Секизян Л. С. Чалтырка // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 62-63. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=179
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й
Природа Дона
ЧАЛТЫРКА
сорт пшеницы
Имя выдающегося учёного-генетика Н. И. Вавилова, как оказалось, связано с нашим Мясниковским районом. В числе отобранных им в своё время на Юго-Востоке и Северном Кавказе лучших сортов сельскохозяйственных культур была и пшеница Чалтырка [1].
Занимаясь поисково-исследовательской работой по истории донских армян, мы знали об истории местного армянского сорта твёрдой яровой пшеницы.
Ещё в Крыму, при генуэзцах, армяне-крестьяне культивировали яровую пшеницу-арнаутку. Генуэзцы вывозили эту пшеницу и приготовленную из неё крупу в свою страну. После переселения на донские целинные земли пшеница давала хороший урожай. Многие чалтырские армяне являлись, по сути, селекционерами. Их селекция была весьма примитивной, но качественной, благодаря неустанному труду. Из года в год во время молотьбы они на току выбирали самые крупные и хорошие колосья пшеницы, которые молотили отдельно. Зерно пропускали через сита разных размеров и зерноочистительные машины. Зимой вручную производили отбор качественных крупных здоровых зёрен. В 1880 году эта пшеница в Москве на сельскохозяйственной выставке удостоилась золотой медали, а в 1908 м на Международной выставке в Милане - двух золотых. Её покупали на семена русские помещики, а также иностранцы. Как отмечал в своих отчётах градоначальник Таганрога, при вывозе хлеба из черноморских портов за границу предпочтение отдавалось армянскому зерну. Нередко парижские хлеботорговцы посылали за ним свои суда в Таганрог.
В частности, французская фирма «Л. Драйфус» охотно покупала пшеницу по завышенной цене. Муку высоко ценили в пекарнях Франции.
В годы Великой Отечественной войны Чалтырка как сорт была полностью утрачена в нашем районе.
В конце 2005 года начальник контрольно-семенной инспекции Капрел Мелконович Джинибалаян обнаруживает о ней сведения в Интернете и на своё обращение в «Кубанский генетический банк семян» получает ответ: сорт с 1990 года находится на длительном хранении, но банк не имеет права производить рассылку семян из страхового фонда.
Нам хотелось вернуть уникальный сорт на родину! Начали мы с поиска информации о причастности Н. И. Вавилова к сохранению данного вида пшеницы. Обратились в МБА и краеведческий отдел Донской государственной публичной библиотеки, в Государственный архив Ростовской области к Ирме Максимовне Бороховой. Источники, которые нам предоставили, открыли интересные страницы из жизни Вавилова [2]. Нам же хотелось найти подтверждение тому, что Николай Иванович занимался дальнейшей селекцией этого сорта. Помогла Вера Николаевна Финогенова, библиограф Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки, предложив книгу «Руководство по апробации сельскохозяйственных культур», в которой описана Чалтырка [3]. Так мы смогли с уверенностью сказать, что Николай Иванович Вавилов занимался Чалтыркой.
Администрация Мясниковского района обратилась с письмом в Научно-исследовательский институт растениеводства имени Н. И. Вавилова, в котором говорилось: «…воздавая дань благодарности и уважения нашим предкам, и для сохранения этого сорта для будущих поколений, убедительно просим Вас из имеющегося вашего фонда, по возможности, выделить семена сорта пшеницы «Чалтырка» для размножения на селекционной станции и в дальнейшем возделывания этого сорта у нас в Мясниковском районе».
17 марта 2006 года Нерсес Мкртичевич Тер-Акопян, начальник отдела сельского хозяйства администрации района, и Асватур Арменакович Секизян, главный агроном района, привезли образцы из Кубанского генетического банка семян. Той же весной их засеяли на опытных участках Донского государственного аграрного университета. Селекционной работой руководит декан агрономического факультета профессор Александр Дмитриевич Чепец.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
О том, что академик Н. И. Вавилов неоднократно бывал на Юго-Востоке России, Северном Кавказе и Закавказье, известно, в частности, из карты ботанико-агрономических поездок учёного, где отмечены города Ростов-на-Дону, Майкоп, Дербент, Тифлис [4]. В 1922 году им была подготовлена к изданию книга «Полевые культуры Юго-Востока» [5].
В 20-е годы Вавилову удалось собрать крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений. Тогда же у него возникла идея создания на территории России сети опытных селекционных агрономических станций — своеобразных опорных пунктов Петроградского Государственного института опытной агрономии, который Вавилов возглавлял с 1922 года.
В 1924 году он активно занимается подготовкой к созданию первой такой станции в системе Северо-Кавказского краевого земельного управления (КрайЗУ) на Кубани — в Отраде Кубанской (открылась в ноябре 1925 года). Затем разворачивает селекционные работы на территории горного Кавказа в республиках Северного Кавказа (одними из первых в 30-е годы были созданы Майкопская и Дербентская горные селекционные станции). Для решения организационных вопросов Вавилову приходилось бывать в Ростове-на-Дону — административном центре Северо-Кавказского края.
Идею поиска документов, подтверждающих пребывание учёного на Северном Кавказе в 20-е годы, подал архивистам академик Ю. А. Жданов. В фонде Северо-Кавказского краевого земельного управления было обнаружено личное дело профессора Н. И Вавилова — заполненная его рукой анкета и личные документы за 1922-1924 годы. Особый интерес вызвало «curriculum vitae» (жизнеописание), составленное Вавиловым в марте 1992 года в Петрограде и направленное в Москву для оформления на работу по совместительству специалистом-консультантом в Государственный солонцово-мелиоративный научно-исследовательский институт «Госсолин» (до последнего времени в литературе была известно только одно жизнеописание — написанное Вавиловым в сентябре 1917 году; второе отличается тем, что оно короче по изложению, но шире по хронологическому охвату).
Личное дело на профессора Н. И. Вавилова было заведено в институте «Госсолин» в 1922 году. Как оно попало в Ростов-на-Дону?
Возможно, что, приехав в 1924 году в Ростов-на-Дону в связи с организацией первой опытной селекционной станции на Кубани, Вавилову потребовались документы для оформления в штат КрайЗУ. Институт «Госсолин» выслал личное дело, на обложке которого было записано: «Профессор Вавилов Николай Иванович; Делопроизводственный № 13». В КрайЗУ там же сделали новую запись: «Наркомзем. Северо-Кавказское земельное управление. Личный стол. Дело № 3». Дата поступления личного дела не указана, последний документ в нём датируется 17 апреля 1924 года.
И. М. Борохова
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
- Сергеев В. З., Киструкский А. И. Сортовой состав хлебов и производственная оценка сортов Азово-черноморского края / Азово-черноморская краевая контора Госсортфонда; Азово-черноморская краевая контрольная семенная лаборатория; под ред. А. И. Носатовского. Шахты, 1956. С. 6, 22, 35, 45, 51, 52.
- Личные дело Н. И. Вавилова (ГАРО. Ф. Р.-1390. Оп. 2. Д. 356); Новые документы о Н. И. Вавилове в Госархиве Ростовской области: публикации документов/ предисл., коммент. и подготовка текста к публикации И. М. Бороховой // Отечественные архивы. 2003. № 2. С. 86-90.; Жданов Ю. А. Борохова И М., Гуськов Е. П. Неизвестные страницы творческой биографии Николая Ивановича Вавилова. // Научная мысль Кавказа. 2001. № 1. С. 86-89.
- Руководство по апробации сельскохозяйственных культур. Т. 1. Зерновые культуры (пшеница, рожь, ячмень, овес) / под ред. акад. Н. И. Вавилова и проф. К. А. Фляксберга. 4-е изд., перераб. М.; Л.: Гос. изд-во колхоз. и совхоз. литературы, 1938. С. 141.
- БСЭ. 3-е изд. Т. 4. С. 215.
- ГАРО. Ф. Р. 1390. Оп. 2. Д. 356. Л. 12-12 об.
|