Назаренко В. В. Тайный визит фюрера // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1858
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Великая Отечественная война
В. В. НАЗАРЕНКО
ТАЙНЫЙ ВИЗИТ ФЮРЕРА
Общеизвестно, что 31 июля 1942 года Таганрог посетил король Румынии Михай I, формально считавшийся главнокомандующим вооружёнными силами страны. В книге «Таганрог "при немцах"» этот визит охарактеризован как беспрецедентный [1]. Но так ли это на самом деле? Ведь в оккупированном городе побывал и вождь нацистской Германии Адольф Гитлер. Однако его визит, равно как сопутствующие ему события, не получили должного отображения в отечественных публикациях. Они подменяются мифом о поездке Гитлера в село Фёдоровка с ночёвкой в хуторе Чекилёв, тиражируемым в СМИ и в блогосфере [2].
Побуждающей причиной визита Гитлера в наши края стал первый крупный провал в военной операции по молниеносному захвату европейской части СССР под кодовым названием план «Барбаросса» (секретная Директива № 21), согласно которой войну планировали закончить не позднее ноября 1941 года.
Осуществление этого плана требовало, помимо прочего, завладения ресурсами Северного Кавказа и «кровью войны» – нефтяными месторождениями Закавказья и Ближнего Востока. На первом этапе реализации этой задачи наступление нацистов на южном фланге Восточного фронта выглядело достаточно успешным. 8 октября 1941 года передовые части 1-й танковой армии вермахта вторглись в Мариуполь и за четверо суток продвинулись от Мариуполя до Таганрога, а 17 октября, после пятидневных боёв, захватили Таганрог.
Для противодействия наступлению немцев и обороны «Ворот Северного Кавказа» была спешно сформирована 56-я отдельная армия под командованием генерал-лейтенанта Фёдора Ремезова. Её задачей являлась оборона Ростова по линии Синявка – Большие Салы – Новочеркасск – Беляевская и далее по южному берегу Дона до станции Верхне-Курмоярская; затем по линии Верхне-Курмоярская – Брянское на Каспийском море. В состав этой армии вошли 353-я, 349-я, 347-я, 345-я, 343-я, и 337-я стрелковые дивизии; 62-я, 64-я, 66-я, 68-я, 70-я и 72-я кавалерийские дивизии, части усиления, специальные части и авиация, находящаяся на территории СКВО к югу от Дона.
Битва за Ростов началась у села Чалтырь. Но здесь немцы натолкнулись на яростное сопротивление и организовали параллельное наступление через Новочеркасск и Шахты. Однако и там они столкнулись с не менее упорной обороной. И лишь 21 ноября ударами сразу нескольких танковых дивизий гитлеровцы занимают город Ростов. Но через шесть дней, утром 27 ноября, перегруппированные войска форсировали по льду Дон и выбили немцев с правого берега.
Бои продолжались три дня. В итоге 30 ноября, спасаясь от окружения и неся существенные потери, гитлеровцы были вынуждены оставить Ростов.
На следующий день генерал Эдуард Вагнер уведомил ставку вермахта об эвакуации Таганрога, рассчитанной на двухдневный срок [3]. Согласно его донесению, из города были вывезены уже все госпитали и продолжалась передислокация баз снабжения в Сталине (с 1961 года – Донецк).
Провал наступательной операции гитлеровцев под Ростовом, отход войск без разрешения фюрера и подготовка к сдаче Таганрога стали для него огромным потрясением. Гитлер отстранил фельдмаршала Рунштедта от командования группой армий «Юг» и назначил вместо него фельдмаршала Вальтера фон Рейхенау [3, с. 480–481]. Новый командующий сразу же отдал приказ приостановить отступление 1-й танковой армии. Однако, вникнув в ситуацию, отменил распоряжение.
Отстранять от должности нового командующего Гитлер не стал. Он решил разобраться во всём на месте и спешно отправился в самую дальнюю за его жизнь поездку на восток Европы.
Внимание Гитлера было сфокусировано на прифронтовом Таганроге, где располагались штабы и командные пункты войсковых частей, а также стратегически значимые объекты: железнодорожный узел с депо, морской порт, ремонтные базы и склады плюс три аэродрома на его окраинах. А северо-восточнее Таганрога располагался 3-й моторизованный корпус генерала Эберхарда фон Макензена, в состав которого входили 13-я и 14-я танковые дивизии, 60-я моторизованная дивизия и моторизованная дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». К тому же, из Таганрога просматривался южный фланг линии фронта.
2 декабря Гитлер вылетел в Киев, оттуда совершил перелёт в Полтаву, и пересев на транспортный самолёт «Эскадрильи фюрера», прибыл в Мариуполь (перелёт в Таганрог заменили на Мариуполь из-за прогноза плохой погоды).
На аэродроме Новосёловки Гитлера встречали командующий 1-й танковой армией генерал-полковник Эвальд фон Клейст (на снимке он справа от Гитлера) и новый командующий группы армий «Юг» генерал-фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау.
Рабочее совещание проходило в штабе танковой армии, где к встречавшим Гитлера присоединился командир моторизованного подразделения «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» Йозеф (Зепп) Дитрих, прибывший в Мариуполь из Таганрога.
Согласно свидетельству начальника личной охраны фюрера Ганса Раттенхубера, «в Мариуполе Гитлер ночевал в отведенном для него доме… на берегу моря. …при содействии органов тайной полевой полиции мною были проведены необходимые охранные мероприятия в непосредственной близости к квартире Гитлера, как то: усиленная патрульная служба, внутренние и внешние караулы, закрытие всего прилегающего района для постороннего движения. Более широкие мероприятия по охране мною не проводились, так как это могло вызвать ненужную шумиху. Вследствие этих минимальных мер по охране пребывание Гитлера в Мариуполе осталось неизвестным для местных жителей» [5].
Обратим внимание, что в этой поездке на Восточный фронт у фюрера была единственная ночёвка. А хутор Чекилёв располагался в двадцати километрах от морского побережья и в семидесяти километрах от Мариуполя. Таким образом, бытующие домыслы о ночлеге Гитлера в этом хуторе противоречат неоспоримому документальному свидетельству.
Из Мариуполя в Таганрог фюрера повёз Зепп Дитрих. На его автомобиле они проследовали через Широкое, Безымянное, Самсоново, Новоазовск и Лакедемоновку. Этот маршрут поездки указан в монографии Харальда Занднера, где в хронологической последовательности представлены сведения обо всех перемещениях немецкого вождя в период с 1940 по 1945 год [6]. Примечательно, что такой маршрут был и наиболее безопасным, так как находился под защитой немецких артиллерийских частей, а также словацких и хорватских дозоров. Тогда как село Фёдоровка и расположенный рядом с ним хутор Чекилёв находились в пятнадцати километрах к северу от этой трассы.
Еще один важный момент – на фронтовых картах немецкого генштаба сухопутных войск за 1–3 декабря 1941 года в районе этих поселений (территория внутри фиолетового прямоугольника на прилагаемом фрагменте карты) не отмечено никаких воинских подразделений, штабов и командных пунктов:
Примечательно, что упоминания о визите Гитлера в Таганрог содержатся в военном дневнике начальника Генерального штаба сухопутных войск Франца Гальдера [3], а также в мемуарах личного пилота фюрера Ганса Баура [7] и генерала Третьего рейха Гюнтера Блюментрита [8]. Однако о посещении им Фёдоровки и Чекилёва в них нет ни слова.
В Таганроге Гитлер ознакомился с ситуацией и дал ряд указаний по реализации отдельных мероприятий [3, с. 487], утвердил приказ об упрощении и повышении эффективности производства вооружений [6, с. 1975] и 3 декабря вылетел из Мариуполя в Полтаву. И больше его нога уже никогда не ступала на эту землю.
В ходе инспекционной поездки фюрер пришёл к выводу, что Клейст и Рундштедт были правы, и окончательно убедился в нецелесообразности отстранять от должностей командующего 1-й танковой армией генерал-полковника Клейста и начальника его штаба полковника Курта Цейтцлера. Притом, что дванадцать немецких генералов группы армий «Юг» лишились своих должностей.
Разгром фашистских войск под Ростовом стал началом перелома в ходе Великой Отечественной войны. Именно у «Ворот Северного Кавказа» был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии, впервые потерпевшей здесь серьёзное поражение, понудившее вермахт оттянуть сюда часть сил, предназначенных для наступления на Москву.
На поддержку 1-й танковой армии и восстановление боеспособности 13-й, 14-й и 16-й танковых дивизий в наши края было отправлено 156 танков, 8 тысяч автомобилей и четыре резервных пехотных дивизии, которые должны были сражаться под Москвой.
5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой и провела ряд успешных фронтовых наступательных операций, отбросив противника на 90–110 километров в западном направлении. Это не позволило немецко-фашистским войскам обойти Москву с севера. Кроме того, наши армии на Юго-Западном фронте освободили до 400 населённых пунктов и 17 декабря ликвидировали Елецкий выступ.
Для таганрожцев же этот тайный визит немецкого вождя обернулся несбывшейся надеждой на скорое освобождение города от нацистского гнёта, а немцам, принужденным отказаться от планов сдачи города, упростил повторный захват Ростова. В итоге Таганрог пробыл в оккупации 683 дня, дольше остальных городов Ростовской области. Оккупанты превратили его в плацдарм для авиаперелётов в Сталинград и основной пункт накопления необходимых ресурсов с оперативной доставкой на линию фронта горючего, вооружения и продовольствия. Отсюда же велась методичная отправка в Германию рабочей силы и ценностей, награбленных в Приазовье.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Волошин В. А., Ракочий С. В. Таганрог «при немцах». Хроники оккупированного города 1941–1943. Таганрог, 2015. С. 142.
2. Документальный фильм «Земля решающих сражений». URL: https://youtu.be/Z6_3IeEVFOM (дата обращения: 09.01.2020); Комаров И. В. Визит Гитлера в Фёдоровку, под Таганрогом. Ростовская обл. URL: https://cont.ws/@161igor/430953 (дата обращения: 09.01.2020); Валькириева ночь перед Рождеством. URL: https://meotyda.ru/node/105 (дата обращения: 09.01.2020).
3. Гальдер Ф. Военный дневник (июнь 1941 – сентябрь 1942) // Франц Гальдер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. С. 471.
4. Транспортный самолёт Хейнкель He 111 P-2 «Эскадрильи фюрера» на аэродроме. URL: https://waralbum.ru/295449/ (дата обращения: 26.11.2021).
5. Чуркин Сергей. Спецслужбы России за 1000 лет. URL: https://dom-knig.com/read_182769-289 (дата обращения: 11.01.2020).
6. Harald Sandner. Hitler – Das Itinerar: Aufenthaltsorte und Reisen von 1889 bis 1945 – Band IV: 1940–1945, Band 4. S. 1973 - 1975.
7. Личный пилот Гитлера: воспоминания обергруппенфюрера СС, 1939–1945 / Г. Баур. М. : Центрполиграф, 2006. С. 252–253.
8. Фельдмаршал фон Рундштедт. Войсковые операции групп армий «Юг» и «Запад». 1939–1945 /’ Г. Блюментрит. М. : Центрполиграф, 2005. С. 116.
|