Енина И. А. Донская духовная семинария // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 116-117. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/1/art.aspx?art_id=247
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й
Конфессии в Ростовской области
ДОНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
Создание семинарии было давним желанием Донского духовенства и «сочувствующих делу народного образования», т. к. до этого в войске Донском было только два училища для духовного образования: в Новочеркасске и в Усть-Медведицкой станице. Из этих училищ не многие поступали в семинарии: Воронежскую, Саратовскую, Астраханскую, Ставропольскую, Екатеринославскую и Харьковскую. Отвозить детей в другие семинарии за 500 и 600 верст было непросто даже для людей зажиточных, для сирот же учеба в семинарии была практически недоступна.
Первые шаги к открытию были предприняты преосвященными Антонием, Игнатием и Иоанном, но их старания не имели нужных результатов. Известно, что при архиепископе Иоанне был создан комитет по улучшению быта донского духовенства, а в Св. Синод представлен проект устройства семинарии, который не получил поддержки из-за готовившихся преобразований духовно-учебных заведений. И только архиепископом Платоном дело по созданию семинарии было доведено до конца: созданный комитет под руководством архиепископа подготовил все для скорейшего открытия семинарии [1]. В июле 1868 г. последовало высочайшее утверждение об открытии семинарии в Войске Донском. 1 октября 1868 г. состоялось открытие Донской духовной семинарии. 51-й семинарии Русской Православной Церкви [2. — Л. 3].
Церемония началась в полдень в зале семинарии. На ней присутствовали архиепископ Платон, войсковой наказной атаман М. И. Чертков, начальник Штаба, войсковой дворянский депутат, другие почетные лица и, конечно, будущие воспитанники семинарии. Владыка поздравил всех с радостным событием и в заключение объявил, что дарит семинарской библиотеке 300 экземпляров книг и тысячу рублей серебром, чтобы проценты от этой суммы выдавались лучшему ученику, оканчивающему курс [1].
Донская Духовная семинария была открыта на началах нового Устава духовных семинарий, утвержденного 14 мая 1867 г. с учетом местных особенностей и потребностей Донской епархии, с изменениями и дополнениями. Семинария учреждалась на 200 учеников, в числе которых могли поступать как дети духовных, так и светских лиц. Открытие же одновременно 6-ти классов было вызвано тем, что воспитанники Донской епархии в количестве 143 человек обучались в разных классах семинарий других епархий [2. — Л. 12-15].
Семинария разместилась (до постройки для нее новых зданий) в доме штаб-ротмистра Янова. Воспитанники семинарии жили как на «вольных» квартирах и получали определенные им 90 рублей, так и в «общежительных» квартирах, если правление семинарии находило это возможным [2. — Л. 15 об.]. Своего общежития при семинарии не было (по крайней мере, в первые годы ее существования).
Церкви при семинарии не было (на 1877 год), и поэтому воспитанники слушали литургию в «домовой церкви преосвященного, а утреню в семинарии» [3. — Л. 31 об.].
Многие преподаватели только начинали свою педагогическую деятельность и были новыми людьми в этом деле, для наставников на первых порах не хватало печатных руководств по некоторым предметам, а для воспитанников — учебных пособий [4].
Учебный год начинался 6 августа и заканчивался 19 июня. Обучение продолжалось 6 лет. В семинарии преподавались предметы по утвержденной Святейшим Синодом программе: священное писание, основное и догматическое богословие, всеобщая и духовная история, обзор философских учений, всеобщая гражданская история, церковное пение, гомилетика (занятия по изучению церковной проповеди), литургика, практическое руководство для пастырей, словесность, математика, латинский, греческий, французский, немецкий языки, гимнастика. Кроме этих дисциплин в последнем классе семинарии было введено «усиленное преподавание о расколе». Это было связано с тем, что на момент открытия семинарии в области войска Донского насчитывалось до 80 тысяч раскольников. И воспитанников, «оказавших особое усердие по этому предмету» определяли священниками в приходы, населенные раскольниками. Принимая во внимание, что в Области войска Донского числилось более 25 тысяч калмыков преподавали также и калмыцкий язык [2. — Л. 15 об. — 16; 5]. А в 1910 г. в семинарии был введен новый обязательный для воспитанников старших классов урок — «обличение социализма».
При том, что в семинарии могли учиться дети светских людей, в основном учились дети священников. Так в 1876 г. все вновь поступившие были детьми духовенства, за исключением одного — из казачьего сословия [3. — Л. 16]. Позже, в 1897г., уже несколько иная картина: детей священников — более 50%, остальные — дети офицеров и чиновников, купцов, мещан, казачества и меньше всего крестьянских детей [6]. В семинарии учились воспитанники от 14 до 21 года.
В классах на занятиях за поведением учеников наблюдали наставники; была также должность инспектора, который следил за поведением воспитанников в церкви, квартирах, которые он посещал во вне учебное время. Ученикам, пропустившим уроки, делались выговоры и кроме того они «оставлялись в классе на хлебе и воде» [3. — Л. 31 об.].
В «Донских епархиальных ведомостях» за 21 октября 1913 года появилась статья, посвященная празднованию 25-летнего юбилея бывших воспитанников 20-го курса. Этот курс в количестве 19 человек был выпущен 1888 г.: «... пройдя тяжелую и трудную школу образования своего, воспитанники 20 курса, оставив семинарию, не забыли друг друга. Воспитанники этого курса отличались, как во время учения, так и по окончании курса, горячею и тесною дружбой, граничащей с родственной привязанностью друг к другу». Они встретились через 20 лет после окончания курса в 1908 г. в семинарском храме. На этом собрании у них зародилась мысль основать стипендию, чтобы дать возможность «хотя бы одному бедняку получить образование». Товарищи постановили в течение 5 лет делать денежные взносы из своих средств для образования капитала, а в 25-летний юбилей «открыть стипендию». И на 25-летнем юбилее ректор сказал, что этот курс «является поучительным как для нас, так и для вас (обращаясь к воспитанникам семинарии). На этой встрече юбиляры объявили об открытии стипендии.
Знакомясь с послужными списками служителей семинарии, нужно отметить хорошую подготовку преподавателей. Приведем лишь один пример. Много лет в семинарии греческий язык преподавал Андрей Александрович Кириллов, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию. По случаю юбилея А. А. Кириллова священник, некогда обучавшийся у него сказал: «... Своим здравым смыслом вы прекрасно поняли школьное положение своего предмета, а ваше доброе и благожелательное сердце указало вам путь и средство к поддержанию в нетерпеливых умах учащихся возможного интереса к предмету и уважение к вам. Своим зорким сердцем вы отлично видели наши обычные ученические слабости, умели снисходить к ним, умели пресекать дальнейшее их опасное развитие, признавая и ценя в нас — учениках, не ученическое только, а человеческое достоинство...» [7]. Имя А. А. Кирилова хорошо известно многим историкам и краеведам: он был редактором «Донских Епархиальных ведомостей», ему принадлежат работы по церковной старине, по истории Новочеркасска, «Краткое обозрение о донских казаках». К его трудам мы нередко обращаемся сегодня.
Для подготовки этой публикации были использованы документы Донской духовной семинарии со дня ее создания до 1920 г. В фонде семинарии отложились годовые отчеты о состоянии семинарии, счета на ее содержание, журналы распорядительных собраний правления, журналы педагогических собраний, списки воспитанников, экзаменационные ведомости, табели о поведении семинаристов, списки служителей и послужные списки преподавателей, ректоров.
С установлением советской власти на Дону, как и повсюду, были закрыты духовные училища и семинария.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Дон. вестн. — 1868. — 7 окт.
- ГАРО. Ф. 352. Оп.1. Д. 9.
- ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 396
- Дон. вестн. — 1869. — 23 июня.
- Донские областные ведомости. — 1910. — 16 янв.
- ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1024. Л. 72
- Донские областные ведомости. — 1904. — 5 окт.
|