Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Соколов И. П.  Общество спасения на водах // Донской временник. Год 2013-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2012. Вып. 21. С. 66-71. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=1177

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2013-й

Природа и сельское хозяйство

И. П. СОКОЛОВ

ОБЩЕСТВО СПАСАНИЯ НА ВОДАХ

К 170-летию со дня рождения Николая Маргаритовича Сарандинаки

Часть 1

Сарандинаки Николай Маргаритович

Публикуем главу из книги «Материалы для климата северо-восточной части Азовского моря за период времени от 1876 до 1895 г. по наблюдениям из с. Маргаритовка магистра химии, корреспондента Главной физической обсерватории, члена-сотрудника Императорского Географического Общества Николая Маргаритовича Сарандинаки / сост. М. Сарандинаки. М., 1897. С 18–31. Оригинальное её название: «Характеристика заслуг покойного Николая Маргаритовича Сарандинаки»

В 1876 году местное правление, при непосредственном участии Николая Маргаритовича Сарандинаки, устроило и открыло на берегу Азовскаго моря спасательную станцию Маргаритовскую в упомянутом имении покойного, на Чумбурской косе, управление коей он любезно принял на себя, и, благодаря симпатиям, которыми он пользовался среди окрестных жителей-рыболовов, ему удалось образовать из них необходимую команду.

Команда эта жалованья не получала, но ей было объявлено, что за каждый выезд лодки для спасения погибающих будет выдаваться особое вознаграждение, сообразно с заслугами и трудами, а в случае гибели кого-либо из команды – местное правление принимает на себя обязанность обеспечить семейство погибшего.

Такие команды признавались Н. М. лучшими, чем команды из наёмных гребцов, находящихся постоянно при станции. Он находил, что постоянные команды не соответствуют цели, и что люди, которые бывают в море не всегда, не годятся для спасения погибающих: они не могут долго переносить борьбу со стихией и подвергаются большей опасности, чем привыкшие к своей местности простые рыболовы.

Взгляд этот, в данном случае, был вполне основателен, и станция под управлением Н. М. Сделалась одной из наиболее деятельных: ею спасено свыше 50 человек.

Не описывая подробно всех случаев спасания, в общем должно сказать, что все они были сопряжены с большими трудностями и нередко с риском для жизни спасавших.

Отметим только один выдающийся случай, имевший место в первый год открытия Маргаритовской спасательной станции, случай, привлёкший внимание Высочайшей покровительницы общества, Её Императорского Величества, ныне вдовствующей Государыни Императрицы, в то время Государыни Цесаревны, и послуживший ближайшим поводом к тому, что местное правление удостоилось счастья получить августейшую благодарность Её Величества.

Случай этот заключался в том, что, благодаря действиям Маргаритовской станции, спасены 37 человек, погибавших 22 декабря 1876 года в Азовском море. – Все лица, участвовавшие в этом подвиге, удостоились награды, а Н. М. Сарандинаки, обнаруживший в данном деле особенную распорядительность, был награждён от Общества высшей наградой золотой медалью и дипломом за подписью августейшей покровительницы общества.

Помимо устройства Маргаритовской спасательной станции, почивший Н. М. принимал деятельное участие, как член управления, в устройстве ещё двух таких же станций: одной – на берегу Азовского моря, на Сазальницкой косе, другой – в Ейском лимане, в селе Глафировке. Но этим не ограничились заботы его по организации помощи погибающим в Азовском море.

Сознавая, что помощью спасательных станций не всегда могут пользоваться терпящие бедствие в открытом море, вдали от местонахождения станций, он пришёл к мысли о необходимости учредить нечто вроде постоянного крейсерства по Азовскому морю, для чего рассчитывал воспользоваться рыбацкими баркасами, находящимися почти непрерывно в открытом море.

Вообще, морские рыболовные баркасы, хорошо и прочно устроенные, весьма легко сделать непотопляемыми, – установлением в них воздушных цинковых ящиков и снабжением команд спасательными снарядами можно обеспечить не только безопасное плавание для самих рыболовов, но при надобности им легче, чем со спасательных станций, оказывать помощь в море.

Ростовское местное правление к предложению Н. М. Отнеслось с полным сочувствием и изъявило согласие на свой счёт сделать рыбацкие баркасы непотопляемыми, а команды снабдить необходимыми спасательными снарядами. К сожалению, мысль эта не встретила должного сочувствия среди тех лиц, на пользу которых она была направлена. Рыболовы, не отказываясь от помощи погибающим и от употребления в подобных случаях спасательных снарядов, не соглашались однако на установку в баркасах воздушных ящиков, труб и пробочных обшивок, долженствующих, по их мнению, занять много места и тем самым мешать во время работы.

Видя такое отношение к близкому для него делу со стороны рыболовов, Н. М. предложил устроить эти приспособления, по их указаниям, так, чтобы они им не мешали.

На это изъявили согласие только три рыбопромышленника, и из трёх баркасов был выбран лучший, принадлежавший Григорию Пелецкому, каковой и был приспособлен к весне 1877 года. – Но опыт этот не увенчался успехом, так как, по заявлению Пелецкаго, пришлось снять сделанные приспособления, мешавшие ему на промысле.

После этого стало ясно, что для такого крейсерства, какое задумал Н. М., правлению необходимо обзавестись собственными баркасами и давать их в безвозмездное пользование благонадёжным рыбакам с тем, чтобы им было вменено в обязанность оказание помощи терпящим бедствие в море.

На это нужны были крупные средства, каковыми Ростовское правление тогда не располагало, и к осуществлению мысли Н. М. явилась возможность приступить только в 1891 году, когда на общем собрании действительных членов Общества спасания на водах Н. М. Выяснил, что дело спасания погибающих в Азовском море можно считать достигающим своей цели лишь при том условии, если между каждыми шестью рыбацкими баркасами один будет спасательный и такой системы, чтобы он был пригоден для рыболовного промысла, причём такие специально приспособленные баркасы должны быть выдаваемы для пользования бесплатно рыболовам, по избранию правления.

Продолжение см.: Соколов И. П. Общество спасания на водах. Часть 2.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"