Степаненко Н. А. Донской епархиальный церковно-исторический комитет // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 122-126. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/1/art.aspx?art_id=169
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й
Конфессии в Ростовской области
ДОНСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
Донской епархиальный церковно-исторический комитет был учрежден резолюцией Высокопреосвященнейшего Афанасия, Архиепископа Донского и Новочеркасского 16 апреля 1904 г. с «целью изучения церковно-религиозной жизни Донского края в ее прошлом и настоящем, а ближайшим образом — церковно-историческое и церковно-статистическое описание церквей и приходов Донской Епархии», как записано в его уставе, утвержденном в конце июня того же года [1. – С. 129-130].
Работы по осуществлению поставленных задач были распределены между членами комитета, выделившему из своей среды Совет «для заведывания текущими делами и денежною частью...» [1. — С. 130].
Члены Совета были утверждены Архиепископом. Инспектор духовной семинарии А. А. Кириллов в качестве председателя, священник Т. А. Донецкий — зам. председателя, статские советники — Л. Ф. Свидерский, М. М. Дьяков, Х. И. Попов, А. М. Щетковский, священники — М. С. Архангельский, И. П. Артинский, В. А. Кожин, Е. М. Овсянников — членами Совета [2].
Торжественное открытие действий комитета состоялось в актовом зале Донской духовной семинарии 15 октября 1904 г., в присутствии многочисленных гостей и преимущественно епархиального духовенства, явившегося в Новочеркасск на общеепархиальный съезд.
К открытию комитетом была выработана и напечатана «Программа для описания церквей и приходов Донской епархии», которую вручали всем желающим. Кроме ответов на многочисленные и подробные вопросы программы «желательно было прилагать планы, чертежи, фотографические снимки церкви, замечательных ее частей, замечательных членов причта и даже прихода» [1. — С. 135-138].
В своей речи председатель комитета, А. А. Кириллов отметил своевременность появления комитета: «с одной стороны, у нас еще нет надлежащей культурно-бытовой Донской истории, а с другой, на Дону много интеллигенции в лучшем смысле этого слова», т.е. дело «не в недостатке нужных работников... нет лишь объединяющего в этом отношении начала или настоятельной инициативы, способной всех призвать к дружной совместной работе на пользу края» [1. — С. 17].
В качестве примера он указывал на соседний епархиальный Воронеж, где «теперь действует и «Ученая архивная комиссия», имеющая свое особое издание, и «Историко-археологический комитет», издающий «Воронежскую старину», работает и статкомитет, которому принадлежит много солидных изданий» [1. — С. 14].
Как напишет в «Донской церковной старине» член комитета, священник Т. Донецкий «возникновение в Воронеже двух ученых архивных обществ и знакомство членов Донского комитета с учеными изданиями этих обществ было одним из поводов к организации в Новочеркасске церковно-исторического комитета. Как известно, Донская церковь до открытия на Дону самостоятельной епархии в 1829 г., с 1718 г., т.е. в течение 110 лет, составляла нераздельное целое с соседней Воронежской епархией, причем епископы последней с 1788 г. именовались Воронежскими и Черкасскими. И хотя при образовании Донской епархии по указу Святейшего Синода в Новочеркасск были отправлены все дела и документы, относящиеся к ...вновь учреждаемой епархии,... однако, и после этого в архивах Воронежской епархии сохранилось достаточное количество дел, изображающих прошлое Донской церковной жизни, на основании коих сотрудники Воронежских ученых обществ имеют возможность разрабатывать историю церковной жизни на Дону» [1. — С. 26].
В уставе определены задачи комитета: «приводить в известность и описывать архивы церквей, монастырей и епархиальных учреждений, а также всякого рода памятники церковной старины, изучать местные религиозные обычаи, предания, церковные обряды; заботиться о распространении в обществе... историко-археологических сведений и о возбуждении интереса к ним; устраивать публичные чтения; печатать материалы и научные исследования по церковной истории и археологии края, составлять историческое и статистическое описание епархии» [1. — С. 13-14].
Предстояла огромная работа по описанию епархиальных церквей и приходов Донского края, «приведению в ясность материала» местных, донских архивов, «на которые до конца почти XIX в. обращалось недостаточно внимания» [1. — С. 20]. Председатель комитета дал общие сведения о содержании местных архивов и обратился за содействием к епархиальному духовенству: «К Вам, отцы духовные, пастыри Донской церкви, наше горячее обращение и наша усердная просьба — помочь нам, взявшимся за дело, вас близко касающееся и вам больше всех известное» [1. — С. 17]. Циркулярно разослана была просьба Совета к донскому духовенству сделать описание своих приходских церквей.
По предложению ректора семинарии, Архимандрита Митрофана решено было организовать при семинарии особое «Макарьевское церковное древлехранилище» с библиотекой при нем «для собрания и хранения древних церковно-исторических памятников Донской епархии, как вещественных, так и письменных, в видах лучшего сбережения их», как записано в уставе древлехранилища [1. — С. 131-133].
Правление семинарии выделило в распоряжение комитетского Совета деньги, специально пожертвованные для этой цели Архиепископом Макарием Донским, большим любителем и знатоком церковной археологии.
Денежные средства комитета составлялись из «добровольных членских взносов, из пособий от епархиальных учреждений, из сборов от публичных лекций, от продажи изданий комитета, из частных пожертвований» [1. — C. 130].
Ближайшей задачей Донского исторического комитета была подготовка к изданию «исторического описания церквей и приходов г. Новочеркасска», что было связано с приближением столетнего юбилея города в 1905 г. [1. — C. 14].
В силу множества неблагоприятно сложившихся обстоятельств и скудости материальных средств работа комитета была затруднена.
Тем не менее в 1906 г. комитет выпустил свое первое издание — «Донская церковная старина».
Основной материал выпуска посвящен основанию и истории г. Новочеркасска, недавно отметившего свой столетний юбилей, его храмов. В книге имеются фотографии и рисунки города, церквей. Большая часть материала подготовлена А. Кирилловым, есть здесь статьи Х. Попова, Т. Донецкого и других членов комитета.
В издании также представлены сведения об открытии Донского епархиального церковно-исторического комитета, устав комитета и древлехранилища, перечень предметов, входящих в состав епархиального древлехранилища, программа для описания церквей и приходов Донской епархии, сведения о пожертвованиях в комитет.
В приложении к выпуску дана карта Донской епархии, список благочинии Донской епархии и список церквей по благочиниям (по данным на 1904-1905 гг.)
Одновременно с работой церковно-исторического обследования Донского края проводилась и работа по устройству древлехранилища и библиотеки при нем. Важную помощь комитету оказало Правление Донской духовной семинарии. На выделенные им средства были изготовлены шкафы, куплены витрины, приобретены карты, кресты и другие памятники общей археологии, книги. Старинных церковных предметов в древлехранилище было немного и большую часть их составляли пожертвования. На все предметы был составлен каталог.
Библиотека также пополнялась главным образом за счет пожертвований различных учреждений и частных лиц. Главные пожертвования сделаны областным войска Донского статистическим комитетом, передавшим в библиотеку все имеющиеся «Памятные книжки по области войска Донского».
В октябре 1907 г. исполнилось 3 года существования Донского епархиального церковно-исторического комитета. На первом торжественном собрании, которое должно было состояться во время общеепархиального съезда духовенства, помимо генерального отчета предполагалось ознакомление собравшихся с двумя рефератами, но, как отмечает в своем докладе председатель комитета А. А. Кириллов, по обстоятельствам не пришлось дать.. .даже отчета, хотя съезд состоялся и проходил в здании семинарии. Печальные обстоятельства того времени всем памятны: бурливая волна освободительного движения, нахлынувшая... и на нашу семинарию, не могла достаточно успокоиться к нужному моменту... Неспокойное течение жизни при других неблагоприятных обстоятельствах мало давало свободного времени и мало представляло удобств заниматься хотя и близким, но не прямо относящимся к семинарии делом: жизнь комитета постепенно замирала, средств никаких не было, ожидать материальной помощи нельзя было ниоткуда... Встретились и другие затруднения, как напр., по приисканию помещения для нарождавшегося древлехранилища и библиотеки при нем...» [3. — С. 297-299].
В течение 1908-1909 гг. Совет комитета не имел общих собраний, «а занимались отдельные члены спорадически, без определенного плана» [3. — С. 297-299].
В 1907-1909 гг. готовился к печати 2-ой выпуск «Донской церковной старины», который вышел в свет в 1909 г. Задержка с изданием была связана с «неимением нужных средств».
Не все статьи в этом выпуске оригинальны, обширная статья «Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца 19 в.» А. А. Кириллова была ранее напечатана в сборниках областного войска Донского статкомитета. В выпуске помещены статьи о Новочеркасском Вознесенском войсковом Соборе, Новочеркасской Александро-Невской церкви и других храмах, статьи о Донском духовенстве, церковных школах.
10 января 1910 г. состоялось годичное собрание членов комитета под председательством ректора семинарии архимандрита Севастьяна. В состав комитетского Совета были избраны новые члены — секретарь Донской духовной консистории С. Г. Павловский, гвардии есаул (позднее полковник) Л. В. Богаевский, протоиереи — З. Лобов и С. Троицкий, священник В. Чернявский. Председателем комитета был избран А. А. Кириллов.
Он выступил с отчетом о деятельности комитета за время его существования. При обсуждении доклада общее собрание постановило «признавая желательным продолжение выпусков «Донской церковной старины» как ценного в историческом отношении издания, притом специально назначенного для церквей Донской епархии,... просить Его Преосвященство разрешить церковно-историческому комитету разослать по всем церквям ныне изданный 2-ой выпуск «Старины» для покрытия расходов и для получения средств на продолжение работ, чтобы издать 3-й выпуск с описанием церковных юбилеев» [3. — С. 308-309].
В сентябре того же 1910 г. на общеепархиальном съезде духовенства и церковных старост в Новочеркасске на торжественном собрании комитета было предложено два реферата: «Историческое значение памятников церковной старины» А. А. Кириллова и «3 Донских церковных деятеля 2-ой пол. 18 в.» зам. председателя, протоиерея Т. Донецкого.
На собрании комитета в июне 1911 г. во время очередного епархиального съезда Кирилловым была представлена «Записка о современном состоянии Донского епархиального церковного Древлехранилища», членом комитета, священником В. Чернявским «Чтение о Полтавском епархиальном древлехранилище».
В январе 1912 г. на съезде духовенства собрание комитета не могло состояться, т. к. съезд был непродолжительным, хотя членами комитета были подготовлены чтения.
В апреле-мае 1912 г. в «Донских епархиальных ведомостях» помещено сообщение А. Кириллова о деятельности Комитета за 1904-1912 гг. Затруднения в работе, по-прежнему, связаны с нехваткой средств, неимением специального помещения для устройства древлехранилища, библиотеки, церковного музея при семинарии. Но наряду с этим древлехранилище пополнялось памятниками церковной старины. В нем уже имелись метрические книги станиц Вешенской, Еланской, Тишанской и Тепикинской последней четверти XVIII в., два синодика и проч. Для библиотеки было приобретено более 500 листов копий с древних актов, поступило около 250 фотографий Донских церквей, причем, приобретено покупкой только 40, остальные получены из Донской духовной консистории: «есть снимки с 31 станичной церкви, 20 слободских, 6 хуторских, 10 поселковых и 3 церквей при рудниках... Комитет надеется приобрести со временем снимки всех Донских церквей и составить из них отдельные альбомы» [4]. Библиотеку составляли исторические книги общего содержания и книги, касающиеся истории Донского края. Большая часть последних пожертвована учреждениями и частными лицами, так, областное войска Донского Правление прислало в дар 4 книги «Актов, собранных г-м Лишиным», областной статкомитет — «Памятные книги» по области за все годы их издания и 10 выпусков своего издания «Сборники ОВД статкомитета», ожидалось поступление «Донских епархиальных ведомостей» из редакции самого журнала за все время его существования.
В 1912г. вышел в свет 3-ий выпуск «Донской Церковной Старины». В нем были помещены продолжения статей о Новочеркасских храмах, рефераты Кириллова и Донецкого, представленные на епархиальном съезде 1910 г., статья П. П. Сахарова к пятидесятилетней годовщине освобождения Донских крестьян, С. Г. Павловского о Донских калмыках и др. При отсутствии сведений о дальнейшей работе комитета можно только предполагать, что к трудностям материального характера прибавились и трудности военного времени. Причины столь холодного отношения духовенства к предприятию комитета, А. А. Кириллов объяснял духом и направлением того времени: «право, в ту пору совсем не до того было, чтобы заниматься церковной стариной; жизнь так или иначе трепала каждого» [3. — С. 308-309]. В 1915 г. вышел последний, 4-й выпуск «Донской церковной старины». Первый отдел выпуска занимали статьи, посвященные истории храмов, в основном, Новочеркасских, второй отдел был посвящен памяти отечественной войны 1812 г. В свете дальнейших исторических событий деятельность комитета, по-видимому, шла на убыль и совсем прекратилась. Косвенные подтверждения этому содержатся в газетных публикациях того времени, журналах епархиальных съездов духовенства, указах высшей церковной власти за 1918 г., хранящихся в фонде Донской духовной семинарии ГАРО. Определением Св. Синода от 18/26 янв. 1917 г. № 207 предписывалось учреждениям духовного ведомства «наблюдать всемерную экономию в расходовании средств» [5]. Из статьи «Организация Новочеркасского духовенства», опубликованной в «Донских областных ведомостях» 24 марта 1917 г.: «Городское духовенство г. Новочеркасска в первые дни после переворота открыто ставшее на сторону нового правительства на первом общем своем собрании пришло к мысли о создании такой организации, которая объединяла бы в себе все духовенство епархии, помогла бы разобраться в текущих событиях, выясняла и раскрывала нужды церкви и духовенства. Во главе всей организации духовенства надо поставить президиум из наиболее деятельных и просвещенных лиц» [6]. На собрании 14 марта председателем президиума стал протоиерей Т. Донецкий. Президиуму пастырских собраний поручено был подготовить материал к предстоящему съезду, наметить программу, ознакомить с нею сельское духовенство. Для сельского духовенства решено устраивать лекции об особенностях текущего момента, социальных, политических, общественных.
Епархиальный съезд Донского духовенства при участии мирян в протоколе № 6 от 06.10.1917 г. постановил: ходатайствовать перед Св. Синодом о том, чтобы процентные деньги с церковно-учебного капитала Донской епархии (1.545.540 руб.), в настоящее время в большей своей части идущие на покрытие расходов, не относящихся к духовно-учебным заведениям, в будущем употреблялись согласно их назначению на нужды мужских духовно-учебных заведений [5].
В «будущем», через 4 месяца Постановлением Святейшего Патриарха и Св. Синода православной Российской церкви № 65 от 15/28 февр. 1918 г. указывается общее направление деятельности духовных пастырей в новых условиях: «при всех церквах надлежит организовать из прихожан и богомольцев союзы, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств... союзы эти не должны называться церковными или религиозными, так как всякие церковные и религиозные общества лишены новым декретом прав юридического лица... насильственное удаление священников и членов причта с прихода или монашествующих из монастырей отнюдь не должно быть допускаемо... в случаях нападения грабителей и захватчиков на церковное достояние следует призывать православный народ на защиту церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов и т.п.» [5].
С 1-ого сентября 1918 г. Донская духовная консистория преобразована в Донской Епархиальный Совет [5].
Неизвестно, что стало с собранными в результате деятельности комитета древностями, книгами, рукописями, фотографиями... Возможно, они попали в музеи Новочеркасска или Ростова, но остались бесценные сборники «Донской духовной старины», к которым и сейчас обращаются все интересующиеся историей Донского края.
Все четыре выпуска «Старины» издавались под редакцией и при непосредственном участии председателя церковно-исторического комитета А. А. Кириллова О нем в связи с деятельностью комитета следует сказать особо.
Андрей Александрович Кириллов, уроженец Новгородской губернии по окончании Санкт-Петербургской Духовной академии в 1879 г. прибыл в Новочеркасск, где занял должность преподавателя греческого языка в Донской духовной семинарии. За время работы в семинарии он занимал разные должности от преподавателя до ректора.
В том же 1879 г. он назначается членом временного комитета по разбору и описанию архива Донской духовной консистории. С этого времени все свои силы и способности он отдает изучению прошлого Донского края.
В 1888 г. за свои работы по изучению Дона он был избран действительным членом областного войска Донского статкомитета, с 1901 г. — член редакционной комиссии. С 5-го по 13-й выпуски сборников статкомитета издавались при его участии и во всех без исключения выпусках печатались его труды, связанные с религиозно-нравственной жизнью Дона, историей народного образования и просвещения края, биографиями выдающихся донцов.
Он занимался подготовкой экспонатов для Екатеринославского и Харьковского археологических съездов, был председателем комиссии по обзору и систематизации местных архивов, более 20 лет был редактором «Донских епархиальных ведомостей», где поместил массу исследований, отзывов, сообщений. Отличительной особенностью исследований Кириллова была «обоснованность их на первоисточниках» [7].
Работы Кириллова печатались во многих духовных и светских изданиях. Как председатель церковно-исторического комитета и основатель церковного хранилища он издал 4 выпуска «Донской церковной старины».
За свою деятельность не раз удостаивался благословений Святейшего Синода и «ему были Высочайше пожалованы все ордена до Владимира 4-ой степени включительно» [7].
Последняя запись в его послужном списке - "состоит и. д. ректора с 7 октября 1919 г.» [8].
Известно, что в 1922 г. Андрей Александрович скончался в Новочеркасске [8].
ЛИТЕРАТУРА
- Донская церковная старина. — Новочеркасск, 1906. — Вып. 1.
- Донские епархиальные ведомости. — 1912. — № 12 (апр.). — С. 272-278.
- Донская церковная старина. — Новочеркасск, 1911. — Вып. 3.
- Донские епархиальные ведомости. — 1912. — № 15 (май). — С.361-370.
- ГАРО. Ф. 352. Оп. 3. Д. 81. Л. 6-7, 13, 14, 15.
- Донские областные ведомости. — 1917.— № 68. — С. 66.
- Донской православный вестник. — 1915. — № 3 (март). — С. 158-168.
- Записки Северо-Кавказского краевого общества археологии, истории и этнографии. — Ростов н/Д, 1927-1928 гг. — Т. 3. Кн. 1. Вып. 3, 4. — С. 61.
|