Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Гриненко В. С. Это был долгий и страшный сон // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1825

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й

Великая Отечественная война

В. С. ГРИНЕНКО

ЭТО БЫЛ ДОЛГИЙ И СТРАШНЫЙ СОН

Документы личного происхождения (письма, фотографии, анкеты, воспоминания) являются бесценными историческими источниками, позволяющими взглянуть на события Великой Отечественной войны глазами её участников. Просматривая дела фонда «Архив архива», я нашла воспоминания В. С. Гриненко о годах Великой Отечественной войны под названием «Это был долгий и страшный сон» [1, л. 1–2].

Валентина Спиридоновна Гриненко в годы войны служила в органах внутренних дел; с 1962 по 1980-й год трудилась машинисткой в Ростовском обкоме КПСС; с 1980-го – работала в Комитете по управлению архивным делом Ростовской области. Она была очень добросовестным сотрудником и неоднократно награждалась почётными грамотами, благодарностями, памятными часами с гравировкой. Кроме того, Валентина Спиридоновна была награждена медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [1, л. 3].

Понимая важность исторического документа, 11 июля 1995 года В. С. Гриненко составила воспоминания о своей жизни в годы войны, отпечатала на машинке, подписала 11 июля 1995 года и передала их на вечное архивное хранение.

Её рассказ поражает своей простой и прямотой изложения трагических фактов. Каждое слово врезается в память. Будем же благодарны автору за то, что 25 лет назад она решила написать эти воспоминания, передав тем самым будущим поколениям свою личную правду о войне.

Примечательно, что в своих воспоминаниях автор не называет конкретных дат, не указывает место, куда она была эвакуирована. Однако, нет сомнения, что отражены события, происходящие  в Ростове в 1941 году.

Воспоминания В. С. Гриненко публикуются с небольшими купюрами.

Е. В. МИЛОСАВЛЕВИЧ

Брошен клич по стране «Всё для фронта, всё для Победы!» 400 г. хлеба в сутки на 1 человека по карточкам. Очень хотелось кушать…

Работали без выходных и отпусков.

На работе были трудности. Завхоз объявил: бумаги нет, копирки нет, лент нет, реставрируйте. Мы приступили. Ленты мазали керосином, копирку растирали зубной щёткой вдоль и поперёк. Во двор прикатили большой рулон жёлтой обёрточной бумаги для печатания, в которую в магазинах заворачиваются продукты. Для отправки по районам нужно было 22 экз., а она берёт только 2 экз., и мы печатали 11 раз одно и то же.

От однобокового питания в городе возникла эпидемия, болезнь пеллагра (один из видов авитаминоза, который является следствием неполноценного питания. – Прим. публикатора), поражающая ноги. Они были пухлые и красные чрезвычайно.

На улицах было пусто. Ни кошек, ни собак. Их ели <…>.

Однажды заглянув в зеркало, я отшатнулась – лицо было пухлое и смешное. Решила: работать, разговаривать с сотрудниками, но лицо вверх не поднимать, но странно, секретарь парторганизации Замира Дзиова моментально принесла мне свою хлебную карточку и сказала: «Без возражений». За нею уезжающие в командировки сотрудники по очереди приносили мне свои хлебные карточки, опухоль быстро прошла.

Обувь разваливалась, не в чем идти на работу. Завхоз сказал: «Есть одна пара, но разных размеров. Один 38, другой – 39». Я купила. Один ходил нормально, а другой сильно стучал. Я привыкла.

Каждый день радио терзало просьбами: нести в госпитали раненым подушки, одеяла, простыни. Я отнесла подушку, моя подруга – простыню.

Город был сильно затемнён. Транспорт тоже.

Работали много, но по субботам был короткий рабочий день – до 12 час. ночи и все бежали в свой клуб, где демонстрировались кинофильмы. Я не ходила, хотелось кушать, бежала домой спать, т. к. во сне не чувствуешь голода <…>.

Окончив школу с библиотечным и преподавательским уклоном (ликбез), за четыре года войны я не прочитала ни одной книги!

Когда город был объявлен «на военном положении», весь аппарат работал круглосуточно: с 9 час. утра до 9 час. утра следующего дня, не уходя домой. К 2–3 часам ночи руки отваливались, некоторые машинистки плакали, но печатали.

Враг подступал всё ближе и ближе к Кавказу. Началась эвакуация. Нас погрузили в товарные вагоны; ехали долго, почти не останавливаясь в пути, или долго стояли в тупике, пропуская воинские эшелоны.

Остановились где-то в селе, на границе. Жители говорили, что если забраться на высокий холм, то виден чужой часовой.

Эвакуированных разместили у местных жителей на квартирах. Готовили незатейливые обеды на кирпичах прямо на улице. Эвакуированные работали. Брат работал на ферме, сестра – тоже. Я сначала посудницей в столовой. Хозяйка будила меня в 2 часа ночи, но предупреждала, что по саду в это время бродят волки. Я перешла работать, где молотили зерно, там пыль стояла столбом, и моё единственное пальто пропало от пыли.

Мальчик лет пятнадцати сопровождал нагруженный доверху воз с зерном, запряжённый парой быков, колотил нещадно их кнутом, но быки – ни с места. Они боялись ринуться вниз с кручи… Тогда мальчик перешёл на дикую брань, вспоминая быка Короля и маму его Королеву… Взрослых мужчин не было. Все ушли на фронт.

Эвакуированные получали скудный паёк, за которым надо было ехать в соседнее село на санях с лошадью через большое поле. По очереди, была и моя очередь. Надо было успеть закупить и засветло возвратиться обратно, т. к. по полю рыскали волки. Спасибо весовщикам, они работали молниеносно, они всё понимали.

Мыла не было, ходили пешком за 12 км в соседнее село, где меняли его на носильные вещи, которые нам были не нужны.

Окончилась война, хлеб уже продавали по целой буханке на одного человека, серого, вчерашнего, т. к. свежий хлеб запрещалось продавать. Изголодавшиеся люди, наевшись досыта, могли погибнуть. Мы несли его торжественно, на виду, не заворачивая в газету. Хлеб был слаще шоколада. И когда встречались навстречу идущие люди, мы улыбались друг другу, зная почему...

После войны мне выдали бесплатную санаторную путёвку в Кисловодск.

11.07.95.                                машинистка Комитета В. С. Гриненко

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Елена Дмитриевна Милосавлевич – заместитель директора Архива Ростовской области

2. ГАРО. Ф. Р-137. Оп. 5. Д. 1194.

Публикация Е. В. Милосавлевич

Источник: Гриненко В. С. Это был долгий и страшный сон // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 141142



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"