Шадрина А. В. Церковно-приходское летописание на Дону // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 126-128. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1500
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2017-й
Храмы Донского края
А. В. ШАДРИНА
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ НА ДОНУ
С древнейших времен Русская церковь была хранительницей истории. Пример этому – преподобный Нестор Летописец, прославившийся не только монашеским подвигом, но и составлением «Повести временных лет». Летописание как одно из направлений деятельности Церкви не угасало никогда. Оно продолжалось и в Средние века, и в Новое время [1, с. 33], несмотря на то, что перестало выполнять функции фиксации государственной истории и не имело широкого распространения. В конце XVIII века по инициативе обер-прокурора Синода А. И. Мусина-Пушкина и императрицы Екатерины II, обратившей внимание на то, что в архиве Астраханского Архиерейского дома велась запись хроники местных событий, церковное летописание было поддержано на государственном уровне. 22–23 марта 1792 года был принят синодальный указ о поощрении современных летописцев [1, с. 36]. Несмотря на это, церковное летописание не получило распространения.
Следующий этап его развития был связан с личностью выдающегося иерарха Русской Православной Церкви Варлаама (Денисова), епископа Оренбургского и Уральского [2]. В 1864 году он сделал распоряжение, чтобы с 1865 года «причты всех приходских и соборных церквей Оренбургской епархии вели церковные летописи со внесением в оныя после историко-статистических описаний церкви и прихода, всех замечательных местных событий» [3, с. 321]. Распоряжение Преосвященного, который под влиянием ректора Новгородской семинарии архимандрита Игнатия (Семёнова) изучал церковную археологию [2], было обусловлено многими причинами.
Ещё в 1846 года основанное в Санкт-Петербурге в 1845 году Русское географическое общество обратилось ко всем иерархам Русской церкви «с покорнейшей просьбой об оказании благосклонного содействия трудам его» [4, л. 1]. В обращении вице-председатель общества Ф. П. Литке писал: «В архивах монастырских и архиерейских библиотеках нередко встречаются описания мест, церквей, монастырей и пр., дневники путешествий, старинные карты и планы, заметки географические, этнографические и статистические. Всё сие, принадлежа к предметам Географического Общества, может служить для него обильным материалом» [4, л. 1]. Это обращение стало стимулом для краеведческой деятельности духовенства. Так, в Донской и Новочеркасской епархии в ответ на распоряжение архиепископа Игнатия (Семёнова) интереснейшие сведения о «донской церковной старине» предоставили настоятель Кременского Вознесенского монастыря архимандрит Парфений [4, л. 13], игумения Старочеркасского Ефремовского девичьего монастыря Афанасия [4, л. 49–55] и в будущем известнейшие донские краеведы священники Григорий Левитский, Авраамий Часовников, Стефан Пивоваров [4, л. 22–28, 32, 34].
Вероятно, что востребованность сведений о церквах и церковных древностях стала одной из причин, приведших епископа Варлаама к мысли о необходимости ведения церковно-приходских летописей. Поскольку аналогов подобным летописям не существовало, Преосвященный Варлаам составил собственную программу, отличавшуюся продуманностью и подробностью. Обосновывая необходимость летописания, епископ совершенно справедливо замечал, что помимо «важности и поучительного значения» для новых членов причта, «Истории приходов и епархий весьма много могут содействовать к прояснению исторических судеб всей церкви отечественной, а частию и русского народа» [3, с. 322].
Церковно-приходская летопись, по программе Преосвященного Варлаама, должна была состоять из двух частей: истории храма и прихода и своего рода «хронографа» – ежегодной фиксации всех событий, которые происходили в приходе. В эти погодные летописи должны были вноситься сведения «1) о церкви; 2) о священнослужителях; 3) о приходе и прихожанах; 4) о событиях в приходе или в природе, выходящих из ряда обыкновенных и 5) о числе родившихся, умерших и браком сочетавшихся в течение года, о числе бывших и не бывших у исповеди и св. причащения, с указанием причин не бытия последних у исповеди» [3, с. 323]. Кроме «повседневных» сведений, в летописи обязательно должны были фиксироваться события, выходящие за пределы обыденности: «о случаях редкого долголетия, о необыкновенных родах, о затмениях солнца и луны, метеорах, кометах, северном сиянии, сильных бурях и грозах с их последствиями, о градобоях, пожарах, бездождиях и засухах, продолжительном безведрии и слишком сильных дождях, ранних и поздних снегах и морозах, бурных и спокойных зимах, времени замерзания и вскрытия рек, поздней и ранней весне, о моровых поветриях, о появлении диких зверей, о знамениях особенного покровительства Божия о людях и т.п.» [3, с. 323].
Распоряжение епископа Варлаама обратило на себя внимание Св. Синода, который указом от 12 апреля 1886 года и определением от 4–8 декабря того же года предписал вести церковно-приходские летописи во всех храмах Русской церкви. Инициатива Преосвященного Варлаама была поддержана некоторыми иерархами. Так, активным сторонником церковного летописания в Тамбовской епархии выступил Преосвященный Виталий (Иосифов), епископ Тамбовский и Шацкий, который при обозрении епархии в 1886 году повсеместно настаивал, «чтобы духовенство завело и вело при церквах летописи, внося в них все наиболее примечательное по истории храма и жизни причтов, приходов и пр.» [5].
В Донской и Новочеркасской епархии церковное летописание было введено с 1867 года [6, л. 1]. Оно стало частью церковного делопроизводства. При этом существенным отличием от ведения клировых ведомостей, метрических книг, исповедных росписей и приходо-расходных книг было то, что летописи должен был вести священник, в отличие от остального делопроизводства, которое вёл псаломщик. Интерес представляет особое пояснение о том, как нужно было вести летопись: «Излагается всё сие в летописи сколь можно яснее и проще, без всякой изысканности, таким языком и слогом, каким кто владеет и говорит. При этом вносить в оную одни только факты, а где возможно и прилично, то и причины оных, но пишущий не должен присовокуплять к тому собственных размышлений и чувствований по поводу излагаемого им» [6, л. 4 об.–8].
Как и в других епархиях, донское духовенство далеко не сразу начало вести церковно-приходские летописи. В отчёте по обозрению церквей Донской епархии за 1882 год сообщалось, что «по большей части церквей заведены; некоторые из них обращают на себя внимание, так: самые пространные в станице Усть-Белокалитвенской и в слободе Берёзовой Маньковой; подробные и аккуратные в Гундоровской станице, Митякинской, в слободе Криворожье, Степановке Ефремовой, Курнаково-Липовской, в посёлке Греково-Ильинском, в хуторах Чеботовском и Кундрюческо-Соколовском [7].
В начале 1920-х годов церковно-приходские летописи изымались и уничтожались вместе с церковными архивами, в результате чего почти все они были утрачены. Сегодня известно двадцать шесть церковно-приходских летописей Донской и Новочеркасской епархии, которые хранятся в Государственном архиве Волгоградской области и Государственном архиве Ростовской области. В 2015 году Комитет культуры Волгоградской области, Государственный архив Волгоградской области и Епархиальная комиссия по канонизации святых Волгоградской епархии опубликовали церковно-приходские летописи Тихоновской церкви хутора Беспалова, Христорождественской церкви станицы Скуришенской, Преображенской церкви хутора Остроухова, Свято-Духовской церкви станицы Луковской, Покровской церкви слободы Даниловской, Ильинской церкви хутора Россошинского и Христорождественской церкви станицы Урюпинской [8]. Ещё две летописи: Петропавловской церкви хутора Подпешинского станицы Клетской (1880–1918) и Свято-Духовской церкви хутора Верхне-Соина Петровской станицы (1895–1917) [9] готовятся к изданию.
В Государственном архиве Ростовской области хранится десять церковно-приходских летописей, большая часть из которых – копии фрагментов, подготовленных для XII Археологического съезда в Харькове. Семь летописей были опубликованы в «Донских епархиальных ведомостях» и «Донской церковной старине».
Впервые публикуемая церковно-приходская летопись Троицкой церкви станицы Семикаракорской представляет собой копию фрагмента не сохранившейся летописи. Она включает в себя первую часть, в которой в соответствии с программой, составленной епископом Варлаамом, приводятся сведения об истории строительства Троицкого храма, основанного как Покровский, об истории станицы Семикаракорской, о выдающихся станичниках и священнослужителях Троицкой церкви. Вторая часть представлена только повременной летописью за 1864 год.
Церковно-приходская летопись публикуется в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации. В квадратных скобках помещены пропущенные слова и выражения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Добренький С. И. Церковно-приходские летописи как исторический источник (середина XIX – начало XX в.) : дис. на соиск. учёной степ. канд. ист. наук. М., 2006. 230 с.
2. Мангилёв П., прот. Варлаам // Православная энцикл. : [электрон. ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/154185.html (дата обращения: 1.06.2016).
3. Крылов А. О ведении церковных (приходских) летописей // Дон. епарх. вед. 1883. 1 мая (№ 9). С. 321–326.
4. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 3552.
5. Церковная летопись села Алгасово / публ. С. Кузнецова // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII–XX веках. М, 2002. С. 399.
6. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5674.
7. Извлечение из отчёта по обозрению церквей Донской епархии за 1882 год // Дон. епарх. вед. 1883. 15 янв. (№ 2). С. 49.
8. Церковно-приходское летописание на волгоградской земле. Ч. I. Волгоград : Изд‑во Волгоград. фил. РАНХиГС, 2015. 368 c.
9. Редькина О. Ю. Летописи православных приходов Самарской и Донской епархии в XIX – начале XX века как исторический источник: сравнительный анализ // Модернизация и традиции – нижнее Поволжье как перекрёсток культур : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения акад. Д. С. Лихачёва. СПб. ; Волгоград, 2006. С. 380.
|