Водолазская Е. Акционерное общество ЭМПИЛС // Донской временник. Год 1994-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1993. Вып. 2. С. 75-78 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m10/0/art.aspx?art_id=180
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1994-й
История промышленности
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭМПИЛС»
из истории предприятия
Многопрофильное акционерное общество закрытого типа «Эмпилс» сегодня объединяет девятнадцать самостоятельных предприятии и подразделений, два совхоза, торговые предприятия, медицинские, детские, культурные и спортивные организации. В том числе предприятия — производственное «Золотой скиф» и совместное, российско-польское «ЭЛхимРос», фирмы «Анастасия», «Интеграл», «Радуга», «Кельма», акционерное общество «XXI век».
Основная продукция «Эмпилса» (отсюда и название) — это ЭМали, ПИгменты, Лаки и Смолы, а также лекарственные средства, автоэмали, магнитные пускатели, материалы для обустройства дорог.
...«Эмпилс» и Ростов — понятия неразделимые. Одними из первых в городе здесь перешли на аренду. Первыми выкупили предприятие, и первыми ввели медицинское добровольное возвратное страхование. Какое же будущее ждет предприятие? Разговор об этом невозможен без знакомства — хотя бы краткого — с его историей...
Мануфактур ростовский купец Бейнуш Иделев (Борис Ильич) Рысс имел несколько, и все здания мрачные, не то корпуса тюрьмы или казармы, не то арсеналы, выполненные в псевдорусском стиле, согласно архитектурной моде тех лет. А выпускали они ваксу, вывески и плакаты из жести, находились па Николаевском переулке (ныне переулок Семашко), на Царском спуске.
Б. Рысс был крупным промышленником, имя его, купца первой гильдии, мы встречаем в справочных книгах Российской империи рядом с такими известными ростовскими магнатами, как Е. Парамонов, В. Асмолов, Я. Кушпарев, В. Максимов, М. Душков, Н. Токарев и др. В 1897 году, через три года после основания своего завода, Рысс приобрел участок земли на улице Лермонтовской, для строительства новых предприятий и собственного дома, и в 1903 году, производство с Николаевского переулка было переведено на Лермонтовскую. Такова предыстория прародителя «Эмпилса».
Завод «Жесть» не был химическим предприятием — он стал им в 20-х годах. И начиналось все — с... печки. Да-да, именно с печки по выпуску цинковых белил, построенной неграмотным русским каменщиком Андреем Пичугипым. Он участвовал в первой мировой войне, воевал в составе Русского экспедиционного корпуса на полях Франции, а потом, когда русские солдаты отказались воевать, был направлен на один из французских химзаводов. Его привлекли к ремонту цинкобелильных печей. Когда через 8 лет он вернулся в Россию, он вывез с собой секреты цинкобелильного производства. Сухих цинковых белил в стране не производили, а спрос на них между тем рос, в них нуждались авиационная и судостроительная, автомобильная промышленность.
На «Жести» после оцинкования посуды — ведер, выварок, цибарок, кружек — отходами цинка наполняли металлические корытца. Застывая, гарт-цинк образовывал чушки, которые со временем во множестве накопились на территории. Встал вопрос о том, чтобы переработать это сырье. На заводе предприняли попытку получить опытные партии сухих белил, но в силу чрезвычайных обстоятельств — шла гражданская война, и народное хозяйство страны было разрушено — опыты завершить не удалось. И тогда в Ростов пригласили в качестве консультанта А. Пичугина.
Он накрепко запомнил устройство французских печей, вымеряя их собственным локтем. Поставил Пичугин весной 1923 года печь для обжига цинка без каких-либо инженерных расчетов и чертежей. Трудовой подвиг Пичугина оценили высоко: он был удостоен ордена Красного Знамени — высшей в те годы правительственной награды. Так впервые в стране были получены отечественные белила.
Конструкция первой печи была крайне проста, примитивна даже, и печь очень быстро выработала свое. «Жесть» разрасталась буквально на глазах — на смену «пичугинской» пришли витерильные и муфельные печи, был выстроен новый цинкобелильный цех. Выпуск белил увеличился в несколько раз, производство же посуды неуклонно сокращалось. К 1926 году основной профиль предприятия вполне определился — оно существовало теперь исключительно за счет выпуска белил, и само название — «Жесть» — стало анахронизмом.
Как указывалось в отчете Правления товарищества «Жесть» за 1926-1927 операционный год, сбыт продукции завода производился не только на Северном Кавказе. Цинковые белила продавались в Центральной России, Поволжье, Закавказье, Сибири, Белоруссии, Узбекистане, в Крыму, на Украине, на Урале и даже за границей, в Персии.
По мере восстановления и развития народного хозяйства и увеличения спроса на цинковые белила завод расширялся и совершенствовался. В 30-е годы в состав теперь уже Ростовского химкомбината вошли и производство красок, и только что построенный на окраине города магнезиально-ультрамариновый завод.
Великая Отечественная война круто изменила судьбу предприятия. Не хватало рабочих рук и средств, вновь пришлось вспомнить о забытых производствах — ветераны предприятия вручную изготавливали котелки для солдат.
После освобождения Ростова в феврале 1943 года, несмотря на большие разрушения, коллективу уже в конце февраля удалось получить первую продукцию. Город еще бомбили, а жизнь между тем возвращалась в свое привычное русло. Помимо белил, выпускали в военные годы (на заводах цинкобелильном и магнезиально-ультрамариновом) спички и хозяйственное мыло, детали для ручных гранат, чистящие средства и синьку.
В апреле 1957 года правительство приняло решение вновь объединить родственные заводы — цинкобелильный им. Октябрьской революции и магнезиально-ультрамариновый. А в 1959 году в состав химобъединения вошла и старейшая на юге страны химико-фармацевтическая фабрика «Заря революции». В связи с этим изменился статус предприятия — из подчинения местной промышленности РСФСР оно перешло в подчинение Министерства химической промышленности СССР. И это не замедлило сказаться на темпах роста объединения: все подразделения были реконструированы, и объемы производства увеличились в несколько раз.
В 60-е годы развернулось большое строительство. Были введены в строй цеха эмалей и редоксайда (технология получения железноокисного пигмента разработана специалистами объединения), близилось к завершению и строительство автоматизированного цеха но выпуску белил (ЦБЦ-2) на территории головного завода.
В эти же годы организованы центральная лаборатория и отдел АСУП. В самом центре Ростова появился новый жилой микрорайон — «Химик». Объединение теперь располагало своими детскими садами и базой отдыха на левом берегу Дона, Дворцом культуры.
Правительством предусматривались значительные капитальные вложения в развитие химической промышленности, в частности — на увеличение производства высококачественных товаров бытовой химии, пополнение ассортимента синтетических красителей, лаков и красок. К тому времени коллектив РХПО смог добиться показателей даже лучших, чем были достигнуты народным хозяйством страны. Так, рост объемов производства составлял в среднем по СССР — 4,2%, а в объединении — 4,6%, рост производительности труда — соответственно — 3,3% и 3,4%.
В Ростове развернулось строительство двух комплексов Северо-Западного промышленного узла — сегодня это заводы «Модэм» и «Алкид». Завод «Модэм» (бывший завод «Химпром») присоединен к Ростовскому химобъединению в 1971 г., располагая цехами эмалей и по производству тары. Два эти цеха были реконструированы, кроме того, на территории завода появились к 1975 году еще два производственных комплекса — по выпуску материалов для обустройства дорог, единственные в стране. В 70-е годы требовались, в связи с развитием автотранспорта, термопластик для разметки дорог и аэродромов и светоотражающие ткани для дорожных знаков. Такие дорожные знаки обеспечивают безопасность людей и в ночное время.
Цех термопластика несколько лет назад был реконструирован, в настоящий момент он частично перепрофилирован на выпуск бетона. В акционерном обществе «Эмпилс», в состав которого входит теперь завод «Модэм», работают над созданием светоотражающей пленки нового поколения, и предпринимается все возможное, чтобы сохранить, невзирая на экономические и политические трудности, эти столь нужные стране производства.
Место для строительства цеха эмалей было отведено в 1969 году — именно он и положил начало Северо-Западной промышленной зоне, в 18 километрах от Ростова. Развиваться промышленный район стал благодаря ТЭЦ, проектирование и строительство ее велись на средства РХПО.
Вслед за комплексом по производству эмалей, в конце 70-начале 80-х годов поднялся неподалеку еще один цех, по существу — целый завод, по выпуску лаков и полиэфирных смол. В связи с экологическими требованиями, к 1985 году на головном заводе был закрыт ультрамариновый цех,— и к этому же времени ввели в эксплуатацию новый цех по производству ультрамарина, рядом с цехами эмалей и лаков. Так появился завод «Алкид»...
На полную мощность работает и завод «ФармаДон» — старейшее химико-фармацевтическое предприятие на юге страны.
Планы на будущее у коллектива — самые обширные. Подготавливают технологические схемы получения полиэфирных лаков, столь необходимых мебельной промышленности, и полиэфирных смол. Занялись разработкой электроизоляционного лака, совместно с обувной фабрикой построили участок по изготовлению клея, ведутся и разработки по замене импортного сырья на отечественное.
Полукустарное в начале века, предприятие сейчас — многопрофильное акционерное общество с годовым объемом товарной продукции в 500 млн. руб. Продукция заводов «Алкид» и «Модэм», «ФармаДон» и головного завода, которые входят в состав акционерного общества, широко известна у нас в стране и за се пределами.
Солидные средства акционерное общество вложило в сферу обслуживания, в строительство объектов соцкультбыта. Поставлена и успешно решается задача по обеспечению работников «Эмпилса» жильем к 1995 году.
«Эмпилс» является одним из учредителей городской торгово-промышленной палаты, способствуя тем самым развитию мелкого и среднего бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
- Водолазская Е. Бизнесмен с революционным уклоном: [о М. С. Матвееве, председателе правления АО «Эмпплс»] // Молот. — 1993. — 29 апр. — С. 3.
- Николаева О. «Эмпилс» помогает тем, кому трудно // Семейный родник. — 1993. — № 1 (янв.). — С. 2.
- Половников В. Е. Быть собственником — это хорошо // Молот. — 1992. — 26 дек.
- Половников В. Е. «Сидя на берегу, плавать не научишься» // Дон. бизнес. — 1992. — № 13 (дек.). — С. 4-11.
- Прощай, химобъединение имени Октябрьской революции,— здравствуй, акционерное общество «Эмпилс» //Веч. Ростов. — 1991. — 1 нояб.
|