Ссылка по ГОСТу: Шадрина А. В. Когда Старочеркасский воскресенский храм стал собором // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 98-101. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1444
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й
Храмы Донского края
А. В. ШАДРИНА
КОГДА СТАРОЧЕРКАССКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ СТАЛ СОБОРОМ
К началу XX века в Донской и Новочеркасской епархии был только один собор – центральный Вознесенский храм столицы Области войска Донского Новочеркасска. Остальные же церкви епархии числились приходскими. Статус приходской официально имела и Воскресенская церковь станицы Старочеркасской, несмотря на то что в среде прихожан величественный храм бывшей столицы донского казачества продолжал именоваться соборной войсковой церковью. Для этого, безусловно, имелись основания. Она была заложена в 1706 году по указу Петра I, «как видно из надписи, высеченной на камне и вделанной в каменную стену на паперти», построена из камня «тщанием Войска Донского и великим пособием Императора Петра I, который прислал из Москвы план, мастеров, два колокола, связное железо, книги, утварь и всё потребное, да к прежде отпущенной сумме 100 руб. деньгами» [1]. Участие императора в судьбе главного на тот момент храма донского казачества не оставило сомнений у войскового начальства и прихожан в том, что церковь может именоваться исключительно собором. Однако перенос столицы Войска Донского из Черкасска в Новочеркасск поставил вопрос о возможности дальнейшего именования Воскресенской церкви войсковым собором. Как писал в 1868 году настоятель этого храма, известный донской краевед протоиерей Григорий Левитский [2], с 1719 года (времени освящения) до 1812 года «сей собор… был Областным собором и хранителем всех Донских регалий и знамён. С образованием Новочеркасска сей собор Епархиальным Начальством начал предаваться забвению и затем даже именовался просто Воскресенской церковью» [3, л. 1], поскольку статус войскового собора перешёл к Вознесенскому храму Новочеркасска.
Впервые вопрос о возвращении статуса собора Воскресенской церкви был поставлен именно протоиереем Григорием Левитским. 12 ноября 1868 года он «по уполномочию всех жителей Старочеркасска» начал ходатайствовать о возвращении храму звания собора. Высокопреосвященнейший Платон (Городецкий), архиепископ Донской и Новочеркасский, постановил «…этот храм по древности именовать и везде писать Старочеркасским Воскресенским собором, о чём и выдал указ от 12 ноября 1864 г.» [3, л. 1 об.] Однако, как говорилось в докладе Донской духовной консистории, «сей указ не приведён в исполнение и… старинный, первый на Дону, прадед Донских церквей, храм по-прежнему именуется просто Воскресенской церковью» [3, л. 1 об.].
В связи с поднятым протоиереем Г. Левитским вопросом и в связи с подготовкой к 150‑летнему юбилею храма [3, л. 1 об.] Высокопреосвященнейший Платон дал указание навести исторические справки в архивных документах. Как выяснилось, в консисторских документах «Старочеркасская Воскресенская церковь именовалась не собором Воскресенским, а Соборо-Воскресенской церковью» [3, л. 2]. По изысканиям, проведённым протоиереем Г. Левитским в документах архива Воскресенского храма по указу консистории, оказалось, что «с 1785 по 1822 г. названная церковь именовалась везде Соборо-Воскресенским храмом, а иногда и прямо Соборным храмом… в заголовках формулярных ведомостей с 1800 по 1822 год эта церковь именуется Соборо-Воскресенской… после 1822 г. этот собор именовался по своим актам то Соборо-Воскресенским храмом, то Соборо-Воскресенской церковью. По открытии же Донской епархии… в указе 31 марта 1830 г. названный храм уже именуется бывшим соборным храмом» (рапорт от 10 сентября 1869 года) [3, л. 2 об. – 3].
Рассмотрев этот вопрос повторно, Донская духовная консистория в 1869 году вынесла резолюцию, утверждённую Высокопреосвященнейшим Платоном: «Храм этот, по уважению к его древности и по неимению со стороны Консистории препятствия, на будущее время именовать и писать по всем церковным актам Старочеркасским Воскресенским собором» [3, л. 3 об.]. Однако и это решение по неизвестным причинам не было воплощено в жизнь.
Снова вопрос о статусе Воскресенского храма был поднят в 1913 году в связи с переименованием центральных церквей окружных станиц Области войска Донского в «соборы».
Дело об изменении статуса храмов окружных станиц началось в феврале 1902 года с обращения церковно-приходского попечительства Воскресенской церкви станицы Усть-Медведицкой в Донскую духовную консисторию с просьбой о её переименовании в собор [4, с. 224]. Изменение статуса приходского храма было делом непростым, поскольку, во-первых, в штате собора, в отличие от церкви, должен был обязательно числиться протоиерей. Во-вторых, в связи с открытием протоиерейской вакансии автоматически возникала необходимость её материального обеспечения: требовалось, помимо дополнительного денежного содержания, выделение «особых паевых земельных наделов» в количестве четырёх казачьих паёв [5], что было исключительно в ведении областного правления Войска Донского (на основании постановления Военного Совета от 17 декабря 1875 года).
Не дождавшись ответа консистории, которая требовала предварительного согласования с областным правлением, председатель приходского попечительства Воскресенской церкви станицы Усть-Медведицкой действительный статский советник Кумов обратился за разрешением проблемы к обер-прокурору Св. Синода, который, в свою очередь, передал дело Высокопреосвященнейшему Афанасию (Пархомовичу), архиепископу Донскому и Новочеркасскому, с просьбой доставить необходимые сведения и составить свой отзыв по этому вопросу [4, с. 224].
В ответ на запрос Св. Синода Высокопреосвященнейший Афанасий 13 октября 1903 года сообщил Донской духовной консистории следующее: «Из частных разговоров с некоторыми из начальствующих лиц Областной администрации сделалось мне известным, что Донское Войсковое Начальство вполне сочувственно к учреждению при церквах окружных станиц Донской епархии штатных протоиерейских вакансий и, по-видимому, готово придти на помощь Епархиальному Начальству уступкою в пользу тех церквей особых паевых наделов» [4, с. 224–225].
5 ноября 1903 года, после слушания в Донской духовной консистории, архиепископ Афанасий обратился к войсковому наказному атаману, генерал-лейтенанту Константину Клавдиевичу Максимовичу с письмом, в котором просил сообщить, «не встречается ли препятствий к возбуждению ходатайства о переименовании в соборы приходских церквей во всех окружных станицах», учитывая необходимость выделения дополнительных земельных наделов в пользу причтов этих церквей [4, с. 226–227].
До 1908 года запрос Донской духовной консистории оставался без ответа. Скорее всего, причиной послужили события, связанные с революцией 1905 года. Только в 1908 году областное правление Войска Донского направило в окружные станицы запросы о возможности переименования церквей в соборы. Из решений станичных сходов выяснилось следующее. В станице Урюпинской станичный сбор поставил условие, чтобы с переименованием Вознесенской церкви в собор на станичное общество никаких расходов по содержанию причта и благоустройству собора не возлагалось. Константиновский станичный сбор решил, что паевое земельное довольствие для штатного протоиерея должно быть такое же, как для приходского священника, то есть один казачий пай. В станице Великокняжеской решили переименовать в собор не Флоро-Лаврскую, а новопостроенную Александро-Невскую церковь. В станице же Усть-Медведицкой, возбудившей дело о переименовании церквей в соборы, этот вопрос дважды был отклонён. Остальные станицы согласились с предложением областного правления [4, с. 296].
Несмотря на возникшие трудности, 11 ноября 1911 года областное правление запросило у Донской духовной консистории согласие на продолжение дела о переименовании церквей с учётом выдвинутых станицами условий. Только 16 июля 1911 года архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир (Сеньковский), после многолетней переписки с войсковым начальством, смог обратиться в Св. Синод с ходатайством о переименовании церквей в соборы. Указами Св. Синода от 5 февраля 1912 и 5 февраля 1913 года «храмы в станицах Донской епархии – Каменской – Покровский, Великокняжеской – Александро-Невский, Константиновской – Николаевский, Нижне-Чирской – Троицкий, Усть-Медведицкой – Воскресенский, Урюпинской – Вознесенский и в г. Александровск-Грушевском – Петропавловский переименованы в соборные» [6, с. 113].
Вероятно, сообщение о переименовании храмов окружных станиц в соборные стало причиной обращения 16 июля 1913 года граждан станицы Старочеркасской к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Владимиру (Сеньковскому) с прошением о подтверждении статуса собора для Воскресенской церкви станицы Старочеркасской. 12 ноября 1913 года Высокопреосвященнейший Владимир обратился к наказному атаману Войска Донского с запросом, «не встречается ли со стороны военного начальства препятствий к такому переименованию с отведением в пользование протоиерея, на основании постановления Военного Совета от 17 декабря 1875 года, в казачьих поселениях четырёх земельных паёв» [3, л. 5]. Вместе с обращением архиепископа был представлен приговор станицы Старочеркасской об «установлении нашему старинному храму наименования Воскресенского Собора со всеми к нему правами и преимуществами наравне с Соборами, имеющимися в окружных станицах» [3, л. 7–7 об.]. Ответ на ходатайство архиепископа и станичников последовал из канцелярии атамана только 9 сентября 1914 года. В нём говорилось: «Со стороны Войскового Наказного Атамана не только нет никаких препятствий к переименованию Старочеркасской Войсковой церкви в собор, но, наоборот, переименование это весьма желательно» [3, л. 16].
В очередной раз рассмотрев вопрос о статусе Воскресенского храма станицы Старочеркасской, Донская духовная консистория 25 сентября 1914 года решила: «Поскольку из разведания протоиерея Григория Левитского не открыто прямых распоряжений Донского Епархиального Начальства о переименовании Старочеркасского Воскресенского собора в церковь, а, напротив, видно из сего, что церковь эта до открытия Новочеркасской (что ныне Донская) епархии постоянно именовалась то собором, то соборной церковью, а потому Консистория полагает: храм этот, по уважению к его древности… именовать и писать по всем церковным актам Старочеркасским Воскресенским собором» [3, л. 20].
Однако через четыре дня, 29 сентября 1914 года, было принято другое решение: «Переименование церкви в собор связано с расходами из Государственного Казначейства. Настоятель собора должен быть возведён в сан протоиерея; он, сравнительно с рядовыми священниками, должен быть обеспечен усиленной пенсией из сумм Государственного Казначейства. Осуществление желания граждан станицы противоречило бы и практике древней Христианской церкви в первые четыре или пять веков её существования… когда церковное значение города или места зависело от политического, когда кафедры патриаршие приурочивались к римским диоцезам (наместничествам), епископские – окружным, посему и храмы в данных местах могли именоваться соборами. Старочеркасская же станица не имеет ни политического, ни культурно-просветительного, ни промышленного значения. Принимая во внимание всё вышеизложенное, Консистория полагала бы признать просьбу граждан Старочеркасской станицы не подлежащей удовлетворению, для напоминания же и увековечения былой славы и значения Старочеркасской станицы и Воскресенского храма её как бывшего когда-то областным собором, хранителем всех Донских регалий и знамён, в коем возносились горячие молитвы наших предков перед выступлением их в поход на бранное поле для защиты Дона, станиц его, жителей и храмов святых, возможно было бы наименовать Воскресенский храм заштатным собором Старочеркасской станицы, не предоставляя священнику его прав и привилегий настоятелей уездных соборов» [3, л. 22–22 об.].
Поскольку вопрос о присвоении храму статуса собора решался только Св. Синодом, представление Высокопреосвященнейшего Владимира было направлено в Синод 24 октября 1914 года [3, л. 25]. 12 декабря Синод принял положительное решение. Приказ Синода, утверждённый императором, гласил: «В удовлетворение ходатайства Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: 1) Воскресенский храм станицы Старочеркасской Донской епархии именовать соборным и 2) присвоить настоятелю сего собора права штатного протоиерея; о чем Ваше Преосвященство уведомить указом, а в Хозяйственное Управление передать выписку из сего определения» [3, л. 25].
Таким образом, только с 12 декабря 1914 года Воскресенский храм станицы Старочеркасской официально получил статус собора.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5988. Л. 2 об.
2. О Г. А. Левитском см.: Шадрина А. В. Священники – хранители истории // Дон. временник. Год 2015‑й. Вып. 23. С. 186, 188.
3. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11940.
4. Павловский С. Переименование главных храмов окружных станиц и города Александровск-Грушевского в соборы // Дон. епарх. вед. 1913. 1 марта (№ 7).
5. Согласно статье 131 Устава о благоустройстве в казачьих селениях (ПСЗ. Собр. 2‑е. Т. 123, ч. 2. Спб., 1857), протоиерей должен был получать в сенокосах и лесах по четыре казачьих пая. По статье 132 того же закона в пашенных землях, рыбных ловлях и других выгодах (садоводство) протоиереи пользовались казачьими паями «на общественном станичном праве».
6. Распоряжение Св. Синода о переименовании церквей окружных станиц в соборы // Дон. епарх. вед. 1913. 1 марта (№ 7).
|