Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Левитский Г. А. Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 130-142. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1454

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й

Храмы Донского края

Г. А. ЛЕВИТСКИЙ

КРАТКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАРОЧЕРКАССКОЙ СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА [75]

I. ОПИСАНИЕ ХРАМА И ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ К НЕМУ КОЛОКОЛЬНИ

Нынешняя Старочеркасская соборная церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова [1; 76] вновь построена в 1706 году, по указу Петра I, вместо бывшей прежде деревянной, первоначальное сооружение которой весьма замечательно.

Вид на Воскресенский собор, соборную колокольню и памятник в честь посещения наследником цесаревичем Николаем Александровичем. 1900-е

Во время славной Азовской защиты, в 1641 году, казаки, теснимые неприятелем, дали обет соорудить церковь во имя Воскресения Христова, если Господь избавит их от руки вражеской. Оружие казаков восторжествовало над неверными, но церковь до 1649 года не была начата. В сём году посетило Черкасск ужасное моровое поветрие; казаки обратились к Богу с прежним обетом: поветрие исчезло, и в следующем 1650 году донцы приступили к сооружению храма, который в 1653 году и окончен. В 1670 году храм сей сгорел до основания, а вместо его, чрез два года, на том же месте выстроен был другой, деревянный же; но и тот, в ужасный пожар, в 1687 году, сгорел вместе со всем почти городом [77].

В 1706 году, по указу императора Петра I и по благословению московских митрополитов, между патриаршества [2] при войсковом атамане Лукиане Максимове [3], заложен уже сей великолепный 9-ти главый каменный собор, которого построение продолжалось 13 лет и окончено при другом войсковом атамане Василии Фролове [4; 78].

И так, от первоначального заложения прежде бывшего деревянного храма в 1650 году до нынешнего времени протекло 201 год; от окончания и освящения оного, в 1753 году, 198 лет; каменному же зданию, оконченному в 1719 году, 132 года. Архитектура сего храма византийско-русского стиля. Вся церковь сложена из кирпича, на каменных погребах, и покрыта железом. Длина всего храма внутри с алтарём 42 арш. и 10 верш., ширина 39 ½ арш., высота от подошвы до верхнего края среднего креста 64 арш.; снаружи в окружности собор имеет 201 арш. или 67 сажен [5].

В сём храме имеются три престола [6], вторично устроенные и освящённые после пожара, именуемого большого, бывшего в 1744 году. Первый или главный престол, во имя Обновления Храма Воскресения Христова, освящён в 1751 году июля 28 дня Преосвященнейшим Феофилактом, епископом Воронежским и Елецким [7; 79].

Престол сей до пожара был весь серебряный; но во время оного превращён огнём в слиток, и после того не возобновлялся. Второй престол, во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, освящён прежде главного в 1747 году апреля 5 дня. Третий – во имя Рождества Святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, освящён в 1751 году, 2 августа.

Внутри храма находится драгоценный древнего писания, с превосходнейшей резьбой, золотой пятиярусный иконостас [8], в котором 85 Святых икон, в серебряных окладах с таковыми же венцами. Нижний пояс его состоит из 14 местных икон и трёх Царских врат. На местных иконах ризы все серебряные, позлащённые, с таковыми же венцами, а некоторые из икон, как в сём поясе, так и в верхних, унизаны жемчугом и драгоценными каменьями. Пред всеми местными иконами висят серебряные и сребропозлащённые подсвечники. Из троих Царских врат двое сребропозлащённые, с превосходнейшею черневою резьбой и Святыми иконами, а третьи серебряные с сребропозлащёнными иконами. Во всём оном иконостасе, а также в серебряных и сребропозлащённых вещах, как то: в сосудах, дароносицах [9], крестах, подсвечниках, лампадах [10], блюдах, кадилах и проч., считается серебра всего 34 пуда 16 фунтов; червонного золота, кроме мелких вещей, имеющихся на иконах, ризах и воздухах, 7 фунт. и 70 золотников; жемчугу на воздухах [11], убрусах [12], ризах [13], стихарях [14] и двух плащаницах [15] до 33 фунтов; меди – в трёх больших люстрах, подсвечниках и прочей церковной посуде, состоящей из отбельниц [16], купелей, кувшинов, чайников и т. п., 65 пудов и 26 фунтов.

Пред великолепным этим иконостасом на железных цепях висят три древних медных паникадила [17]. Первое из них, огромное, великолепное, шестиярусное, с 60 подсвечниками, и, кроме того, украшенное превосходнейшей работы лавровыми и другими листочками и стебельками. В нём весу 33 пуда и 30 фунт. Предание говорит, что это паникадило вывезено донцами из Азова, в 1643 году, при оставлении ими оного [80].

Кругом, у всех стен сего храма, по самой иконостас устроены, наподобие Киево-Успенским Лаврским [18], хоры, обнесённые вокруг балясами. Хоры эти раскрашены и расписаны историческими Ветхого и Нового Завета картинами. Полы во всей церкви, алтарях и папертях, чугунные, перемощены вместо деревянных, с дозволения Преосвященнейшего Тихона Епископа Воронежского и Задонского [19], в 1767 году.

При входе в сей храм снаружи, у подножия среднего западного всхода, положена на земле двойная железная дверь, а несколько повыше поставлены две, в 12 пуд. 24 фунт., петли, привезённые, как говорит предание, из развалин Азовских стен, в 1643 году, и поверженные казаками у подножия сего храма в знак вечного благодарения Богу за взятие ими города Азова и благоговейного смирения [20; 81].

Далее, на внутренней паперти [21], у западной двери, ведущей в предхрамную трапезу, есть цепь, в два пуда весом, перенесённая из древнего собора, на которой за 35 лет до построения нынешнего храма, в 1671 году, прикован был Стенька Разин [22; 82].

Пойманный под Кагальницким городком [23] войсковым атаманом Корнилием Яковлевым [24] 14 апреля 1671 года и на позор народа прикованный железною цепью у дверей церковных, злодей этот доставлен был самим Яковлевым в Москву, где в Китай-городе, на большой площади, по приказанию царя, живой четвертован.

Направо от сей двери, следуя по внутреннему коридору, с трёх сторон опоясывающему церковь, в стене, противоположной Благовещенскому алтарю [25], как бы в противоположность первому памятнику и в воспоминание доблестного соперника Разинова, вделан мраморный надгробный камень войскового атамана Яковлева, со следующей надписью: «лета 7188 (1680) месяца июля в 16 день преставися раб Божий Корнилий Яковлевич на память св. мученика Афиногена и десяти его ученик» [83].

При сей Соборо-Воскресенской церкви находится кирпичная 3-х этажная, азиатской архитектуры, колокольня. Она построена в 1730 году, как видно из следующей имеющейся на ней надписи, высеченной на мраморной доске, вделанной в стену: «Во славу Святыя, единосущныя, животворящие и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при блаженныя и вечно-достойныя памяти Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской, начася колокольня сия старанием донских атаманов и казаков, при войсковом атамане Андрее Иванове сыне Лапатене 1725 года, а совершися при оном же атамане 1830 года и подписася при милостивейшей Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской 1733 года, генваря 1 дня».

Первый этаж её состоит из огромного поверх земного со сводом погреба, с железною дверью и двумя таковыми же окнами, обнесённого кругом широкой кирпичной террасой, утвержденною на таковых же арках. Терраса эта до 1800 года была обнесена вокруг дубовым, раскрашенным крыльцом. Второй этаж состоит из большой четырёхгранной со сводом комнаты, имеющей с западной стороны железную дверь, а с прочих трёх сторон по два с железными решётками и таковыми же притворами окна. В сём этаже находятся старые Войсковые дела, из оставшихся от Войсковых Присутственных мест и некоторых бывших станиц города Черкасска. Поверх сего этажа, в восьмигранных стенах, имеются ещё две кладовые комнаты, с приделанными к стенам полками, на которых, в каждой на 14 арш. размере, как видно по надписям №№, лежали разных годов Войсковые дела. Третий этаж осьмигранный, состоящий из 8-ми окон, вверх по 4 ½ аршина, а в ширину по 3 арш. и 5 верш. имеющ. На этом этаже ныне находятся все колокола: первый, праздничный в 99 пуд. и 24 фунт.; вторый, полиелейный, в 58 пуд и 33 ½ фунт.; третий, буденный, перелитый из 2 царских колоколов в царствование Петра I в 1703 году, в нём весу 50 пуд.; и четыре зазвонных колокола в 8 пуд. и 11 фунт. Всей меди, находящейся на колокольне, 216 пуд. и 28 ½ фунтов.

Кровля колокольни покрыта плоским жжёным кирпичом; впрочем, как видно из описи церковной, составленной в 1817 году, прежде сего она покрыта была листовым железом и окрашена зелёною медянкою [26]. В верх от крыши выведен каменный осьмигранный шпиль с 40 сквозными пролётами, или круглыми окнами, в которых, во время пребывания здесь Войскового Правительства, при иллюминациях в высокоторжественные и прочие дни, ставилось до 450 плошек. Сверх шпиля находится посредственной величины глава, покрытая листовым железом и окрашенная зелёною краскою, увенчанная полумесяцем, над коим возносится древний, прекраснейшей работы железный крест [27], украшенный звёздами и вызолоченный червонным листовым золотом. Вышина колокольни от подошвы её до верхнего рога креста 64 арш. и 8 верш., а вокруг нижнего этажа 65 арш. и 4 вершка [84].

К колокольне, с восточной стороны её, приделана в 1823 году двойная каменная караульня, покрытая листовым железом.

Примечание. Налево от крайнего западного входа в церковь, на северной наружной стене находятся заметки о возвышении воды во время весенних разливов Дона, состоящие в железных и медных различной формы дощечках. На этих дощечках означены года, в которые вода наиболее затопляла город. Название этих вод следующее: Таракановская (1740 г.) [28], Краснощёковская (1786), Чернышёвская (1820) [29], Сунженская (1845) [30] и Венгерская (1849) [31]. В 1849 году вода была наибольшая: Апреля 22 река вышла из берегов; 24 вода не только затопила весь Старочеркасск, но и Воскресенский проспект; 25 сравнялась с Сунженскою; 28 покрыла Чернышёвскую; 29 сравнялась с Таракановскою; 30 с Краснощёковскою, и наконец, 2 мая возвысилась от настоящего своего уровня в реке на 6 аршин и 3 ½ вершка, отопила Собор вокруг, на 2 арш. и ½ вершка в вышину; но во внутренность оного не входила, потому что Собор сей устроен на поверхземных погребах, возвышающихся от подошвы земли в верх до церковного помосту на 6 ½ аршин. В это время в Монастырской Донской церкви было воды сверх полов 12 ¾ верш., в Петропавловской 10 верш. и в Преображенской 5 вершков.

О воде 1740 года, или Таракановской, сделана на головке гвоздя, вбитого в наружную церковную стену, такая заметка: 1740 П.Г.В.Б., это значит: 1740 года потопила город вода большая. Вероятно, до сего времени такой воды ещё не было. Вода Краснощёковская получила название от того, что гроб скончавшегося в это время Бригадира Алексея Феодоровича Краснощёкова более двух месяцев простоял в засмоленном дубовом склепе на плавном каюке, на Ратинском кладбище, по невозможности приготовить для него могилу.

Вообще большие разливы вод были одною из главных причин перемещения города на нынешнее место.

II. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ, В СЁМ СОБОРЕ НАХОДЯЩИЕСЯ

1. Золотой сосуд с таковым же прибором, украшенный 8-ю эмальными иконами и чеканным искусством, сооружённый из Христославных денег, как видно из находящейся на нём надписи, старанием Войскового Атамана Алексея Ивановича и жены его Анны Андреевны Иловайских [32], в 1792 году. В нём весу, со всем принадлежащим к нему прибором, 5 фунт. и 72 золотн.

2. Золотой 8-ми конечный крест резной работы, сооружённый в 1800 году усердием той же г-жи Иловайской. В нём весу чистого золота 87 золотников.

3. Три креста со святыми мощами: 1-й восьмиконечный сребропозлащённый, с мощами: Св. Великомученицы Варвары, Лаврентия, Олимпии, Логгина, Ахиллы Диакона, Михаила Митрополита Киевского, Силуана, Захария, Евфимия, Феодора и Макария. Крест сей поступил из дому Войскового атамана Михаила Самарина [33], коего благословил оным в Киеве блаженной памяти Митрополит Иосиф Нелюбович Тукальской [34], 2-й небольшой, четырёхконечный сребропозлащённый крест, с мощами Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Златоустого, Василия Великого, Иоанна Милостивого, Царя Константина, Пимена Великого, Анастасия Перского, мученика Меркурия, Архидиакона Стефана, Спиридона чудотворца, Косьмы от Аравит, Священномученика Анфиногена, Ефрема Сирина, Михаила Малеина, Кира безсребреника, Священномученика Анфима, Архимандрита Кумнопоса, Александра Свирского, Богоматери Анны, Николая Чудотворца и Св. мученицы Феодосии девицы. На сём кресте надпись: «Крест сей Войскового Атамана Корнилия Яковлева, сделан рпд (184) году декабря в 1-й день», т. е. 7184 год (1676). 3-й крест небольшой, восьмиконечный, кипарисный, обложенный кругом серебром, на верхней части которого изображено кистью распятие Господне, а в нижней части, в особо устроенном затворе, хранятся мощи Св. первомученика и Архидиакона Стефана и преподобного Нила Сельгерского чудотворца. Крест этот подан, в ноябре 1827 года, вдовою полковницкою женою Праскевою Леонтьевою Быхаловою [35].

4. Древний образ Свят. Апостола Иоанна Богослова, написанный, как свидетельствует надпись, в 7053 году, т. е. от Рождества Христова в 1545 году.

5. Древний образ Воскресения Христова, прежде бывший местным, но ныне находящийся на Горнем месте [36] в Предтечевском алтаре. Поновлён.

6. Образ Тифинския Божия Матери [37] в сребропозлащённом окладе с таковым же венцом. Убрус на нём и половинная часть ризы низаны жемчугом. В надписи на нём, между прочим, говорится: «написася сей Св. образ в царствующем граде Москве 1762 года апреля 1-го дня, а писал города Ярославля большого изограф Дмитрий Лукъянов, сын Истомин, Войска Донского старшине Макару Никитичу сыну Грекову» [38].

7. Образ Живоносного источника [39], высокого письма; писан в 1756 году по поручению непременного судьи генерал-майора и кавалера Амвросия Гавриловича Луковкина [40].

8. Образ Ватопецкия Пресвятыя Богородицы [41], именуемой Раненной, замечателен по превосходной живописи и имеющейся на нём надписи: «Сей честный образ Богоматере Ватопецкой, нарицаемой Раненной, лицо коего пронзил ножом один Диакон Монастырский, его же рука лежит под сим образом, как явственнее открывается в Истории сей обители, на медной дщице изсечеся благоговения ради, трудами славных художников Римских, из Руфеции, в Венеции обитающих, благословением преподобнейшего Игумена и Эконома сей обители Г. Стефана, по совету всепочтеннейшего Г. Гавриила; из сего сие Монастыря, да туне сей дар православным христианам ради благословения преподается, в лето 1563 года».

9. Большое сребропозлащённое с каменным украшением Свят. Евангелие, пожертвованное Петром Великим, как видно из следующей надписи: «Лета от сотворения мира 7217, а от Рожд. Христова 1709 года, февраля месяца, во славу всего создания Спасителя нашего Бога и Пречистыя Его Матери и всех святых, в лета благополучныя милостию Всемогущего Бога и Пресвятыя Его Богоматере, помощию Великого Государя нашего и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца державы Его, и при сыне Его Благороднейшем Государе нашем Царевиче Алексие Петровиче, меж Патриашества, сие Свят. Евангелие, с принадлежащим сим украшением, построися в отчину Его Государскую, в город Черкаск в соборную церковь, где по Его Государской милости живут Донские казаки; построена Войсковою казною» [85].

10. Священническая риза, богатой золотой, посыпной парчи, сшитая, как говорят старожилы, из собственного платья Императрицы Екатерины II, подаренного ею в проезде из Крыма в 1787 году жене Войскового атамана А. И. Иловайского, Анне Андреевне. Кроме того, из сего же платья тогда же сделаны были стихарь и воздухи, находящиеся также в сей церкви.

11. Колокол, перелитый по приговору всего Войска Донского, как говорят старожилы, из двух Царских колоколов, присланных в сей собор вместе с другими вещами, в царствование Алексея Михайловича [86]. Вот точная надпись на нём: «По приговору всего Войска Донского вылит сей колокол в городе Черкаском, при Г. Войсковом атамане Андрее Иванове, сыне Лапатином [42] месяце июля в 20 д. 1703 г.; весу в нём 50 п., лил сей колокол мастер Данила Кательников».

12. При входе в церковь с западной стороны ея с надворья, лежит двойная железная дверь, имеющая в длину 8 фут. и 10 дюйм., в ширину 4 фут. и 12 дюйм., а в толщину в 2 дюйм., весом в 67 пуд. и 20 фунт., и две петли в 12 пуд. и 24 фунт. Двери и петли сии привезены, как говорит предание, из Азова, в 1643 году, в то время, когда казаки, по повелению Царя Михаила Феодоровича, оставили Азов туркам [87].

13. При входе в самой храм, с правой стороны главных во внутреннем коридоре дверей висит железная цепь, в два пуда весом, именуемая Разеновой.

14. Внутри храма, против главного алтаря, повешено драгоценное медное паникадило, в 6 огромных ярусов с 60 подсвечниками, украшенное лаврами, репьями, цветами и другими украшениями. Весу в нём 33 пуда и 30 фунт.; крест в верху онаго осьмиконечный, у подножия коего, на самом яблоке, имеется надпись: «В дар Богу принесено сие паникадило в Черкаскую Соборную церковь 1643 г.».

III. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНОШЕНИЯ И ВКЛАДЫ

Сверх упомянутых выше, в первых отделах сего описания, важнейших приношений и вкладов, заслуживают внимания ещё следующие:

1. Большое сребропозлащённое Евангелие, с надписью: «Во славу Преблагого Бога и Всепречистыя Его Матери и Крестителя Господня Иоанна, сооружено сие Свят. Евангелие в царствующем граде Москве, на Дон в Черкасскую Соборную Воскресения Христова Церковь, старанием и коштом Зимовой станицы старшины Афанасия Максимовича Попова [43], в лето мироздания 7261, от Рождества Христова 1753 года месяца февраля в 14 день».

2. Войсковой атаман Ефрем Петров [44], в благодарность за Шведскую войну [45] в 1702 году, сделал при жертвеннике серебряный подсвечник. На нем надпись: «1702 года Донские атаманы молодцы ходили на службу Великого Государя Шведской поход. Атаман Ефрем Петров обещался с казаками состроить подсвечник и пожертвовали в Соборную Воскресенскую Церковь».

3. После 1719 года Войсковой Атаман Василий Фролов соорудил в сём соборе серебряный чеканный Престол, о коем говорится и в книге: «Описание соборных церквей, в Российской Империи находящихся» [46]. Престол сей, во время бывшего в 1744 году пожара, превращен в слиток и после того не возобновлялся.

4. Войсковой атаман Даниил Ефремов [47], собравши, после бывшего в 1744 году пожара, истребившего в Соборной церкви драгоценный иконостас, библиотеку и проч. утварь, – все слитки церковного серебра, поделал в Москве серебряные и сребропозлащённые подсвечники, употребляемые для постановления пред местными иконами.

5. Он же, 25 октября того же 1744 года, вылил в 500 пудов Храмовой Воскресенской колокол, находящийся ныне при Соборной Церкви в Новочеркасске.

6. Он же, Ефремов, в 1767 году с разрешения Тихона Воронежского, вымостил всю церковь, вместо дубовых полов, чугунными плитами.

7. Братья, старшины Никифор и Семён Сулины [48], соорудили в 1751 году сребропозлащённый с финифтевыми [49] иконами сосуд с прибором, в коем весу 3 фунта и 79 золотн.

8. Войсковой старшина Роман Емельянов [50; 88] с женою Акилиною Васильевою, дочерью Войскового атамана Фролова, соорудили высаженную жемчугом, с каменьями, по синему бархату плащаницу, и священническую, золотой с серебром парчи, с жемчужным украшением, ризу.

9. Она же, Акулина Васильевна Емельянова соорудила в 1768 году сребропозлащённый, с таковыми же иконами, сосуд с прибором весом в 5 фунт. и 4 золотника.

10. Войсковой старшина Михаил Орлов сделал, в 1753 году, на храмовую Благовещенскую икону сребропозлащённую с таковыми же венцами ризу, весом в 10 фунт. и 5 золотников.

11. Войсковой старшина Макар Никитин Греков, в 1784 году, сделал в Благовещенском приделе серебряные со сребропозлащёнными иконами Царские врата, весом в 1 пуд и 18 фунтов.

12. Войсковой атаман Алексей Иванович Иловайский в 1781 году сделал в большом Воскресенском алтаре сребропозлащённые, с таковыми же черневой резьбы иконами Царские врата, весом в 1 пуд 36 фунт. и 86 золотников.

13. Бригадир Тимофей Фёдорович Греков [51] сделал, в 1793 году, в Предтечевском приделе сребропозлащённые, с таковыми же черневыми иконами Царские врата, весом в 1 пуд и 8 фунт. и 20 золотников.

14. Полковник Иван Андреевич Дячкин [52] пожертвовал, в 1790 году, серебряной, богатой парчи с жемчужным крестом и звездою священническую ризу и два стихаря: один золотой, розового цвета парчи, а другой красный с золотыми цветами.

15. Генерал-майор Иван Семёнович Кумшацкий [53] пожертвовал, в 1795 году, дорогой, серебряной, с золотыми полосами, парчи, священническую ризу.

16. Полковник Василий Иванович Агеев [54] соорудил, в 1806 году, сребропозлащённое, осьмиколонное со сводом, всенощное блюдо, весом в 24 фунт. и 54 золотника.

17. Полковница Евдокия Абросимовна Кумшацкая пожертвовала, в 1806 году, золотой, клетчатой, белого цвета, с золотыми цветами, парчи священническую ризу.

18. Войсковой атаман граф Матвей Иванович Платов [55] после отечественной войны принёс в дар на местные иконы два драгоценных камня: для храмового образа Воскресения Христова зелёный изумруд, величиною в голубиное яйцо, стоящий до шести тысяч рублей, и другой, более первого, в убрус Иерусалимския Божией Матери, вишнёвого цвета аметист. Оба сии камня осыпаны вокруг алмазами.

19. Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов [56] пожертвовал в 1822 году деньгами 3500 рублей, да в другое время ещё 200 рублей, всего 3700 рублей ассигнациями.

20. Полковницкая жена Прасковья Леонтьева Быхалова пожертвовала в 1813 году осьмиконечный, серебряный, с сребропозлащённою верхнею доскою, резной работы с чернью крест, весом в 1 фунт.

21. Полковник М. Д. Демишев подал в 1802 году сребропозлащённый, осьмиконечный, украшенный пятью финифтяными иконами и осыпанный кругом яхонтами, крест, весом в 3 фунт. и 54 золотника.

22. Полковницкая жена Анна Иванова Дячкина пожертвовала, в 1821 году, сребропозлащённый, с принадлежащим к нему прибором и финифтевыми иконами, сосуд, в коем весу 5 фунт. и 35 золотников.

23. Она же соорудила, в 1823 году, собственным иждивением своим, великолепную плащаницу, шитую в Арзамасе и стоящую ныне до 20 000 рублей. Впрочем, большая часть лучшего жемчуга и вещей, как видно из описи 1819 года, поступила сюда, по разрешению начальства, из древней плащаницы, устроенной в 1755 году дочерью войскового атамана Фролова, Акилиною Васильевою, и ея мужем старшиною Романом Емельяновым.

24. Войсковой атаман Алек. Вас. Иловайский, в 1826 году, переделал на запрестольном Воскресенского алтаря образе Божией Матери ветхую серебряную ризу и позолотил оную на собственный свой кошт. Он же в 1828 году подал богатой золотой парчи священническую ризу и стихарь.

25. Старочеркасского Ефремовского девичьего монастыря игуменья Ефросинья Акимовна Дячкина [57] пожертвовала, в 1846 году, для престола в Воскресенский алтарь орехового дерева с резным позолоченным украшением балдахин, стоящий до 1000 руб. ассигнац.

26. Полковница Параскева Леонтьева Быхалова пожертвовала, в 1813 году, превосходной черневой работы серебряный со сребропозлащённою верхней доскою, весом в 1 фунт крест; также три образа, в серебряных ризах, именуемые деисусы, в коих весу 4 фунт. и 63 золотника, и две серебряные (в 60 золотников) лампады. Кроме того, ею же, в 1815 году, пожертвован большой образ Божией Матери именуемой Бердичевскою [58], в полуризе с венцами, в коих весу 2 фунт. и 82 золотника, и в киоте.

27. Генерал-майорская жена Марфа Петровна Кутейникова [59], в 1827 году, соорудила на образ Казанския Божия Матери жемчужный, в 75 золотн., убрус, с 14 сребропозлащёнными епраками [89].

28. Генерал-майорская жена Дарья Васильевна Луковкина [60] соорудила, в 1805 году, на образ Скорбящея Божией Матери, серебряную со сребропозлащёнными вещами и осыпанную драгоценными каменьями над главою Богоматери короною, ризу, в коей весу 22 фунт. и 34 золотника.

29. Есаул Яков Иванов Щедров в 1844 году пожертвовал образ Блаженное Чрево Богоматери [61], в серебряном с венцами окладе, середина коего высажена жемчугом. Серебра в окладе 1 фунт и 90 золотников, а жемчугу 25 золотников.

30. Полковник Иван Никитич Мешков пожертвовал Всемилостивейше пожалованную ему в 1759 году золотую в 40 золот. медаль, с надписью: «Победителю над Пруссаками».

31. Полковницкая жена Екатерина Петровна Денисова [62] пожертвовала Всемилостивейше пожалованную в 1790 году родному брату ея, генерал-майору Николаю Петровичу Кульбакову золотую в 30 золотников медаль.

32. Войск. старшина Макар Никитич Греков пожертвовал, в 1762 году, большой образ Тихвинской Божией Матери, на коем оклад с венцом сребропозлащённые, а риза до половины жемчужная, с разными епраками. В ризе жемчугу 65 золотн., а в сребропозлащённом окладе с венцом серебра 5 фунт. 65 золотников.

33. Старшинская жена Евдокия Васильева Ребрикова украсила, в 1814 году, образ Одигитрии Божией Матери сребропозлащённым окладом с таковым же венцом, в коем весу 3 фунт., и жемчужною ризою. На голове и на правой руке Богоматери два золотые, осыпанные кругом алмазами, епрака, а в сребропозлащённом венце осыпанная восточными стразами корона. Всего жемчугу в ризе 75 золотников.

34. Генерал-майорская жена Анна Андреевна Иловайская, в 1820 году, пожертвовала серебряной парчи священническую ризу, обложенную кругом превосходнейшим золотым газом.

35. Полковник граф Иван Матвеевич Платов [63], в 1847 году, по завещанию племянника своего, на брани убиенного сотника Матвея Константиновича Харитонова [64], пожертвовал сребропозлащённый сосуд со всем принадлежащим к нему прибором, сделанный из скакового приза, полученного во время бывшей в Новочеркасске скачки, и стоящий до 400 руб. ассигнац.

36. Войсковой наказной атаман генерал-лейтенант М. Г. Хомутов [65], в 1849 году июля 4 дня, пожертвовал высокой чеканной работы, серебряный осьмиконечный, украшенный пятью эмальными иконами и стоящий до 400 руб. ассигнац., крест, для вложения внутрь онаго древнего, сооружённого в 1676 году атаманом Яковлевым, где между прочими мощами почивают и мощи Преподобного Михаила.

37. Казак Стефан Ефимов Острокулаков соорудил, в 1849 году, на древний образ Свят. Апостола и Евангелиста Иоанна сребропозлащённую с венцом, в 253 золотника, украшенную двумя эмалевыми надписями и стоящую 379 рублей и 15 коп. ассигнациями, ризу.

38. Живущая при караульне сей церкви девица Марья Васильевна Плотникова пожертвовала, в 1849 году, сребропозлащённый, с двуглавым орлом и Царским портретом в 112 золотн. весом, ковш, коим в 1752 году пожалован был Императрицею Елисаветою Петровною Лёгкой станицы [90] атаман войсковой старшина Василий Пушкарёв за его верные службы в Москве, октября 1 дня. Ковш сей стоит более 150 рублей ассигнациями.

39. Вдова полковницкая жена Екатерина Петровна Денисова соорудила в 1850 году, на пожертвованный ею же образ Блаженного Чрева, серебряную с тремя венцами ризу, весом в 9 фунт. и 37 золотников и стоящую 1001 рублей ассигнациями.

Кроме того, разновременно сделаны были довольно значительные пожертвования следующими лицами: генералом от кавалерии Максимом Григорьевичем Власовым, полковником графом Иваном Матвеевичем Платовым, полковницкими жёнами Евдокиею Ефремовой и Анной Дячкиной, игумениею Старочеркасского монастыря Ефросиньею Дячкиною, ротмистрскою женою Марьею Яновой, есаулами Иваном Кумшацким и Александром Ханжонковым, сотником Андреем Линадским, ростовскими 3-й гильдии купцами Андреем и Василием Овсюковыми, казаками Никитою Саблиным, Гаврилою Сомоновым, Андреем Кисляковым, Степаном Острокулаковым и казачьими женами: Ульяною Божевою, Пелагиею Тимоновою и Александрою Острокулаковою.

IV. ЦЕРКОВНАЯ РИЗНИЦА

Ризница при сём храме также очень ценна и количеством находящихся в ней священных одежд и прочей церковной утвари весьма достаточна. Многие священнические ризы, епитрахили, стихари и прочие священные облачения украшены жемчугом и драгоценными каменьями, золотым и серебряным шитьём. Особенно замечательны первые ризы и стихарь, сделанные из христославных денег попечением войскового атамана Василия Петровича Орлова [66; 91].

Сверх сего в ризнице находится множество напрестольных и жертвенных одежд и налойных покровов, из коих два покрывала, шитые золотом и поступившие из дома войскового атамана Даниила Ефремовича Ефремова, замечательны по их драгоценности и превосходнейшему шитью. Кроме того ризница изобилует множеством дорогих парчовых и шёлковых подризников, а также поясов, поручей, набедренников, занавесов, покрывал и пелён и преимущественно множеством воздухов, из коих пять особенно замечательны жемчужным по бархату шитьём и драгоценными каменьями, стоящие до 10 000 руб. ассигнац.

V. ПОСЕЩЕНИЕ СЕГО ХРАМА РОССИЙСКИМ ГОСУДАРЯМИ И ДРУГИМИ ВЫСОКИМИ ОСОБАМИ ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА И ЕПАРХИАЛЬНЫМИ АРХИЕРЕЯМИ

Император Пётр I посетил сей собор ещё во время строения оного, в 1708 году апреля около 20-го числа. Занимаясь в Черкасске нарядом Донского войска под Азов, Великий Монарх сам поощрял народ к прочному строению и скорейшему окончанию сего храма [92].

Император Александр Благословенный посе­тил сей собор 14 октября 1825 года [93].

Великий князь Михаил Павлович посетил сей собор 18 сентября 1817 года [94].

Феофилакт [7], епископ Воронежский и Елецкий, по просьбе войскового атамана Данилы Ефремова, посетил сей собор 1751 года июля 28 дня, для освящения вновь устроенного престола и иконостаса, после сгоревших при взрыве порохового погреба в 1744 году. Тогда же, именно 6 августа, освящена сим же Преосвященным церковь Преображения Господня [67], находящаяся в предместии города, именуемом Ратном, а двумя бывшими с ним архимандритами освящены два придельные той же церкви престола: Варсонофием, августа 8, придел Пророка Илии, и Корнилием, 10 августа, придел Фрола и Лавра.

Иннокентий, епископ Воронежский и Черкасский [68], посетил сей собор 1793 года и совершал в нём литургию 22 сентября, и вторично 2 октября, после которой, того же числа, открыто было им Черкасское народное училище [69; 95].

Арсений, епископ Воронежский и Черкасский [70], посетил сей собор в мае месяце 1805 года. Под 5 число сего месяца Преосвященный Арсений, вместе с войсковым атаманом графом Платовым, старшим духовенством, со всем войсковым дворянством и девятью городовыми станицами [96], изволил отправиться на горы для заложения города Новочеркасска, который и заложен, с соборным храмом оного, 5 мая. По возвращении в Черкасск, 20 мая, Преосвященный совершил литургию в Воскресенском соборе, а 23 в церкви Свят. Апостол. Петра и Павла. В это время, по желанию сего Преосвященнейшего Арсения, прибыл к нему из города Ростова, бывший предместником его, Преосвященный Афанасий епископ Екатеринославский [71], с которым они и прожили в Черкасске по 28 число мая месяца.

Афанасий, первый архиепископ Донской [72], именовавшийся в то время Новочеркасским и Георгиевским, посетил сей храм в первый раз августа 19-го дня 1829 года, во второй сентября 12-го 1837 года, в день открытия Старочеркасского Ефремовского монастыря [73], и в третий раз августа 19-го 1840 года.

Игнатий, архиепископ Донской и Новочеркасский [74], посетил сей храм 1845 года мая 23 дня; причём, в поучительной речи своей, между прочим, сказал следующие слова: «Благолепие храма сего свидетельствует, что предки и отцы ваши были очень ревностные украсители храмов Божиих; старайтесь и вы подражать благочестивому их примеру, за что не лишены будете и временного и вечного благословения Божия».

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, или Воскресение Словущее, – православный праздник в память освящения Храма Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), отмечается 13 сентября. В начале IV в. Еленой, матерью императора Константина I, в Иерусалиме было найдено место казни Иисуса Христа. По приказу императора на этом месте была возведена церковь, освящённая 13 сентября 335 года. Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно празднику Обновления Храма, так как по православным представлениям никакая церковь, кроме Храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова.

2. Период междупатриаршества продолжался в России в 1700–1720 гг. с момента смерти патриарха Андриана и до преобразования Петром I всего строя высшего церковного управления на соборных началах (Св. Синод), без патриаршества.

3. Максимов Лукиан Максимович (?–1708), атаман донского войска в 1697–1708 гг., возглавил пророссийскую партию донского казачества, 6 мая 1708 г. был захвачен и казнён булавинцами в Черкасскe.

4. Фролов Василий Фролович, первый донской войсковой атаман (1718–1723), назначенный царским указом, при нём войско Донское поступило в ведение Военной коллегии (1721). Захоронен на Ратнинском кладбище Черкасска.

5. В переводе на метрическую систему размеры собора следующие: длина – 30,3 м; ширина – 28,1 м; высота – 45,5 м; длина окружности – 143 м (1 сажень = 2,1336 м; 1 аршин = 0,7112 м, 1 вершок = 4,445 см).

6. Престол – стол, находящийся в середине алтаря православного храма, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

7. Феофилакт (Губанов; 1696–1757), епископ Воронежский и Елецкий (1743–1757). Отличался исключительной строгостью. При нём в Воронеже учреждена Духовная семинария (1745). Отношения Феофилакта с донскими казаками были напряжёнными. Отправляясь для обозрения епархии на Дон, он опасался за личную свою безопасность. В 1747 г. Войско отказало ему в законном требовании прислать четырежды женатых казаков. Год спустя он доносил Синоду, что порученное ему следствие о пойманных раскольниках тормозится из-за препятствий со стороны войскового атамана Данилы Ефремова. Погребён в Благовещенском кафедральном соборе в Воронеже.

8. Иконостас – перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма.

9. Дароносица – переносная дарохранительница для ношения Святых Даров.

10. Лампада – два типа светильника, используемых в христианском богослужении: 1) зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников; 2) большой переносной подсвечник, выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии, а также используемый при архиерейской службе. Символическое значение лампады – вечный огонь веры во Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

11. Воздух – покрывало для церковных сосудов с причастием.

12. Убрус – платок, полотенце.

13. Ризами называют: 1) верхнее облачение священника при богослужении; 2) покрывало на аналоях, престоле и жертвеннике; 3) покрытие части иконы декоративным украшением из металла или шитьем.

14. Стихарь – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами.

15. Плащаница – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы. Выносится для поклонения во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы (с изображением Иисуса Христа), а также в богослужении Успения (с изображением Богородицы).

16. Отбельница – чашечка из огнеупорного стекла или фарфора.

17. Паникадило – центральная люстра в храме, светильник со множеством свечей или лампад.

18. Имеется в виду главный соборный храм Киево-Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы (1073). Восстановлен в 1729 г. после сильного пожара 1718 г.

19. Тихон Задонский (1724–1783), епископ Воронежский и Елецкий (1763–1767), богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII в. Канонизирован в 1861 г. в лике святителей, почитается как чудотворец.

20. Азовские двери имели вес 206,4 кг.

21. Паперть – не покрытая кровлей площадка перед входом в храм.

22. Разин Степан Тимофеевич (Стенька) (1630–1671), донской казак, предводитель восстания 1670–1671 гг., крупнейшего в истории допетровской России.

23. Кагальницкий городок, основанный Разиным в 1669 г., находился на правом берегу Дона вблизи станицы Раздорской, где в Дон впадает речка Кагальник. После подавления восстания городок был разрушен.

24. Яковлев Корнилий Яковлевич (?–1680), выборный атаман Войска Донского (1661–1680, с перерывами). Предводитель казаков в морских походах в Крым в 1630–1660 гг. В 1648 г. посещал для молитвы Соловецкий монастырь. 14 апреля 1471 г. взял штурмом Кагальницкий городок и лично отвёз пленённого Степана Разина в Москву. В 1676 г. в Москве первым из донских атаманов принёс присягу на верность русскому царю. Похоронен в Воскресенском соборе Старочеркасска.

25. Алтарь – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол и жертвенник.

26. Медянка – зелёная краска, получаемая путём окисления меди. Она употреблялась для покраски железных крыш в смеси со свинцовыми белилами, причем вследствие взаимодействия этих веществ зелёный цвет имел своеобразный оттенок.

27. Крест и полумесяц символизируют солнце и луну, в христианской традиции крест выступает как символ Христа, луна символизирует Богородицу.

28. Таракановская (1740), вероятно, названа по имени генерал-лейтенанта Алексея Ивановича Тараканова (1671 – после 1752), сенатора (1730), члена Военной коллегии (1740). С 1728 г. неоднократно по делам службы посещал Черкасск.

29. Чернышёвская (1820), вероятно, названа по имени генерал-лейтенанта Александра Ивановича Чернышёва (1785–1857), члена Комитета об устройстве Донского войска (с 1819). В 1820 г. он получил рескрипт с изъявлением благодарности за усердную службу за усмирение на Дону крестьянских беспорядков и был награждён орденом св. Александра Невского (25 июля 1820) за труды по устройству управления Войска Донского.

30. Сунженская (1845), названа в память бывшего в этом году, по указу правительства, переселения с Дона 300 казачьих семей для заселения берегов реки Сунжи на Кавказе. Сунженская линия отделяла горную территорию от равнины, куда переселяли так называемых «мирных» горцев. На реке Сунже были построены станицы Сунженская (позднее Слепцовская), Троицкая, Михайловская, Ассинская. Часть казаков переселялась по охоте, часть – по жеребьёвке, семьям переселенцев выдавалось пособие на обзаведение в сумме 192 р. (ГАРО. Ф. 344. Оп. 1. Д. 544. Л. 1, 183).

31. Венгерская (1849), названа по бывшей в этом году военной кампании для помощи австрийскому правительству в подавлении Венгерской революции. В составе русской армии в ней участвовало 8 донских казачьих полков: № 1, 2, 32, 41, 43, 45, 46 и 48, донская конно-артиллерийская 6-я батарея, казачья гвардия: лейб-гвардии казачий Его Величества и лейб-гвардии Атаманский полки и две донские батареи. Венгры, взбунтовавшиеся против австрийского императора, скоро были побеждены. Войску Донскому пожаловано было белое Георгиевское знамя с надписью: «За подвиги войска Донского в походе на усмирение Венгрии и Трансильвании в 1849 году».

32. Иловайский Алексей Иванович (1735– 1797), войсковой наказной атаман (1775–1797). Похоронен в Московском Донском монастыре. Жена его, Анна Андреевна Иловайская (урожд. Дячкина), похоронена в Старочеркасском Ефремовском женском монастыре.

33. Самарин Михаил, выборный атаман Войска Донского (1666, 1668, 1671, 1673–1678), сотоварищ атамана Корнилы Яковлева в борьбе против Степана Разина. Противник раскола, в 1676 г. приказал сжечь старовера попа Самойлу за непоминание в молитве имени государя Московского. Захоронен на Ратнинском кладбище Черкасска.

34. Иосиф (Нелюбович-Тукальский), епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Киевский (1663–1675). Известен с 1649 г. в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря. Погребён в Мгарском Лубенском монастыре.

35. Быхалова Прасковья Леонтьевна, вдова полковника Василия Андреевича Быхалова (1756–после 1815), из казаков Войска Донского. Муж её – участник русско-турецкой войны 1787–1791 гг., Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов, кавалер ордена св. Георгия 4-го класса (26 марта 1813).

36. Горнее место в православном храме – место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против престола, где на возвышении устанавливалась кафедра (кресло) епископа.

37. Тихвинская икона Божией Матери – одна из восьми чудотворных и наиболее почитаемых в России икон Богородицы, по церковному преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой.

38. Греков Макар Никитич, войсковой старшина, походный атаман Донского войска XVII в. Похоронен на Ратнинском кладбище в Черкасске.

39. Икона Божией Матери «Живоносный источник» в настоящее время находится в Вознесенском кафедральном соборе в Новочеркасске. На ней имеется надпись: «Старанием исцелённого Войска Донского генерал-майора и кавалера Амвросия Гавриловича Луковкина, списан в городе Калуге с образа Живоносного Источника 1756 года и от усердия его поставлен в сём Воскресенском соборе в кивоте его же старанием восставленном». Изображения на этой иконе весьма живописные. В самом верху её представлена Святая Троица: Отец и Сын восседают на тронах вполоборота друг к другу, «Бог Славы Господь Вседержитель» – слева, «На водах многих Господь Саваоф» – справа, он благословляет; между ними изображён Дух Святой, в виде легкого эфемерного облака. Ниже изображена Богоматерь с раскрытым Евангелием в правой руке, которое она читает. Слева от неё помещается поясное изображение Иоанна Крестителя. Из чрева Богородицы «истекают воды живы», которые через посредство святых подвижников веры собираются в небольшом колодце, вокруг которого собрались жаждущие исцеления и спасения люди: и цари, и простолюдины – все черпают из одного источника, все пьют воду живую для исцеления от мучающих их скорбей и болезней, для приобщения к жизни вечной. Богородица смотрит на всех с любовью, произнося: «Радуйся, чаша, черпающая радость».

40. Луковкин Амвросий Гаврилович, генерал-майор, служил в Войске Донском, занимал должность непременного судьи. Прославился во время Семилетней войны, командуя полком своего имени. В июне 1859 г. его полк за 8 дней прошёл опустошительным набегом через всю Силезию, победив знаменитых прусских «чёрных гусар», отличился в битве при Кунерсдорфе 12 августа 1759 г. Походный атаман на Царицынской линии (1767–1768), усмирял мятеж в станице Трёх-Островской в 1772 г., участник подавления Пугачёвского бунта. Основатель слободы Амвросиевка на реке Крынке (1777), где на свои средства построил деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца, с приделом во имя св. Амвросия, епископа Медиоланского, освящённую 9 сентября 1789 г.

41. Образ Ватопедския Пресвятыя Богородицы, именуемой Раненой, явился в монастыре Ватопед на Афоне. Икона перенесла жестокое ранение от руки неуравновешенного человека, служившего в обители диаконом, который ударил лик Богородицы ножом. Чудо свершилось тотчас: живая кровь заструилась из раны. Богородица простила раскаявшегося грешника, но на всю жизнь покарала его руку, которая осталась чёрной даже после смерти.

42. Лопатин Андрей Иванович, донской войсковой атаман (1723–1734).

43. Попов Афанасий Максимович, полковник, участник Семилетней войны с полком своего имени, отличился в победоносной битве при Кунерсдорфе 12 августа 1759 г.

44. Петров Ефрем (? –1708), полковник, во время шведского похода походный атаман в Лифляндии, атаман зимовой станицы (1705), участник усмирения Астраханского бунта, один из наиболее верных сторонников царя Петра, был казнён булавинцами.

45. Русско-шведская война (1700–1721) между Шведской империей и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями, закончилась поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая империя – Российская со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря.

46. Историческое описание соборных и приходских церквей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных : собр. из разных достовер. источников и для удобнейшего приискания располож. по алф. трудами Г. С. М. : Тип. С. Селивановского, 1828.

47. Ефремов Даниил Ефремович (1690– 1760), донской войсковой атаман (1738–1753).

48. Сулин Никифор Никитич, полковник Донского войска, депутат казацких войск в Комитете о сочинении Нового Уложения 1767 г., походный атаман в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Отличился с полком своего имени при Хотине, Кагуле, Измаиле, Гирсово. Сулин Семён Никитич, войсковой атаман Донского войска (1773–1774), участник подавления восстания Пугачёва.

49. Финифть – эмалевая роспись по металлу.

50. Емельянов Роман, войсковой наказной атаман в 1740-е гг., замещал Д. Ефремова при его отъездах в Санкт-Петербург.

51. Греков Тимофей Фёдорович (1705– 1794), походный атаман Донского казачьего войска, участник русско-турецкой войны 1768– 1774 гг. и подавления Пугачёвского бунта.

52. Дячкин Иван Андреевич, полковник, командир лейб-гвардии Атаманского полка (1775–1783?).

53. Кумшацкий Иван Семёнович, генерал-майор, в 1800 г. владел хутором (18 дворов, 140 жителей) на реке Глубокой в 35 верстах от слободы Криворожской.

54. Агеев Василий Иванович, командовал полком своего имени в Таврической губернии (1786–1793).

55. Платов Матвей Иванович (1753–1818), граф (1812), донской войсковой атаман (1801– 1818). Похоронен в Вознесенском кафедральном соборе в Новочеркасске.

56. Орлов-Денисов Василий Васильевич (1775–1843), граф (1801), командир лейб-казаков во время Наполеоновских войн, генерал-адъютант, генерал от кавалерии (с 1826). Родоначальник графского рода Орловых-Денисовых. Похоронен в Вознесенском кафедральном соборе в Новочеркасске.

57. Дячкина (урожд. Карпова) Екатерина Акимовна (1780–1850), дочь войскового старшины, сестра генерал-лейтенанта, героя Отечественной войны 1812 г., Акима Акимовича Карпова (1767–1838), жена генерал-майора Григория Андреевича Дячкина (1756–1819), участника русско-турецкой (1768–1774), шведской (1789) и польской (1794) кампаний, Отечественной войны (1812) и заграничных походов 1813–1814 гг. Сын – Иван (ок. 1805–1818). После смерти сына и мужа приняла монашество с именем Ефросинья, игуменья Старочеркасского Ефремовского женского монастыря (1838– 1850).

58. Образ Бердичевской Божией Матери – чудотворный образ, почитаемый и православными, и католиками. По преданию, икона Божьей Матери явилась одному православному казаку, в его хуторе, на месте которого ныне стоит город Бердичев (Житомирской обл., Украина).

59. Кутейникова Марфа Петровна, вторая жена генерал-майора Степана Ефимовича Кутейникова (?– 1826), брата атамана Д. Е. Кутейникова. В 1844 г. построила каменную Покровскую церковь в слободе Степановке-Крынской, основанной её мужем в 1777 г.

60. Луковкина (урожд. Иловайская) Дарья Васильевна, жена генерал-майора Гавриила Амвросиевича Луковкина (1772–1849).

61. Образ Блаженное Чрево Богоматери (Барградская, Барловская, Барбарская) – икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Название получила по евангельским словам, обращённым к Иисусу Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27). По легенде, икона в 1392 г. была принесена из «Бара града Римския области» в Благовещенский собор Московского Кремля, после 1924 г. её судьба неизвестна.

62. Денисова (урожд. Кульбакова) Екатерина Петровна, казачка станицы Старочеркасской, жена полковника Денисова Льва Тихоновича (ок.1777–1850?), родная сестра генерал-майора Кульбакова Николая Петровича (1772–1821), Георгиевского кавалера, походного атамана на Кавказской линии (1799–1802). Её брат был награждён именной Золотой медалью с надписью «Служащему в Донском Войске секунд-майору Кульбакову за храбрость при взятии приступом города и крепости Измаила». (Дуров В. А. Наградные медали XVIII–XIX веков для казачества. Киев: Одигитрия, 2000. С. 57).

63. Платов Иван Матвеевич (1795–1874), полковник, граф, сын атамана М. И. Платова.

64. Харитонов Матвей Константинович (?–1847), сотник, внук атамана М. И. Платова, сын его дочери Анны Матвеевны в браке с генерал-майором Константином Ивановичем Харитоновым (1777–1858).

65. Хомутов Михаил Григорьевич (1795– 1864), генерал-лейтенант, войсковой наказной атаман (1848–1862).

66. Орлов Василий Петрович (1745–1801), генерал от кавалерии, донской войсковой атаман (1797–1801).

67. Церковь Преображения Господня, была вторым по древности храмом Черкасска, возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви московскими мастерами, которые строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 г. при атамане Даниле Ефремове, по другим – в 1751 году. Второе название – Ратная – церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Рядом с церковью расположено Ратное кладбище – казачий некрополь, где похоронены герои Азовского осадного сидения, атаманы 17–18 вв. и многие герои Отечественной войны 1812 г.

68. Иннокентий (Полянский) (1751–1794), епископ Воронежский и Черкасский с 1788 г. Погребён в Воронежском Благовещенском соборе. Был известен как хороший проповедник.

69. В апреле 1790 г. в Черкасске открылось первое светское учебное заведение – Главное народное училище, для чего из С.-Петербурга были присланы четыре учителя. В январе 1793 г. в нём обучалось 35 учеников. В 1793 г. оно было реорганизовано и вновь торжественно открыто архиереем.

70. Арсений (Москвин) I (?–1810), епископ Воронежский и Черкасский (с 1799). В 1805 г. с разрешения Св. Синода освятил на Дону место под новый город Новочеркасск. Погребён в Воронежском Благовещенском соборе.

71. Афанасий (Иванов) (1746–1805), епископ Воронежский и Черкасский (апрель – октябрь 1799), епископ Екатеринославский с 1799 г., архиепископ (1801). Похоронен в усыпальнице главного собора Самарского Пустынно-Николаевского монастыря в Новомосковске.

72. Афанасий (Телятев) (1772–1847), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1821), епископ Тамбовский (1824), епископ Донской и Георгиевский (1829–1842), архиепископ (1830). 17 октября 1842 г. уволен на покой в Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь Тамбовской епархии, где и похоронен.

73. Основали женскую обитель, пожертвовав подворье с домовым храмом во имя Донской иконы Божией Матери, Евдокия Иоакимовна (урожд. Карпова), вдова полковника Даниила Степановича Ефремова, Николай Степанович Ефремов и его мать Ульяна Алексеевна (урожд. Иловайская) (1763–1835), вдова полковника Степана Степановича Ефремова. Торжественное открытие Старочеркасского Ефремовского женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 г.

74. Игнатий (Семёнов) (1791–1850), русский богослов, проповедник, епископ Олонецкий и Петрозаводский (1828–1842), архиепископ (1835), архиепископ Донской и Новочеркасский (1842–1846), архиепископ Воронежский и Задонский (1847–1850). Похоронен в Феодоровской церкви Александро-Невской лавры.

75. Текст из газеты «Донские войсковые ведомости» (1852. Ч. неофиц. к № 11. С. 117–120; к № 12. С. 126–127; к № 13. С. 135–138; к № 14. С. 145–146) приводится в соответствии с оригиналом за исключением явных опечаток; примечания автора даны в примечаниях № 76-96, публикатора – № 1-75.

76. Церковь эта есть древнейшая из находящихся на Дону.

77. Из актов, 1694 г. принадлежавших, видно, что Войсковому атаману Фролу Минаеву, ездившему в Москву, на Черкасскую церковь, в прибавку к прежним, отпущено было 100 руб., да Кагальницкому священнику на построение станичной церкви 50 руб. Смот. «Историю Донского Войска» Г. Броневского, част. 1, стр. 305, примеч. 8. СПб., 1834 г.

78. Смотр. надпись на каменной доске, имеющейся на паперти церковной: «Во славу Святыя Единосущния животворящия и нераздельныя Троицы Отца, и Сына, и Святого Духа, при державе благочестивого Государя, Царя, Великого князя Петра Алексеевича Всея Великия и Малыя, и Белыя России, Самодержца благословением Преосвященных Митрополитов Московских между патриаршества начася церковь сия старанием донских атаманов и казаков при войсковом Атамане Лукияне Максимову и всему Войску Донскому 1706 г., а совершилася при войсковом Атамане Василии Фроловичу в 1719 г. мс. Фев., 1 день».

79. Взято из надписи на кресте, доныне сохранившемся в сём храме.

80. Это подтверждается следующею, находящеюся на сей паникадиле надписью: «В дар Богу принесено сие паникадило в Черкасскую Соборную церковь 1643 года».

81. В 1643 году донцы, по повелению Царя Михаила Феодоровича, оставили Азов и при переселении в Черкасск привезли с собою означенные двери и петли. Так говорит предание. Составитель записки сей нарочно спрашивал о сём старожилов на станичном сборе, бывшем в 13 день декабря 1846 года, которые и показали, что такое предание действительно сохраняется доселе и перешло к ним от отцов и дедов их. Смотр. Акт Станичного Прав. под № 1623.

82. О сей цепи упоминается в «Историях Донского Войска» гг. Попова и Броневского и в «Историческом описании соборных церквей, в Российской Империи находящихся», лист 157.

83. Камень этот находился прежде на бывшем перед сею церковью кладбище, но в 1786 году, во время ожидаемого тогда, хотя и несбывшегося, прибытия из Крыма Императрицы Екатерины II в Черкасск, для чего предполагалось построить дворец, при расчистке под оный места и уничтожении кладбища, был снят с могилы и вделан во внутреннюю церковную стену, на паперти.

84. Как здесь, так и выше при описании самого храма длина, ширина и высота показаны по официальным измерениям. Самая церковь была измерена в 1841 году, при составлении церковной описи по указу Донской консистории, последовавшему в 31 день июля 1839 г. за № 4468; колокольня же измерена при составлении сметы для предположенной починки оной, как равно и самого храма в 1848 году Войсковым архитектором Г. Седовым.

85. Евангелие это находится ныне в Новочеркасском кафедральном соборе.

86. Г. Броневский, в своей Истории Донск. войска, част. 1, стр. 305, говорит: «Для построения сего собора (каменного, начатого в 1706 и оконченного в 1719 году) присланы были мастера, два колокола, связное железо, книги, утварь и всё потребное». Но таковых колоколов, присланных после 1706 года, при Старочеркасском Соборе вовсе не находится. Вероятно, что Г. Броневский смешал их с колоколами, присланными в царствование Царя Алексея Михайловича. Эти последние, как удостоверили письменно старожилы на сборе, бывшем в 13 день декабря 1846 года, были повреждены во время ужасного пожара 1687 года и в 1703 году перелиты в один колокол.

87. Недавно, при рытьи земли пред западным церковным входом, для утверждения столба, служащего основанием солнечных часов, составителем записки сей найдена была на полутора аршинном углублении, вместе с несколькими каменными плитами, ещё особенная железная дверь гораздо большего размера против вышеописанных, мерою в длину 3 арш. 6 верш., в ширину 1 арш. 14 верш. и в толщину 2 верш., признанная старожилами принадлежащею тоже к числу Азовских. Это доказывает, насколько возвысилась почва вокруг церкви и в самом городе от наносов песку и илу во время весенних разливов и от самого времени.

88. Сего войскового старшины Емельянова сабля с золотою надписью, жалованная ему в 1742 году, доныне хранится в доме урядника Фёдора Иванова Самарина. Вот точная ея надпись: «Божию милостию, Мы, Елисавет Петровна Императрица и Самодержица Всероссийская и проч. и проч. и проч. пожаловали сею саблею Войска Донского войскового старшину Романа Емельянова за службы его в Москве 1742 года мая 29 дня».

89. Епраками называются из драгоценных каменьев или жемчуга, оправленные золотом уставки.

90. Лёгкая станица, состоящая из 5 и до 10 человек, отправлялась в Москву ежегодно до 5 раз, для частных Войсковых нужд; Зимовая же станица, заключавшая по 10 человек, посылалась однажды в год для принятия Царского жалованья Войску, состоявшего в деньгах, сукнах, военных снарядах и хлебном продовольствии.

91. Не более 50 лет тому на Дону существовал ещё прекрасный обычай, показывающий всю простоту нравов и набожный дух донцов: в первые дни Рождества Христова почётнейшие из войсковых старшин, станичных атаманов и стариков, а часто и сам войсковой атаман, собравшись после обедни вместе, ходили из дому в дом, не разбирая ни лиц, ни достатка, славить Христа, и собранные от боголюбивых жителей деньги отдавали в церковь, на устроение различных утварей и прочие благочестивые потребности.

92. О наряде войск и бытности сего Монарха в Черкасске смотри Историю сего Монарха, а о посещении храма и поощрении народа смотр. записки войскового старшины Андрея Селиванова (рукопись) и акт Станичного Старочеркасского Правления, хранящ. в церков. Архиве.

93. Смотр. расписание церемониальной встречи Его Величеству в церковном же архиве.

94. Смотри Историю Графа Платова, соч. Смирнова. Часть 2, стр. 161 и 164.

95. Церемониал сей описан в записках есаула Степана Григорьевича Капацина (рукопись), очевидца сего события.

96. Названия городовых города Черкасска станиц были следующие: Черкасская, Средняя, Павловская, Дурновская, Прибылянская, Скородумовская и три Рыковских: Верхняя, Средняя и Нижняя. Была ещё десятая станица, Татарская, но она здесь, как не христианская, не могла быть упомянута.

Публикация С. П. Чибисовой



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"