Парамонов А. Ф., Парийский А. В. Войсковой собор в Черкасске // Донской временник. Год 2019-й URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1696
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й
Храмы и монастыри Ростовской области
А. В. ПАРИЙСКИЙ, А. Ф. ПАРАМОНОВ
ВОЙСКОВОЙ СОБОР В ЧЕРКАССКЕ
Город Черкасск, ныне станица Старочеркасская Ростовской области, был основан в 60-е годы XVII столетия как последний крупный передовой форпост на Дону вблизи турецкого Азова. С момента основания и до 1805 года, когда ставка Головного Атамана была перенесена в Новочеркасск, он был административным центром Области войска Донского.
Не суждено было Черкасску стать и экономическим центром края – эту функцию взял на себя основанный в 1749 году (официальная дата, хотя и принятая символически) Ростов-на-Дону, ставший со временем крупным городом и портом. Но воинская слава Черкасска не померкла; ведь отсюда уходили в Персидский и Волжские походы Степан Разин, и отсюда же, преданного соратниками, его повезут в Москву в железной клетке весной 1671 года. Из Черкасска выступали и петровские войска на второй и на третий, последний, штурм Азова.
До сих пор в «разжалованном» городе каменным утёсом возносится в небо своими девятью верхами Воскресенский собор.
Он напоминает деревянный собор в Новомосковске (Новоселице) – самый крупный и сложный в архитектурном отношении из сохранившихся в Украине деревянный храм, возведённый на границах Самарской паланки в последние годы независимости Запорожской Сечи мастером из Новой Водолаги Яковом Погребняком.
Старочеркасский собор более строг и приземист – он выстроен на шесть десятилетий раньше.
Если запорожцы только мечтали возвести свои храмы из камня и мрамора, то более богатые донцы, промышляя не только военными походами, но и успешной торговлей на Чёрном море, смогли осуществить задуманное.
Еще двести лет назад под стенами собора на широком майдане собиралась шумная казацкая Рада, читались царские указы, казнили преступников, маршем перед Атаманом проходили сотни и полки Войска Донского. О тех временах напоминают две чугунных пушки у стен храма.
Кратчайший путь к Дону в XVII–XVIII столетиях лежал по берегам Оскола и Северского Донна – через Слободскую Украину, Святые Горы, Тор (Славянск) и паланки Войска Запорожского.
Ничего удивительного поэтому нет в том, что, задумывая в 1716 году достроить собор, заложенный в 1701 году в пристутствии Петра I, донцы, как впоследствии запорожцы, пригласили слобожанских мастеров. К тому времени на Слободской Украине стояло восемь каменных храмов, среди которых были и крестчатые пятичастные – Николаевский собор в Белгороде и Спасо-Преображенский в Изюме, -– последние, видимо, и послужили образцами для девятиглавого собора в Черкасске. Оба храма, по украинской традиции, окружала закрытая галерея-опасання – такую же, только каменную, двухъярусную, возвели с трёх сторон Воскресенского. Под её сводами хоронили донских атаманов. По-преданию, и по сию пору здесь «в память бунтовщикам» висят кандалы, которыми был скован Степан Разин.
Девятикамерные девятиверхие храмы были высшим достижением Поднепровской архитектурной школы. Первые сведения о них относятся к X столетию. Такой, по мнению современных исследователей, девятикамерной, с четырьмя прирубами, была деревянная София в Киеве, выстроенная княгиней Ольгой в 952 году «на поле вне града», и новгородская София «о 12 верхах», сгоревшая в 1045 году. После монголо-татарского нашествия строительство таких храмов прекращается, и возобновляется лишь на волне национального подъёма народно-освободительной войны в 1648 году.
В архивах имеются сведения о девятикамерной пятиглавой Успенской церкви в Переяславле, по типу напоминавшей Воскресенскую в Березне (середина XVII столетия).
Девятикамерные храмы, но с пятью главами, возводятся на Левобережье во второй половине XVII – начале XVIII столетий. Это каменные Николаевский собор в Нежине (1668), Троицкий собор Густынского монастыря (1672–1673), Собор Крупицко-Батуринского монастыря (1680-е), Спасо-Преображенский собор в Прилуках (1700-–1702). Ныне в Украине не сохранилось древних девятиглавых храмов – таковые представлены памятниками, построенными сравнительно недавно (церковь в Плешивце Полтавской области, архитектор П. Кузнецов, 1906 год; церковь в Днепродзержинске, конец XX столетия). Таким образом, старочеркасский собор уникален.
Первые десятилетия XVIII столетия знаменуются на Слободской Украине и вообще на Левобережье началом экономического спада. Царским указом 1708 года украинским купцам запрещается экспортная торговля на Киевской и Нежинской ярмарках. В кампанию 1708–1709 годов сожжены и уничтожены гетманская столица Батурин и Запорожская Сечь, а земли Ахтырского полка разорены шведскими войсками. Тяжким бременем на население Слободской Украины лёг зимний постой регулярных российских войск.
Собор Святой Софии в Киеве, реконструкция
Каменное строительство, по существу, прекращается. Последними каменными зданиями, выстроенными на Слободской Украине в то время, были небольшая Георгиевская церковь с трапезной в Куряжском Преображенском монастыре под Харьковом (1709) и расширявшийся полковничий дом генерал-майора и бригадира слободских полков Ф. В. Шидловского в Харькове. Строительство последнего было прервано арестом владельца с конфискацией имущества, а когда Шидловского выпустили из тюрьмы, недостаток средств долгое время не давал возможности завершить начатое. Не было на Слободской Украине и зодчих, работавших здесь ранее – давно осел в Москве Иван Зарудный, после 1702 года теряются и следы строителя Воскресенского храма в Сумах; и поэтому донцам, желавшим заключить подряд на строительство соборного храма в 1716 году, пришлось собирать мастеров со всей территории слободских полков. Возглавил артель, по-видимому, зодчий, строивший дом Шидловского – достаточно крупную постройку дворцового типа: двухэтажную каменицу на цокольном этаже с крыльцами и галереей (размер в плане – 17,6x41,5 метров).
Почти все детали кирпичного декора, применённые при отделке дома, мы встретим на стенах Воскресенского собора. Архивы сохранили имя «московского мастера» Степана Кондратьева – но нельзя с уверенностью сказать, что именно Кондратьев строил собор: это имя упоминается в документе 1719 года, где говорится только об отделке интерьера.
Собор возведён на приземистом подклете высотой примерно 4,5 м; как и в Белгороде, в нём не было престола – подклет использовался в хозяйственных нуждах и возможно в качестве трапезной в праздники. Двухъярусная аркада-галерея шириной 3,5-4 метра охватывает храм с трёх сторон сложным 12-тигранным объёмом, повторяя крестчатую форму здания.
Церковь в с. Плешивец Полтавской губеринии. Фото А. Парамонова, 2006
Декор галереи собора сдержал, что характерно для памятников XVI столетия. Он состоит из цоколя сложного профиля междуэтажного и парапетного поясков небольшого выноса и массивных, чуть выступающих из плоскости стены пилонов, соединённых небольшими арками. Таким было и южное крыльцо дома полковника Шидловского. На второй ярус ведёт открытая двухмаршевая лестница, примыкающая к внутреннему юго-западному углу галереи. Нижняя площадка крыльца подчёркнута «фонарным» рундуком, как на Красном крыльце Грановитой палаты московского Кремля, возведённом Осипом Старцевым в 1676 году и послужившим образцом для многих московских построек «нарышкинского» стиля. Зодчий расположил крыльцо так, что когда обходишь собор вокруг, его видишь только с двух точек, и объём всего здания кажется монолитным.
Стены основного массива храма поднимаются на 12 метров от уровня пола второго яруса. Четыре боковых придела между ветвями креста несколько ниже. Наружный декор стен повторяет с некоторыми упрощениями декор Спасского собора в Изюме: углы профилированы тонкими пилястрами с угловой полуколонкой на кронштейне, карниз украшен лентой поребрика и четырьмя рядами зубчатки. Обрамляются крупные окна (высота проёмов более трёх метров) фигурными рамками и двумя полуколонками на кронштейнах, поддерживающими небольшой карниз. Перемычки крупных окон уложены по железным полосам, все остальные - трёхцентровые. Наличники, кроме малых окон приделов, не имеют сандриков.
Каждый объём храма увенчан световой главой. Их симфония нарастает постепенно - от миниатюрных главок угловых приделов к массивной, приподнятой на квадратный постамент центральной главе. Кирпичный декор барабанов идентичен Изюмскому собору. Завершения малых боковых приделов имеют даже аналогичный силуэт (центральные выглядят совсем иначе).
Их пологие купольные кровли увенчаны приземистыми луковичными главами, что напоминает старинные башенные храмы Черниговщины – Иванина Черниговской области, церковь Юрия (1654), Моровск, там же – малоизвестный храм примерно того же времени.
Зодчий сделал это намеренно, чтобы силуэт храма легко воспринимался с большего расстояния. Главы, видимо, изначально были покрыты железом, а кресты вызолочены.
Несмотря на некоторую приземистость (высота центрального верха примерно 35 метров), первенец каменного строительства края поражал воображение. Чуть дальше от береговой кромки, к северо-западу от собора, уже другие мастера – костромичи или нижегородцы – в 1725–1730 годах возвели стройную сорокаметровую шатровую колокольню. В духе Петровского времени она украшена кирпичным узорочьем, карнизами из «городков», керамическими балясинами в ступенчатых нишах, а грани восьмерика подчёркнуты пучками тройных полуколонок. Наличники первого яруса двухъярусного четверика имеют характерную «нарышкинскую» форму с тимпанами в виде разорванного фронтона с шаром-фиалой посредине.
Чтобы увязать колокольню с собором, мастера оформили первый ярус глухой аркадой, перекликающейся с галереей храма.
В интерьере сохранился пятиярусный иконостас, по стилистике близкий к сорочинскому. Он занимает всю поперечную ось храма и имеет ширину более 20 метров. Как в Сорочинцах, его завершения отмечены «царскими знаками» – резными двуглавыми орлами огромных размеров. Резную раму иконостаса выполнили мастера Оружейной палаты в 1719–1723 годы, а иконы, помещённые в нём «Московского и Киевского письма».
Кроме иконостаса и нешироких П-образных деревянных хоров, интерьер не имеет украшений. Близость к деревянным храмам Черниговской школы ощущается во всём: пространственные ветви архитектурного креста ничем не отделены от центрального квадрата, а подпруженные арки опираются на импосты стен. Все паруса и грани заломов плоские, как и перекрытия световых барабанов. Лестница на хоры расположена в северо-западной стене западной ветви. Боковые приделы открываются в центральный крестчатый объём низкими арками и мало с ним связаны. Их интерьеры столообразны, как в храме Василия Блаженного или в церкви Иоанна Предтечи в Дьякове.
Рассмотрев памятник в Старочеркасской станице, а в дальнейшем и комплекс Троицкого Ахтырского монастыря, можно сделать вывод, что несмотря на экономический упадок того времени, подавление национальных традиций и автономного казацкого строя, Слобожанская архитектурная школа не только выстояла, но и продолжала развиваться.
В дальнейшем, с середины XVIII столетия до 1780-х годов, ещё будет возведён ряд памятников, продолжающих блестящую традицию рубежа XVII и XVIII столетий, подчас превосходящих старые образцы.
***
Парамонов А., Парийский А. Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины. Харьков: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2012. 234 с.
|