Сокольский Э. А. Криница "Десятая пятница" // Донской временник. Год 2012-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2011. Вып. 20. С.108-110. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m8/1/art.aspx?art_id=1109
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2012-й
Конфессии в Ростовской области
Э. А. СОКОЛЬСКИЙ
КРИНИЦА «ДЕСЯТАЯ ПЯТНИЦА»
Cвятой источник в слободе Ефремово-Степановка Тарасовского района
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Ростовской области. 22 июня 1962 года. № 16/72. Ростов н/Д, пр. Соколова, 58, 60. Тел. 37-44.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ МИЛЛЕРОВСКОГО
РАЙИСПОЛКОМА
Тов. САФОНОВУ Н. П.
КОПИЯ: Секретарю РК КПСС
тов. МИШАКОВУ А. Ф.
По имеющимся данным в 3-х км. от села Ефремово-Степановки находится родник чистой воды, окружённый густой зеленью.
По легенде церковных шарлатанов, в этом роднике, якобы в далёком прошлом, была обнаружена икона. В связи с чем место это считается «святым» и к нему ежегодно собираются паломники для молений и обливания друг друга водой. Даже в прошлом году были паломники не только из Вашего района, но и из Каменска, Белой Калитвы и др.
У этого водоисточника якобы и до сих пор имеются неизвестно кем вывешенные иконы.
Сбор паломников ежегодно проводится в 10-ю пятницу после «Пасхи», что в этом году падает на 6 июля.
Прошу Вас дать указание проверить изложенные данные и при подтверждении их принять решительные меры к недопущению сбора паломников, а так же к ликвидации этого места паломничества путём завала водоисточника, или приспособления его под водопой и другие хозяйственные нужды колхоза.
О результатах принятых мер прошу Вас сообщить мне.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОВЕТА В. ПОЛИТИКО
Уполномоченному Совета по делам
русской православной церкви
по Ростовской области
тов. Политико В. Т.
На Ваш № 16/72 от 22 июня 1962 года
Миллеровский исполком райсовета сообщает, что в районе х. Горны Колушкинского сельского Совета в 3-х км. От Ефремово-Степановки действительно находится родник чистой воды, у которого ежегодно проводился сбор паломников 10-ю пятницу после «Пасхи».
В целях недопущения сбора паломников у этого водоисточника были разрушены срубы и убраны вывешенные иконы, сам родник захлорирован и завален камнем и землёй, так как под хозяйственные нужды его приспособить не представилось возможности.
Председатель
исполкома райсовета Н. САФОНОВ
ПРОГУЛКА ПО ЕФРЕМОВО-СТЕПАНОВКЕ
Ефремово-степановцы говорят: здесь куда ни пойдёшь, везде красота, и в Тарасовском районе таких мест больше нет. Действительно, расположена слобода в прекрасном месте: в низине, под высокой возвышенностью, в окружении лесов. Лес входит и в саму слободу дубами и соснами, чуть отделяя её дома от реки Калитвы с длинными отмелями, которая бежит по пескам, близ берегов затенённая взметнувшимися к небу деревьями. Старина Ефремово-Степановки – это тяжёлый корпус обезглавленной церкви (престолы – Первомученика апостола и архидиакона Стефана и святого Николая Чудотворца), построенной в стиле эклектики в 1864 году, два каменных гладкостенных барских дома и ещё одно строение с двумя крылами, крытое жестью, – тоже барский дом, – его деревянный корпус был обложен в советское время кирпичом (все здания принадлежали последнему из помещиков Ефремовых, Алексею Ивановичу). А за этим заброшенным домом – тропа в лес, вернее, в скрытый лесом бывший усадебный парк, который местные жители называют «панским садом». Тропинка выводит на огромное, поросшее травой футбольное поле, когда-то – «фруктовое» хозяйство Ефремовых.
Что представляет из себя футбольное поле? Округлую поляну, которую обступают старинные культурные посадки, живые, чуткие, наблюдающие: шестиствольная двухсотлетняя липа-великанша, – такие привычно видеть в дворянских усадьбах Средней России, но никак не в Ростовской области; размашистые серебристые тополя, – словно роща, специально уменьшенная, чтобы не нарушать декоративность парка; энергично выступившие из лесных зарослей ели, будто предупреждающие, что, в случае чего, они всегда на страже; как-то сами собой, вольно, почти расслабленно, вышедшие к другому краю поляны им навстречу светлые сосны; высокий, бравый, подчёркнуто одинокий пирамидальный тополь…
По правую сторону Калитвы – хутор Горны (ныне часть Ефремово-Степановки, ударение – на второй гласной); кажется, что он весь расположен у автодороги, при въезде со стороны посёлка Тарасовский; да ещё кое-какие домики, будто бы приставленные к обширным огородам для контроля, взбираются на склон горы. С её вершины видна вся слобода: она растекается, растекается по низменности, – взглядом не охватить! И – леса, леса…
До святого источника ходу с полчаса, – смотря каким путём пойти…
БОГОУГОДНОЕ МЕСТО
Согласно исследованиям местного краеведа Кирилла Кугатова (ныне покойного), ещё до того, как в этих местах прочно поселился Данила Ефремов (назвавший слободу в честь своего сына Степана), здесь побывал во второй половине XVII века московский купец 1-й гильдии Ефрем Петров (предок рода Ефремовых): ему поведали служивые казаки, как, совершая служебную поездку из Мигулинского в Митякинский форпост, во время сильной вьюги они сбились с пути и, переехав по льду Калитвы, вскоре выбрались на источник с незамерзающей водой. Проживавшие в ближних землянках люди рассказали им о чудесных свойствах родника, однажды излечившего одного мелкого торговца от болезни кожи. Такой болезнью страдал и сам Петров. И потому вскоре после Троицы туда и отправился, взяв с собой иконы пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Пробыл там около полутора месяцев, излечился.
При Даниле и Степане Ефремовых криница содержалась в «богоугодном виде, как и целебная вода в ней», и каждую пятницу здесь проводил службу монах Стефан, исполнявший обязанности священника в слободской часовне.
В 1930-е годы у криницы жил отец Михаил. С разрешения своей жены Анны он покинул свой хутор Терновка, что близ Миллерова (а было у него девять детей!) и принял постриг в монастыре, после чего добрался до хутора Горны и вырыл себя землянку на склоне горы. Об отце Михаиле вспоминала Лидия Семёновна Могилевская, жительница хутора Горны: «На улице ни одна дитина не болела, несколько раз на дню бегали на криницу, купались, смотрели, что дедушка делает. Он или читал, или писал, ходил радостный, в чёрном, в скуфеечке, сгорбленный», а жительница слободы Большинка свидетельствовала более подробно: «Раньше на криничке было много народа, шли из Большинки (слобода километрах в восемнадцати) до Степановки, пока шли, прочитывали три акафиста. Привезла на коляске больную сестру, она несколько лет не ходила ногами, Старичок подошёл и спросил: «Что, сестрёнка, болят ножки?» Заставил ногами встать в воду, сам долго молился. Домой пошла сама».
Рассказывает историк-краевед Наталья Михайловна Скринникова, жительница Ефремово-Степановки: несколько лет назад девяностопятилетняя старушка вспоминала, что «её мать длительное время была неподвижна, её на носилках принесли в землянку к отцу Михаилу, он целый день молился над ней и вечером она самостоятельно пошла домой».
За могилкой отца Михаила ухаживают по сей день.
Старожилы утверждали: на кринице трижды являлась икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». Из записок Кирилла Кугатова:
«22 мая 1907 года по слободе распространились слухи о богоявленной иконе. В тот день была отслужена праздничная обедня в честь престольного праздника Святителя Николая Чудотворца. Отец Иоанн Гринёв произнёс проповедь: «Православные христиане, великая радость пришла к нам от Господа, в кринице, в Горнах, оказалась богоявленная икона Святого Николая Угодника. Со стороны нас, священников вашего прихода – о. Николая, о. Исаака и меня, о. Иоанна, просьба к вам, рабы Божии, принять участие в крестном ходе до криницы и поклониться богоявленной иконе». В сопровождении священников, диакона, певчих с хоругвями на криницу прибыло множество народа. У криницы уже сидели блаженные Стратон, Варфоломей, Серёжа Кукурика, Митрофан Дорошкин, Мытя Криворожский, Гаша и другие. Икону достали из воды и установили на столике, накрытом ковровой шалью. После молебна икону отнесли в церковь для обозрения и поклонения».
Ещё живы старожилы, помнящие стоявшую у криницы деревянную голубую часовню. Её разобрали до Великой отечественной войны, за одну ночь.
В пятидесятые годы молитвенный дом (устроенный в бывшей сторожке у ефремово-степановской церкви, которую использовали сначала как зернохранилище, потом как клуб) из слободы перенесли в Горны, в старенький, ветхий саманный дом: сторожка не вмещала всех верующих, а верующие жили, в основном в Горнах. В 1962 году этот «аварийный» домик был снесён.
А на криницу, которую в народе прозывали «Десятой пятницей», всё стекался народ на молебны с водоосвящением. На десятую пятницу после Пасхи, в честь иконы «Всех скорбящих радость», число паломников доходило до трёх тысяч.
ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО В ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОМ
Записала Наталья Скринникова (по рассказам очевидцев):
«Каждый день на кринице было много людей, священников, монахов. Местная власть, чтобы не допустить скопления народа, установила на кринице дежурство: комсомольцы и милиционеры не пускали людей к кринице. В 62-м году на десятую пятницу, когда собрались люди у криницы, с Колышек (слобода Колышкино, километрах в семи) приехали бульдозер и три машины, гружёные песком. Сопротивляющихся людей избили и разогнали, криницу пытались засыпать, но сверху из горы песка бил фонтан (водителя бульдозера затем парализовало). Люди взобрались на горку (криница в низине), плакали и пели. Когда стихло, женщины «ручечками без лопатки всё разгребли и почистили колодец», а в пять утра всё было как прежде. Утром директор колхоза Чирва приехал посмотреть, женщины ему пригрозили, что если ещё раз тронут криницу, они пойдут в Москву».
В ГОРНАХ
То, что видно с автодороги – не весь хутор; его домики, многие из которых, давно нежилые, полуспрятаны в диких зарослях, разбросаны и выше, по неровной местности. От грунтовки, бегущей то на подъём, то на спуск, через некоторое время нужно повернуть направо (либо на хуторскую улицу, либо дальше, к лесопосадке в открытом поле). Ещё минут десять – и с возвышенности разворачиваются во всю ширь холмы и окружённые рощами поля. Дорога круто бежит под уклон, укрываясь в густой листве клёнов, лип, вязов и верб; землю покрывают ягодные кустарники. И оканчивается у поляны, на краю которой – два деревянных сруба; на одном установлен «домиком» иконостас с простыми картонными иконками. А в овражке, из трубы, весело изливается вода источника, давая начала ручейку, удобно бегущему по неглубокому руслу.
Несколько лет один предприниматель затеял здесь, на поляне, поставить часовню; однако дела его пошли худо, стройку заморозили, кирпичную кладку быстро разобрали. О былом начинании напоминают лишь фундамент и металлические брусы…
Сюда приезжают, нагрузившись бидонами, жители Горнов и Ефремово-Степановки, сюда приходят паломники, здесь, на большие праздники, совершаются богослужения, пусть и не с прежним размахом… А местная бабушка призналась: если кто в слободе заболеет – его обрызгивают святой водой: это ускоряет выздоровление.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Рассказ о чудесной кринице начали архивные документы; архивными документами не лишне его и закончить, – эти два документа неожиданно для меня предоставила мне администрация Ефремово-Степановского сельского поселения.
МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О возможности использования воды источника
«КРИНИЦА» Тарасовского р-на Ростовской обл.
Слабоминерализованная, холодная вода сложного ионно-солевого состава (см. заключение о химическом составе воды) не может быть отнесена к минеральным водам (минерализация ниже I г/л).
В случае достаточного дебита источника воду можно пить на месте её естественного выхода или организовать розлив в бутылки при донасыщении её углекислотой и использовать в качестве натурального освежающего напитка.
Учитывая её интересный сложный солевой комплекс, можно рекомендовать приём воды источника в подогретом виде больным хроническим гастритом, протекающим с высокой кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, при болезнях почек и мочевыводящих путей. Являясь гипотомическим раствором солевого комплекса, исследуемая вода обладает выраженным «промывным» действием и может способствовать при питье выведению из организма продуктов обмена.
Ст. научный сотрудник,
кандидат медицинских наук В. Н. Донской
Вх. N 520
09.08.85 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ефремово-Степановского совхоза о взятии под охрану памятника природы
СЛУШАЛИ: Заявление председателя Тарасовского районного совета Всероссийского общества охраны природы о взятии под охрану памятника природы.
1. Криницу у х. Горны с уникальным запасом пресной воды.
ПОСТАНОВИЛИ: Взять под охрану криницу х. Горны с уникальным запасом воды и соблюдать установленный режим охраны.
Директор совхоза «Ефремово-Степановский» А. Шпаков.
|