Донской временникДонской временникДонской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Кулинич Т. И. Обыкновенный электротрактор // Донской временник. Год 2018-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2017. Вып. 26. С. 176-1768. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/6/art.aspx?art_id=1596

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2018-й

ПРИРОДА И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Т. И. КУЛИНИЧ

 

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТРАКТОР

К 65-летию создания Мечетновской электро-МТС

История механизации сельского хозяйства в России уходит далеко в прошлое. Если говорить только о тракторах, то первый советский СТЗ-15/30 сошёл с конвейера в Сталинграде 17 июля 1930 года. Это была советская версия одной из моделей американской компании Мс Cormic International. Около двадцати тысяч зарубежных инженеров и механиков приехало тогда в Россию налаживать производство и эксплуатацию техники. Привозили и свои машины, курировали их работу, в том числе на Дону. Свидетельство тому нашёл краевед из Константиновска Евгений Фёдорович Качура.

На фотографии из семейного архива библиотекаря Константиновской школы № 1 Елены Стефановой мы видим её деда Василия Георгиевича Тарасюка (первый справа, с портфелем). В 1931 году он работал в Константиновском райкоме компартии. Видимо, ему поручили сопровождать прибывшего из США инженера Кавелло (на фото в плаще и шляпе) в Мечетновскую МТС.

Шла весенняя посевная компания. И представителя фирмы «Кейс» интересовало, как покажет себя их трактор на полях страны-импортёра. Все эти сведения получены из надписи, сделанной партработником В. Г. Тарасюком на обороте фотографии.

Созданные на селе сети машинно-тракторных станций занимались обслуживанием прикреплённых к ним колхозов района. Но поиски возможностей повысить производительность техники продолжались. Особенно активизировались они в первые послевоенные годы. И тогда же умами конструкторов овладела идея создания электротрактора. Мы знаем об этом от участника разработок – Валентина Борисовича Лаврова, агронома и рационализатора (долгие годы он трудился в совхозе «Донской»). Его, ещё студента Тимирязевской сельхозакадемии, включили в специальную группу Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства. Лавров, в частности, занимался разработкой трактора на электрической тяге; в 1953 году он с группой специалистов участвовал в экспериментальном пуске одной из первых в СССР электро-МТС «Мечетновская».

Мечетновская электромашинно-тракторная станция была создана в январе 1953 года на основании приказа Ростовского областного управления сельского хозяйства № 1756 от 24 декабря 1952 года. В зону обслуживания входили колхозы имени Калинина, Молотова, Андреева, Хрущёва, Шверника, имени III Интернационала, «Путь к социализму», «Красная поляна». Первым директором станции до 1957 года был Н. Рыбин, командированный из Новочеркасска.

В Константиновском архиве нашелся номер районной газеты «Знамя коммунизма» от 12 апреля 1953 года, в котором сообщается, что в Ростовской области начинается использование энергии Цимлянской ГЭС для электропахоты, и что в Семикаракорском районе вступает в строй Большемечетновская электро-МТС. А Константиновская школа механизации приступила к подготовке кадров – водителей электротракторов, и для обучения этой специальности – для работы на этой МТС – сформировалась группа из тридцати человек.

Работа на электро-МТС оказалась нелёгкой, но интересной: как-никак – шаг в будущее, попытка технологического прорыва советских учёных в сфере агропромышленного производства. Ведь наш трактор на электрической тяге был, считай, в два раза мощнее, чем тот же американский «Кейс», который работал на российских полях в тридцатые годы. Электротрактора могли выполнять все виды вспашки, а также боронование и дискование, применяли их даже на севе, при уборке кормовых культур.

По воспоминаниям В. Б. Лаврова, «основные преимущества электротрактора по сравнению с обычными "собратьями" на керосине и солярке – простота технического обслуживания и лёгкость пуска, экономия ГСМ (до 25 т. за сезон) и затрат времени и рабочей силы, из-за ненадобности подвоза и заправки трактора с тепловым двигателем горючим и водой. И для электротракториста работа не такая грязная и вредная для здоровья, как на оглушительно грохочущем, окутанном выхлопными газами и пропитанном нефтепродуктами тракторе с двигателем внутреннего сгорания» (Михалевич Н. Труд на целине закалил характер // Семикарак. вести. 2014. 9 окт. С. 3.) 

Всё этот подтверждают и другие исполнители смелого замысла. Недавно Евгений Качура встретился в хуторе Большемечетном с ветераном труда Александром Андреевичем Гондусовым и записал на диктофон его воспоминания.

А. А. Гондусов (слева). Учёба в Новочеркасске.

«В январе 1954 года я поступил учиться в Новочеркасскую школу механизации № 6, чтобы получить профессию тракториста широкого профиля и слесаря. И уже в июле этого же года отобрали двадцать пять лучших учеников и направили в Константиновскую школу механизации переучиваться на водителей электротракторов. И я был среди них. В группе собрались ребята из разных концов области, из Новочеркасска и Шахт, а также семь человек из Минвод и Пятигорска. После курса обучения нас стали распределять на практику. Сначала я попал в Дубенцы, но обменялся с одним товарищем и присоединился к своим ребятам в Мечетновскую электро-МТС. Там уже работали Саша Молоканов из Вислого, Николай Тащенко, мечетновский парень, и, кажется из Жукова ребята Ильчин, Власов, Романцов, Иван Донецков. Мы практиковались, но по-настоящему в 1954 году ещё не работали. Поздней осенью нас всех отправили в отпуск без содержания до марта 1955 года. 5 марта я прибыл на работу, там для начала меня определили в новое общежитие, специально построенное двухэтажное здание для проживания электротрактористов. Прожил я в нём недолго, решив перейти на частную квартиру к Бутовым, и жил у них вплоть до своей женитьбы.

Весной мы вели вспашку, как потом и осенью. Ещё наши трактора применяли в планировке местности, и всё. Шли разговоры, что поступят сюда электротрактора на резиновом ходу – для других видов работ, но этого так и не произошло.

Что из себя представлял электротрактор, на котором я работал? Обыкновенный гусеничный ДТ-54, только двигатель в нём заменили на электрический. Если говорить по-простому – то трактор был как электроприбор, включённый в розетку. К нему присоединялся кабель длиною 428 метров, намотанный намотан на муфту. Электролиния отходила от Висловской подстанции и шла вдоль всех полей на деревянных столбах. К каждому полю подвозили ещё одну маленькую передвижную подстанцию, подключали её к столбу, а трактор – уже к этой подстанции.

Мы обрабатывали поля от хутора Большемечетного (вдоль старой дороги на Константиновскую переправу) до границы с полями хутора Новозолотовского. И ещё поля от главного оросительного канала и хутора Вислый до полей Большемечетного и Маломечетного. На полях были гоны по 500 метров и по 1240 метров с конца в конец. Не всегда хватало кабеля, но эту проблему решали. Мощность ДТ-54 с электродвигателем увеличивалась, считай, в два раза. Поэтому вместо трёхкорпусного плуга к электротрактору цепляли восьмикорпусной плуг: четыре на свал и четыре на отвал.

Многие наши ребята, как я сам, были призывного возраста. Но поскольку таких специалистов не хватало, то военкомат дал бронь электротрактористам до 1956 года. И я продолжал работать. Главный инженер МТС Копылов уважал меня. Может, потому, что я безотказно работал на любом участке, в любой бригаде. Помню бригадиров Василия Васильченко, Алексея Борща, Михаила Фролова. А осенью 1956-го я уходил в армию. Поставил свой электротрактор в ангар, рядом с другими десятью. А когда в 1959 году вернулся, в, то электротракторов уже не было. Жалко, конечно. Слышал, что двое-трое ребят из нашей МТС ещё живы и проживают в Новочеркасске».

Что же стало с Мечетновской электро-МТС, почему она не просуществовала и пяти лет? По всей видимости, этот проект оказался дорогостоящим. Требовались большие финансовые затраты на создание инфраструктуры в сельхозугодьях. Да и использование кабеля ограничивало возможности для манёвра. Вот и свернули научные разработки.

По данным Семикаракорского районного архива, на основании приказа Донского комбината шампанских вин № 15 от 18.01.1957 года трактора и бригады Мечетновской электро-МТС передали совхозам. И все МТС стали называться РТС (ремонтно-тракторные станции), которые стали выполнять совсем другие функции. Мечетновская МТС стала ремонтной базой с июля 1958 года. А двумя годами позже, на основании распоряжения Ростовского Совнархоза от 09.02.1960 года (№ 131) и приказа Управления винодельческой промышленности от 11.03.1960 года (№ 65) Мечетновскую РТС в апреле переименовали в строительно-монтажный участок; он подчинялся Ростовскому строительно-монтажному управлению винодельческой промышленности и просуществовал до 1993 года.

Сегодня идея использования электротракторов в сельском хозяйстве снова будоражит умы конструкторов. Поиск продолжается!

СПИСОК СТАТЕЙ Е. Ф. КАЧУРЫ В МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ

История наплавного моста // Константиновску – 420 лет. Ростов н/Д, 2012. С. 59–65.

Мраморный шлюз // Дон. огни. 2013. 30 янв. С. 5.

Из истории хутора Суворова // Дон. огни. 2013. 11 дек. С. 6.

Под сенью шелковицы : [о П. И. Фоминичеве, выпускнике Констант. шк. механизации нач. 1950-х гг.] // Дон. огни. 2016. 6 янв. С. 6.

Бакенщик – род мужской // Дон. огни. 2016. 9 июля. С. 9; 13 июля. С. 6.

Три школы – одна история /записала Т. Кулинич // Семикарак. вести. 2016. 11 авг. С. 3.

«Стеклянные павильоны» станицы : [о фотографах дореволюц. Константиновска] // Дон. огни. 2016. 31 авг. C. 6.

От «Кейса» до электротрактора // Дон. огни. 2016. 2 нояб. С. 6.

У Трандушкиного колодца : [о колодцах Константиновска; соавт. Е. К. Стефанова] // Дон. огни. 2017. 25 янв. С. 3.




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"