Скориков Д. Д. «По данному мной обету...» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1812
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Храмы и монастыри на Дону
Д. Д. СКОРИКОВ
«ПО ДАННОМУ МНОЮ ОБЕТУ…»
Церковь в селе Тихая Журавка – одна из немногих в Чертковском районе, уцелевших после гонений на религию в советские годы. Строительство её началось в 1865 году, а в ноябре 1871 года церковь была освящена в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. По своему архитектурному стилю и внешнему виду она похожа на церковь Рождества Богородицы в хуторе Малый Мишкин, усыпальницу семьи атамана М. И. Платова. Пропорции и совпадение архитектурных деталей наводит на мысль о том, что обе церкви построены по одному проекту архитектора И. О. Вальпреде.
Возведена церковь была на средства отставного майора Атаманского полка Фёдора Фёдоровича Барабанщикова (1818–1892) [1]. Происходил он из известного на Дону казачьего старшинского рода. Отец его, полковник Фёдор Акимович Барабанщиков 2-й (1779–1826, по другим сведениям – 1827, если верить книге «Донцы ХIX века», с. 57), был героем многих сражений на Кавказе, в Пруссии, Турции, на полях Отечественной войны 1812 года. В мирное время занимал должность асессора по выбору дворянства в Войсковой канцелярии [2]. По материнской линии предками были знаменитые Грековы. Дед, генерал-майор Иван Евдокимович Греков (ок. 1754–1798) [3], основал в конце XVIII века хутор Тиховской, будущую Тихую Журавку [4]. Бабка, вдова генерал-майора Марфа Акимовна Грекова, была родной сестрой генерал-лейтенанта Акима Акимовича Карпова 2-го [5], устроительницы Старочеркасского женского монастыря Авдотьи Акимовны Ефремовой и первой настоятельницы этого монастыря игуменьи Ефросиньи (в миру Екатерина Акимовна Дячкина). Марфа Акимовна Грекова сыграла большую роль в жизни Ф. Ф. Барабанщикова. Именно она взяла на воспитание и опеку, оставшихся в малолетнем возрасте без отца, а позже и без матери, Фёдора и его братьев Акима и Ивана. Заботясь о будущем внуков, она распределила между ними в качестве наследства крестьян и земли в Донецком, Усть-Медведицком и Сальском округах.
Фёдор Фёдорович Барабанщиков большой карьеры на военном поприще не сделал: в отставку вышел в чине майора. Поселившись в хуторе Тиховском, доставшемся ему по наследству от бабушки, занялся сельским хозяйством и коневодством. Интересные сведения о Барабанщикове сообщает в своих записках лично знавший его донской учёный-статистик и краевед И. В. Тимощенков. «Это был человек с большой оригинальностью, дельный хозяин-землевладелец, упорно боровшийся с неблагоприятными условиями местного экономического быта…твёрдость и некоторое упорство стремлений, соединённые с добродушием, делали характер Ф. Ф. очень привлекательным» <…> Аскет и гуманист-философ … он имел непонятную антипатию к женщинам, поэтому никогда не был женатым и жил одиноким. В доме и во дворе у него вся прислуга и рабочие были только мужского пола, женщины же не допускались. Лица женского пола стали бывать у него в доме только после построения им у себя церкви. Будучи очень гостеприимным, он в праздничные дни приглашал к себе в дом на закуски и обеды окружных помещиков, когда те приезжали в церковь, к богослужениям, причём бывали и женщины. <…> Вообще жизнь этого землевладельца, и как человека, и как помещика, представляет собой большой интерес» [6].
В феврале 1865 года Фёдор Барабанщиков объявил жителям Тихой Журавки о своём желании построить церковь. Крестьяне провели общий сход и «единогласно изъявили желание вспомоществовать ему в этом богоугодном деле», обещали помочь «в случае надобности подводами, а также с продовольствием духовенству домашними продуктами» [7, л. 2]. Получив одобрение местных жителей, 20 апреля 1865 года Барабанщиков обращается в Донскую духовную консисторию в Новочеркасск с прошением о разрешении построить церковь.
«Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоанну Архиепископу Донскому и Новочеркасскому и кавалеру.
Войска Донского майора Фёдора Фёдоровича Барабанщикова.
Прошение
В посёлке моём Тиховском Журавском Усть-Медведицкого округа Войска Донского имею я желание построить на свой счёт церковь во имя Божьей Матери Всех Скорбящих и дом для помещения духовенства. В обеспечение же содержания их предоставлю из собственно принадлежащей мне земли до 100 десятин, а также и крестьяне упомянутого посёлка, каких состоит до 300 душ мужского пола, изъявляют желание вспомоществовать мне в этом богоугодном деле и в содержании духовенства. Посему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне построить в упомянутом посёлке церковь. На что и ожидаю благословенного Вашего внимания. По получении же разрешения я представлю, где приказано будет план и фасад церкви.
Апреля 20 дня 1865 года
Майор Фёдор Фёдорович Барабанщиков» [7, л. 1–1 об.].
В Донской духовной консистории делу быстро дали ход, и вскоре на прошении была поставлена резолюция архиепископа Иоанна (Доброзракова): «рассмотреть по обычаю» [7, л. 4].
15 сентября 1866 года Дёгтевским благочинным священником Яковом Евфановым было освящено место под постройку церкви. С этого момента и начались строительные работы. В ходе обустройства фундамента по традиции под алтарь будущей церкви была положена закладная серебряная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. В 2013 году при реставрационных работах в храме икона была обнаружена [8].
Весной 1870 года основные строительные работы были окончены, и как сообщал благочинный, церковь была «вчерне построена» и «будет готова к освящению в престольный праздник 24 октября». Но по просьбе Барабанщикова, «по независящим от него причинам» освящение церкви перенесли на следующий год [7, л. 12 об.].
16 октября 1871 года Барабанщиков в прошении к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону (Городецкому) писал: «По данному мною обету с разрешения епархиального начальства, строившаяся в имении моём в слободе Тиховской Журавке каменная церковь, во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте, постройкою окончена» [7, л. 16]. Он «покорнейше» просил переместить к новой церкви «лично известного ему священника станицы Терновской Василия Ивановича Землянского». В том же прошении Ф. Ф. Барабанщиков пишет, что отложить освящение храма на следующий год не может, поскольку опасается, что «постигшая … болезнь, хотя и периодическая, но заметно усиливается, и я чувствую постепенное ослабление во всём организме моём, а как волею Божьей храмосоздатель, то желал бы присутствовать при освящении храма. Поэтому всепокорнейше прошу Вас, Высокопреосвященнейший владыко, снисходя к болезненному моему состоянию наложить резолюцию» [7, л. 17 об.]. И далее просит перенести освящение храма с 24 октября на 21 ноября, подчёркивая, что «…этот день для меня, как обет, обязательный».При этом он не вдаётся в подробности и не объясняет причины переноса даты. Можно предположить, что Барабанщиков хотел освятить церковь 21 ноября потому, что в этот день православные почитают преподобную Марфу, а именно так звали его бабку, заменившую ему и его братьям родителей. Может быть, именно ей Фёдор Фёдорович «дал обет», то есть обещал построить церковь, и поэтому перенёс день освящения церкви, совместив его с днём именин Марфы Акимовны. В Донской духовной консистории все просьбы Барабанщикова выполнили.
11 ноября 1871 года с разрешения Донской духовной консистории в новопостроенную церковь были выданы «Святой Антиминс и Святое Миро, чрез диакона слободы Дёгтевой Сергея Чуева» [7, л. 23]. Мастер еврей Азер-Ером изготовил «печати церковная и старосты» [7, л. 24]. 21 ноября 1871 года благочинным Яковом Альбовым церковь в Тихой Журавке при большом стечении народа была торжественно освящена [7, л. 26].
«Церковь кирпичная на каменном цоколе, снаружи и внутри оштукатурена и побелена известью, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской…на церкви имеется одна большая главка и четыре малых… колокольня в 2 яруса…» [9].При церкви имелась кирпичная крытая железом караулка. Были построены дома для священника и псаломщика. В 1907 году в ограде сделаны три кирпичные арки с золочёными куполами и крестами, в арках железные ворота с калитками.
После отмены крепостного права для Барабанщикова наступили «многотрудные времена»:любимое земледелие «…в редкий лишь год в достаточной степени вознаграждало его труды и затраты» [6]. Чтобы сводить концы с концами, Фёдор Фёдорович был вынужден продавать свои земли. Делал он это «…каждый раз с большим прискорбием; последнюю же продажу в 1892 году, когда от него отходила уже главная масса земли, на которой он работал, …совершал прямо с каким-то трагизмом. Его сокрушала жалость при разлуке с землёй, … через месяц по совершении контракта с генералом Калининым, Барабанщиков внезапно заболел и умер в два или три дня» [10, с. 4]. У него не было детей, не оставили наследников его братья, и «…оказывается, что Ф. Ф. был последний в роде Барабанщиковых, … после него не осталось никакого и дальнего родства» [10, с. 4]. Похоронили Ф. Ф. Барабанщикова в ограде построенной им церкви, рядом с могилой брата Акима, умершего несколькими годами раньше.
В 1922 году на Дону была проведена кампания по изъятию церковных ценностей. Постановлением комиссии по вопросам культа при Президиуме Крайисполкома от 9 марта 1937 года церковь в Тихой Журавке закрыли [11].Кресты сбили сразу, купола продержались дольше, их сняли после войны. Сначала в церкви был сельский клуб, периодически показывали кино, потом её долгое время использовали как склад сельхозинвентаря и удобрений..
В настоящее время благодаря усилиям благотворителей церковь восстанавливается, периодически проводятся службы. При расчистке территории возле церкви обнаружили надгробие с могилы Фёдора Фёдоровича Барабанщикова. Могила его, к сожалению, не сохранилась.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 5988. Л. 10.
2. Донцы XIX века. Ростов н/Д :NB, 2003. С. 57; Корягин С. В. Орловы-Денисовы и другие. М. : Русаки, 2002. С. 52–53 (Сер.: «Генеалогия и семейная история дон.казачества». Вып. 27).
3. Корягин С. В. Грековы. М. :Русаки, 2002. С. 14. (Сер.: «Генеалогия и семейная история дон.казачества». Вып. 42).
4. ГАРО. Ф. 301. Оп. 24. Д. 880. Л. 165.
5. Там же. Д. 803. Л. 185; Донцы XIX века. С. 196.
6. Тимощенков И. Из поездки по Донецкому округу. Волость Тиховско-Журавская // Приаз. край. 1899. 8 нояб. (№ 293). С. 3.
7. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5555.
8. Интервью с Аллой Николаевной Бондаренко, церковной старостой. Интервьюер: Д. Д. Скориков. 31.08.2014. Продолжительность 30 мин. Место проведения: Скорбященская церковь, Ростовская область, Чертковский район, село Тихая Журавка.
9. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 384. Л. 141.
10. Тимощенков И. В. Из поездки по Донецкому округу. Волость Тиховско-Журавская // Приаз. край. 1899. 15 нояб. (№ 300). С. 3–4.
11. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 303. Л. 5–5 об.
Источник: Скориков Д. Д. «По данному мной обету...» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 81–83.
|