Граф В. П. Утраченная святыня // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 110-112. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/1/art.aspx?art_id=164
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й
Конфессии в Ростовской области
УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ
Николаевский собор станицы Константиновской
После революции 1917 года печальная участь — быть разрушенными — постигла многие святыни страны в целом и Ростовской области в частности.
Так из 427 церквей в настоящее время сохранилось только 78, т. е. из каждых шести соборов уцелел только один.
Эта же участь постигла и Николаевский собор станицы Константиновской.
История собора ведет свое начало с 1714 года (по одним данным), когда в станице Ведерниковской имелась деревянная Михайло-Архангельская церковь (священник Иоан Симеонов). Церковь входила в состав Воронежской епархии.
По другим источникам, до 1720 года в станице была только часовня. По благословлению воронежского Митрополита Пахомия, в 1720 году заложили первую деревянную церковь в станице Ведерниковской во имя Архистратига Михаила. Через 11 лет строительство закончено; новая однопрестольная Михайло-Архангельская церковь освящена. Находилась она в центре станицы на высоком берегу реки Дон. «По случаю осадки горы, подмываемой Доном», церковь переставлялась с места на место четыре раза. В этой небольшой церкви имелся деревянный иконостас, украшенный резьбой и позолотой. Иконы все были простой работы, без окладов, написаны по старообрядческой форме.
В 1817 году Михайло-Архангельская церковь становится ветхой и перестраивается: с 1829 года церковь подчиняется уже Новочеркасской епархии.
В 1864 году станица Ведерниковская была объединена со станицей Бабской в одну и получила название Константиновская на новом месте. На месте станицы Ведерниковской остается хутор Ведерников, таким образом церковь остается на хуторе. А в 1869 году Михайло-Архангельская церковь из хутора Ведерников переносится в станицу Константиновскую и вскоре перестраивается (перестройка обходится станице в 6 тысяч рублей серебром), а в 1871 году освящается.
30 августа 1876 года состоялся приговор общественного схода станицы Константиновской. Сход решил: «Организовать приходское попечительство из прихожан Михайло-Архангельской церкви и возложить на них заботы о нуждах этой деревянной церкви, а также изыскать средства для строительства новой каменной церкви «в честь Михаила Архистратига» [1].
В сентябре 1877 года Духовной консисторией была разрешена постройка нового каменного храма в станице; в этом жe году началось его строительство.
Трое великих зодчих принимали участие в возведении храма: Антонио Кампиони и Карл Федорович Кюнцель — гражданские инженеры, выпускники Петербургского института гражданских инженеров, Петр Семенович Студеникин — выпускник Петербургской академии художеств (он не только профессионально проектировал, но и прекрасно рисовал).
Проект и смету на постройку храма выполнил архитектор А. А. Кампиони. Первые четыре года храм строился под его руководством. За это время была сделана кладка фундамента глубиной 14 метров (до скального грунта), началось возведение стен. Кстати, по его проекту в Ростове была построена колокольня Рождества Пресвятой Богородицы Ростовского кафедрального собора (1875 г.) в соавторстве с архитектором-художником Лебедевым Дмитрием Васильевичем на средства купца Панченко и часовня (кампличка) в монастырском урочище (1867 г.).
Антонио Кампиони является соавтором проекта здания Новочеркасской мужской классической гимназии, построенной в 1870-75 годы (ныне средняя школа) и деревянного театра в Новочеркасске (здание сгорело).
На смену Кампиони, уволенному по болезни, областным инженером-архитектиром в 1881 году назначается К. Ф. Кюнцель, бывший до этого губернским архитектором в Полтаве. «Передвижение одних и тех же архитекторов по разным городам страны было в это время обычным явлением. Только тогда, когда всесторонне будет изучена культура этих городов, откроются и многие неизвестные страницы русской архитектуры. Тогда, наверное, яснее обрисуется творческий путь и забытых зодчих, среди которых немало было талантливых и одаренных» [2].
Карл Федорович Кюнцель руководил строительством собора 12 лет. Основная часть работ выпала именно на долю этого архитектора, при нем были выложены из кирпича стены собора (1887 г.), возведена крыша и внутри храм оштукатурен. В 1890 году начата кладка колокольни.
С именем этого архитектора в Новочеркасске связаны широкие градостроительные работы. Так на Архангельской площади города в 1866 году К. Ф. Кюнцель построил деревянную, богато украшенную резьбой Успенскую единоверческую церковь. В 1885-89 годы здесь строится здание донского казачьего кадетского корпуса. Это было среднее привилегированное военно-учебние заведение закрытого типа (ныне административное здание). Рядом с кадетским корпусом на Ратной площади города Новочеркасска по проекту К. Кюнцеля было построено здание атаманского технического училища (1886-1888 гг.). Сегодня в этом здании находится техникум химического машиностроения. Кроме храма в станице Константиновской К. Ф. Кюнцелем на Дону было построено еще семь каменных церквей в станицах Аксайской, Егорлыкской, Багаевской, Усть-Белокалитвинской, Курмоярской, Урюпинской и Правоторовской.
С 1892 года областным инженером-архитектором работает Петр Семенович Студеникин; он то и достраивал собор. Так, при нем в октябре 1893 года была закончена кладка колокольни нового храма [1. — Л. 87 об].
1 октября 1894 года при новой, строившейся в станице Константиновской церкви, была построена церковная школа грамоты (впоследствии церковно-приходская школа), здание сохранилось.
П. С. Студеникин проектировал внутреннюю отделку собора, иконостас, разрабатывал элементы декора и внешней отделки. «30 декабря 1896 года Константиновский благочинный священник сообщил в Донскую духовную консисторию, что постройка нового каменного храма в станице Константиновской окончена, но из-за отсутствия средств на главах его не установлены кресты, нет всходов в храм и иконостаса».
В 1897 году по ходатайству прихожан станицы Константиновской в Донскую консисторию был установлен полотняный иконостас. 29 октября 1897 года строительство храма было окончено. Новая трехпрестольная церковь была освящена. Главный центральный престол был открыт во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный — во имя Архистратига Михаила. Храм получил название Николаевского (по центральному престолу).
Долго и добротно строился каменный собор. Узорчатая кирпичная кладка (использовался местный кирпич двух цветов) и полукруглые своды многочисленных окон в виде русских кокошников составили художественный образ пятиглавого храма. Храм построен в русско-византийском стиле и располагался в центре административно-торговой площади станицы. 20 миллионов кирпичей (и столько же яиц) израсходовано на строительство собора. Красивейшая кирпичная кладка прочно держалась на сложном известковом растворе; цемент тогда еще был не известен в станице Константиновской. Да и промышленные разработки мергеля (основного сырья для производства цемента) в Цемесской бухте Новороссийска в это время были ничтожно малы. Внутри храм был редкостной красоты: талантливая роспись позолотой, богатейшая церковная утварь, драгоценное убранство.
К сожалению, не всегда собор использовался по своему прямому назначение, не всегда здесь совершались богослужения. После гражданской войны здесь размещалась машинно-тракторная станция, шло обучение вождению первых колесных СТЗ. Затем в храме был размещен склад соли, которая испаряясь, разрушала прекрасные творения художников и зодчих. Сняв с барабана звонницы главку, на соборе разместила даже парашютную вышку спортивного общества.
Впервые мысль о разрушении храма появилась в 1953 году. Тогда районный комитет партии возглавлял В. П. Агеев, уроженец станицы Вешенской. За советом Агеев обратился к Михаилу Александровичу Шолохову. Писатель ответил: «Пока я здесь живу, ни одного креста не тронул и тебе не советую».
И все же в 1963 году собор постигла участь многих христианских православных церквей России — храм был взорван. На месте храма было найдено две гробницы. Судя по богатому убранству, это были захоронения знатных люди княжеского рода. Через несколько секунд останки истлели. Существует версия, что это был князь Константин с женой, в честь которого назван наш город.
В клировых ведомостях церквей Константиновского прихода записано, что церковь была построена на средства, завещанные торговым казаком Г. Н. Чикаловым и на деньги, выделенные церковно-приходским попечительством. Чикалов — владелец одного из трех действовавших в это время в станице Константиновской кирпичных заводов, производивших 100 тысяч кирпичей в год. Его кирпич был самый высококачественным в станице, но и самым дорогим.
По другой версии: в гробнице — торговый казак Г. Чикалов и его жена.
Исчез памятник культовой архитектуры станицы Константиновской. Впоследствии Николаевский собор был оценен Андреем Петровичем Зиминым (членом областной архитектурной секции при Областном отделении общества охраны памятников истории и культуры), как один из красивейших в Европе.
ЛИТЕРАТУРА
- ГАРО. Ф. 226, оп. 3, д. 7021, л. 24.
- Кулишов, В. В Низовьях Дона. — Ростов н/Д, 1987. — С. 104
|