Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сокольский Э. А. Занимательная книжная полка // Донской временник. Год 2018-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2017. Вып. 26. С. 227-234. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1614

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2018-й

Отзывы и рецензии на книги

Э. А. СОКОЛЬСКИЙ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КНИЖНАЯ ПОЛКА

Краеведческие записки : сб. науч. тр. Вып. 12. / Новочеркас. музей истории дон. казачества. Ростов н/Д : Альтаир, 2016. 359 с. : ил.

Особое место здесь уделено истории музейного дела (эта тема занимает самое большое место в книге), что не случайно: сборники Новочеркасского музея истории донского казачества выходят уже двадцать пять лет! Именно с 1992 года ведётся отсчёт научно-практических конференций, проводимых в музее. Согласно темам, которые освещались на конференциях, выстраивалось и звучание каждого сборника: речь шла о вопросах, связанных с историей Дона и, в частности, Новочеркасска, о возрождении казачества, о коллекциях музея, в том числе о новых поступлениях, об истории музея, методике проведения экскурсий, о замечательных людях, чья жизнь связана с городом (атаманы, общественные деятели, учёные, литераторы, художники и другие).

В этом плане новый сборник – не исключение. Освещены страницы истории Музея донского казачества с середины 1920-х по 1941 год, в частности профсоюзной организации (1926–1929), особенностей учёта предметов фонда в 30-х – 40-х годах, этапы формирования постоянной экспозиции, система учёта памятников донской археологии в 1869–1950-е годы, рассказывается также и о других музеях: М. Б. Грекова (его роль в военно-патриотическом воспитании молодёжи), Раздорском этнографическом, «Таможенной заставе» – аксайском музее-симулякре, как назвал его автор статьи П. А. Аваков; об уникальной коллекции живописи, поступившей в Ростовский музей изобразительных искусств в 1946 году.

Мы узнаём о музейной коллекции археологических находок, филокартии, мемориальных предметов атамана А. М. Каледина, донских рублей, о портрете Кавалерственной дамы, написанном в ХIХ веке; в сборнике рассматриваются вопросы классификации половецких каменных изваяний на территории Новочеркасска, создания каталога «Особо ценных коллекций».

Открывается же книга разделом «Актуальные вопросы истории, археологии и этнографии Дона и Северного Кавказа». На основе дореволюционных литературных источников и архивных документов авторы обращаются к анализу известий о Крымском ханстве со слов иностранцев XVI – начала XVII века (М. Е. Шилак), о массовом движении донских казаков в 1792–1794 годах (Н. А. Мининков), об участии 36-го Донского казачьего полка в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов (А. П. Скорик), о хозяйстве донских крестьян XIX века, о том, что можно извлечь из ведомостей и страховых карточек, составленных священнослужителями в 1910–1913 годах и имеющих отношение к Новочеркасску (А. М. Луканенко); об Алексеевском Донском политехническом институте в 1915 году (С. А. Вексель, Н. А. Михайлова, Е. Ю Тяпко); говорится здесь также о сатирических рисунках начала ХХ века, изображавших казаков, и о казачьем некрополе в Новочеркасске, освещён период Великой Отечественной войны (защита домашнего хозяйства о фашистского произвола, Соцгород и Новочеркасский электровозостроительный завод в период оккупации), вспоминаются основатель Музея донского казачества Х. И. Попов, походный атаман, общественный деятель и писатель И. И. Краснов, казак Ф. Г. Подтёлков, директор НЭВЗа в 1965–1978 годах Г. А. Бердичевский.

В завершающей части сборника говорится о казачестве и его роли в Первой мировой войне. Автор статьи о двух георгиевских кавалерах-новочеркасцах (А. И. Полякове и А. А. Кошкине) А. В. Смирнова упоминает, в числе использованных источников, публикацию в «Донском временнике» без конкретной ссылки на печатную или электронную версию альманаха. Между тем речь идёт о материале, который существует только в электронной версии.

В разделе также рассказывается о судьбе офицеров-героев 36-го Донского казачьего полка (Н. В. Кочетове, С. Ф. Наярникове и А. М. Туроверове) и о том, как в период войны менялась форма кубанских казаков.

 

Мининков Н. А. Исследователи Дона Иван Васильевич Тимощенков и Фёдор Калинич Траилин : моногр. / Юж. федер. ун‑т. Ростов н/Д : Изд-во Юж. федер. ун‑та, 2016. 162 с.

В ХIХ – начале ХХ столетия имена этих учёных, активных сотрудников Статистического комитета Области войска Донского, были хорошо известны благодаря важности вклада, который они внесли в изучение прошлого и настоящего Дона, его культуры, традиций, хозяйственной и бытовой жизни: Тимощенков был более сосредоточен на экономической и социальной стороне дела, Траилин, не упуская и эти две темы, занимался также вопросами этнографии и библиотечной деятельности (он служил первым главным библиотекарем  в новочеркасской библиотеке и состоял в различных обществах).

Автор упоминает о публикациях, имеющих к ним отношение, о работах самих Тимошенкова и Траилина; суммируя все источники, он в своей монографии широко привлекает документы, хранящиеся в фондах ГАРО и Новочеркасского музея донского казачества. Эта книга – первое специально исследование, посвящённое двум выдающимся просветителям.

В первой, самой короткой главе, рассказывается о жизненном пути каждого из героев книги; в следующих двух, каждая из которых разделена на подглавы, подробно разворачиваются этапы деятельности учёных; мы узнаём, в частности, о борьбе И. В. Тимощенкова с «земельным хищничеством» донских земель заезжими арендаторами, о руководимых им археологических раскопках и находках, с ними связанными; а Ф. К. Траилин как личность разносторонняя перед нами предстаёт как инициатор миссионерской деятельности среди донских калмыков, включающей в себя вопрос обустройство их жизни и быта, и даже как поэт и бытописатель.

В заключение говорится о И. В. Тимощенкове и о Ф. К. Траилине как о патриотах традиционного уклада казачьей жизни, создателях на Дону культурных предпосылок университетской среды, оценивается их вклад в культуру Дона.

 

Долгополов С. А. Заповедная краса Дона : ист.-турист. путеводитель по Усть-Донец. р-ну. Ростов н/Д : Изд-во БАРА, 2016. 224 с. : ил.

Книга рассказывает об одном из красивейших районов Ростовской области, богато отмеченном достопримечательностями. Особенно подробно идёт речь о первой казачьей столице Дона – станице Раздорской – и о соседнем хуторе Пухляковском. Действительно: природа здесь замечательная, виды с возвышенностей бескрайние, архитектурное лицо выразительно, есть прославленный музей-заповедник, проводятся театрализованные праздники; напомним, что именно в Пухляковском, куда в 1946 году переехал из Ростова-на-Дону Анатолий Калинин (жизни и творчеству писателя посвящён особый раздел), и в Раздорской шли съёмки фильма по его роману «Цыган» (из книги мы узнаём, что существуют три телеверсии «Цыгана»), а в пухляковском Доме отдыха останавливались народные артисты Нонна Мордюкова, Михаил Волонтир, Клара Лучко, Сергей Бондарчук и другие популярные деятели кино. К сожалению, тема этих двух широко известных туристических центров, известных своими виноградарскими традициями, заняла почти весь объём книги; четыре странички отведено районному центру, посёлку Усть-Донецкий, четыре с половиной – храму в хуторе Каныгин, и двадцать шесть – кратчайшему перечню достопримечательностей района и фотографиям, которых гораздо больше, чем текста. Например, о Мелиховской, станице с богатой историей, мы узнаём только то, что в ней есть школьный музей, старая архитектура, Свято-Преображенская церковь, живописные природные места, Дом культуры (и при нём народный ансамбль песни), да ещё – День станицы, но это, правда, к понятию «достопримечательность» не относится (с. 195; так же «день станицы» и «день хутора» не являются достопримечательностями и в других населённых пунктах: с. 201, 202, 206, 208, 211, 213, 217, 218, 220). То же касается и других станиц и хуторов, об истории которых – ни слова (только дата основания).

Два странных момента, которые бросились в глаза. На странице 8 читаем: «История рабочего посёлка Усть-Донецкий своими корнями уходит в далёкое прошлое. И начинается она с основания казаками на берегу Сухого Донца хутора Христовский (Крестовский)». Далее говорится о том, что первое упоминание о хуторе относится к 1837 году и что возник он, скорее всего, не ранее начала ХIХ века. Не такое уж «далёкое прошлое, по историческим меркам; да и едва ли можно тесно связывать историю Усть-Донецкого с Крестами (так коротко называли хутор): рабочий посёлок всё-таки возник не на Сухом Донце, а на месте строительства порта.

О станице Раздорской сообщается, что в ней есть «памятные места, связанные с деятельностью выдающихся людей: Ермака Тимофеевича, Петра I, Н. А. Дуровой, В. И. Сурикова, И. И. Крылова, М. Б. Грекова, А. С. Серафимовича, С. С. Скопцова» (с. 203). Очень хотелось бы узнать, что это за памятные места, и осмотреть каждое. Однако в соответствующей главе – «В станицу за вдохновением» – мы узнаём только то, что художник-баталист М. Б. Греков жил в курене над самым Доном (с. 74). Курень, надо полагать, не сохранился, как и прочие «памятные места»; автор, видимо, попросту хотел сказать, что все вышеперечисленные выдающиеся люди бывали в Раздорской.

Общее впечатление от книги: Сергей Долгополов, двадцать лет проработавший в Раздорском этнографическом музее-заповеднике, решил под одну обложку поместить всё, что когда-то писал, занимаясь музейной работой; но он изрядно погорячился, обозначив свою книгу как историко-туристический путеводитель по Усть-Донецкому району. Района там, по сути, нет.

 

Щербак Д. А. Земной путь священномученика Николая Попова. Ростов н/Д : Дон. издат. дом, 2016. 56 с.  ил. 1. л. прил.

По рассказу автора, в мае 2007 года, по дороге из Волгограда в Ростов, о священномученике Николае Попове ему впервые рассказал одноклассник и однокурсник по военному училищу, священник храма Преподобного Сергия Радонежского в Волгограде Александр Пржегорлинский. Разговор возник не случайно: на степных просторах из машины были хорошо видны хутора и станицы, окрестности Морозовска, места, где служил и погиб отец Николай.

Спустя шесть лет в альманахе «Донской временник. Год 2007-й» Дмитрий Щербак, координатор волонтёрской службы «Милосердный самарянин» храма Казанской Божией Матери в Ростове-на-Дону, прочитал материал Натальи Решетовой «Духовное восхождение», посвящённый священномученику Николаю, служившему в Иоанно-Богословской церкви хутора Верхнегнутова (ныне Чернышковский район Волгоградской области). Краткость сведений побудила автора познакомиться с другими, немногочисленными публикациями об этом замечательном пастыре. Обнаружились разночтения, ошибки и ничем не подтверждённые сведения. И он поставил перед собой задачу дойти до истины.

Сын исследователя донской старины Харитона Ивановича Попова, Николай Харитонович был образцом пастырского служения; он занимался духовно-просветительской деятельностью, организовывал церковные хоры, оказывал своим прихожанам посильную медицинскую помощь (выписывал большое количество литературы по медицине, лекарства), и многое другое. В начале 1919 года священник не покинул хутор: напутствовал смертельно больных прихожан, а заболев сам, проводил богослужения в своём доме – пока его не арестовал местный ревком. Спустя время отец Николай был казнён близ станции Морозовская (с. 26). Вдумчивому изучению научно-исторических публикаций, справочной литературы, каталогов, поискам материалов в фондах музеев Ростовской и Волгоградской областей, Донской государственной, Российской национальной и Харьковской областной научной универсальной библиотек, в государственных архивах Ростовской и Волгоградской областей, архиве Управления ФСБ России по Ростовской области, архиве Православной Церкви в Америке (Нью-Йорк) Дмитрий Щербак посвятил более трёх лет.

В ходе работы родились серьёзные статьи, рассказывающие о представителях семьи Поповых: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему» («Донской временник. Год 2014-й»), «К родословной выпускников Воронежской духовной семинарии Льва Васильевича и Фёдора Васильевича Поповых» (сборник «Девятые Всероссийские краеведческие чтения», Воронеж, 2016). об ошибках и перепутанных сведениях в изданиях, рассказывающих о генерале от кавалерии Петре Харитоновиче Попове, сыне донского краеведа и первого директора Донского музея Х. И. Попова: «Исправленному верить» («Донской временник. Год 2017-й»). А материалов об отце Николае набралось на отдельное издание. Автору удалось обнаружить метрическую книгу, в которой содержится запись о крещении Николая Попова (Вознесенская церковь станицы Урюпинской, 1864 год), познакомиться с семейной перепиской, в которой отражены важные события в жизни священника, с семейным архивом потомков Х. И. Попова, проживающих в Новочеркасске, Новороссийске, Санкт-Петербурге, Одессе и других местах, с уникальными документами и фотографиями.

Труд проделан грандиозный, кропотливый. Количество ссылок на источники приближается к сотне; некоторые ссылки опровергают «уже известные» сведения, попавшие в печать; Так, Дмитрий Щербак уточняет дату рождения Николая Попова и должность его отца на тот момент (с. 6). Сопутствующие основному тексту сведения и разного рода пояснения вынесены в сноски.

Рассказ о священнике завершают «Именной указатель» (на самом деле это примечания с обширными авторскими справками, в которых, к сожалению, не везде указан источник) и схема родословной Николая Попова по отцовской линии. Книга проиллюстрирована репродукциями: Урюпинская икона Божией Матери и две иконы священномученика Николая Попова; фотографии отца Николая и его родных и изображения храмов, связанных с жизнью отца Николая, выполненные талантливым художником-любителем Натальей Ишмухаметовой (Килименчук) тушью и пером.

И небольшое дополнение. Пока тираж находился в сборке, автор продолжал изучать документы и общаться со специалистами по истории казачества, в результате чего установил, что известная дата мученической кончины и день памяти отца Николая – 26 марта – соответствует старому стилю; по новому же календарю было бы правильнее чествовать память священномученника 8 апреля, во второй день праздника Благовещения.

 

Хачикян С. Амаяк Арцатбанян. 1876–1920. Ростов н/Д : Ковчег, 2016. 91 с.: ил. (Жизнь замечат. нахичеванцев).

В нахичеванской части Ростова, на площади Льва Толстого обращает на себя внимание старый кирпичный дом с мемориальной доской, в котором последние пять лет своей жизни прожил этот художник и там же был застрелен пулей белогвардейского офицера. Имя Амаяка Арцатбаняна, ученика Валентина Серова и первого учителя Мартироса Сарьяна, не у всех на слуху, и вот мы дождались выхода книги, где подробно прослеживается его жизненный и творческий путь. В основу положены архивные, литературные источники, письма, дореволюционные справочники, свидетельства знакомых и близких. Читается книга как неторопливое увлекательное повествование. Важно отметить её композиционное решение: странички жизни живописца не теряются в большом объёме текста, – они оформлены в отдельные небольшие главки. Благодаря этому биография Арцатбаняна видна как на ладони: детство в окрестностях монастыря Сурб-Хач, переезд в Нахичевань-на-Дону, учёба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, женитьба, возвращение в Нахичевань, где художник занимался творческой и преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях. Отдельные главы посвящены родственникам Арцатбаняна (в том числе детям и внукам) и его дружбе с Сарьяном. Подробно рассмотрены индивидуальный почерк художника, его художественные приёмы, проанализированы портреты (Арцатбанян отдавал предпочтение именно портретному жанру). Собрана информация не только о моделях художника, но и о творческих людях его окружения.

Завершают книгу рассказы о подготовке и проведении персональных выставок картин Арцатбаняна в Областной музее изобразительных искусств (1967) и в Ростовском областном музее краеведения (1977).

«Не скроем, после потери в 1929 году Нахичеванью-на-Дону своего политико-правового статуса, оказавшись в окружении огромного ростовского мегаполиса, – читаем в «Заключении», – значительная часть армянского населения утратили интерес к родному языку, культуре, национальным традициям» (с. 82). Книга Светланы Хачикян – своего рода попытка преодоления этой печальной ситуации.

 

Градобоев В. А. Горящий снег : страницы воен. историиКонстант. р-на: подвиг и забвение. Ростов н/Д : Альтаир, 2016. 230 с.

 

Очередная книга командира сводного поискового отряда «Донской» имени А. В. Калинина продолжает рассказ о событиях 1943–1943 годов; в центре внимания автора – окраинные территории Константиновского и Тацинского районов. В её основу положены рассказы о танковом рейде корпуса генерал-майора В. М. Баданова (танкисты и мотострелки прошли боевой путь от рубежей воронежского фронта до станицы Тацинской) и об операции «Дон», имевшей целью овладеть силами подвижных частей станицами Цимлянской и Константиновской. Автор широко использует материалы из документальных книг, газетных статей, интернет-ресурсы; и наравне с этим важное место у него занимают устные свидетельства ветеранов и «детей войны»: короткие реплики-воспоминания постоянно перемежают изложение военной хроники, – причём в самом начале книги подчёркивается, что данные архивных документов и эти воспоминания сильно разнятся: одни люди «говорят о смелом прорыве передовых частей в глубокий тыл врага и героизме воинов, попавших в окружение, другие – о плохо спланированной операции, неграмотном руководстве командиров, бросивших измотанный в боях полк на хорошо укреплённую вражескую оборону с целью “Победа любой ценой!“» (C. 6).

Автор, по его признанию, не берётся судить, кто был прав и кто виноват в том, что в первые дни январского наступления случилось такое огромное количество жертв с нашей стороны.

В книгу помещены фото участников боёв, карты-схемы и другие документы. Также вошли стихи и рассказы самого В. Градобоева, посвящённые тому трагическом времени, и четыре стихотворения его земляков.

 

Дед, я тебя помню : Кн. памяти с. Рогалик Миллеров. р-на Рост. обл. / авт.-сост. В. К. Чарпухова. [Б. м., Б. г.]

 

Книга посвящена памяти уроженцев села Рогалик, павших в годы Великой Отечественной войны. Она включает в себя персональные сведения о захороненных в сельской братской могиле, списки жителей села, которые погибли, умерли от ран и пропали без вести; были угнаны на принудительные работы в Европу; вернулись в родное село с боевыми наградами. Кроме того, перечислены солдатские вдовы. Несмотря на обилие материалов справочного характера, книга ещё и увлекательна: в ней опубликованы страницы воспоминаний сельчан об участниках войны; кое-что читается как остросюжетные новеллы. Например, жительница города Миллерово Инна Малай так рассказывает об одном из эпизодов судьбы Марии Ивановны Фоменко, кавалере ордена «Красной Звезды», получившей два ранения; два года и восемь месяцев до конца войны – она служила на посту воздушно-наблюдательной службы:

«…Однажды ночью… десантировался немец. Девчата это заметили. И хотя Мария не была в этот момент на дежурстве, с двумя такими же девчонками побежали его искать. Нашли быстро, окружили с трёх сторон. Приставили к его вискам штыки, а Фоменко разоружала, вытащила три нагана.

– Мария Ивановна, как же вы не боялись, ведь он взрослый мужик, мог с вами, девчонками, запросто справиться?

– Так мы дюже злые были тогда на немцев. Ничего бы он не сделал. Мы его ещё два часа конвоировали в штаб». За этот подвиг всех троих наградили медалью «За отвагу» (С. 78).

Большое достоинство книги – обилие фотографий, на которых запечатлены многие из тех, кто в ней упомянут, а кроме того – наградные листы и другие личные документы. К сожалению, не указаны выходные данные. Кто, каким образом издавал эту книгу?

 

Четыре действия ядра : Люди Ростовской атомной… / авт. текста В. Н. Конюхов. Ростов н/Д : Книга, 2015. 287 с. : ил.

 

Синедалье Цимлы : Люди Ростовской атомной… / авт. текста В. Н. Конюхов. Ростов н/Д : Книга, 2016. 311 с. : ил.

В первой книге из авторского цикла «Люди Ростовской атомной…» впервые рассказано об истории атомной станции в Волгодонске через судьбы людей, с ней связанные.

Книга открывается подробно написанными биографиями участников Великой Отечественной войны. Особый интерес представляет глава о Владимире Карпенко, авторе романов «Тучи идут на ветер», «Красный генерал», «Исход» и других, широко обсуждавшихся в советские годы; в ней много рассказывается о литературном пути писателя, упоминается и неизвестный ранее факт – его родство классиком русской литературы И. А. Гончаровым (по материнской линии). К сожалению, связь Карпенко с АЭС в рассказе Конюхова просматривается плохо; сказано лишь, что писатель, переехав в Волгодонск из Москвы, стал работать над новым романом, испытывая «духовные терзания», которые «не оставили в покое и когда он стал работать на Ростовской атомной станции» (с. 15).

Новые сведения содержатся и в рассказе о кинооператоре, сценаристе, поэте и прозаике Юрии Родичеве, который, с 1979 года живя в Волгодонске, сначала вёл кинолетопись о строительстве Атоммаша, а после – о Ростовской АЭС (всего – шесть фильмов).

Ещё один фронтовик в этой части книги – И. С. Разживин: сперва – старший инженер отдела оборудования строящейся АЭС, затем – рабочий группы  геодезии производственно-технического отдела.

Далее идёт речь о выпускнике Ростовского университета И. И. Савватееве, возглавлявшем оздоровительный комплекс АЭС (но больше всё-таки говорится здесь о его отце, участнике Сталинградской битвы), и о «детях войны» – семействе Чусовитиных, работавших на АЭС по маркетинговой и бухгалтерской части.

Вторая часть книги посвящена организаторам строительства атомной станции и представляет собой краткие биографические справки, а вот третья – это, за отдельными исключениями, снова подробные биографии; здесь мы знакомимся с персоналом станции: с директором и его заместителями, с работниками различных отделов и цехов и с другими атомщиками.

В четвёртой, небольшой части рассказывается о ветеранах труда; а в завершение даётся слово молодому поколению, решившему посвятить свою жизнь АЭС и уже заметно проявившему себя.

«Синедалье Цимлы» – продолжение цикла «Люди Ростовской атомной…». Здесь автор выступает не просто свидетелем, а другом и соучастником тех, о ком пишет. Композиционно, содержательно и оформительски она близка первой книге, складываясь из разделов «Наши», «Персонал», «Строители», «Ветераны» и «Молодёжь». Отличие её в том, что в первом разделе говорится о руководителях АЭС, впоследствии перевёдённых на другое место работы и покинувших Волгодонск; а в разделе «Строители», помимо организаторов работы, есть и представители рабочих профессий.

Обе книги полны живых, тёплых строк, в ней множество интересных «говорящих» фотографий. Любовь к своему труду, преданность ему, крепкое чувство своего призвания, – главное впечатление, которое остаётся от чтения.

Беленький Г., Редьков Н. Памятники монументального искусства города Ростова-на-Дону. Ростов н/Д : Дон. издат. дом, 2016. 191 с. : ил.

 

Книги, посвящённые этой теме, выходили и ранее – например, широко известные «Донские памятники» и «Памятники Дона» В. И. Андрианова и А. Г. Терещенко, соответственно 1981 и 1988 года издания, написанные в «экскурсионном» ключе и посвящённые как древним, так и современным различным сооружениям. В новой же книге-альбоме представлены подробные справки, во-первых, только о памятниках, скульптурах, мемориалах, памятных знаках и прочих образцах монументального искусства, и во-вторых – только о тех, которые находятся в черте города. Принцип построения книги простой: короткие рассказы о каждом объекте расположены согласно года его появления; если вариантов памятника было несколько, то рассказана и история раннее стоявшего. Более того: начинается книга с 1890 года (подробный рассказ о памятнике Александру II), за ним следует 1894-й (императрице Екатерине II), то есть авторы нам напоминают о важных для старого Ростова и Нахичевани-на-Дону сооружениях, ныне не существующих. Памятники и памятные знаки, а также городские скульптуры, точные сведения об авторстве или о времени установления которых узнать не удалось, вынесены в отдельные разделы, – так же как памятники советским воинам на кладбищенских братских могилах и малые памятники В. И. Ленину (почти все утраченные) и И. В. Сталину (утраченные целиком). Завершается книга главкой, из которой мы узнаём о неосуществлённых проектах.

Принципиальная позиция авторов – не выносить оценок памятникам ни с точки зрения их художественных достоинств, ни с позиций идеологии; уважительное к ним отношение – главная тональность книги. Видно, что написана она с увлечением, легко, непринуждённо, порой не без юмора, с вниманием к историческим деталям; чтение её – своего рода прогулка по всем уголкам Ростова, полная неожиданностей. Немного выбиваются из общей стилистики текста отдельные канцеляризмы (например, только в одном очерке – о стеле на Театральной площади – мы дважды встречаем «следует отметить», с. 78–79), но, видимо, это издержки информационного потока.

Всего авторами охвачено более двухсот существующих в городе памятников и около сорока – утраченных.

 

Лазарев А. Г. Ростов-город, Ростов-Дон : (Воспоминания, выражен.в словах и рис. авт.). Ростов н/Д : Дон. издат. дом, 2016. 335 с.: ил.

В этой книге, которая выглядит как солидный художественный альбом, архитектор и художник-график Александр Лазарев вспоминает о своей жизни с самых ранних лет. Глава, в которой описан детский период, содержит не только рассказ о семье Лазарева-мальчика, о его приобщении к рисованию, о детских играх и о прогулках с отцом, приобщавшим сына к природе, но и зримые приметы Ростова 1950-х годов: как выглядели улицы города, ботанический сад и зоопарк, как работал транспорт и протекала торговая жизнь. Далее в неторопливом повествовательном ритме автор пишет о своей учёбе в Московской средней художественной школе Академии Художеств СССР, в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова, в Ростовском инженерно-строительном институте, и наконец, о своей профессиональной деятельности, которая началась в 1972 году и длится по настоящее время (работа на кафедре истории архитектуры и градостроительства РИСИ, пост главного архитектора Волгодонска, там же – административная деятельность, исследование народного зодчества донских казаков, директорство и преподавание в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова, защита двух диссертаций, подготовка многочисленных монографий, учебников, научных статей, альбомов графики и графических листов «Донская древняя земля»). Через воспоминания проходят подробности личной жизни с её бытовыми деталями, участие в жизни общественной, интересные люди, память о которых осталась у автора на всю жизнь, в том числе – его учителя.

Вместе с тем книга представляет собой значительное собрание графических работ, выполненных карандашом, тушью и печатными оттисками; первые опыты Александра Лазарева, которые публикуются впервые, сделаны в ранние годы детства, – начиная с четырёх лет. В его рисунках узнаются ландшафты и силуэты старого Ростова, городов и станиц казачьего Дона.

«Я никогда не учился литературному творчеству в профессиональных учебных заведениях, – пишет автор. – Однако литература была одним из моих самых любимых общеобразовательных предметов, которыми я занимался без принуждения» (С. 334). Что ж, любовь к литературе в языке книги «Ростов-город, Ростов-Дон» проявлена очень заметно. Прекрасный образец живых, увлекательных мемуаров, лишённых и тени официоза.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"