Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Вегерин В. И. Прочь с полей, клоп-черепашка! // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 245-246. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=1486

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й

Природа Донского края

В. И. ВЕГЕРИН

ПРОЧЬ С ПОЛЕЙ, КЛОП-ЧЕРЕПАШКА!

1930‑е годы были временем активного участия школьников в жизни своего края, и школьники станицы Константиновской не были исключением. Во второй половине 30‑х в Константиновской средней школе имени газеты «Ленинские внучата» действовал кружок юных натуралистов под руководством учителя естествознания Андрея Афанасьевича Сорокина [1]. Помимо традиционных для такого кружка занятий, школьники вместе с педагогами занимались биологической защитой зерновых посевов от клопа-черепашки, одного из опасных вредителей зерновых сельскохозяйственных культур. Эта работа рассматривалась как дело государственной важности, поскольку определяла, в конечном счёте, судьбу будущего урожая.

До середины 1940‑х продуктивными методами борьбы с вредителем были массовый сбор и сжигание клопов, перемещение кур на поля (одна курица в течение дня может съесть 800–900 клопов) и использование природных энтомофагов, в частности, теленомусов – маленьких наездников‑яйцеедов. Их самки откладывают свои яйца в яйца клопа-черепашки, и личинка наездника, таким образом, питается содержимым яйца черепашки. Численность черепашки резко снижается, и наливающиеся колосья уже менее страдают от вредителя [2]. Как рассказывают очевидцы, выпускники Константиновской средней школы конца 1930-х годов Сергей Александрович Романовский и Георгий Константинович Леонтьев, поздней осенью, когда облетала листва, ученики с педагогами совершали походы на окраины станицы для сбора черепашки, которая пряталась на зиму в лесопосадках и оврагах под слоем листьев и травы. В духе того времени устраивали соревнования, кто больше соберёт насекомых-вредителей. Собранную черепашку хранили в холодном помещении. В лаборатории, располагавшейся в отдельном кирпичном здании, были подготовлены специальные садки для размножения подготовленной черепашки. Садки представляли собой деревянный каркас в форме куба, обтянутый марлей, с одной стороны которого была дверца со стеклянным окошком. Внутрь этого садка устанавливали ящик с землёй, куда высаживали семена пшеницы или ячменя. Когда семена прорастали и зелёные побеги достигали нужных размеров, в садки запускали клопа-черепашку. Отогревшись, черепашка начинала питаться зелёными побегами, а спустя время – спариваться и откладывать яйца. Как только на побегах появлялась первая кладка яиц (а за этим велось постоянное наблюдение), внутри садков развешивали гирляндами газеты, разрезанные на полоски. На эти полоски черепашка начинала активно откладывать яйца. Заполненные газетные полоски собирали, обрезали лишнюю бумагу и складывали на хранение.

Когда массовый сбор яиц черепашки заканчивался, приступали к следующему этапу: руководитель кружка Андрей Афанасьевич Сорокин ехал в Ростов (по всей видимости, в какую-то лабораторию или биологическую станцию) и привозил в пробирке теленомусов. Для размножения теленомусов использовались другие садки – закрытые ящики со стеклянной крышей. В одну из боковых стенок горизонтально были вставлены несколько стеклянных трубок по типу пробирок, наружные отверстия которых затыкались кусочком бинта, смоченного сладким сиропом. В эти садки на дно укладывали полоски газет с отложенными черепашкой яйцами и выпускались привезённые теленомусы. Мушки теленомусов питались сладким сиропом и откладывали яйца в яйца клопа-черепашки. Ко времени, когда на полях, засеянных зерновыми культурами, появлялся клоп-черепашка, у школьников была готова армия теленомусов. Выбрав тёплый безветренный день, ученики с педагогами торжественным весёлым строем выносили садки с теленомусами на поля и выпускали их.

Школьники осознавали важность своей работы. В процессе общественно-полезного труда они быстро обретали необходимые теоретические знания и практической опыт, но главное – учились на деле любить свою Родину и свой край, активно бороться за его преобразование и улучшение.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В советской школе. Ростов н/Д : Ростиздат, 1938. С. 11.

2. Словарь-справочник энтомолога / ред. В. Н. Щёголев. М. ; Л. : Гос. изд‑во с.‑х. лит., 1955. С. 360–361.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"