Шапоренко А. В. Двадцать девятый вылет лейтенанта. Часть II // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1863
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Великая Отечественная война
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
А. М. ШАПОРЕНКО
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ВЫЛЕТ ЛЕЙТЕНАНТА
Часть II
Отрадненская средняя школа поделилась со мною вырезкой из советской газеты конца 1970-х. Автор статьи – ученик 10 класса А. Веклич (сейчас генерал-майор Александр Андреевич Веклич занимает должность руководителя департамента по взаимодействию со средствами массовой информации и институтами гражданского общества Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации).
Приведу несколько цитат:
«Он выбрал ровную площадку. Повёл израненный самолёт на посадку. Оказалось повреждено правое шасси. Но посадить боевую машину на одно колесо удалось…»
«…Факелом вспыхнул ещё один броневик. И всё же фашисты окружили самолёт. Жовтоножко приказывает своему бортстрелку взять документы и отходить через камыши к реке Маныч. Прикрывая отход своего друга, летчик усилил огонь…»
Вот это удар! Вся логика первой части нашей статьи потеряла под собой почву, появился бортовой стрелок, о котором мы ранее не встречали никакой информации. Я вообще до подвига лейтенанта не знал, что основной моделью Ил-2 до 1943 года в действующей армии были одноместные машины; я привык видеть двухместные. Собирая по крупицам сведения о 622-м полке штурмовиков, я узнал, что до 10 декабря 1942 года в части не было двуместных машин. Но в начале зимы новые «Бетонные самолёты» с местом для воздушного стрелка позади лётчика, защищающем самолёт сзади, пришли в полк. И всё же я отвергаю версию о наличии стрелка в самолёте Жовтоножко. Ни в одном документе и показаниях очевидцев он не фигурирует, и спастись из окружённого противником самолёта – дело маловероятное. К тому же, как мы увидим дальше, бортстрелки в полку были редкостью, я нашел всего двух: Андрея Светлишнева и Давида Разумова (последний не вернулся с задания 22 января 1943 года). В полку, между тем, на момент подвига лейтенанта осталось менее десятка исправных машин. Есть и другие размышления. О них ниже.
«…лётчик поднес к виску и выстрелил. Подбежавшие гитлеровцы остановились в оцепенении. Их офицер снял каску, поражённый мужеством советского воина».
Про висок я уже писал. Строки про смерть героя звучат как слова очевидца, а очевидцами снятой каски и выстрела в висок могли быть только немцы…
«…Похоронила его в своём огороде крестьянка Зинаида Михайловна Сысоева. А когда Советская Армия очистила от немецких захватчиков донскую землю, Григорий Александрович Жовтоножко вместе с другими советскими солдатами был погребён в братской могиле в центре хутора Тузлукова. В конце войны командование передало родителям Жовтоножко Орден Отечественной войны I степени, которым удостоен подвиг их сына… У красных следопытов школы родилась идея – разыскать родных лётчика, его друзей-однополчан. На письма следопытов отозвался полковник в отставке Александр Дмитриевич Голубев, бывший командир 622-го авиаполка, в котором служил Жовтоножко, его боевой друг – бортстрелок Андрей Михайлович Светлишнев, сёстры Мария и Александра Хомченковы, брат Иван Иванович Хилько (не совсем понятно родство, разница фамилий и несоответствие отчеств). Постепенно завязалась переписка. Те, кто хорошо знал Григория Александровича, рассказывали в письмах к ребятам о своём товарище. Вот строки из некоторых:
"Мне память о Грише очень дорога, – пишет Андрей Михайлович Светлишнев. – Я с ним делал свой первый боевой вылет в Сталинграде, жил на одной квартире, вместе мы летали в наш район, на немецком аэродроме в Сальске уничтожили 72 фашистских самолёта, а нас было семь штурмовиков"».
Во-первых. Если бы предполагаемый воздушный стрелок, прикрываемый Жовтоножко, спасся и попал к своим, он бы сообщил о подвиге штурмана или хотя бы об обстоятельствах воздушного боя. Предполагая это, я вижу нестыковку: почему два месяца лейтенант-штурмовик числился пропавшим без вести и расследование было проведено в апреле с протоколами и объяснениями, а полк оказался в неведении так долго?
Во-вторых. Полковник Голубев не был командиром полка, я проверил: он с 1941 года был старшим политруком полка, то есть комиссаром. С июля 1942-го командиром полка был капитан Емельянов Иван Алексеевич (к маю 1943 г. – майор), до этого –майор Землянский Владимир Васильевич.
И в-третьих. Сержант Андрей Михайлович Светлишнев, бортстрелок и радист Ил-2 Спарка, отличился зимой 1942–43 го, и 18 января 1943 года его награждают медалью «За Отвагу»:
«В качестве воздушного стрелка-радиста летает на боевые задания с 17-го декабря 1942 года. За этот период совершил 14 боевых вылетов на самолёте Ил-2 Спарка. Каждый его боевой вылет сопровождается смелостью, находчивостью и дерзостью. Так, например, в последний вылет 9.01.1943 года на штурмовку аэродрома противника Сальск ему пришлось отражать 4-х истребителей Ме-109, огнём пулемёта он не допускал истребителей противника к своему самолёту, одновременно отсекал Ме-109 от самолётов своих товарищей. В одну из атак истребителей противника т. Светлишнев увидел, что Ме-109 совсем уже близко пристроился в хвост самолёта старшины Дубенко (в будущем Герой СССР.. – А. Ш.), метким огнём он вынудил самолёт противника отойти. В другой атаке т. Светлишнев отогнал два Ме-109, которые пикировали на самолёт младшего лейтенанта Горячева. В третью атаку т. Светлишнев меткой очередью своего пулемёта сбил один Ме-109 на взлёте, вражеский истребитель на полной скорости врезался в землю. За время боевой работы им уничтожено 8 автомашин противника, подавлено до батареи зенитной артиллерии, три зенитно-пулемётных точек, два пулемётных гнезда, рассеял и частично уничтожил до взвода пехоты противника. В бою проявляет хладнокровность, умело и быстро оценивает обстановку и правильно принимает решения, благодаря чему он спас жизнь многих лётчиков и сохранил боевые самолёты» [1].
Позднее герой получает Орден Красной Звезды и Орден Красного Знамени, медаль «За оборону Кавказа». Стрелок даже попадает в донесение о безвозвратных потерях с графою «умер» в 1944 году, на самом же деле списывается по болезни 27 февраля 1945 года с формулировкой «не годен». Внуки Светлишнева пишут: он летал только с командиром полка И. А. Емельяновым. Когда не летал командир, его брали в другие самолёты.
Из документа, описывающего атаку штурмовиков на Сальск 9 января 1943 года (это события историки называют «Перл-Харбор под Сальском»), видно, что единственным воздушным стрелком отряда из семи машин являлся Светлишнев, летевший на Ил-2 с лейтенантом Владимиром Ивановичем Догаевым ( будущим Героем СССР) [2].
Из интернет-ресурса о Герое СССР Иване Павловиче Бахтине: «9 января 1943 года за ведущим 32-х летним «стариком» капитаном Бахтиным вылетели на задание шесть молодых (22-24 года), но уже проверенных в боях летчиков-штурмовиков – заместитель ведущего группы лейтенант Георгий Карлов, старший лейтенант Геннадий Мордовцев, лейтенант Григорий Жовтоножко, сержант Григорий Долаберидзе, сержант Александр Дубенко, сержант Владимир Догаев» [2].
В этом сражении, как мы видим, Жовтоножко летит без бортстрелка.
«Очень много интересного узнали красные следопыты от А. Д. Голубева, командира Жовтоножко. В своих письмах он часто обращался к пионерам: “Дорогие юные друзья! Вам ещё многое надо сделать, чтобы быть такими, как был Григорий Жовтоножко и его боевые товарищи. Учитесь так, как учился Г. А. Жовтоножко, добивайтесь товарищеской взаимопомощи и выковывайте в себе настойчивость и требовательность. Гриша был частью нашего коллектива, мы все любили его и уважали за смелость, за разумную инициативу в бою”. В 1973 году партийный комитет совхоза “Орошаемый” от имени однополчан лётчика Жовтоножко вручил пионерской дружине Отрадненской средней школы медаль бывшего 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознамённого полка».
«Несколько лет назад приезжали в гости к отрадненским следопытам сёстры Григория Александровича. Побывали они в Тузлукове, где погиб их брат, рассказали школьникам о короткой и яркой жизни Григория…Не так давно отыскали следопыты сына Г. А. Жовтоножко – Владимира и пригласили его в гости… Помнят и никогда не забудут бесстрашного лётчика- коммуниста Григория Александровича Жовтоножко пионеры дружины, носящей его имя».
В книге о командарме Тимофее Хрюкине со ссылкой на газету, которая вышла на две недели раньше упомянутых «Известий», сказано: «После изгнания фашистов из села местные жители нашли у обгоревшего самолёта тело летчика-героя. Он был раздет. Снизу на подбородке у пилота зияла пулевая рана, окружённая пороховой копотью – след выстрела, направленного твёрдой рукой и верным Родине сердцем… Могильный холм накрыли щитом с надписью “Неизвестному летчику, павшему смертью героя в бою за Родину”. Так писала армейская газета “Сталинский воин” от 10 апреля 1943 года» [3].
И наконец, последний штрих. Герой Советского Союза Владимир Никифорович Опалёв писал: «В наш полк Григорий прибыл в ноябре 1942 года, когда шли жестокие бои с фашистами под Сталинградом. Очень скоро он стал командиром звена, а погиб, будучи заместителем командира 1-й эскадрильи».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 840.
2. https://www.polkmoskva.ru/people/1052163.
3. Киселёв В. А. Командарм Тимофей Хрюкин. М., 2005. С. 134–135.
Начало см.: Шапоренко А. В. Двадцать девятый вылет лейтенанта
|