Немиров Ю. А. Погибший талант. В. В. Часовников // Донской временник. Год 1994-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1993. Вып. 2. С. 50-52 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=361
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1994-й
Изобразительное искусство Ростовской области
ПОГИБШИЙ ТАЛАНТ
Василий Васильевич Часовников
Так уж случилось, что дата смерти замечательного донского художника неизвестна. Последние годы его жизни прошли в Китае, и достоверно лишь то, что еще в 1913 году он продолжал заниматься там миссионерской деятельностью как православный священник...
Родился Василий Васильевич 23 марта (4 апреля) 1864 года в донской станице Потемкинской. У его отца, священника местного прихода, было два сына. Старшего звали Леонтием. Получив по настоянию главы семьи духовное образование, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в такой степени проявился его незаурядный талант, что месяц спустя после начала занятий Леонтий Часовников был переведен сразу в третий класс. Столь же скорых успехов добился он в Императорской Академии художеств. Две работы на мифологические сюжеты были выполнены с таким блеском, что их оставляют в стенах Академии как образцовые, а одну отмечают серебряной медалью. Леонтий мечтал создать цикл картин на темы из истории родной Донщины, но все замыслы перечеркнула смерть, когда ему было всего двадцать два года.
Знакомясь с биографией Василия Часовникова, приходишь к мысли: он стремился осуществить то, что не удалось брату. Для этого поступил в то же училище. Наставником его в постижении основ искусства был великий В. Перов. «Часовников,— вспоминал В. Бакшеев,— всегда горячо высказывался за содержание в картине, за то, чтобы зритель, глядя на картины, морально, нравственно совершенствовался, очищался. В группе учеников, среди которой был Часовников, первый номер всегда доставался ему. Во время перемены В. Г. Перов, идя из натурного класса, заходил к нам и, сидя на табуретке, долго рассматривал работу Часовникова...»
Фрагмент воспоминаний другого человека, близко знавшего Часовникова в ту пору. Это наш земляк Я. Д. Минченков, раскрывший в своей книге «Воспоминания о передвижниках» яркую страницу биографии Василия Часовникова — его дружбу с Исааком Левитаном: «В тяжелые дни ученичества, когда Левитану приходилось ночевать под скамьями в Училище живописи и питаться на три копейки в день, он подружился с Часовниковым, очень одаренным и чутким юношей.
Василий Васильевич, находившийся в немного лучших материальных условиях, всячески помогал Левитану, делился с ним куском хлеба, давал бумагу, угли для рисования и оберегал от всяких неприятных случайностей в товарищеской среде. Эти две фигуры при всем своем несходстве имели в себе много общего, олицетворяя веяние времени...».
На родине молодого художника знали об его успехах, и в канцелярии Войскового наказного атамана было решено взять Часовникова на казенный кошт, выделив ему специальную стипендию, если он продолжит учение в петербургской Академии художеств. И там, в столице, живописец заявил о себе наилучшим образом. Он был награжден золотыми и серебряными медалями и, таким образом, получил право за счет казны побывать в Риме, Венеции, Флоренции и других центрах европейского искусства. К сожалению, этой возможностью Василий Васильевич не воспользовался.
Получив диплом академии, он вернулся па Дон, в Новочеркасск, и занялся преподаванием в гимназии и в Атаманском техническом училище. Это была служба, а для души Часовников сделал в те годы большой цикл картин и рисунков на темы далекого прошлого донского края. Названия некоторых работ нам известны но публикации в журнале «Дон» (1887.— № 2): «Старочеркасский собор», «Стоговский хутор» «Кавалькада на озере Веттерн». Последний из названных рисунков навеян легендами о подвиге донских казаков, погибших в сражении со шведами под Нарвой в ноябре 1700 года.
В том же номере журнала «Дон» читаем: «Еще до окончания курса в Академии художеств и в Археологическом институте Василий Васильевич принимал участие в трудах формирования зарождавшегося Донского музея и исторического архива при нем в качестве сотрудника его». Поездки по Дону, предпринятые с этой целью, оказались плодотворными. Тогда были написаны большие полотна в районе Цимлянских городищ, где находится один из интереснейших археологических памятников скифско-сарматской Руси.
Интерес художника к давней истории выразился и в том, что он совершил несколько пеших путешествий по стране, посетив, в частности, монастырь на Валааме. Впоследствии В. Часовиикон закончил монастырские курсы при Казанской духовной академии и принял монашество. Трудно со всей определенностью сказать, что послужило причиной столь резкого поворота в жизни мастера. Его дореволюционный биограф глухо говорит о том духовном кризисе, который привел Василия Васильевича к клобуку и рясе, но все же вынужден признать: «Одаренный от природы высокими качествами честности и безукоризненной нравственности, Часовииков не мог мириться с окружающей обстановкой и давно уже начал искать выход из нее. Под влиянием этого чувства он предался изучению богословия и религиозных вопросов и вел чисто аскетическую жизнь... Душа его стремилась к высшим идеалам религии...»
В 1899 году Василий Часовииков под именем отца Авраамия отправился в Китай в составе русской духовной миссии. Несколько позже, уже в Пекине, Василий Васильевич был возведен в сан архимандрита.
«Оставляя Новочеркасск, — читаем в сборнике «Донцы XIX века»,— отец Авраамий роздал знакомым большую коллекцию своих картин, а остальные поручил продать и вырученные деньги употребить на благотворительные цели... Весь небольшой избыток домашних вещей также был роздан им бедным ученикам Атаманского технического училища и другим». Узнав о решении Часовникова уйти от всего мирского, а значит — и от творчества тоже, Исаак Левитан говорил Якову Минченкову: «Он стоит передо мной... как живой укор совести. Он как бы моя перешедшая в него совесть... Это неразгаданное и грустное, грустное без конца. И как тяжело бывает остаться наедине со своей совестью — так чувствую я себя при воспоминании о Василии Васильевиче».
Образно определил драму Часовникова хорошо знавший его продавец писчебумажного магазина в Новочеркасске: «...На себя как бы, в некотором роде, руки наложил». Здесь будет уместно напомнить о гибели в молодом возрасте живописцев Андрея Жданова и Леонтия Часовникова. Казалось, конца не будет этим несостоявшимся судьбам, но уже была в зените слава Николая Дубовского, а вслед за ним шли Илья Машков, Иван Крылов, Митрофан Греков — целое созвездие талантов, рожденных Донской землей.
ЛИТЕРАТУРА
- Донцы XIX века. — Новочеркасск, 1907. — Т. 2. — С. 1-3.
- Художники земли Донской: Каталог выставки / Вступ. ст. Ю. Немирова. — Ростов н/Д, 1980. — С. 8-10
- Плевакин Б. Был и я среди донцов. — М.: Современник, 1985. — С. 46-55.
- Плевакин Б. Исчезнувшие картины // Дон. — 1979. — № 8. — С. 188-191.
|