Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Захаревич А. В. Донцы в Русско-японской войне (1904-1905) // Донской временник. Год 1994-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1993. Вып. 2. С. 60-63 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/2/art.aspx?art_id=109

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1994-й

История Войска Донского

ДОНЦЫ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ

(1904—1905)

В русско-японской воине принимали участие 4-я Донская казачья дивизия и 3-й донской артдивизион. В состав 4-й Донской казачьей дивизии входили 19-й, 24-й, 25-й и 26-й донские полки.

29 августа в Персияновке дивизии под командованием генерал-лейтенанта Телешова был произведен высочайший смотр императором Николаем II, а 30 августа началась отправка войск эшелонами на театр войны.

3-й артдивизион, под командованием полковника Кузнецова, стоял под Чугуевом в составе 2-й и 3-й донских батарей. Батарейцы из Чугуева выехали 4-5 сентября.

44 дня ехали донцы на фронт, так как Транссибирская магистраль была одноколейкой. По прибытии они были включены в состав 6-го Сибирского корпуса.

30 октября донцы впервые участвовали в бою с японцами. Получив приказ беспокоить противника на левом фланге и усилить разведку, они собрались у деревни Сюлюбтай. Направление им было дано на деревню Ямандапу, Фудядуанзу и Лидиалтунь. 19-й казачий полк пошел вперед, спешив три сотни. Казаки выбили японцев из Фудядуанзу и направили охотников на Лидиантуиь. Они установили, что японцы подтянули 8 орудий и накапливают силы для удара.

В это же время 3-я сотня 19-го Донского полка под командой есаула Косоротова была послана в обход Лидиантуни. Казаки, укрываясь в гаоляне [Гаолян (кит.) — однолетнее растение семейства злаковых (одни из видов сорго), которое возделывается в Китае, Корее, Японии. – ред.], подошли к деревне на 400 метров, и Косоротов повел сотню в атаку. Ошеломленные японцы прекратили стрельбу. Но вскоре были тяжело ранены командир Косоротов и заменивший его после ранения вахмистр. Левофланговый взвод казаков запутался в проволочном заграждении — и атака захлебнулась в 100 метрах от брошенных уже противником орудий. Японцы пришли в себя и открыли огонь, вынудив казаков отступить. 32 казака было ранено, 15 осталось на проволоке. Другие полки дивизии, разведав расположение противника на своих Участках, но приказу Телешова отошли на исходные рубежи.

В постоянных стычках пролетела зима 1904 года. Казаки воевали Достойно. Так, в декабре у деревни Сафынтай разъезд донцов был окружен несколькими ротами противника, обстрелявшими казаков плотным огнем. Некоторые были ранены, однако донцы не растерялись и с гиканьем и свистом бросились и атаку. Японцы, потеряв до 30 человек, начали в панике разбегаться. Казаки преследовали противника. Второй отряд японцев, не ожидая приближения казаков, ретировался. Только бездарностью командования можно объяснить то, что инициатива казаков все время сдерживалась.

К концу декабря 1904 года 4-я Донская дивизия насчитывала 3273 нижних чина и 136 человек командного состава.

В январе 1905 года генерал Мищенко получил приказ произвести набег на Инкоу, где у японцев были продовольственные склады. Всего в отряде Мищенко было 72 эскадрона и сотни, 4 команды и 22 орудия, в том числе 18 сотен 19-го, 24-го и 26-го Донских полков. 9 января четырьмя колоннами отряд перешел линию фронта и направился вдоль реки Ляохе на Инкоу.

10 января донцы выбили японцев из деревни Калихе и продолжали двигаться на юг. В этот же день они сделали набег на железную дорогу, разрушив ее на протяжении 250 метров и повредив телеграф. Был захвачен и уничтожен обоз с продовольствием. Отряд Мищенко прошел за три дня около 110 километров и 12 января приблизился к Инкоу. Для взятия станции назначили спешенных казаков от разных полков, в том числе две сотни донцов.

Штурм был назначен ночью. Русские орудия зажгли склады фуража, чем осветили местность на большом расстоянии. Полковник Харанов с расстояния 900 метров от Инкоу начал атаку. Японцы открыли ураганный огонь. Несколько раз казаки пытались атаковать, но безуспешно. Пришлось отступать. Японцы не преследовали.

13 января Мищенко отошел, потеряв 58 человек убитыми, свыше 200 ранеными, 26 без вести пропавшими. В ночь на 14 января отряд с большим трудом переправился через Ляохе и расположился на ночлег у деревни Синюпученза. Казачьи разъезды донесли, что у деревни Сайтайзы и Ныочуана с севера и с юга показалась японская пехота с артиллерией. Дошил остались без связи со своими.

Утром японцы начали наступление. Генерал Телешов приказал полковнику Багаеву с 24-м Донским полком идти на север, а полковнику Попову с 26-м на юг и задержать противника. Командир бригады генерал-майор Стоянов с главными силами должен был продолжать движение, направляясь на северо-запад.

26-й полк с артиллерией обстреляли японцев, переправившихся через Ляохе, и заставили их плыть обратно.

24-й полк двинулся на деревню Утайцзы. Когда туман рассеялся, подъесаул Коньков атаковал головной отряд японцев. Противник отчаянно сопротивлялся. Атака выбила его из Утайцзы. Несмотря на то, что казаки захватили Утайцзы, под натиском японцев донцы отошли к главным силам отряда.

15 января, в 4 часа дня, отряд Мищенко прошел линию фронта и расположился на отдых. Так закончился набег на Инкоу. Казаки серьезно потревожили тыл японцев.

В конце января 2-я армия генерала Гриппенберга начала наступление в районе Сандеиу. 25-го русская конница под командованием генерала Мищенко выступила двумя колоннами. Правая, под командованием Телешова, состояла из 25-го и 26-го Донских полков, Кавказской конной бригады, 3-й донской батареи и 20-й конной батареи. Левой колонной, состоявшей из забайкальских и уральских казаков, командовал генерал Павлов (донской казак по происхождению).

В 11 часу утра донцы выбили японцев из деревни Локонто и получили приказ содействовать наступлению пехоты, ведущей бой восточнее деревни. 25-й Донской полк атаковал деревню Ланцгоу. Атаку поддержала 3-я Донская батарея. Казаки вошли в деревню, но попали под сильный обстрел и остановились. Прискакал генерал Мищенко, приказал спешить одну сотню и начать наступление на деревню Уцзяганзу, а 26-му полку обойти ее с юга. Артиллеристы открыли огонь по деревне. 26-й Донской полк развернул лаву и отогнал японцев, причем есаул Чеканов и сотник Миронов захватили большой японский обоз с продовольствием, взяли в плен несколько японских драгун и перерезали телефонную линию.

В этой войне проявился незаурядный военный талант будущего командующего 2-й Конной армии. За 5 месяцев участия в боях в должности командира отряда разведчиков 26-го полка Ф. К. Миронов был награжден шестью орденами и произведен в подъесаулы.

Во время вышеописанной атаки отличился казак 26-го полка Бадьма Шоргинов, зарубивший троих японцев и захвативший несколько повозок из обоза. Потом часть сотен спешилась и начала обстреливать деревню Уцзяганзу. День заканчивался, и из штаба получили приказ отходить. Мищенко не хотел отступать, не взяв деревни. Несмотря на приказ, он двинул 1-ю сотню 26-го полка в атаку; преодолевая залповый огонь, противника выбили из Уцзяганзу.

Утром 26 января Мищенко атаковал противника с тыла. Донцы с артиллерией двинулись к деревне Нюге. Две сотни 26-го полка спешились и, поддержанные взводом донской батареи, засыпавшим Деревню шрапнелью, выбили японцев. Донские сотни преследовали противника, овладев по пути еще рядом деревень.

В этот день русская пехота атаковала Сандепу, но взять ее не смогла. Со всех сторон японцы спешили на помощь, и Мищенко получил приказ 27 января разведать силы этих японских отрядов. Свежие части противника оказывали упорное сопротивление. Каждая Деревня превращалась в крепость. Генерал Мищенко был ранен и передал командование Телешову.

28 января был решающий бой за Сандепу. В отряде Телешова он начался атакой спешенных сотен, поддержанной 3-й донской батареей, на деревню Сюерпу. Казаки зашли в тыл японцам, ведущим бой па линии Сандепу — Хегоутай. Батарея обстреляла японские резервы, что приостановило движение противника на Хегоутай. Но под страшным орудийным огнем японцы развернулись в цепь и, накрыв Сюерпу шрапнелью, кинулись в атаку. Три раза отбивали их казаки и к концу дня удерживали деревню за собой. Все признаки победы были налицо. Донцы ночевали в тылу японцев. До Ляояна, где размещался штаб маршала Ойямы, было всего 18 километров. Но в полночь от главнокомандующего Куропаткина пришел приказ отступать за реку Хуньхе. Японцы не преследовали — они не ожидали, что русские отступят.

После этих боев 4-я Донская казачья дивизия была отведена в тыл. Затем — переброшена в Монголию для борьбы с японо-хунхузскими бандами, а 13 марта 1906 года отправлена в Россию. В Новочеркасск она прибыла в апреле, где и была распущена.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"