Макаров С. Никольская церковь вне закона // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 170-171. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=170
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й
Храмы, монастыри Ростовской области
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВНЕ ЗАКОНА
По материалам исследования «Православная церковь и история Никольской церкви в годы революции 1917 г. - 30-е гг. XX в. на Дону». Работа учащегося 10-б класса Ростовской средней школы № 55 (научный руководитель Е. Р. Соловьёва) отмечена дипломом 2-й степени на поисково-краеведческой секции Донской академии наук юных исследователей в 2006 году.
В 1937 году на фундаменте Свято-Никольского храма начались работы по строительству школы, в которой я учусь, а в здании церковно-приходской школы были расселены жильцы. Какова судьба этого храма, давно хотелось мне узнать, не один месяц ушёл на разыскания исторических документов. И вот что сегодня я могу рассказать.
Сразу после Октябрьской революции большевики начали проводить репрессивную политику в отношении церкви. В акте № 9 следственной комиссии при Главнокомандующем Вооружёнными силами Юга России, расследовавшей «злодеяния большевиков к церкви» на Дону сообщается, что с весны 1918 года «в сёлах начались обыски. Тщательно производятся у священнослужителей местных храмов, обыски сопровождаются вымогательством денег, разграблением имущества» [1]. В числе жертв красного террора в этот период было два ростовских священника, убитых в феврале 1918-го. Одного из них звали Иоанн Талантов. О нём в своих воспоминаниях «Две тюремные пасхи» рассказывает священник Павел Чехранов [2].
За неделю до Рождества Христова войска генералов Кутепова, Миллера заняли Батайск, Койсуг и другие сёла. На второй день праздника о. Иоанн служил литургию, говорил проповедь, в которой назвал большевиков иродами. Когда заняли город красные, священнику советовали на время скрыться, но его жена воспротивилась этому. Через два дня к нему на квартиру явились с допросом, а через два-три дня к Свято-Никольской церкви, где отец Иоанн венчал молодых, на санях подъехали сани и матрос верхом на вороном жеребце, отобранном у купца Великанова.
Матрос с винтовкой, не снимая кепки, вошёл в церковь. О. Иоанн быстро закончил обряд, вошёл в алтарь и попросил священника о. Павла Соболева поисповедовать его. Затем вышел из храма сел на дровни. Сани тронулись, впереди матрос на жеребце. Подъехали к дому, отстроенному, но ещё незанятому людьми, близ Братского кладбища. Там о. Иоанна и расстреляли.
В этот же день был расстрелян священник Всехсвятской церкви о. Константин Верецкий по приговору военного трибунала, заочно утверждённому комиссаром Будённовской армии Антоновым.
Второе нашествие большевистских армий на Область Войска Донского началось в конце 1918 года под Рождество, когда казаки Верхнедонского округа бросили позиции, оголив 40-километровый участок фронта. Дивизии Красной Армии вошли в эту брешь, но были остановлены у Северского Донца.
27 апреля 1919 года в Екатеринограде состоялось совещание членов Поместного собора, постановившего учредить временный орган высшего церковного управления, состав которого изберёт местный церковный собор. Заседания Ставропольского совета проходили с 19 по 24 мая 1919 года. Важнейшими деяниями этого собора было образование «самостоятельно действующего и самоуправляющегося «органа церковной власти Временного ВЦУ на Юго-Востоке и учреждение в Ростове самостоятельной архиерейской кафедры».
28-29 сентября 1919 года состоялось заседание очередного Донского епархиального собрания, на котором православная церковь поставила вопрос о просвещении молодого поколения, на котором была принята резолюция: «Необходимо обратить внимание на подрастающее поколение, т. к. родители не подготавливают своих детей к благочестию, отделить причащение молодёжи от взрослых. Раскрыть пред ними важность христианских добродетелей, указать их ошибки, чтобы молодёжь приступила к Таинству Святого Причащения. Ввиду того, что школа под покровом Церкви - лучший, надёжный рассадник истинного Просвещения и доброго воспитания подрастающего поколения, необходимо ходатайствовать о возращении во владение Церкви церковно-приходских школ и содержать их на казённые средства» [3].
Епархиальный Съезд г. Ростова-на-Дону 3(16).11.1922 года принял резолюцию: «Возрождение религиозного сознания верующих через:
а) принципиальное осуждение войны и национальной вражды;
б) признание нравственной правоты социального идеала русской революции;
в) освобождение Церкви от всякой политики;
г) религиозное на основании Слова Божия и при свете науки просвещение верующих народных масс;
д) одухотворение культа в сознании верующих и борьба с обрядоверием, если оно принимает формы суеверия;
е) поднятие нравственности и насаждение деятельной христианской любви путем постоянных сборов в приходских храмах добровольных пожертвований на Красный Крест, голодающих, безработных и на другие начинания Государственной власти в области социального обеспечения». На съезде присутствовали и священник Павел Чехранов и миряне Свято-Никольской церкви [4].
В годы гражданской войны в среде духовенства в епархиях Центральной России появились группировки, призывавшие к «революции в Церкви» и ко «всестороннему обновлению». При Временном правительстве в Петрограде был создан под покровительством Львова «Всероссийский съезд демократического православного духовенства и мирян», издававший газету «Голос Христа». В своих публикациях обновленцы ополчились на канонический строй управления Церкви, на традиционные формы обрядового благочестия. Л. Д. Троцкий предложил план действий: спровоцировать раскол Церкви, устранить патриарха Тихона и содействовать приходу в высшее церковное управление обновленцев, так можно будет исключить Православную Церковь как фактор политической жизни России.
Нововведения были святотатственны: проповедь велась во время чтения Евангелия, которое могли читать лицом к клиру, причём не на старославянском а на русском языке, во время службы пел не хор а сам народ, священникам разрешалось ходить в светской одежде и т.д. Обновленцы, поддержанные Советской властью, стали захватывать православные церкви и церковный аппарат на местах.
В Ростове-на-Дону 27 февраля 1926 года обновленцы получили Свято-Никольский храм [5], в 1927-м Александро-Невский собор, в 1928-м Покровский храм.
Прихожане церкви пытались не допустить передачу своего храма «живоцерковникам»; судя по документам, за чистоту православной веры выступила основная часть прихожан. 26 февраля в горсовет поступило заявление от прихожан Николаевской старо-православной церкви: «5 сего февраля группой рабочих подано заявление в Горсовет о том, чтобы Николаевский храм не передавался обновленцам, а остался бы как и давно числится за староцерковниками. Всецело присоединяемся к означенному заявлению и просим Горсовет обратить внимание на то, что в Адмотдел ДИКа уже подано 2 и 18 / I-26 свыше 2000 подписей желающих оставить храм только за староцерковниками, в том числе свыше 200 подписей рабочих. 1926 г., февраля, 6 дня» [6].
Для решения вопроса 6 февраля 1926 года была создана Горсоветом комиссия во главе с членом ВЦИК Коптелем, в которую вошли представители Адмотдела, Прокуратуры и по одному человеку от групп верующих.
Очевидно, события развивались драматически, т. к. на православных священников и прихожан пошли обвинения в контрреволюционной деятельности в Ростовский на Дону Горсовет, таковым является заявление председателя обновленцев Шеймана от 20 февраля, которое приходской совет «старославянской Никольской церкви» пытался отклонить, утверждая, что обвинение «в контрреволюции не имеет под собой решительно никакой почвы, т. к. мы всегда были лояльными по отношению к советской власти и только заботились о сохранении в чистоте нашего православия» [7].
Несмотря на просьбы прихожан, Президиум Ростово-Нахичеванского на Дону Горсовета под председательством Гольмана 27 февраля 1926 года принял решение о передаче Никольской церкви группе верующих обновленческого течения: «С заключением комиссии по данному вопросу согласиться и, руководствуясь разъяснением ВЦИКа от 21 августа 1924 года о равномерном распределении культовых зданий между группами верующих разных толков, предложить Адмотделу ДИКа в 2-недельный срок расторгнуть договор с группой верующих старого толка и заключить таковой с группой верующих ново-обновленческого течения» [8].
С 1927 года службы священнослужителей канонической церкви в Свято-Никольском храме были прекращены.
8 апреля 1929 года ВЦИК и СНК издали Постановление о религиозных объединениях, поставившее церковную деятельность вне закона. Повсеместно стали создаваться «союзы воинствующих безбожников». В течение 1929-1930 годов на Дону закрыли храмы в 25 населённых пунктах. В том же 1929 году с кафедрального собора были сняты кресты.
Николаевская церковь достояла до 30-х годов. В архиве сохранилось написанное карандашом письмо от 20 февраля 1936 года к уполномоченному НКВД. Аноним сообщал: «Насколько верно, я знаю, что под престолом бывш. Никольской церкви в г. Ростове н/Д найдены ценности и они будто бы поступили в алмазный фонд правительства ССР. По аналогии тоже можно ожидать и в Казанской церкви, которая теперь разбирается, и где проектируется школа новому поколению. Как старожил г. Ростова, могу указать ещё на одну заметку, которая тоже, пожалуй, может дать средства на сооружение школ ССР» [9].
Возможно, после этого церковь разобрали.
А в 2000 году на стене школьного здания была установлена памятная доска: «На этом месте до 1931 года стоял храм во имя святителя и Чудотворца Николая, освящённый в 1861 г.»
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
- Никон (Лысенко), архимандрит. Донская и ростовская епархия в период революции и гражданской войны на Юге России // История Донской (Ростовской) епархии. XX век: Сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. памяти Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Ростов н/Д, 2003. С. 46.
- Чехранов П. Д. Две тюремные пасхи: Из воспоминаний // Мир божий. 2000. № 1. Режим доступа: http://mir.voskres.ru/mirbo06/toc.html.
- ГАРО. Ф. 226. Оп. 20. Д. 12. Л. 35-36.
- ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 90. Л. 13.
- История Донской (Ростовской) епархии. XX век / Рост. филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та. Ростов н/Д, 2003. С. 57.
- ГАРО. Ф. 1817. Оп.1. Д. 41. Л. 176.
- Там же. Л. 170.
- Там же. Л. 29.
- ГАРО. Ф. 2613. Оп.1. Д. 33. Т. 2. Л. 152.
|