Малаховский Е. И. Храмы Ростова-на-Дону. Христианские имена на карте города. Часть 2 // Донской временник. Год 1998-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 9. С. 89-90 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=857
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1998-й
Храмы, монастыри Ростовской области
Продолжение см.: Малаховский Е. И. Храмы Ростова-на-Дону. Часть 3
Е. И. Малаховский
ХРАМЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ. ХРИСТИАНСКИЕ ИМЕНА НА КАРТЕ ГОРОДА
Часть 2
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
Одним из первых храмов на территории Ростова-на-Дону была старообрядческая Покровская часовня. Она стояла в районе нынешней улицы Донской и была выложена из местного камня. Точная дата ее основания неизвестна. Более конкретными сведениями мы располагаем, начиная с XIX в. Сперва в 1813-м, а затем в 1903 году на участке, где стояла эта старинная часовня, со стороны Канкрынской улицы сооружались деревянные церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. В 1912-13 г. на Канкрынской улице (теперь это ул. Ульяновская.37) на средства ростовского купца Н.А. Панина строится каменная старообрядческая Покровская церковь [2]. Эта церковь возводилась по проекту академика архитектуры В.А. Покровского, фамилия которого удивительно совпадает с именем храма. Этот храм без изменений сохранился до наших дней.
Выполнен храм с использованием форм древнерусского зодчества.
"Обилие" Покровских церквей на небольшом "пятачке" территории Ростова объясняется не только недолговечностью деревянных храмов, хотя и это имеет свое значение. Как известно, в православии, а у старообрядцев в особенности, существует традиция сохранения месторасположения возобновляемых храмов, которые по тем или иным причинам оказались утраченными. Но дело состоит и в том, что старообрядчество по своему составу крайне неоднородно. Оно разделяется на три основные группы: беспоповскую, беглопоповскую (образованную из священников, переходивших из "новообрядческой" церкви, называемой старообрядцами "никонианской", в старообрядчество) и поповскую, наиболее крупной из которых является конфессия «Белокриницкого согласия». Каждая из перечисленных групп старообрядцев всегда создавала свои собственные храмы. К сожалению, различные официальные исторические документы в отношении старообрядчества не указывали принадлежности храма к той или иной группе верующих. Поэтому во многих случаях приходится руководствоваться устными преданиями, достоверность которых не всегда безусловна.
Так, ростовские старообрядцы рассказывали, что сначала каменная Покровская церковь на улице Ульяновской, 37, до 1935 года принадлежала старообрядцам беглопоповцам "Новозыбковского согласия". Эти же прихожане иногда называли церковь не Покровской, а Покрово-Ильинской из-за существовавших в ней чтимой иконы или второго храмового престола во имя Св. Ильи Пророка. Старообрядцам же Белокриницкого согласия до начала 1920-х годов принадлежала деревянная Покровская церковь, находившаяся в усадьбе двора по улице Ульяновская, 32, и только после ее закрытия "белокриницкие" старообрядцы вынужденно перешли в каменную Покровскую церковь, находившуюся по соседству, буквально, на расстоянии 100 м. Однако и каменный храм на ул. Ульяновской, 37 функционировал недолго. В 1935 г. его закрыли и превратили в радиозавод.
В 1946 году Покровская церковь возобновила богослужения, но уже в составе самого крупного старообрядческого объединения, входящего в самостоятельную московскую митрополию Белокриницкого согласия.
Начало см.: Малаховский Е. И. Храмы Ростова-на-Дону. Часть 1
Продолжение см.: Малаховский Е. И. Храмы Ростова-на-Дону. Часть 3
|