Щербак Д. А. Преосвященный Хрисанф // Донской временник. Год 2019-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2018. Вып. 27. С. 117–119. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m8/3/art.aspx?art_id=1654
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й
Церковь на Дону. Персоналии.
Д. А. ЩЕРБАК
ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ХРИСАНФ
К родословной корейского миссионера
Церковь Казанской иконы Божией Матери хутора Яново-Грушевский – бывшая церковь вмц. Варвары ст-цы Грушевской. Из станицы в хутор была перенесена в началеXX в. Из фондов ГАРО
Имя епископа Хрисанфа (в миру Христофор Петрович Щетковский), главы русской духовной миссии в Сеуле (1899–1904) [1], не кануло в лету. Его краткие биографические сведения как о писателе и воспитаннике Казанской духовной академии с перечнем печатных работ были размещены в Русском биографическом словаре [2] ещё до его кончины.
Более расширенную информацию о жизни преосвященного Хрисанфа предлагает нам некролог, опубликованный в «Херсонских епархиальных ведомостях» и продублированный в «Донских епархиальных ведомостях» [3]. Представления о личности мы получаем также из личных путевых записок преосвященного [4] и отзывов о нём святителя Николая Японского [5].
Однако о жизни епископа Хрисанфа на донской земле и о его родных почти ничего не известно. Исследования фондов Государственного архива Ростовской области, Российской национальной библиотеки позволили выявить новые и уточнить некоторые известные сведения из его биографии и составить родословное древо Щетковских.
Служившие на рубеже XIX–XX веков в Донской епархии священно-церковнослужители Щетковские приходились преосвященному Хрисанфу родственниками в четвёртом или пятом колене [6]. Их близкое родство своими корнями уходит к концу XVIII века. По своему происхождению Щетковские принадлежали к казачьему сословию, многие из которых, имея духовное образование, служили на военном поприще. В архивных фондахпервой половины XIX века упоминание о Щетковских встречается в ведомостях церквей великомученицы Варвары станицы Грушевской и святителя Николая Чудотворца станицы Мелиховской [7].
В Грушевской служил пономарём и дьячком (1827–1863) Пётр Николаевич Щетковский (1806–1870/1871), дедушка преосвященного. В 1863 году он был уволен за штат. В станице семья проживала в собственном доме, в котором продолжала жить с одним из своих сыновей вдовствующая бабушка Васса Ильинична Щетковская (1809 –после 1879).
Христофор Петрович Щетковский родился 19 апреля 1869 года в слободе Сальская Орловка [8] в семье диакона Христорождественской церкви Петра Петровича Щетковского [9] и Анны Иосифовны (1839 –после 1909). В статье «Не нам Господи, не нам, но Имени Твоему» я, ошибочно трактуя фразу «сын священника станицы Великокняжеской», неверно указал место рождения – станица Великокняжеская [10]. Эта же ошибка и в «Википедии».
У его родителей было одиннадцать детей: Мария (1858), Фёдор [11], Мария (1861–?), Александра (1862/1863–?), Павел (1865), Павла (1867–?) [12], Христофор (1869–1906), Евдокия [13], Валентина (около 1875) – умерла во младенчестве, Стефан (1876–1881/1882), Иоанн (1880–1881/1882).
В 1875 году Христофор Щетковский начал учёбу в Орловском приходском училище [14] и продолжил её «на казённом содержании» в Новочеркасском духовном училище [15].
В 1883 году он поступил в Донскую духовную семинарию. Вероятно, в 1885-м был оставлен на второй год. По окончании учебного года в семинарии в списке учеников третьего разряда, «составленном педагогическим собранием Правления оной 17 июня 1885 года», указано – «Христофору Щетковскому дозволяется переэкзаменовка по св[ященному] писанию и латинскому языку» [16]. В 1886 году его имя указано в списке учеников второго разряда с формулировкой – «воспитанники эти переводятся в III класс» [17].
По окончании семинарии по второму разряду (1890) Христофор получил должность псаломщика Покровской церкви слободы Большая Крепкая (ныне –Большекрепинская). После рукоположения в сан иерея (1891) он был назначен в церковь святых мучеников Флора и Лавра [18] станицы Великокняжеской. В 1892 году молодого священника определили заведующим походной церковью святителя Николая Чудотворца в поселении на Каменной балке (ныне – хутор Каменная Балка Орловского района), той же станицы, а с 18 октября 1894 года на постоянное служение. В 1892 году его попечением была открыта «при сей церкви…церковно-приходская школа» [19].
В течение нескольких лет отец Христофор трудился миссионером в калмыцких степях. Просвещая калмыков светом учения Христа, он освоил их язык. Позже эти знания помогли ему овладеть и корейским языком
Вскоре отца Христофора постигла двойная утрата: умерли отец и жена – Мария Григорьевна Щетковская (1874–1893/1894) [20], оставив отцу Христофору и его матери Анне Иосифовне сына Николая (1893 – после 1906).
Дальнейшая судьба преосвященного Хрисанфа, известная из литературы и источников, не является предметом нашего исследования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Миссию возглавлял в сане архимандрита.
2. Русский биографический словарь : в 20 т. Т. 16. М. : Терра – Книж. клуб, 2001. С. 235.
3. Преосвященный Хрисанф, епископ Елисаветградский : [некролог] // Херсон. епарх. вед. : отдел неофиц. 1906. 1 нояб. (№ 21). С. 549–564.
4. Щетковский Х., епископ. От Сеула до Владивостока : путевые зап. миссионера. М., 1905. 103 с.
5. Бесстремянная Г. Е. Контакты русской духовной миссии в Корее и Японской православной церкви в 1896–1946 годы : по япон. источникам // Церковь и время. 2009. № 2 (47). С. 129‑133.
6. В статье «Не нам Господи, не нам, но Имени Твоему» (Дон. временник. Год 2014-й. Вып. 22. С. 146, 148) мною ошибочно, со слов Л. С. Гримовой (Щетковской), была указана более близкая степень родства. – Д. Щ.
7. Сизенко А. Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII в. – 1918 г.: фактогр. справ. Ростов н/Д. : Дон. издат. дом. 2018. С. 895, 896, 897.
8. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 6121. Л. 39 об. В настоящее время Большая Орловка Мартыновского района Ростовской области.
9. Щетковский Пётр Петрович (1837, ст-ца Грушевская – 1894), сын дьячка казачьего происхождения. Учился в Новочеркасском духовном училище (низшее отделение). Пономарь (1854), диакон (1862), диакон-псаломщик (1878). Служил в Христорождественской церкви слободы Сальская Орловка (1854–1884), церкви Флора и Лавра станицы Великокняжеской (1884–1887), Рождества Богородицы хутора Траилина (1887–1894). Занимался оспопрививанием (1855–1862). С 1885 г. владел собственным домом в станице Великокняжеской.
10. Щербак Д. А. Не нам Господи, не нам, но Имени Твоему // Дон. временник. Год 2014-й. Вып. 22. С. 146.
11. Щетковский Фёдор Петрович (1859 – после 1917), войсковой старшина (1903). Учился в Орловском приходском училище, окончил Константиновское окружное училище, Новочеркасское казачье юнкерское училище (по 2-му разряду). В 1904 г. находился в действующей Армии на войне против Японии. Председатель церковно-приходского попечительства Михайло-Архангельской церкви Новочеркасска (1912–1915). Был женат на дочери есаула станицы Константиновской Воскобойниковой Евгении Ивановне (1874 – после 1899).
12. Училась в Орловском приходском училище. По документам 1888 г. – замужем за мещанином.
13. Егорова (Щетковская) Евдокия Петровна (1872 – после 1911), супруга священника Никандра Васильевича Егорова (1867, ст-ца Еланская – 1937), обучавшегося на миссионерских курсах при Казанской духовной академии (1897–1899), расстрелянного 30 сентября 1937 г. по приговору тройки УНКВД по Азово-Черноморскому краю (ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11891. Л. 56 об.– 57; Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-36584. Л. 11–14 об., 15, 16, 18–18 об.).
14. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 6849. Л. 3 об.
15. Там же. Д. 7925. Л. 13 об.; Там же. Д. 12363. Л. 7 об.
16. От правления Донской духовной семинарии // Дон. епарх. вед. 1885. 15 июля (№ 14). С. 497.
17. Там же. 1886. 15 июля (№ 14). С. 567.
18. Храм в поруганном виде сохранился до наших дней, был заново отстроен и освящён в 1993 г. – Д. Щ.
19. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11677. Л. 44.
20. В моей статье «Не нам Господи, не нам, но Имени Твоему» (Дон. временник. Год 2014-й. Вып. 22. С. 147) ошибочно сказано, что овдовел о. Христофор в 1895 г. – Д. Щ.
|