбковский раввин Шломо Юсеф Зевин. Исполнительным органом «Ваада Рабаней СССР» стал «Мерказ» (Центр), который вел активную переписку со всеми (более 700) еврейскими общинами СССР.
Зная реальное положение дел на местах через своих посланцев и доверенных лиц, «Мерказ» оказывал материальную поддержку (как теперь сказали бы — «адресную поддержку») нуждавшимся в этом еврейским общинам, прежде всего для оплаты работы учителей. Р. И.-И. Шнеерсон сумел договориться о финансовой помощи, оказываемой «Ваад Рабаней СССР», с Всемирным Еврейским Альянсом в Париже, Комитетом раввина д-ра Меира Хильдесхеймера в Берлине, ортодоксальным «Агудат Ха-Рабаней» в Нью-Йорке и особенно (после переезда в мае 1924 года р. И.-И. Шнеерсона в Ленинград из-за угроз со стороны ростовских органов госбезопасности) с «Джойнт», который начал действовать в СССР с начала 1923 года.
Р. И.-И. Шнеерсон постоянно искал и находил законные основания для своей деятельности по защите прав евреев СССР, создав специальное юридическое бюро при «Мерказ», адвокаты которого оказывали необходимую помощь раввинам и меламедам. Ему удалось, например, получить во ВЦИК РСФСР официальное подтверждение допустимости преподавания религиозного учения в детских группах численностью до 3-х человек. За свою деятельность И.-И. Шнеерсон заслужил в органах ОГПУ репутацию «самого опасного еврейского контрреволюционера в СССР», поскольку активная защита прав религиозных евреев рассматривалась коммунистическим руководством страны, преследовавшим все конфессии, как преступная и антигосударственная. Он прилагал также много усилий для оказания помощи в развитии еврейского ремесленничества, справедливо не веря в реальность создания крупномасштабного еврейского земледелия.
В 1927 году р. И.-И. Шнеерсон был арестован в Лениграде ОГПУ и приговорен без суда к расстрелу за свою религиозную деятельность. Лишь гневные протесты мировой общественности спасли его от немедленного осуществления приговора. Смертная казнь была сначала заменена десятилетним заключением на Соловецких островах, а затем — высылка на три года в Кострому, почти сразу же отмененная. Вернувшись в Ленинград, а потом, живя в Малаховке под Москвой, р. И.-И. Шнеерсон и его близкие ждали решения своей судьбы. Большую роль в спасении его жизни сыграла Екатерина Пешкова, бывшая жена М. Горького. Коллегия Наркоминдела 28 сентября 1927 года приняла решение о высылке р. И. И. Шнеерсона и шесть его близких из СССР. Благодаря помощи главы Рижской еврейской общины и лидера партии «Агудат Исраэль» Латвии р. Мордехая Дубина (1889-1956), приехавшего в Москву и добившегося разрешения на выезд р. И.-И. Шнеерсона и его близких вместе с ним, они попали в Латвию. Провожать р. И.-И. Шнеерсона и его семью 20 октября 1927 года съехались евреи со всего СССР. Среди них был и р. Л.-И. Шнеерсон, отец Менахема-Мендла Шнеерсона, ближайшего помощника р. И.-И. Шнеерсона и жениха его дочери Хаи-Муси.
Ребе Раяц И.-И. Шнеерсон искренне верил, даже еще в течение трех лет после вынужденной эмиграции, что законы СССР могут защитить права верующих. Он полагал, что причиной преследований его и многих других евреев являются происки Евсекции РКП (б) — ВКП (б), возникшей во время гражданской войны (в Донской области в 1920 г.) и последовательно выступавшей с инициативой преследования членов различных еврейских партий и организаций, включая культурные, религиозные и спортивные. Члены Евсекции, исходя из ошибочных представлений о национальном будущем евреев, стремились уничтожить все национальные черты в российских евреях (язык, культуру, традиции и уж, тем более, религию). Такая их деятельность особенно усилилась с начала 1922 года. Однако и после ликвидации Евсекции в 1930 году преследования многих евреев не ослабели.
После выезда р. И.-И. Шнеерсона организационная работа «Меркаэа» захирела, поскольку р. Ш. Ю. Зеев был только администратором. К тому же после финансового кризиса 1929 года, потрясшего весь капиталистический мир, денежная помощь извне почти прекратилась: если в 1926 году «Джойнт» выделил «Мерказу» 26 тысяч долларов, то в 1933 году только одну тысячу. Активисты «Ваад рабаней СССР» р. Яаков Клемес (московский раввин), р. Менахем Глускин (минский, позже ленинградский раввин) и р. Ехезкель Абрамский (сланимский раввин) не смогли заменить р. И.-И. Шнеерсона, к тому же они не пользовались его авторитетом. Но и они в 1933 году эмигрировали, получив беспрецедентные в СССР разрешения на свободный выезд за границу. В условиях непрерывно усиливающихся преследований сторонников всех конфессий в СССР, одновременно с укреплением единоличной власти Сталина, «Ваад Рабаней СССР» и «Ме-каз» были к 1934 году распущены.
С 1928 года р. И.-И. Шнеерсон и его близкие жили в Варшаве, откуда после нападения фашистской Германии в 1939 году с трудом смогли уехать в США (одна его дочь и ее семья не смогли выехать и погибли). Он поселился в Нью-Йорке и приобрел здание Севен Севенти в Бруклине на Истерн Паркуэй, 770, ныне известное во всем мире, как резиденция ХаБаД, получившего международное признание.
Наконец, с Ростовом-на-Дону оказалось неразрывно связано начало деятельности всемирно известного еврейского религиозного деятеля р. Менахема-Мендла Шнеерсона (1902-1994), сына екатеринославского раввина. В 1920 , году, когда в Екатеринославе утвердилась советская власть, он уже экстерном окончил курс гимназии и владел несколькими языками. Он часто участвовал в публичных диспутах в защиту иудаизма, зная о возможном аресте, если противники из числа большевиков не смогут опровергнуть его доводы.
В 1923 году он приехал в Ростов-на-Дону и познакомился с р. И.-И. Шнеерсоном и его семьей. Вскоре стал ближайшим его помощником и женихом его дочери Хаи-Муси (1901-1988). Р. И.-И. Шнеерсон называл р. Менахема-Мендла «мой министр просвещения» за помощь в деле просвещения евреев. В 1924 году р. М.-М. Шнеерсон переехал вместе с 6-м Любавичским Ребе в Ленинград, а в 1927 году активно боролся за спасение и освобождение последнего. Вместе с ним он уехал в Ригу, а затем в Варшаву. Там он 14 кислева 5689 года (27 ноября 1928 г.) вступил в брак с Хаей-Мусей.
Тесть послал его учиться сначала в Берлинский университет, а в 1932-1940 годы — в парижскую Сорбонну. После захвата фашистской Германией Франции в 1940 году он с женой бежал сначала в Виши, а затем в Ниццу, из которой с помощью р. И.-И. Шнеерсона уехал в США. Здесь он поселился в Нью-Йорке на улице Нью-Йорк, 346. Р. И.-И. Шнеерсон поставил его во главе издательства, во главе организации «Мерказ Хинух», распространявшей знания о Торе среди молодежи, во главе организации «Махане Исраель», призванной возродить еврейские ценности. Р. Менахем-Мендл стал правой рукой Ребе Раяца И.-И. Шнеерсона и поверенным его тайн. После его смерти 10 швата 5710 г. (28 января 1950 г.) он в 1951 году стал 7-м Любавичским Ребе, самым выдающимся еврейским религиозным лидером, получившим всемирное признание. Р. Менахем-Мендл скончался 3 тамуза 5754 г. (12 июля 1994 г.).
Ростов-на-Дону, с которым оказалась связанной жизнь трех еврейских религиозных лидеров хасидов, является теперь для них священным городом. Любавичские Ребе бережно хранили рукописи сочинений всех представителей своей династии и священные книги хасидов. Еще р. Ш.-Д.-Б. Шнеерсон, покидая Любавичи в 1915 году, сдал 35 ящиков с рукописями на хранение на склады Персица. После Октябрьского переворота они были конфискованы ВЧК. Несмотря на прилагавшиеся р. И.-И. Шнеерсоном усилия, они так и не были возвращены хасидам. Являясь огромной исторической и религиозной ценностью, эти рукописи, не только до сих пор не исследованные, но даже не описанные, служат доныне предметом спора о праве собственности на них, хотя они явно не представляют сколько-нибудь существенного интереса для России.
Автор признателен ростовскому раввину Эльяшиву Каплуну за обширную информацию о жизни Любавичских Ребе, особенно в Ростове-на-Дону.
|