Агеева В. А., Голобородько А. Ю. Диалог памяти – путь к миру // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1835
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Великая Отечественная война
В. А. АГЕЕВА, А. Ю. ГОЛОБОРОДЬКО
ДИАЛОГ ПАМЯТИ – ПУТЬ К МИРУ
г. Таганрог – г. Люденшайд
Ревизия и новая интерпретация событий Великой Отечественной (Второй мировой) войн, когда СССР ставится на одну чашу весов с нацистским рейхом, занимает важное место в процессе современного формирования европейской идентичности. Следует отметить, что проводимая в Европе «политика памяти» льёт воду на мельницу амбициозных притязаний националистических, ультраправых сил, которые угрожают миру возрождением фашизма.
Именно поэтому в формировании коллективной памяти гражданского общества важна роль народной дипломатии. Одним из уникальных инструментов народной дипломатии и сохранения исторической памяти о Второй мировой войне является институт городов-побратимов. Он вмещает в себя всё многообразие взаимодействия гражданских обществ различных стран, в том числе России и Германии: исследовательскую, коммеративную, гуманитарную и пр.
Города Люденшайд (Германия) и Таганрог в 1991 году заключили соглашение о партнёрских отношениях. В появлении интереса общественности этих двух городов к установлению побратимских связей значительную роль сыграла память о трагических событиях войны. Напомним, что немецко-фашистский оккупационный режим на территории Таганрога был установлен в 1941-м и длился до августа 1943 года. Результатом нацистского террора и вывоза таганрожцев на принудительные работы в Германию стало сокращение вполовину населения города. Более 27 000 таганрожцев использовались Третьим рейхом в качестве рабской рабочей силы, многие из них попали на территорию Люденшайда. Следует подчеркнуть, что таганрожцы не только стойко и мужественно переносили тяготы оккупации, но при этом оказывали героическое сопротивление нацистскому «новому порядку». Таганрогское подполье являлось одним из мощных и дееспособных в Ростовской области.
Об этом свидетельствуют результаты совместного научно-исследовательского и просветительского проекта, осуществляемого Таганрогским институтом имени А. П. Чехова, (филиалом) РГЭУ (РИНХ), и общественной организацией «Группа за Мир» Люденшайда.
Следует отметить, что вуз и муниципальная школа Люденшайда имени А. Райхвана, педагога, участника антифашистского сопротивления, принадлежащая к европейскому молодёжному движению «Школа без расизма», с 2001 года обмениваются ежегодными делегациями.
В сентябре 2017 года состоялась первая встреча делегации института во главе с директором А. Ю. Голобородько с Маттиасом Вагнером, председателем общественной организации «Группа за Мир» города Люденшайда. Она стала отправной точкой в реализации проекта «Диалог памяти – путь к миру». За три года была проделана разноплановая работа: поиск информации о судьбах таганрожцев, жертвах фашизма, в архивах Ростова, Таганрога, Люденшайда, Мюнстера, Альтена; вовлечение молодёжи в мероприятия, организованные в формате противодействия неонацизму и неофашизму с опорой на историческую память.
Одним из промежуточных результатов проекта является научно-просветительская международная двуязычная мобильная выставка. В авторский коллектив разработчиков экспозиции вошли: директор Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ РИНХ, депутат Городской думы г. Таганрога VII созыва, доктор политических наук, кандидат филологических наук, доцент А. Ю. Голобородько; заместитель директора по научной работе, кандидат исторических наук, доцент А. А. Волвенко; декан факультета истории и филологии, кандидат исторических наук, доцент В. А. Агеева; доцент кафедры немецкого и французского языков, кандидат филологических наук В. П. Куликов; преподаватель кафедры истории А. И. Митрофанова; магистранты программы «Историческое образование» А. А. Печерский и М. С. Степанов; студентки 4 курса факультета иностранных языков Д. Д. Иванова и О. А. Мутулова.
Подписание «Соглашения о намерениях сотрудничества». Сидят: А. Ю. Голобородько(слева), директор Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) и Маттиас Вагнер.председатель общественной организации «Группа за Мир» г. Люденшайда. 2018 г.
Научный консультант выставки заместитель председателя Южного научного центра РАН по научной работе, доктор исторических наук Е. Ф. Кринко.
Заинтересованное содействие при реализации проекта Таганрогскому институту имени А. П. Чехова оказали архивисты под руководством директора Государственного архива Ростовской области, кандидата исторических наук, доцента Н. А. Трапша.
С немецкой стороны автором исторического контента выступил председатель организации г-н Маттиас Вагнер, который со своими единомышленниками (Бернд Беншайдт, Дитер Хохауз, Мартин Зандерс и др.) осуществили многоаспектную исследовательско-просветительскую работу во имя сохранения памяти о жертвах нацизма и продвижения идеи миролюбия.
Уникальность выставки заключается в аргументированном доказательстве сущности фашизма как беспрецедентного абсолютного зла мирового масштаба. К этой мысли подводят нас как материалы, подготовленные историком М. Вагнером, так и комплекс источников, обобщённых авторским коллективом Таганрогского института имени А. П. Чехова, среди которых архивные документы, фотографии, фрагменты личных дневников военного времени, воспоминания жителей Таганрога, повествующие о преступлениях нацистов в Люденшайде и Таганроге: террор против мирных жителей, преследование и массовое уничтожение евреев – Холокост, принудительный, фактически рабский труд «восточных рабочих» и военнопленных в Третьем рейхе, преступления против детства и другие.
Особая уникальность и перспективность данного проекта для сохранения и изучения трагедии мирного населения в годы Великой Отечественной войны заключалась в том, что до 60% процентов представленных документов были переведены на русский язык и впервые введены в научный оборот.
Информативным для раскрытия практически всех смысловых блоков выставки, посвящённых установлению и действию оккупационного «нового порядка» на территории Таганрога, является фонд 619 – Ортскомендатура Таганрогского филиала Государственного архива Ростовской области.
Как известно, в первый же день захвата города создаётся ортскомендатура во главе с комендантом Хельмутом Альберти.
В 619-м фонде сосредоточены документы, регулирующие как идеологические, политические и экономические преобразования в городе, так и политику террора в отношении местного населения. Основная часть документов, включающих переписку немецко-фашистских властных и военных структур всех уровней, составлена на немецком языке и требовала перевода для дальнейшего научно-исследовательского осмысления. Исключение составляют приказы и объявления ортскоменданта для горожан, текст которых напечатан как на русском, так и на немецком языках [1].
Ценность информации, содержащейся в данных документах, заключается прежде всего в том, что они позволяют раскрыть истинные цели нацистских властей на оккупированной территории.
Оккупанты с первых дней стремились максимально взять под контроль материальные и людские ресурсы Таганрога. Жителей ставили на учёт. Имущество городских предприятий и учреждений, произведения искусства из фондов музеев вывозились в Германию.
Регулярно проводились обыски и изъятие личного имущества. Таганрожцы повсеместно выселялись из своих домов и квартир, в которых расквартировывались военные. Выход из города за продуктами в ближайшие сёла строго регламентировался выдачей специальных пропусков. Лица, нарушившие комендантский час или отлучавшиеся без разрешения властей из города, считались партизанами и подлежали расстрелу.
Как отмечено на стендах и Люденшайда и Таганрога, антисемитизм стал основой идеологии нацистов в Третьем рейхе. С 1933-го по 1945 год они проводили планомерную политику по преследованию и массовому уничтожению евреев. После нападения Германии на Советский Союз Холокост приобрёл колоссальные масштабы с огромным количеством жертв. На территории РСФСР первой массовой акцией Холокоста стало уничтожение евреев в оккупированном Таганроге. Точное число уничтоженных евреев и членов их семей в Таганроге не установлено. Большинство исследователей называют цифру 6000–6500 человек, в том числе 1500 детей [2]. Вместе с тем, в фондах архива авторам выставки удалось найти лишь один документ об этой трагедии – «Выдержка из совещания с отделом 10а» на немецком языке, включающий среди прочих пункт № 3: «О военной акции против евреев» [3]. Подробная информация о реализации этой акции отсутствует.
Благодаря профессиональной работе переводчиков, входящих в состав коллектива, удалось открыть новые факты о положении военнопленных. В Таганроге пленные красноармейцы использовались оккупационными властями на строительстве дорог, на работах на промышленных предприятиях города, которые в основном вошли в АО «Юнкерс». Часть военнопленных размещали тут же, при заводах; других ‑ в пересыльно-сортировочных лагерях для военнопленных. Отсюда они вывозились в более крупные лагеря. С лета 1942 года режим содержания военнопленных в городе ужесточается. Питание в лагерях было скудное, зимой к голоду добавился ещё постоянный холод: тёплой одежды у узников не было. Военнослужащие Красной армии пытались сопротивляться своему положению и совершали побеги. Содействие в этом им оказывали подпольщики и другие горожане.
Особый интерес для установления личностей военнопленных, умерших в период оккупации Таганрога, представляют документы 1-й, 2-й, 3-й и 4-й городских больниц. На каждого поступившего в них в годы оккупации делалась запись в журнале регистрации больных с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, социального статуса, места жительства, места рождения, заводилась история болезни. Если больной умирал, то отделом ЗАГСа при бургомистерстве города заполнялась справка о смерти со штампом о месте захоронения. У многих больных в колонке «социальный статус» было указано: военнопленный. На сегодняшний день, руководствуясь этими записями, работники таганрогского архива составили список военнопленных, умерших от болезней, полученных в ходе тяжкого труда, голода и холода, включающий более 600 солдат [4].
На выставке размещена одна из таких историй болезней Андрея Григорьевича Асиянова, 1902 года рождения, уроженца села Плодовитое Калмыцкой АССР [5]. Как рассказали архивистам впоследствии родственники, уходил он на фронт кавалеристом, на своём коне. Дома остались жена Елена Владимировна и шестеро детей. В конце 1941 года у солдата родился ещё один сын – Ванечка, но он умер от голода.
Для управления местным населением было организовано бургомистерство, состоявшее из отделов. Архивные материалы свидетельствуют, что самостоятельно принимать решения не имели права ни бургомистр, ни начальники отделов. Каждый свой шаг они согласовывали с оккупационными властями. Символично, что часы таганрожцев в годы оккупации были переведены на час назад и сверялись по Берлинскому времени. О чём свидетельствует Распоряжение бургомистра от 17 декабря 1941 года [6].
Выкачивание ресурсов из оккупированных территорий означало в том числе и угон миллионов людей в рейх на принудительные работы. Именно эта трагическая тема стала идейной скрепой выставки Таганрог-Люденшайд.
После провала блицкрига нехватка рабочей силы в Германии становилась всё ощутимее. С 1942 года начинается активная фаза вывоза советских граждан на принудительные работы. В структуре бургомистрата Таганрога отдел труда (с 1942 года – биржа труда) занимал особое место. Он подчинялся немецким властям и выполнял распоряжение «О трудовой повинности». Сотрудники биржи проводили регистрацию трудоспособного населения города от 14 до 65 лет. В зависимости от возраста, состояния здоровья, семейного положения люди направлялись на работу в Германию, в тыловые районы восточной Европы, на предприятия города.
Местная полиция-коллаборанты и немецкие военнослужащие ежедневно охотились на горожан. Если при проверке документов отсутствовала справка о трудовой занятости на военно-значимых объектах города, таганрожец тут же получал «билет» в Германию. Первые партии остарбайтеров («восточных рабочих») из Таганрога стали отправляться с апреля 1942 года. Вместе с родителями в Германию выезжали и дети разного возраста. С весны 1943-го на каторжные работы стали активно вывозиться подростки. Чтобы доставить в рейх как можно больше рабочей силы, оккупационные власти использовали любые средства: от вербовки с помощью лживой пропаганды и обещаний до принудительной мобилизации и облав.
В этой связи большой интерес представляют агитационные материалы из фондов таганрогского филиала ГАРО. В них звучали призывы к населению принять участие в «строительстве новой Европы и обеспечении скорейшего окончания войны», а также посулы «высокой заработной платы и сытной благоустроенной жизни» [7].
Использование данных материалов позволило в содержание выставки на контрасте обещаний с ярких плакатов и воспоминаний остарбайтеров и документов из архивов Германии показать, что в реальности жизнь «остовца» не стоила ничего. Тысячи и тысячи таганрожцев подорвали здоровье или умерли от непосильного труда на производстве, голода и болезней в трудовых лагерях, погибли при авианалётах. Многие оказались в штрафных лагерях, тюрьмах и лагерях уничтожения в Бухенвальде, Освенциме, Маутхаузене, Заксенхаузене, Равенсбрюке, Дахау и других.
Определённую функцию агитации в пользу добровольной вербовки на работу в Германию, по мнению нацистов, должны были выполнять письма, отправляемые остовцами родным. Хотя и представлены они были в основном небольшими посланиями на почтовых карточках [8].
Содержание карточек во многом стандартно: таганрожцы писали о том, что живы, здоровы и мечтают скорее вернуться на родину, передавали приветы друзьям, родным и близким. Однако цензурные ограничения наложили серьёзный отпечаток на данный вид источников. Зачастую чернилами вымарывались все негативные переживания и отрицательные оценки рабского положения адресата. Тем не менее, по содержанию писем можно составить общее представление о состоянии здоровья, условиях содержания, обращении со стороны работодателей, администрации трудовых лагерей, моральном настрое, чувствах, переживаниях, стратегиях выживания и сохранения этнической и социальной самоидентификации.
Особое внимание следует уделить Акту № 1 «Об установлении и расследовании злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в г. Таганроге» от 1 сентября 1943 года, составленному специальной комиссией. В нём содержатся сведения о материальном ущербе, нанесённом предприятиям и учреждениям города, материалы о массовых расстрелах мирных жителей в Петрушинской балке, которую оккупанты превратили в общую могилу, в первую очередь для евреев, коммунистов, душевнобольных, подпольщиков. Отдельным блоком в Акте идёт информация о массовым угоне таганрожцев, в том числе и подростков, на принудительные работы в Германию [9].
Николай Морозов. (ТФ ГАРО.Ф. Р-619. Оп. 1. Д. 56.Л. 238)
Виктор Грахольский. (ТФ ГАРО.Ф. Р-619. Оп. 1. Д. 56.Л. 239)
Симон (Семён) Золотов(ТФ ГАРО.Ф. Р-619. Оп. 1. Д. 56.Л. 240)
Специфическими источниками являются фотодокументы (к сожалению, их не так много в фондах архивов). Среди них следует выделить фотографии красноармейцев Николая Морозова, Виктора Грахольского, Симона (Семёна) Золотова, Виктора Елешева, бежавших из плена в феврале 1943 года, которые впервые демонстрируются в материалах выставки [10].
Виктор Елешев(ТФ ГАРО.Ф. Р-619. Оп. 1. Д. 56.Л. 241)
Уникальны фотоматериалы из архивов Германии. Например, из городского архива Люденшайда: фото Вермекер Грунд ‑ распределительного лагеря, бараков для принудительных рабочих за скотобойней на улице Шлахтхофштрассе и исправительно-трудового лагеря Хунсвинкель. Фотографии, приложенные к письму таганроженки Зинаиды Бобылёвой, рассказывающие о её трудной судьбе остовца, хранятся в архиве района Меркиш города Альтена.
Таким образом, трагическое наследие Второй мировой войны стало важным фактором в установлении побратимских связей Люденшайда и Таганрога. Это сотрудничество представляет позитивный опыт народной дипломатии в формате противодействия неонацизму и неофашизму с опорой на историческую память и позволяет воспитывать подрастающее поколение России и Германии в духе взаимного уважения и миролюбия.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. ТФ ГАРО. Ф. Р-619. Оп. 1. Д. 10.
2. Волошин В., Ратник В. Вчера была война. Таганрог в годы немецко-фашистской оккупации (октябрь 1941 ‑ август 1943 гг.) : ист.-краевед. эссе. Таганрог, 2008. С. 195.
3. ТФ ГАРО. Ф. Р-619. Оп. 1. Д.16. Л. 13.
4. Омельянюк И. О. Проблемы установления сведений о советских военнослужащих, захороненных в братских могилах и находившихся в плену в годы Великой Отечественной войны // Значение сражений 1941–1943 гг. на юге России в победе в Великой Отечественной войне: материалы всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 3–6 июня 2015 г.) Ростов н/Д., 2015. С. 480.
5. ТФ ГАРО. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 28. Л. 77.
6. Там же. Ф. Р-513. Оп. 1. Д. 2. Л. 19.
7. Там же. Ф. Р-604.Оп. 1. Д. 37. Л. 12‑14.
8. Там же. Ф. Р-513. Оп. 1. Д. 23. Л. 3, 3 об.
9. Там же. Ф. Р-165. Оп. 5. Д. 4. Л. 6‑13.
10. Там же. Ф. Р-619. Оп. 1. Д. 56. Л. 245–248.
Источник: Агеева В. А., Голобородько А. Ю. Диалог памяти – путь к миру // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й..С. 169–174
|