Малаховскиц Е. И. Путеводительница // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 103-105. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=654
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й
Храмы, монастыри Ростовской области
ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА
Аксайская икона Божией Матери
К 100-летию освящения 7/20 декабря 1910 года правого (южного) придела
Преполовенского храма Нижне-Гниловской станицы
(Ростов-на-Дону, улица Всесоюзная).
Преполовенский храм строился в 1824–1829 годы и был освящён в честь Воскресения Христова. Однако по просьбе прихожан и с благословения Преосвященного Епифания, епископа Воронежского и Черкасского, престольное празднование отнесли к Преполовению Пятидесятницы, отмечаемому в среду 4-й седмицы, т. е. посредине срока между Пасхой и Святой Троицей. Тогда храм и назвали в честь Преполовения Пятидесятницы. Расширялся храм в 1908–1909 годы. Кроме главного престола в нём появились приделы. Престол левого, северного придела освятили сразу после окончания строительных работ 27 октября /9 ноября 1909 года во имя Святителя Алексия, митрополита Киевского и всея России (сейчас Русская православная церковь называет святителя Московским и всея Руси по месту его фактической резиденции). Что касается правого придела храма, то он ещё целый год подвергался тщательной отделке, после чего престол освятили в честь одной из главных русских святынь – Смоленской иконы Божией Матери.
По преданию, икону писал в I веке христианской веры святой евангелист Лука для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила икону перенесли в Иерусалим, а затем греческая императрица Евдокия подарила её сестре императора Пульхерии, и в Константинополе от иконы произошло много чудес и знамений. Здесь икону прозвали Одигитрией (по-гречески – путеводительница). По одной из версий, название возникло из-за того, что римские императоры брали икону с собой в военные походы и побеждали врага. На иконе изображена Божия Матерь, правой рукой указующая на младенца Иисуса, восседающего на её левой руке и опирающегося на свиток – Закон. Вся композиция иконы символизирует путь человечества к спасению.
По русским церковным преданиям, икона появилась на Руси в 1046 году, когда греческий император Константин Порфирородный, выдавая дочь Анну замуж за Черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил её этой иконой, и Анна привезла икону своему жениху. Вероятнее всего, икона была списком с древнего оригинала. Затем её унаследовал сын Всеволода Владимир. В1097 году князь Владимир Всеволодович (Мономах) становится удельным Смоленским князем и в 1103-м закладывает в Смоленске собор (окончен в 1111 году). Тогда же Владимир Мономах приносит икону в дар собору, и с этого времени её в России именуют Смоленской. В начале XV века икона попала в Московский Благовещенский собор, но затем по настойчивым требованиям смолян вернулась в Смоленск. При нашествии польского короля Речи Посполитой Сигизмунда III на Русь в 1609 году её заблаговременно перенесли в Москву, а затем в Ярославль, где она и сохранялась до 1648 года. При нашествии в 1812 году на Россию императора Наполеона Бонапарта начальник штаба 1-й русской армии А. П. Ермолов приказал артиллерийской роте 2-й пехотной гвардейской дивизии вынести из Смоленской Благовещенской церкви чудотворный образ, после чего икона постоянно находилась в рядах русской армии. Перед Бородинским сражением икону носили по всему русскому лагерю для укрепления духа воинов. Князь Михаил Илларионович Кутузов со слезами на глазах молился перед ней о помощи и спасении России.
Теперь древняя Смоленская икона хранится в кафедральном Успенском соборе Смоленска. Чтимые списки (копии) её находятся также в Новодевичьем и Новоспасском монастырях в Москве. Списки с чудотворного Смоленского образа широко распространялись по всей России.
Не была исключением и Область Всевеликого Войска Донского и, в частности, станица Аксайская. Низовья Дона часто посещала эпидемия холеры (1818, 1830, 1831, 1847–1849, 1852. 1855, 1866, 1870, 1872, 1892, 1893).. Отчаявшийся народ прибегал к усиленным молитвам, но и они не всегда помогали. Однажды, по преданию, одному казаку Аксайской станицы в «сонном видении» явился образ Богородицы, повелевший разыскать его в недостроенном доме сотника Ивана Андреевича Лотошникова. Казак пригласил священника Тимофея Попова, и вместе с ним отыскал образ, который оказался одним из списков Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. При многочисленном собрании станичников был отслужен молебен, и страшная болезнь вскоре прекратилась. Узнав об этом, казаки близлежащих станиц стали наперебой просить у аксайцев икону. И также получали помощь! Обретённую 4 сентября 1830 года, её прозвали Аксайской. После многочисленных прошений, поступавших от донских казаков, Святейший Синод признал Аксайскую икону Божией Матери чудотворной. Почитание святыни было столь велико, что пришлось устанавливать официальные графики переноса чудотворного образа из одного донского храма в другой. Время нахождения чудотворного образа в нахичеванских и ростовских храмах приурочивали к дням Преполовения Пятидесятницы. В Нижне-Гниловской станице в 1893 году соорудили специальную часовню в честь Аксайской Иконы Божией Матери Одигитрии. Поскольку Аксайская икона является списком со Смоленской, то празднование их совершается в один день – 28 июля/10 августа. Дополнительно установили и второе празднование – 4/17 сентября (день её обретения).
В Аксайской станице (теперь город Аксай) на улице Доломановской (ныне Гулаева) в 1897 году на месте обретения чудотворного образа был возведён Одигитриевский храм. Первый взнос на строительство внесла Надежда Ефимовна Лотошникова, которая и упокоилась на его подворье в 1909 году.
После революции чествования иконы прекратились, оригинал был утрачен. В 1930-е годы Преполовенский храм в бывшей Нижне-Гниловской станице со Смоленским приделом был полностью разрушен. Восстановлен в 2002 году; но часовни в честь Аксайской иконы пока нет. В аксайском Одигитриевском храме была разрушена звонница над притвором. В начале 1990-х храм засиял в прежнем виде, но уже с новыми иконами…
Интересный факт: в 1942 году в оккупированном Ростове в собственном доме 62-летнего священника Мирослава Матвеевича Майголло открылся Одигитриевский молитвенный дом (Сталинский, ныне Первомайский район, улице Октябрьская, 192/2, ныне проспект Шолохова).. Освящая его, священник надеялся, что его храм и икона помогут скорее привести страну к победе. Дом простоял до 1955 года.
В наше время иконописец Владимир Макаров попытался воссоздать икону, похожую на Аксайскую. Исходными документами послужили дореволюционное чёрно-белое изображение иконы на бумаге и фреска в Новочеркасском Вознесенском соборе. В отличие от Смоленской (младенец Иисус на Аксайской иконе в левой руке свитка не держит). Новая икона писана на доске темперой по сусальному золоту. Вместо прежнего оклада художник использовал не только краски, но и инкрустацию из цветных полудрагоценных камней. Образ изготавливался по заказу священника «станичной» Георгиевской церкви (Коммунистический проспект, 38). С 2003 года икона принадлежит ростовскому храму, созданному по инициативе казаков, образовавших в Советском районе так называемую казачью станицу Георгиевскую.
|