Айрумян А. А. Писатель, прапрадед писателя // Донской временник. Год 1994-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1993. Вып. 2. С. 79-80 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=324
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1994-й
Жизнь и творчество донских писателей
ПИСАТЕЛЬ, ПРАПРАДЕД ПИСАТЕЛЯ
Евлампий Никифорович Кательников
Евлампий Никифорович Кательников родился в последней четверти XVIII века, а умер в середине века XIX. Точные даты его рождения и смерти не известны. Родился он в 1774 или 1775 году, а умер в 1854 или 1855 году.
Сын станичного писаря Верхне-Курмоярской станицы, он стал едва ли не самым образованным человеком на Дону той эпохи. И достиг этого благодаря самостоятельным занятиям.
Сведений о его жизни и деятельности сохранилось немного. Но достаточно, чтобы уверенно сказать: он был личностью незаурядной, поистине замечательной во многих отношениях.
Вполне справедливо его считают первым донским писателем и первым историком и этнографом Дона. Однако судьба его сложилась трагично. Из восьмидесяти прожитых им лет почти тридцать он провел в заточении, сначала в Шлиссельбургской крепости, потом — в тюремном замке Соловецкого монастыря.
Как подобает человеку казацкого роду-племени, службу он начал смолоду, в 1789 году, рядовым казаком. Спустя несколько лет получил чин хорунжего, потом — сотника и, наконец, был произведен в есаулы.
Служа на границе с Австрией, Кательников совершил проступок, за который был разжалован в рядовые. Вернувшись в родную станицу, усиленно занимался самообразованием.
В грозные годы нашествия Наполеона Кательников сражался с врагом в качестве рядового и показал себя храбрым и мужественным воином. Донской войсковой атаман М. И. Платов обратил внимание на развитого и умного казака и взял его к себе "за дежурного штаб-офицера и письмоводителем". А вскоре — в 1815 году — ему был возвращен чин есаула.
Но еще раньше в жизни Евлампия Никифоровича произошло важное событие: вышла в свет первая его книжка «Отрывок занятий на малом досуге донского казака Евлампия Кательникова». Напечатана она была в октябре 1814 года в Варшаве, «в военно-походной типографии, при главной квартире генерал-фельдмаршала графа Барклая де Толли состоящей». Книжка содержала два произведения Кательникова—стихотворение «Дон» и «Разговор между двумя донскими задушевными односумами», в котором проза перемежалась со стихами. Оба творения Кательникова посвящены прославлению героических подвигов донских казаков и их славного атамана Матвея Ивановича Платова в Отечественной войне против Наполеона.
Живя после окончания войны в родной станице, Кательников продолжал занятия науками. К концу 1818 года завершил работу над книгой «Историческое сведение войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний». Труд этот, высоко оцененный историками и этнографами, кстати, снабженный рисунками самого автора, не утратил своего значения и по сей день.
Еще две книги написал Кательников. Обе — религиозного содержания. Первая из них, получившая одобрение высшего духовного начальства, была напечатана и разослана по всем епархиям. Другую сочли еретической. С этого времени начались гонения на автора.
Выступал Кательников и с открытой оппозицией но отношению к официальной церкви, противопоставив ей свое особое учение, и создал секту духоносцев. Как водится, за этим последовали доносы и аресты. «За распространение вредных толков о вере и богопротивные деяния» Кательников, как выше сказано, был заключен в Шлиссеельбургскую крепость, а затем отправлен в Соловецкий монастырь.
В монастырской тюрьме узники содержались в полутемных и зловонных камерах, страдали от сырости и холода, стены тюрьмы не прогревались даже в летнее время. Мятежный есаул признавался в 1828 году, что он «изнемог от простудной осыпи и вередов».
Но еще нестерпимей были муки нравственные. Монастырские власти «для досады слуха и мучения сердца» поместили в камеру Кательникова сектантов иного, враждебного толка. Об этом сатанинском истязании Кательников писал: «Сие внутреннее мучение было мне несноснее телесной болезни, от которой я страдал в изнеможении сил».
Так проходили последние 28 лет мученической жизни твердого духом, самобытного и наделенного многими талантами донского есаула...
А напоследок хочется сказать, что природное дарование, отпущенное человеку свыше, по-видимому, неистребимо. Оно не исчезает со смертью талантливого человека, а наследуется потомками и проявляется иногда через одно-два поколения. Так, младшая дочь Кательникова Прасковья, ставшая женой дворянина войска Донского Ивана Киреевича Дубовского, как и ее отец, сочиняла стихи. Яркий художественный талант передался и одному из потомков рода — Николаю Никаноровичу Дубовскому, знаменитому русскому пейзажисту. Правнучка Кательникова — Раиса Александровна Попова, урожденная Дубовская, была женщиной поэтически одаренной. «Писательский талант у меня со стороны материнской»,— говорил ее сын Александр Серафимович Серафимович (Попов), праправнук Евлампия Никифоровича, ставший широко известным русским писателем. В одной из своих автобиографий он указывал: «Прадед матери (по отцу) Кательников был очень образованный человек для своего времени... Кательников оставил после себя много рукописей. Уцелела только его книга по истории донского казачества». Серафимович, несомненно, гордился своим прапрадедом.
ЛИТЕРАТУРА
- Кириллов А. А. К биографии Е. Н. Кательникова // Сборник Областного войска Донского Статистического комитета. — Новочеркасск, 1901. — Вып. 1. — С. 114-117.
- Донцы XIX века. — Новочеркасск, 1907. — Т. 2. — С. 116-119.
- Донской временник. Год 1993-й / Дон. гос. публ. б-ка. Сост.: Т. Х. Аведисьян, Л. А. Штавдакер. — Ростов н/Д, 1993. — С. 45.
|