Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сокольский Э. Оборона по-обуховски// Донской временник. Год 2011-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2010. Вып. 19. С. 111-112. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=726

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2011-й

Храмы, монастыри Ростовской области

ОБОРОНА ПО-ОБУХОВСКИ

К 145-летию освящения Преображенской церкви в хуторе Обуховка Азовского района.

Преображенская церковь хутора Обуховка Азовского района

Сколько церквей на донской земле я перевидал, в какую только глухомань не забирался, а вот обуховскую церковь всё оставлял на потом. Спешил куда подальше, а то, что совсем рядом, и не ценил так, думал – успеется, у Ростова под боком, да и небось уже журналисты постарались – не раз про неё строчили! А ведь она была первой, которая меня позвала к себе, заинтересовала – и долго манила. Пятнадцатилетними школьниками я и мой одноклассник совершили первую самостоятельную – без взрослых! – поездку в новый для нас город – Азов; там, любуясь Доном с высокого берега, приметили мы вдалеке, среди зелёной равнины, синий куполок. «Что это?» – спросили рядом стоявшего. «Церковь в Елизаветинской», – был ответ. Потом-то я узнал, что в станице Елизаветинской церковь давно разрушили, обезглавили и превратили в склад старообрядческую в соседнем хуторе Курганы, видели же мы – Преображенскую, что в хуторе Обуховка, отделённом от Елизаветинской Казачьим ериком и большим полем.

Но как случилось, так случилось – всё к лучшему. Обуховскую церковь я полюбил, проникся к ней особенным теплом, и никакая другая церковь нашего края не просилась в сравнение, никакая другая, пусть и дорогая сердцу, не заслонила собой прелесть обуховской… Нет, я не преувеличиваю её достоинств: да, я любуюсь её белыми кружевными узорами – лёгкими, хрупкими линиями из камня, так радующими, веселящими тёмнокирпичные стены и солидный, слегка вытянутый барабан, весь в узких оконцах; любуюсь её куполом – синим в звёздах; его шатровой колокольней, как доброй перекличкой с Древней Русью, – и, любуясь, в глубине души понимаю, что, при всей нарядности храма, он довольно типичен для эпохи эклектики и создан не единым будто взмахом архитектора, озарённого безоглядным вдохновением, а строго-расчётливым автором, не избежавшим некоторой умозрительной искусственности, но сделавшим, спасибо ему, всё возможное для того, чтобы храм не выглядел очень уж тяжело-солидно и важно-казённо.

А какая благодать внутри! Пояса орнамента, росписи (сцены из Библии, лики святых, выполненные в явно светском духе) напоминают Васнецова, Нестерова и даже местами Репина; множество икон различного времени, трёхъярусный иконостас, сияющий позолотой, старинная изящная люстра (свечи другой люстры – более богатой, но не старой, – во время служб, встав на стремянку, зажигает служитель – где ещё такое увидишь?)…

Церковь во имя Преображения Господня заложили в августе 1861 года, освятили в июле 1866-го; через четыре года расширили приделом Константина и Елены, ещё через четыре устроили придел Андрея Критского. В начале ХХ века возвели колокольню. Говорят, жители Обуховки и соседнего хутора Дугино продавали виноград и рыбу в Ростове, Таганроге и где только было возможно, чтобы деньги отдать на новый храм.

В хуторе много приезжих, и попробуй найди коренного обуховца, который рассказал бы, чего стоило защитить храм в предвоенное время, когда его намеревались взрывать. Настоятель отец Николай говорит, что собрались в нём хуторяне с маленькими детьми: «Взрывайте!» А батюшка убеждал партработников: я не могу закрыть храм, там ведь люди, я же их не выгоню!.. Жаль, что и гонения на храм в хрущёвскую эпоху подзабылись стариками; и повезло мне, что я встретил пожилую прихожанку из хутора Дугино, бабу Надю (так она представилась), с хорошей памятью. Папа её учился в приходском училище (рядом с храмом), а после войны воевал у Будённого; вернувшись с войны, вступил в партию, был председателем комитета по бедноте, потом – рыбного кооператива, – но всегда втихомолку молился, не забывал ни одного церковного праздника.

– Почему мы узнали, что храм будут закрывать? – рассказывала мне баба Надя. – А потому, что закрыли церковь в Курганах – ту, ханжейскую…

– Старообрядческую? – переспросил я.

– Да, мы её называем ханжейская, – махнула рукой баба Надя. – Её – как закрыли? Поехали оттуда к Калинину – просить, чтобы её не трогали, Калинин разрешил, а когда приехали – власть распорядилась по-быстрому и уже её закрыла. Вот и мы ждали, что закроют нашу, знали, что должен это сделать Ковалёв, он был директором МРЗ, коммунист.

– МРЗ – это что?

– Моторнорыболовный завод, он и сейчас есть, – если ты ходил к Дону – видел.

(Этот завод ныне называется иначе – ССРЗ).

– Его старушки встречали – возмущались: «Что ж ты делаешь, Андрей Николаевич! Неужели на церковь руку подымешь?» – увлечённо вспоминала баба Надя. – Он и шепнул одной: «Набирайте больше камней – мы идём такого-то числа во столько-то – и бейте нас». Пошёл он с группой партийных – их и до двора не допустили!

– А каким образом они должны были закрыть церковь?

– Ну как это делалось? Входили в алтарь, оскверняли его: пели, танцевали, всё опрокидывали… И все там в церкви собрались – бабушки, мужчины, дети, говорили: голодать будем! И ночевали там – время было уже холодное – в полушубках, фуфайках, стёганках. А еду им родичи и знакомые приносили – рыбы ведь было полно, да и скот в каждом дворе держали.

– И долго так ночевали?

– Пока не оставили нас в покое; сказали – расходитесь, не тронем церковь. А когда вроде и поутихло всё, Ющенкова Екатерина, не помню отчества, председатель станичного комитета, хотела заскочить в алтарь – а ведь женщинам туда нельзя туда, – и никто её не заставлял, сама прибежала, какую-то пакость хотела сделать! – а батюшка был в то время бывший подполковник, – он её за затылок – и под задницу из церкви! Потом, когда муж у неё умер, она приходила панихиду служить. У нас тут был Янковский, Амвросий Фёдорович, он её стыдил: что ж ты, бессовестная, ведь хотела алтарь осквернить! – она ему сказала: «Я не виновата, нас заставляли!»

…В хуторе, на месте которого, как писал в начале века церковный историк Иван Сулин, в 1767 году в урочище при речках-протоках Каланча и Казачий ерик было поселение рыболовов, давно устоялся дачный дух. Ходишь по кривым, в сирени, вишнях и акациях улочкам, нередко видишь типичные для Азовского района синие домики с зелёными ставнями, – то в одном, то в другом дворе кто-то ремонтирует легковушку (из открытых дверей раздаются разрушающие сельскую тишину звуки развлекательных молодёжных радиостанций)… И вспоминаешь, что Ростов совсем рядом. Потому и часто, очень часто, венчаться и крестить детей ростовчане приезжают сюда. Я их понимаю: кто раз увидел Преображенский храм и проникся его священным духом – лучшего места для справления обрядов искать не станет.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"