Алексий, иерей. Описание Кринички // Донской временник. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1760
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й
Храмы и монастыри на Дону
Иерей АЛЕКСИЙ
ОПИСАНИЕ КРИНИЧКИ
В настоящее время Бабинский Целебный источник представляет собою неглубокий колодезь, обложенный камнем на цементе, причём восьмигранное «отверстие его (самый верх колодца) высечено из цельного камня»; по внешней форме всё сооружение напоминает несколько подобие лампадного стаканчика с ножкою, только в увеличенном размере от верхнего края до дна около 11/2 саж., поперечник внизу (круглого углубления) не более 1 арш., на половину это «отверстие» обыкновенно прикрыто досками от пыли.
Вода не очень близко от поверхности, не наполняет всё же всей нижней части колодца, имеющей форму цилиндра глубиною арш. 2; так что черпают её ведром, которое прикреплено к палке и никогда не ставится на пол. Как говорят люди пожилые, раньше вода доходила до самого верха, наполняя всю чашу; это подтверждает и небольшое отверстие сбоку, над поверхностью земли, устроенное, очевидно, для стока излишней воды; а теперь, наверное, она как-то проходит в земле частью в другой колодезь, наружный, с деревянным срубом вверху и цепью на вороте; здесь вода гораздо глубже и в большем количестве, почему все желающие свободно могут черпать её во всякое время.
Над первым колодцем, тем самым источником или криницею, где именно, почти 73 года тому назад, 28 августа, являлась икона Божией Матери, сооружена деревянная часовня или каплица, восьмиугольная, на каменном фундаменте с тремя входами, против западных дверей, на восточном простенке, разделяющем вышеуказанные колодцы, помещено изображение «Живоносного источника», написанное на полотне значительной величины и хорошей работы, копия иконы «Живоносный источник» в Царьграде. Для поставления возжигаемых богомольцами свечей пред этим изображением устроены решётка и спускающаяся на шнуре лампада с 3 светильниками.
Желающие помолиться у источника обыкновенно, на своих руках, приносят из храма по каменной лестнице или террасе храмовую икону «Источницу» и полагают её с левой стороны колодца на особом низеньком аналогии; молебен здесь, в каплице, всё равно простой или с акафистом, непременно совершается водосвятный; освящённую воду богомольцы спешат принять прямо с Честного и Животворящего Креста Господня, по его погружении, себе на главу или на руки, преклоняя для этого колена свои; пьют её здесь же, мажутся ею, запасаются в дорогу и домой, а многие кроме того ещё обливаются ею в особом помещении, называемом купальнею и находящемся тут же в роще, невдалеке от каплицы, по аллее на север.
По стенам храма и каплицы размещено много различных икон, пожертвованных в разное время благочестивыми и усердными поклонниками Кринички; между ними есть несколько икон, почти современных самому открытию целебных свойств Бабинского источника, которые поэтому являются первыми дарами-приношениями первых почитателей, свидетелей и очевидцев прославления его чрез явление в нём иконы Божией Матери и чудесные исцеления больных (сохранились записи от 20 таких случаях).
Храмовая «Хомутовская» икона Царицы Небесной хранится на аналогии, под особой сенью, за левым клиросом, тут же в стене его, как бы в лучах сияния славы, вделана Владимирская икона Божией Матери, храмовая, из упразднённой, бывшей здесь временной (1849 – 1866 г.г.) церкви. С одной стороны свода сени изображён первоначальный вид этого Святого места. а с другой явление Божией Матери новочеркасской казачке Матроне Зотовой, которая первою исцелилась у Источника. Пред этою сенью висят три лампады с 9 светильниками. За правым клиросом под такою же сению и также в сиянии помещена икона, изображающая явление Марии Магдалине воскресшего Спасителя, Который держит в левой руке железную лопату. Св. Престол и жертвенник в главном алтаре устроен из чёрного мрамора с слабыми прожилками разных цветов. Над Престолом сень, а на жертвеннике футляр позднейшей работы. Царские врата весьма широкие.
В иконостасе этого алтаря иконы, вернее, картины, очень хорошей живописи. Достойна особого замечания икона Божией Матери на горнем месте, будто бы копия с картины итальянского художника Мурильо «Вознесение Богоматери». как усердная заступница рода христианского, постоянная ходатаица за мир, Матерь Божия представлена здесь молящеюся; сонмы ангелов окружают её, а два из них поддерживают Её пречистые руки, сложенные на персях крестообразно.
Хороши также большие картины прямо по штукатурке под южною и северною арками, поддерживающими купол; на первой изображён Спаситель, проповедующий с лодки у берега моря Галилейского, а на второй, обращённой к часовне над источником, – исцеление Им расслабленного при овчей купели.
В придельном храме, к сожалению, слишком маленьком по размеру, престольный день бывает 8-го мая и 26-го сентября; причём в алтарь на восточном полусводе изображено видение Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, описанное Им в Откровении (1, 10–16), а ниже между окнами Он Сам, записывающий своё видение в свиток. В радужном сиянии вокруг видения надпись: «Аз есмь Альфа и Омега, Начаток и Конец, глаголет Господь, яже видиши, напиши в книгу и посли церквам» (Откр. 1, 8 и 11).
Памятник, недавно воздвигнутый в посёлке при церкви, представляет бюст в Бозе почившего Государя Императора Александра II, утверждённый на четырёхугольном пьедестале с фундаментом в несколько ступеней и обнесён железною оградою.
В здании странноприимницы для богомольцев имеется 5 отдельных номеров с необходимою мебелью, одна общая комната для ночлега простонародию и большая зала для общей столовой. Вдоль всего здания открытый балкон с дощатым навесом. Для подвод приезжих тут же, во дворе, примыкающем к церковной роще, на случай ненастья, устроен подкатной сарай. Определённой платы за все помещения не установлено; каждый волен жертвовать по усердию и достаткам своим в кружку, помещённую около переднего угла приютной залы. О пропитании же богомольцы заботятся сами, хотя, по соглашению, кое-что приготовляет и заведующая приютом. В прежнее время нередко зажиточные богомольцы, особенно из греков, служили здесь панихиды и устраивали поминальные обеды, к которым приглашались духовенство и, конечно, странники.
Бабинский целебный источник, или Криничка, до сих пор считается святынею всего Дона и едва ли не единственным «святым местом» благочестивого пилигримства не только в Донской области, но и в соседней Кубанской, а пожалуй и по всему северному Кавказу; иногда бывали поклонники уже из более отдалённых губерний: Полтавской, Таврической, Харьковской, Курской, Тамбовской и других.
Может быть, это обстоятельство объясняется тем, что насколько, по крайней мере, здесь возможно разузнать, в честь Живоносного Источника Божией Матери по всей России только и существуют, кроме общего, православного торжества в пятницу Светлой седмицы: скит при Соловецком монастыре, зимний собор в Соровской пустыни, храмы: в селе Валяевке, Пензенской епархии и в слободе Зуевке, Донской епархии, а в станице Ольгинской, той же епархии
Немало охладили стремление поклонников в Криничку ещё (аграрные) беспорядки, которые, увы! не миновали окрестностей её и самого посёлка Петровского при церкви Живоносного Источника в 1905–1906-м годах; было даже несколько убийств с целью грабежа на большой дороге, также неподалёку от Кринички. По какому-то недоразумению и теперь ещё нередко некоторые одинокие путники, особенно, женского пола, подвергаются неприятностям и обидам на пути из Ростова и Синявки, пролегающие через армянские земли. В XX веке и в пределах России вдруг воскресают будто «опасности диких стран»!..
Но несмотря на все эти и другие возможные и подобные им затруднения, препятствия и огорчения, всё-таки, по милости Божией, многие из жителей близлежащих городов по временам ещё посещают Криничку: кто ради святости места, а кто ради красоты местоположения.
Что местность здесь действительно представляет из себя довольно красивый вид, особенно для городских обывателей, да ещё весною, об этом свидетельствует не лишённое общего интереса описание Кринички, сделанное около 60 лет тому назад. К сожалению неизвестно, какой именно писатель поместил в одной из газет свои «Азовские письма», в которых он пожелал поделиться с читателями теми впечатлениями, какие получены им при личном посещении Донской Святыни.
Вот некоторые выдержки из этого описания:
«Путешествуя по злачным, не менее того пустым (в то время, конечно) степям, и не подозреваешь, что в 50-ти верстах от города (разумеется, Новочеркасска) в огромном логе, орошаемом речкою Тузловом, таится тихое пристанище для молитвы с живоносным источником студеной воды, от которой весьма многие, тяжко недужные, верою получали исцеление. Издалека, по глазомеру вёрст за 6, открывается эта святая местность, обозначенная каменною церковью и зелёным островом дерев. И ноги путника ободряются и светлее становится душа, готовясь к сладостной молитве. Как бы вы ни устали, но не минете живоносного источника, над которым теперь живописно раскинут деревянный шатёр. Священная вода, как чистейшее стекло, будто исчезает в каменном бассейне. Над ним образ, изображающий лик Пресвятой Богородицы в живоносной чаше, из: которой стремятся струи целебной воды, напояющей верующих…
…«Церковь на Криничке, несмотря на свою скромность и простоту, принадлежит к числу самых счастливых архитектурных комбинаций, посредством которых из груды кирпича добывается изящное, художественное. Оно вот кажется и просто, и величественно, – и скромно, а важно…
«Я не забуду выразительного чтения акафиста Покрову Богородицы. Тамошний священник (первый, с 1849 до конца 1863 г.) о. Лев Соловьёв читает его наизусть и так сладостно, так естественно, что невольно доводит путника до глубокого умиления. Услаждённый такою молитвою, путник далече-далече и надолго-надолго занесёт с собою райское воспоминание, и не раз в тиши уединения, когда душа исходит сама в себя, тайным, неслышным для других голосом, он воспоёт радостно: “радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором”!..
«Опрятные строения, окружающие святыню, холмы, картина глубокого лога, зелень молодого (теперь уже устаревшего) сада, тишина, мир, словом, вся местность дышит каким-то святым веселием...
«Известность Бабинского Живоносного Источника уже проникла далече. По дороге мы беспрестанно встречали богомольцев, возвращающихся из Киева; между ними были такие, которые шли, обратно на Кавказ и на Сунжу. Как велико их число, можно судить было по Киевским образкам и крестикам, во множестве навешанным на перила у источника.
Кто и теперь поедет или пойдёт на это прекрасное (особенно весною) место, тот доставит себе немалое удовольствие.
«Помолиться при источнике, прослушать богослужение, походить в обширном саду – в роще среди царящей кругом. глубокой тишины, удалиться хотя на короткое время от всякого шума, забыть городскую толкотню – составляет такое наслаждение, которое не скоро забывается. К тому же этот прелестный уголок является весною любимым местопребыванием весенних певцов-соловьёв, которые в мае месяце неутомимо и звонко тянут здесь свои очаровательные песни». (По брошюре А. Крылова «Бабинский источник»).
Для имеющих желание когда-нибудь посетить Криничку указываются здесь различные пути, по которым можно разными способами добраться к ней из окрестных городов, и расстояние от них.
Прежде всего по грунтовым дорогам: от города Новочеркасска чрез Грушевскую станицу или прямо полем в хутор Каменнобродский – 18 вёрст; далее чрез хутор Протопопский в посёлок Юдин, снова 17 вёрст, и, наконец, через Генеральский Мост (посёлок) менее 15 вёрст до Кринички, а всего никак не больше 50 вёрст; едва не на всем этом протяжении дорога пролегает если не около, то по крайней мере в виду поселений и всё время почти время почти по-над долиною реки Тузлова; даже в поле (между хут. Протопопским и посёлком Юдиным) есть криница с хорошею водою для питья; почему этот путь следует признать наиболее приятным из всех; его особенно можно рекомендовать пешеходам с востока, из-за Дона; если при этом кому покажется несколько и дальше, нежели чрез Ростов, за то гораздо, удобнее и совершенно безопасно.
От слободы Голодаевки, Таганрогского округа, через слободу Лысогорку (24–25 вёр.) в слободу Большую Крепкую (17–18 в.), бывшее имение одного из героев Отечественной войны, Донского «Вихорь-Атамана» графа М. И. Платова, Попущением Божием перешедшее во владение известных сектантов бр. Мазаевых), а отсюда до Кринички (12–13 в.), всего до 55 вёрст; в Криничкe, кстати, едва ли наберётся и 100 дворов, по её иногда даже официально называют «слободою» Петровской; вернее, конечно, посёлок „Петровский, от имени бывшего владельца, полковника Петра Иловайского, который был попечителем по постройке и теперь существующего здесь храма.
От города Таганрога чрез посёлки по речкам Самбек и притоку его Сухой Самбек: Каменный Мост (Троицкий посёлок), Хурлацкое, Компанейское, Ставрино или посёлок Александровский (Советинской волости), Кузминский (Дмитриев), Валуевский (Сух.-Самбекский) и Александровский (Петровской волости), всего не менее 55, но и не более 60 вёрст. Здесь дорога, как видно, тоже не глухая: кроме частых посёлков по ней постоянно происходить движение в город и обратно.
От города Алексаидровска-Грушевского до Кринички прямой дороги нет; только хорошо знающие местность мо гут проехать чрез хутор Родионово-Несветайский или посёлок Щедров в посёлок Кумшацкий-Савченков, отделённый от Кринички рекою Тузловом и расстоянием не более 1 версты; а всего здесь вёрст 60 с лишком.
Пароходом до города Ростова-на-Дону и по железной дороге до него же или до ст. Синявка, Екатерининской железной дороги, при хутора Синявском; отсюда до Кринички 25 вёрст по армянской степи, без селений в пути. Поэтому хотя от Ростова дальше, до 35 вёрст, но проехать лучше: скорее извозчика можно найти или обратную подводу на хлебных ссыпках, а почти на половине расстояния расположены армянская селения: по одной дороге Султан-Сала, по другой Крым, в которых при нужде всегда можно остановиться на ночлег или для отдыха.
В утешение тем, у кого не оказывается возможности, времени и средств лично побывать в Криничке, прилагается тропарь Живоносному Источнику Божией Матери, которого, кажется, в печати не имеется; по крайней мере, сюда прислан был рукописный от матушки игумении Богородице-Тихоновского Тюнина монастыря, вблизи города Задонска, в таком виде гл. 4. Живоносный Источниче, Богородице Дево! зноем страстей палимую душу мою напой благодатными струями Сына Твоего и услади горесть сердца моего зрением Святого Образа Твоего. (Письмо от 26 февр. с. г.).
Источник: Алексий, иерей. Описание Кринички // Донские епархиальные ведомости. 1914. № 15. С. 620–624; № 16 (1 июня). С. 681–685.
См. также: Алексий, иерей. Криничка; Чудеса в Криничке; Гость Кринички – наказной атаман Покотило; Сокольский Э. А. Прозрение.
|