Алексий, иерей. Криничка // Донской временник. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1759
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й
Храмы и монастыри на Дону
Иерей АЛЕКСИЙ
КРИНИЧКА
В светлую Пятницу Пасхальной седмицы Православная Греко-Российская Церковь совершает память обновления храма Пресвятой Богородицы, называемого «Живоносный Источник». Храм этот находится вблизи Царьграда, или Константинополя, в теперешнёй Турции.
Первоначально он был воздвигнут греческим императором Львом I, открывшим и самый Источник, по следующему поводу. Около полторы тысячи тому назад (в 450 году по P. X.), когда Лев был ещё простым воином, случилось ему проходить за городом по тенистой роще. Здесь встретил он слепого человека, который заблудился в лесу и, будучи истомлён жаждою и усталостью, до того изнемог, что едва был жив. Желая сначала тут же, на месте, подкрепить силы слепца, хотя бы освежить его водою, чтобы потом помочь ему. добраться до города, Лев начал отыскивать воду; после долгих и тщетных усилий услышал он голос, который, назвав его царём, указал на источник воды, бывший тут же, в густой чаще леса. Утолив жажду слепца водою из этого источника, Лев стал ею омывать ему и лицо, отчего слепец вдруг совершенно прозрел и, не нуждаясь более в посторонней помощи, самостоятельно отправился в город.
Впоследствии, когда Лев действительно вступил (в 457 году) на престол Греческой империи, в благодарность за такое радостное событие своей жизни он на самом месте чудесного исцеления слепца построил храм во имя Пресвятой Богородицы и назвал его храмом Живоносного или Живоприёмного Источника. Многие недужные и после получали при этом Источнике чудесное исцеление от своих различных болезней. Самый храм, в течение почти тысячи лет обновляемый греческими царями и царицами, был после завоевания Царьграда турками (в 1453 году) разрушен до основания, и цветущая некогда окрестность его была обращена в мусульманское кладбище. Только 80 лет тому назад на месте древней святыни из вековых развалин восстановлен был новый большой каменный храм. В этом храме и теперь, как в былое время, неиссякаемо струится целительная вода чудотворного Источника и привлекаете к себе отовсюду множество страждущих людей, как верующих во Христа, так даже и не признающих Его Господом Богом, мусульман и других.
В песнопениях Светлой Пятницы «Живоносный Источник» Божией Матери прославляется и воспевается как приснотекущий источник Божией благодати и милости к страждущему человечеству, многоразлично являемых верующим по усердному и мощному ходатайству Пресвятой Богородицы. Вспоминая множество чудесных знамений и исцелений при нём, Православная Церковь вместе с тем призывает верных чад своих достойно и праведно возвеличить и прославить Пречистую Деву Mapию.
Во исполнение этого призыва благопопечительной матери нашей, Св. Церкви, и во славу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, вспомним, благочестивые читатели и слушатели, от времени уже достаточно забытую историю открытия подобного же источника Богоматери в пределах и нашей дорогой родины, недалеко от низовьев Тихого и Славного Дона.
Тайну царёву прилично хранить, а о делах Божьих объявлять похвально, наставляет нас и Слово Писания.
Около старинной большой дороги, по местному выражению «шляха», из Бахмута в Ростов на Дону, не далее 35 вёрст к северу от последнего, на возвышенном правом берегу реки Тузлова стоит большой курган «Бабá». Название, оставшееся, очевидно, от времён ещё Турецкого владычества здесь, означает «отец». Курган, действительно, представляет довольно почтенную возвышенность и как бы господствует над окружающей степью; при проезде в окрестностях его долго видно и издалека со всех сторон. Как говорили старожилы местные, раньше на этом кургане жил атаман разбойничьей шайки под названием: Бабич или Баба. В позднейшее время на нём видели так называемую «каменную бабу», т. е. статую, грубо вытесанную из камня и представляющую подобие женщины. Как бы то ни было, но от имени этого кургана «Баба» получили своё название бывшая когда-то около него, «на шляху», почтовая станция «Баби́нская» и посёлок при самом Тузлове, в долине, но как раз против Кургана, «Иловайский-Бабинский», ныне два посёлка: Карповский и Николаевский. Выше этого посёлка, по течению реки Тузлова, и против посёлка Кумшацкого-Савченкова, при устье балки «Желобок», переименованной теперь в «Грушину», под горою издавна существовал родник; вода в нём тихо, медленно сочилась из-под огромного камня – скалы и струями разливалась по лужайке. Каждую весну пастухи-подростки расчищали, раскапывали для себя на этой лужайке «криничку», а иногда обкладывали её и камнями; с давних пор их сооружение прозвали «Молодецкий Колодезь».
По преданно, в 1841 году невдалеке отсюда, на горе, остались ночевать под 28 августа несколько крестьян посёлка Бабинского на своих токах; между ними были и братья Запорожцевы. На другой день, рано утром, младший из них направился к кринице за водой и здесь увидел икону Божией Матери с предвечным Младенцем на правой рyкe. При этом святая икона не плавала, а как бы кем поддерживаемая, стояла прямо, касаясь своим основанием небольшого камня, лежавшего на дне неглубокого колодца. Крестьянин, поспешно вернувшись, рассказал о виденном братьям и другим людям, бывшим поблизости. Все вместе отправились к кринице и, увидев то же самое, усердно помолились пред явленною иконою, а потом сейчас же дали известие о случившемся управляющему Бабинским посёлком. Тот немедленно прибыл к месту происшествия; помолившись, приложился к иконе и, между прочим, запретил кому-либо трогать её. Народная молва быстро разнесла весть о явлении иконы Божией Матери в Кринице по окрестностям на довольно далёкое расстояние. Отовсюду в великом множестве начал стекаться к новому «святому месту» православно-верующий народ.
На следующий же день, после явления иконы в Бабинском Источнике, получила здесь исцеление от тяжкой, падучей болезни одна женщина по имени Матрона Андреева Зотова; в течение 18 лет до этого она ежедневно страдала от мучительных «припадков». Родители насильно привели её к только что открывшейся святыне, но она продолжала упорствовать и даже изрыгала в беспамятствe различные хулы на Бога и Святых Его. А как только приложили больную к явленной иконе, напоили и облили её водою из криницы, она сразу же успокоилась и совершенно исцелилась с тех пор от своих припадков навсегда.
Бывший при этом в большом количестве народ при виде такого чудесного исцеления пришёл в глубокое умиление; многие упали на колена и как могли воздавали славу человеколюбцу Богу, Дивному в делах своих, и все восторженно устремились к прославленному отныне источнику целебной воды: кто пил из него эту чудодейственную воду, кто спешил облиться ею, а другие набирали её в сосуды для домашних своих, родных и знакомых. И многие больные в тот день по своей вере получили исцеление и облегчение в болезнях своих. Между прочим, с самого этого времени установился обычай обливаться водою сего новоявленного «живоносного источника», свято соблюдаемый многими усердными посетителями «Кринички», не только больными, но и здоровыми, до сих пор, в течение более уже 72-х лет. Самую икону, явившуюся в кринице, некоторые, несмотря на запрещение управляющего, всё-таки брали в дома свои и даже по невежеству осмеливались испытывать её чудотворность.
На третий день или только спустя три дня после появления иконы Божией Матери к Бабинскому Источнику прибыл из ближайшей отсюда слободы Больше-Крепинской (в 12–13 вёр.) священник о. Андрей Китайский; но явленной иконы он уже не нашёл, хотя точно удостоверился, что многие действительно её видели и прикладывались к ней. По сохранившемуся преданию, на иконе была будто бы надпись «Взыскание погибших». Тогда же видел этот священник здесь и выздоровевшую Матрону, о тяжкой и продолжительной болезни которой ему ещё раньше было лично известно. Для удовлетворения религиозных чувств присутствовавшего во множестве народа священник освятил по церковному чину воду в кринице; от этого стечение к ней народа продолжало всё более усиливаться и по временам возрастало до чрезвычайного количества: иногда к вечеру собирались тысячные толпы. По рассказам очевидцев, которые давно уже перемёрли, около 3-х месяцев после того вся обширная равнина к северу от источника и соседние холмы, полукругом её окаймляющие с юго-запада, представляли сплошную массу палаток, шатров и кибиток, так как сюда за помощью в разных болезнях обращались не одни только люди православные, но и армяне, даже татары и калмыки.
И слава о необыкновенных явлениях в этом месте быстро разнеслась далеко и за пределами Области войска Донского. Самый Источник стал известен всюду под именем «Бабинского», а ещё чаще просто «Кринички».
Бывший в то время на Дону Поисковой Наказный Атаман Власов, по соглашение с Архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием I, распорядился назначить в том же 1841 году по поводу распространившихся слухов следствие, с целью всестороннего раскрытия истины. Производившие это следствие военные и духовные лица при участии инспектора войсковой врачебной управы единогласно установили как несомненный и бесспорный факт действительно происшедшее событие, что: 1) «от употребления воды из источника, находящегося между посёлками Бабинским и Кумшацким, посредством обливания и внутренних приёмов, некоторые из жителей упомянутых посёлков и окрестных мест получили облегчение, а другие совершенно выздоровели от разных более или менее важных болезней и 2) оказавшееся, по свидетельству медицинских чинов, целебным свойство воды источника народ в благочестивых чувствованиях относит к виденной там незадолго пред открытием того Источника иконе Божией Матери, которой впоследствии не оказалось»... (Из Указа Св. Синода на имя Донской духовной Консистории от 25 авг. 1842 г.)
Святейший Синод, когда это дело поступило на его рассмотрение, отнёсся к нему однако настолько осторожно и сдержанно, что указом своим строго предписал местному духовному начальству, «дабы духовенство прекращало благоразумными внушениями молву о чудотворной силе воды источника и обращало набожность народа к храму Божию, остерегаясь породить соблазн какими-либо неосновательными разглашениями, и чтобы самый этот источник «целебным» не именовался» (там же).
Но войсковое Донское начальство, приняв на себя наблюдение за благочинием при собраниях народа у Бабинского Источника, первым начало и неизменно продолжало называть его в официальной переписке не иначе, как именно «целебным»; в декабре же 1842 года уведомило Донскую духовную Консисторию, что «признаёт полезным устроить церковь в каком-либо, ближайшем к нему, посёлке, а при недостатке местных средств «обратиться к подписке по ведомству войска Донского». Несмотря на это, только к осени 1846 года состоялось соглашение между светской и духовной властью на Дону о необходимости постройки храма при самом уже Бабинском Источнике или Целебной Кринице; а до того времени здесь существовал только первоначальный лишь навес, шатёр из лубков.
В 1848 году при криничке была уже устроена настоящая часовня или каплица, украшенная внутри святыми иконами; в ней производилась продажа свечей. В то же время войсковым начальством определены об имеющем строиться храме попечители: полковник Пётр Иловайский и есаул Иван Каршин; их старанием к концу следующего (1849) года сооружена была временная деревянная церковь во имя Живоносного Источника Божией Матери; к этой церкви назначены члены причта и церковный староста. Таким образом открылся самостоятельный приход при Бабинском Целебном Источнике.
Наконец, благодаря исключительному усердно к постройке надлежаще благолепного храма на таком прославленном месте в Донской области и личному участию в святом этом деле Войскового Наказного Атамана Михаила Григорьевича Хомутова, 6 августа 1850 года состоялась закладка поныне существующего каменного храма.
Первоначально располагали построить этот храм так, чтобы самый источник (криничка) был на средине здания, но побоялись тяжестью стен его передавить водяную жилу. Поэтому для постройки соорудили несколько выше самого источника, в половине горы, искусственную площадку, на которую ведёт от каплицы каменная терраса в пять ярусов с 34 ступенями всего. Вокруг храма и каплицы казаками так называвшегося в старину «рабочего полка» разведена была обширная роща. Самый храм строился по Высочайше утверждённому плану и рисункам известного в Роcсии архитектора Ивана Иосифовича Вальпреде; постройка продолжалась 8 лет и была окончена только в 1858 году.
Предполагалось посвятить новосооружённый храм «во имя Скорбящей Божией Матери, но в действительности освятили его в честь Живоносного Ея источника, а временную церковь тогда же переименовали во Владимирскую, в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Главные деятели по сооружению нового храма Донской Атаман Хомутов с супругою пожертвовали и лично принесли драгоценную храмовую икону старинного письма, богато и художественно украшенную благородными металлами и камнями. Bеcy в ней около 11/2 пуда при небольших сравнительно размерах, около 13×9 верш.
До 1866 года при Источнике было две церкви; а в сём году временная была разобрана; удобный к постройке материал из неё употреблён был на устройство лавочки около каплицы для продажи образков, крестиков и пр. богомольцам; арендный доход за право торговли в этой лавочке поступает в пользу церкви. Над местом св. престола упразднённой церкви поставлен небольшой памятник.
Затем в приходской летописи нет никаких сведений до 1894–5 года, когда к южным и северным дверям храма приделаны были два тамбура для уничтожения сквозного ветра. Форма внешняя храма стала от этого крестообразною, а прежде была просто продолговатою.
С давних пор для приюта прибывающих с разных сторон иноприходных богомольцев служили два небольших домика. В 1899 году заложено было новое здание для странноприимницы. Постройка этого довольно поместительного дома произведена по усердию и на средства местных землевладельцев Сергия и Марии Исаевых. К осени 1902 года «Приют», как его обычно здесь зовут, был уже окончен.
В 1903 году возникла мысль об устройстве двух приделов к храму с алтарями. Но за ограниченностью изысканных средств в 1908 году 29 июня совершена была закладка одного только южного придела, который и был освящён 16 августа 1911 года в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
В заключение остаётся ещё прибавить к этой краткой истории Бабинского Целебного Источника заметку о торжестве открытия памятника в Бозе почившему Государю Императору Александру II, происходившем 9 мая 1913 года. Памятник сооружён гражданами Петровской волости по случаю исполнившегося 50-тилетия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости и поставлен между Волостным Правлением и Земским училищем в посёлке Петровском, недалеко от храма. На торжестве присутствовали: Окружной Начальник, Инспектор Народных Училищ, семь священников, окрестная интеллигенция, взвод казаков с оркестром музыки, местные сельские власти, учащиеся и огромное множество народа из ближайших слобод и посёлков.
Источник: Алексий, иерей. Описание Кринички // Донские епархиальные ведомости. 1914. № 11/12 (11–21 апреля). С. 459 – 466
См. также: Алексий, иерей. Описание Кринички; Чудеса в Криничке; Гость Кринички – наказной атаман Покотило; Сокольский Э. А. Прозрение.
|