Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Абрамова Е. Л. По горячим следам памяти // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 187-193 URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1978

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Великая Отечественная война

Е. Л. Абрамова

ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ ПАМЯТИ

Не забудьте ни добрых, ни злых!

Терпеливо собирайте свидетельства о тех,

кто пал за себя и за вас!

Ю. Фучик «Репортаж с петлёй на шее»

Идея собирания материалов о Великой Отечественной войне с фиксацией военных событий возникала спонтанно и независимо друг от друга сразу у многих людей, имевших отношение к профессии историка. Они делали подробные дневниковые записи и собирали документы, листовки и обращения, вырезки из газет. Некоторые учёные, например, известный москвовед, научный сотрудник Института истории Академии наук СССР П. Н. Миллер [1] приступил к этой работе по собственной инициативе, не дожидаясь официальных решений и формальных заданий от руководства. Было это осенью 1941 года [2, с. 7]. С первых месяцев войны внимание историков и архивистов было направлено на обобщение опыта вооружённой борьбы советского народа, боевых действия на фронтах. Военные историки выезжали на фронт, собирали и обрабатывали документы и материалы в штабах фронтов и армий.

Исключительно важную роль в сохранении памяти о войне по её горячим следам сыграла деятельность Комиссии по истории Великой Отечественной войны Академии наук СССР. Она была создана 10 декабря 1941 года, как Комиссия по истории обороны Москвы, и работала по декабрь 1945 года. Инициатором и фактическим руководителем Комиссии на всем протяжении её работы был известный историк Исаак Израилевич Минц (1896–1991). Поэтому она стала известна научному сообществу под неофициальным названием «Комиссия Минца» [2, 50]. Первоначально деятельность Комиссии была сосредоточена на сборе материалов и написании истории о событиях обороны и битвы под Москвой (1941 г.). Однако достаточно скоро стало очевидно, что сбор материалов не может сосредотачиваться только лишь на одном из событий. Масштаб происходящего требовал всестороннего, комплексного подхода.

15 января 1942 года организация была переименована в Комиссию по истории Великой Отечественной войны, действовавшую на территории всего Советского Союза.

В этом же году Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) разработало «Инструкцию о работе Комиссий национальных республик и областей по истории Великой Отечественной войны [1942 г.]», в которой рекомендовалось при ЦК компартий союзных республик и обкомах ЦК ВКП (б) на местах создавать аналогичные Комиссии. Согласно Инструкции в задачи Комиссий входило: «а) собирание материалов, как-то: рассказы активных участников борьбы и строительства, рассказы героев, дневники, документы и т. п.; б) собирание всего печатного материала – брошюр, листовок, фотодокументов и т. д.», а также указывался примерный список тем, по которым могло происходить собирание материалов [2, с. 358–360].

В Ростовской области подобная областная комиссия была создана постановлением бюро Ростовского обкома ВКП (б) от 9 января 1942 года «О сборе и сохранении документов, относящихся к периоду Отечественной войны 1941–1942 гг. на территории Ростовской области» (в документах она проходит под различными названиями: «Историческая  комиссия Ростовского обкома ВКП (б)», «Комиссия по сбору и хранению материалов Великой Отечественной войны"). В постановлении говорилось:

«1. В целях создания истории героической борьбы советского народа с германским фашизмом в Отечественной войне 19411942 гг. организовать сбор и сохранение документов, отображающих этот период на Дону (приказы командования, листовки, газеты и др.).

2. Для проведения работы по сбору указанных документов создать комиссию в составе: т.т. Дербенёва, Синцова, Фунштейн (редакция “Молота”), Бокова (56 армия)» [3]. Постановлением бюро Ростовского обкома ВКП (б) от 22–23 мая 1942 года в состав областной комиссии вошёл также Михаил Николаевич Корчин, заведующий областным партийным архивом [4]. К работе комиссии привлекались также журналисты местных газет, учителя и учащиеся [5, л. 2].

М. Н. Корчин

В информационном письме за подписью первого секретаря Ростовского обкома ВКП (б) Б. А. Двинского, направленном в апреле 1942 года Военному совету 56-й армии, ещё раз подчёркивалась необходимость «собрать и сохранить для будущего материалы, освещающие все этапы Великой Отечественной войны 19411942 гг. на территории … Ростовской области. <…> О важности этого дела распространяться не приходится» [5, л. 5]. Более эмоционально эту же мысль выразил в своём письме всем секретарям горкомов и райкомов партии М. Н. Корчин: «…Несомненно, в каждом районе имеются замечательные люди, герои Отечественной войны и труда, которые беспримерной в истории борьбой с фашистскими разбойниками, самоотверженным трудом и служением нашей Родине заслужили того, чтобы о них из века в век рассказывали и писали будущие поколения. <…> Ни внуки и правнуки, ни историки и писатели, ни поэты и художники не простят нам, если мы не соберём и не сохраним документы и материалы, освещающие славные дела  нашего времени и героику лучших сынов и дочерей нашей области» [6, л. 8, 9].

Первыми источниками комплектования для Комиссии стали материалы Ростовского стрелкового полка народного ополчения (РСПНО) и Военного совета 56-й армии, принимавших непосредственное участие в Ростовской наступательной операции ноября – декабря 1941 года. Так, Военный совет 56-й Армии составил подробный перечень подлежащих передаче материалов [5, л. 7–8], в соответствии с которым в Комиссию обкома ВКП (б) были переданы комплекты всех дивизионных и армейских газет, несколько политдонесений, листовки на русском и немецком языке, несколько приказов по армии, списки награждённых и представленных к наградам, фотоснимки, немецкие письма, карты, значки и «два флага со свастикой, отбитые у фашистов в боях под Ростовом». Флаги, значки и другие вещественные доказательства были впоследствии переданы в Ростовский музей революции [7; 5, л. 19–20]. Бойцы, командиры и политработники РСПНО сдали Комиссии приказы по личному составу, строевые листки, боевые листки, оперативные сводки, а также около двух десятков очерков, описывающих отдельные эпизоды из боевой жизни полка [5, л. 2; 8].

Для более успешного проведения сбора материалов Великой Отечественной войны на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, учебных заведениях Ростова-на-Дону и Ростовской области создавались группы содействия, привлекались к этой работе также пионеры и комсомольцы [6, л. 8, 9; 9]. Это позволило в кратчайшие сроки собрать, в том числе, рассказы ростовчан о событиях первой оккупации города и о зверствах немецко-фашистских захватчиков в Ростове зимой 1941 года. Учителя нескольких ростовских школ предложили своим ученикам написать сочинения на тему «Зверства фашистов, за которые мы должны отомстить!», в которых ребята описали, что видели и пережили, как помогали скрываться красноармейцам, ухаживали за ранеными [5, л. 19]. Читая эти незатейливые детские работы, особенно ощущаешь весь ужас событий, происходивших в период первой оккупации города.

Вторая оккупация Ростова-на-Дону, начавшаяся 24 июля 1942 года, а также эвакуация всех документов обкома ВКП (б), в том числе архива, в Сталинградскую область, затем в г. Уральск Западно-Казахстанской области, прерывали работу Комиссии. Постановлением бюро Ростовского обкома  ВКП (б) от 17 июля 1943 года работа Комиссии возобновилась «в составе товарищей: Ерофеев – секретарь обкома партии, Валаев – представитель НКВД, Фунштейн – представитель «Молот», Шнеер – секретарь обкома ВЛКСМ» [10, л. 144].

Ещё до её возобновления, сразу после полного освобождения Ростова-на-Дону от немецкой оккупации, сбор документов и материалов Великой Отечественной войны получил новое развитие. После поступления в адрес Ростовского обкома ВКП (б) телеграммы секретаря ЦК ВКП (б) Г. М. Маленкова о сборе материалов по зверствам и убыткам, причинённым немецко-фашистскими захватчиками, 9 марта 1943 года бюро Ростовского обкома ВКП (б) постановило организовать сбор таких документов. Отдельно оговаривалось, что «собранный материал должен иметь данные о количестве убитых, замученных, искалеченных, угнанных в немецкое рабство советских граждан, а также сведения о всякого рода материальном ущербе, нанесённом оккупантами госпредприятиям и учреждениям, колхозам, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам» [11, л. 4 об.]. Предположительно Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов на территории, временно оккупированной в годы войны (ЧГК) была утверждена инструкция о порядке собирания, учёта и хранения такого рода документов, согласно которой документальные источники о зверствах, насилии, грабежах, разрушении памятников культуры оккупантами немедленно передавались в подлинниках в государственные архивы. Также инструкция запрещала уничтожение таких материалов и признавала их общегосударственным достоянием, независимо от того, захвачены ли они у врага, составлены учреждением, организацией или отдельными лицами. Право собственности учреждений, организаций или отдельных лиц на подобные документы не признавалось [12].

Председатель Ростовского областного совета Союза воинствующих безбожников М. Н. Корчин в письме ко всем горкомам и райкомам Ростовской области обратился с просьбой направлять в адрес обкома ВКП (б) материалы, разоблачающие зверства, вандализм и мракобесие фашистов: «1. Акты, доклады, письма, заявления, составленные жителями освобождённых от немецких бандитов населённых пунктов о разрушении немцами церквей, молитвенных домов, часовен, надгробных памятников, крестов и пр.;

2. Акты, доклады и письма об использовании фашистами церквей, часовен и других зданий религиозного культа под конюшни, уборные и т. д.

3. Акты, выступления, заявления и письма верующих  об оскорблении из религиозных чувств, о нанесении побоев, об убийствах верующих и служителей религиозных культов» [5, л. 1].

Собранные в большом количестве документальные свидетельства использовались сразу же для написания статей и очерков в периодической печати, в агитационно-пропагандистской работе, публикации книг и брошюр. Так, в 1944 году в Ростовском областном книгоиздательстве были выпущены брошюры «Отомстим!» Вставить фото Девятые коршик. чтения 19 и «В подполье». События в слободе Большекрепинской Родионово-Несветайского района Ростовской области (иногда её называют «донской Хатынью») послужили писателю-фронтовику Виталию Закруткину материалом для написания пронзительного произведения – «Повесть о слободе Крепкой» (Ростов н/Д.,1944).

В ходе деятельности Комиссии выделились основные темы собираемых материалов: военные документы (приказы, сводки, списки личного состава воинских частей и пр.), акты и свидетельства о преступлениях оккупационных властей на Дону. Постановлением бюро Ростовского обкома ВКП (б) от 23 марта 1943 года «Об изъятии и уничтожении фашистской литературы» предписывалось передавать в обком ВКП (б) «те из обнаруженных фашистских документов, которые могут послужить для характеристики поведения гитлеровцев на Дону, в том числе, подшивы издававшихся оккупантами в городах и районах области газет» [11, л. 87].

С декабря 1942 года ещё одним «источником комплектования» для Комиссии стали документы и материалы о деятельности подпольных и партизанских групп и одиночек в Ростовской области. Для обобщения таких документов постановлением бюро Ростовского обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 года была создана группа инструкторов обкома ВКП (б) « в составе тт. Кондратьева, Каракашева, Козлова, Чёрного и Ивашко» [13]. Все они, получив соответствующие удостоверения, были направлены в районы области для сбора документов и материалов о партизанском движении (на обороте каждого удостоверения – рукописные отметки с указанием  района, в который направлялся инструктор)[14].

 Первый секретарь Ростовского обкома ВКП (б) П. И. Александрюк в своём письме секретарям горкомов и райкомов от 23 декабря 1943 года писал: «прошу выслать мне наиболее проверенные и полные списки на всех лиц, принимавших участие в партизанском движении. <…> Отдельно составьте списки на погибших в боях и пропавших без вести. Одновременно со списками прошу выслать все имеющиеся у вас личные дела, боевые характеристики и другие документы на руководящий состав партизанских отрядов или групп.<…> Дело это важное, прошу отнестись к нему серьёзно и представление материалов не затягивать» [15].

Результатами этих командировок стали собранные документы и материалы, состоящие, по большей части, из именных списков партизанских групп и отрядов, боевых характеристик, наградных листов и разного рода переписок. В то же время, среди практически однотипных документов обращает на себя внимание одно из дел, хранящееся в фонде Р-3 «Документы и материалы о партизанском движении в Ростовской области в годы Великой Отечественной войны», состоящее, в том числе, из так называемого «народного творчества» – стихов и песен Михаила Андронова и карикатур Сергея Кадыгробова на немецкий фашизм [16]. Попутно собирались и другие чрезвычайно ценные документы: листовки, некоторые выпуски красноармейских газет, агитационные и пропагандистские плакаты, воспоминания и дневники.

Карикатуры С. Кадыгробова. 1942 г. Из фонда ЦДНИРО

Точной даты расформирования Ростовской областной комиссии по сбору и хранению материалов Великой Отечественной войны в документах Ростовского обкома ВКП (б) не обнаружено. Однако, в выводах по работе партархива Ростовского обкома ВКП (б), сделанных зав. партархивом Иркутского обкома ВКП (б) в порядке обмена опытом и оказания помощи от 1 сентября 1945 года говорится: «комиссии по сбору материалов Великой Отечественной войны в данное время нет. Когда она существовала, то зав. партархивом т. Корчин был членом этой комиссии. Комиссией собраны разные материалы: воззвания, обращения партийных организацией к населению на оккупированной территории, протоколы и решения подпольных партийных и комсомольских организаций, документы, освещающие деятельность партизанских отрядов, карты, дневники, воспоминания, письма, газеты, фотографические снимки и пр. В настоящее время по поручению обкома сбор материалов Отечественной войны производится ГК и РК ВКП (б) и ВЛКСМ» [6, л. 66].

В 1969–1973 годах группой сотрудников Ростовского партархива была проведена научно-техническая обработка документов Ростовского обкома КПСС. В результате этой кропотливой работы из общей массы документов были выделены и сформированы три тематических фонда: Ф. Р-3 «Документы и материалы о партизанском движении в Ростовской области в годы Великой Отечественной войны»; Ф. Р-1885 «Ростовский стрелковый полк народного ополчения 56 армии»; Ф. Р-1886 «Ростовская областная чрезвычайная комиссия по учёту ущерба и злодеяний, причинённых немецко-фашистскими оккупантами учреждениям, предприятиям и гражданам г. Ростова-на-Дону и Ростовской области».

Сохранение архивных документов этих фондов, пополнение новых фондов-коллекций Центра документации новейшей истории Ростовской области документами о Великой Отечественной войне и, самое главное, обращение к этим бесценным свидетельствам всех нас – и историков, и просто неравнодушных жителей Дона – необходимо, чтобы представить всю панораму героических и трагических событий того исторического периода, помочь сохранить историческую истину и предотвратить фальсификацию событий Великой Отечественной войны.

 

ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА, ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Миллер Пётр Николаевич (1867–1943),  московский краевед, хранитель музея «Старая Москва», заведующий Обществом изучения памятников Подмосковья.
  2. Вклад историков в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. На материалах Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР, 1941–1945 гг. /А. Г. Гуськов, К. С. Дроздов, С. В. Журавлёв, В. Н. Круглов, Д. Д. Лотарева, В. В. Тихонов; отв. ред. С. В. Журавлёв; Институт российской истории РАН.  М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2015.
  3. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 325. Л. 75.
  4. Там же. Д. 350. Л. 186.
  5. Там же. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 10.
  6. Там же. Ф. Р-910. Оп. 5. Д. 2.
  7. Ростовский музей революции был открыт 5 июля 1930 года. Летом 1942 года музей был разрушен прямым попаданием немецкой авиабомбы. Начавшийся пожар полностью уничтожил уникальные экспонаты.
  8. ЦДНИРО. Ф. Р-1885. Оп. 1. Д. 1, 25, 79, 82, 85.
  9. Там же. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 23. Л. 69.
  10.  Там же. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 382.
  11. Там же. Д. 368.
  12. Максаков В. В. История и организация архивного дела в СССР (1917–1945 гг.) М. : Наука, 1969. С. 388.
  13.  ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 365. Л. 51 об.
  14. Там же. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 11. Л. 9, 10, 13.
  15. Там же. Д. 37. Л. 3.
  16.  Там же. Ф.Р-3. Оп. 2. Д. 30. Л. 1–35.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"