Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Афанасенко В. И. Герои с Ульяновской улицы // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1824

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Великая Отечественная война

В. И. АФАНАСЕНКО

ГЕРОИ С УЛЬЯНОВСКОЙ УЛИЦЫ

Накануне Великой Отечественной войны в историческом центре Ростова, рядом с центральным рынком, на улицах Донская и Ульяновская, по соседству проживала дружная компания мальчишек и девчонок: Коля, Толик и Валентина Кизим, их приёмный брат Коля Сидоренко, по прозвищу Беленький, Игорь и Нина Нейгоф, их приятели – Коля Петренко, Яша Загребельный, Витя и Лиля Проценко, Коля, Женя, Лиля Крамаренко, Ваня и Аня Зятевы, Нина Пилипейко. Большинство из них учились в средней школе № 35. Озорное детство разрушило вероломное нападение нацистской Германии и её союзников ‑  Финляндии, Италии, Венгрии, Словакии, Хорватии, Румынии на Советский Союз 22 июня 1941 года. Уже в ноябре донская столица стала фронтовым городом.

24 июля 1942 года на Ульяновской улице, во дворе дома № 27, произошла трагедия, обессмертившая имена пяти ростовских мальчишек. Лишь через 28 лет, в день массового расстрела, 24 июля 1970 года на стене дома появилась памятная доска с надписью: «Во дворе этого дома 24 июля 1942 года были зверски расстреляны фашистами юные патриоты – пионеры школы № 35 Коля Кизим, Игорь Нейгоф, Витя Проценко, Коля Сидоренко, Ваня Зятин за укрытие раненых советских воинов» [1]. Фамилия глухонемого мальчика Ивана Зятева была искажена.

Первой о подвиге школьников рассказала участница освобождения Ростова-на-Дону, ветеран войны Антонина Мироновна Ленкова [2]. В последующие годы на страницах газет было опубликовано ещё несколько статей [3]. В Ростовском книжном издательстве вышла документальная повесть А. М. Ленковой «Это было на Ульяновской» [4]. И затем – тишина, длительностью в 35 лет. Вспомним о них, юных героях, не отмеченных наградами, но свершивших великий подвиг самоотречения, «живот положивших за други своя».

Ростов-на-Дону – «ворота на Кавказ» – стал главной целью наступления за нефтью и продовольствием летом 1942 года. 13 июля Гитлер приказал генерал-полковнику Э. фон Клейсту повернуть корпуса его 1-й танковой армии на запад, навстречу дивизиям 17-й армии  генерал-полковника Р. Руофа и встречными ударами танковых и армейских корпусов окружить и уничтожить севернее Ростова главные силы шести советских армий Южного фронта. Для этой операции генерал-фельдмаршал В. Лист выделил восемнадцать дивизий, в том числе шесть танковых и моторизованных, всего до 200 000 солдат и офицеров, 600 танков и штурмовых орудий, свыше 4000 орудий и миномётов. С воздуха поддержку обеспечивали эскадры 4-го воздушного флота генерала Вольфрама фон Рихтгофена ‑ свыше 400 истребителей и бомбардировщиков [5, с. 128]. Общее превосходство противника над 56-й армией генерала А. И. Рыжова и гарнизоном Ростовского оборонительного района (9-я мотострелковая дивизия НКВД, 70-й и 158-й укреплённые районы), всего 117 104 чел., 1002 орудия и миномёта, 15 танков [6] составляло: в живой силе – 2:1, в артиллерии: 4:1, в танках и авиации – абсолютное [5, с. 128].

22 июля, после массированной артподготовки и ударов авиации, в шесть часов утра, немцы начали штурм Ростова, действуя двумя бронированными кулаками, по 250‑260 танков и самоходных артиллерийских установок в каждом, с северо-запада, через село Султан-Салы, на Ростов и с севера, через хутор Щепкин, на Аксайскую переправу. 8-й авиакорпус Люфтваффе генерала Фибига, совершил тысячу самолёто-вылетов, бомбо-штурмовыми ударами прокладывал дорогу колоннам танков и мотопехоты. Воины 30-й, 339-й стрелковых дивизий, 68-й, 76-й и 81-й отдельных морских стрелковых бригад проявили массовый героизм и самопожертвование, но сдержать армаду из 600 танков и тысяч грузовиков, бронетранспортёров и мотоциклов не  сумели. К вечеру враг ворвался в Ростов-на-Дону.

Уличные бои в самом Ростове продолжались более двух суток – 56 часов непрерывных схваток. Командир 421-го пехотного полка 125-й Вюртембергской дивизии Альфред Рейнгардт в своём отчёте писал: «Сражение за центр Ростова велось беспощадно. Защитники его не желали сдаваться в плен, они дрались до последнего дыхания, и если их обходили, не заметив, даже раненые, они вели огонь из укрытия до тех пор, пока не погибали» [5, с. 150].

Неравные ожесточенные схватки продолжались всю ночь и весь день 24 июля. Как отмечает генерал Пауль Карель в своей книге «Восточный фронт»: «…подобных сражений, вероятно, никто и никогда ещё прежде не вёл. Такие бои разгорелись бы, наверное, на улицах Москвы и Ленинграда, если бы  немцам удалось войти туда» [7; 5, с. 151].

Лишь в 5.30 утра 25 июля штурмовые группы вермахта в черте Ростова-на-Дону вышли на берег Дона, затянутого дымом пожарищ. Тысячи жителей, военнослужащих всех родов войск пытались вплавь, на подручных средствах, на досках, автомобильных камерах, на  лодках перебраться на левый берег. Вода кипела от пуль и осколков, вспучивалась фонтанами от взрывов снарядов и авиабомб. Течение несло мусор, вздувшиеся трупы людей, лошадей, овец и коров. Очень немногим удавалось пересечь реку и добраться по затопленной весенним паводком пойме до Ольгинской, Батайска и Койсуга [5, с. 151‑152].

За пять суток сражения потери армии превысили сто тысяч воинов. Немецкие, румынские и словацкие войска также понесли большие потери, особенно в танках, автотранспорте и живой силе. Эти потери и интенсивность битвы за Ростов опровергают ошибочную оценку Верховного  Главнокомандующего И. В. Сталина, данную им в приказе № 227: «…часть войск Южного фронта, идя за паникёрами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьёзного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамёна позором» [8; 5, с. 163].

Последними покидали город бойцы из группы под командованием младшего лейтенанта Михаила Батыркина, выполнив задачу по прикрытию войск. Двигаясь к Будённовской переправе, они уходили через дворы, в последнем дворе квартала все укрылись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расстрел в Ростове-на-Дону 25 июля 1942 года. Опубликовано: Ростов-на-Дону – город воинской славы. Ростов н/Д, 2020. С. 152– 153

Ребята всех раненых, около 40 человек, переодели в гражданскую одежду и вместе с жителями спрятали на чердаке. Коля Кизим закрыл ворота, но немцы пробили их танком. Советских солдат сбросили с крыши во двор и добили штыками. Заставив всех жителей выйти из подвала-бомбоубежища, немцы оттеснили в сторону мужчин и мальчиков. Повели их к выходу, подгоняя прикладами. Первым шёл Коля Кизим, гордо подняв голову, глядя прямо перед собой. Рядом, стараясь не отставать от него, волочил искалеченную ногу Коля Беленький. Витя Проценко шёл вместе с отцом, Василием Петровичем, Игорёк Нейгоф крепко держал за руку отца, Владимира Яковлевича. Ваня Зятев поддерживал избитого отца. Следом, прикрывая детей от ударов разъяренных фашистов, шли Пилипейко, Лопатин, Козлов. Более полусотни мужчин и подростков немецкие солдаты затолкали прикладами во двор дома № 27. Вскоре оцепеневшие от ужаса женщины и дети услышали автоматные очереди [4, с. 60‑65].

Расстрелянных Колю Кизима, Игоря Нейгофа, Витю Проценко, Ваню Зятева, Колю Беленького (Сидоренко), Мария Ивановна Кизим вместе с Ниной Нейгоф уже глубокой ночью сложили в большой ящик и перенесли в надёжное место, присыпали землёй [4, с. 73].

«В одном из опустевших дворов, что ближе к Будённовскому зияла огромная воронка. В ней-то и решила Мария Ивановна похоронить остальных расстрелянных. Временно – до прихода наших. Она, Людмила Малиновская, дворник Семён Филиппович Мысков и ещё несколько человек работали всю ночь и весь следующий день, углубляя и расширяя яму. Работали, не зная удастся ли им перенести тела; но к вечеру выяснилось, что охрана снята. В этой тайком вырытой братской могиле – вопреки запрету – было похоронено около 50 человек» [4, с. 74].

После освобождения Ростова 14 февраля 1943 года уцелевшие подростки ушли на фронт мстить ненавистному врагу. Нина Нейгоф погибла 30 мая 1943 года вместе с диверсионной группой М. М. Трифонова в Донбассе. Семён Дьячков ‑ летом сорок третьего на Миус-фронте. Им было по восемнадцать неполных лет. Антон Кизим пал в бою при освобождении Украины. Яков Власович Загребельный, два Николая – Петренко и Крамаренко, две Нины – Пилипейко и Пономаренко, Аня Зятева достойно провоевали до Победы и вернулись домой [4, с. 119].

Так сложилась судьба шумной и озорной кампании с улиц Ульяновской и Донской. На Братском кладбище нашего города уже более полувека стоит типовой памятник: скорбящая мать преклонила колено, с венком. Рядом, положив правую руку на материнское плечо, ‑ молодой солдат в плащпалатке, без головного убора. На мраморной плите надпись: «Вечная слава погибшим воинам при защите Ростова н\Д. 1941‑1943 гг. Здесь также похоронены зверски расстрелянные 24.VII.1942 г. пионеры 35 школы Кизим Коля, Нейгоф Игорёк, Проценко Витя, Сидоренко Коля, Зятин Ваня».

Будем помнить подвиг самоотречения юных героев с Ульяновской улицы.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Подвиг юных героев // Народное информационное агентство : [сайт]. URL: https://родина-моя.рф/news/316-podvig-yunyh-geroev.html (дата обращения 27.08. 2020).

2. Ленкова А. М. Это было на Ульяновской // Комсомолец. 1975. 9 мая;.

3. Гегузин И. М. Юные патриоты // Веч. Ростов. 1975 30 мая; Островерхова Т. Пятеро с улицы Ульяновской //Красное знамя (СКВО). 1981. 11 апр.

4. Ленкова А. М. Это было на Ульяновской : докум. повесть. Ростов н/Д. : Кн. изд-во, 1985.

5. Матишов Г. Г., Афанасенко В.  И., Кринко Е. Ф., Медведев М. В. Большая излучина Дона – место решающих сражений Великой Отечественной войны. 1942‑1943 гг. Ростов н/Д. : Изд-во ЮНЦ РАН, 2016.

6. ЦАМО РФ. Ф.  412. Оп. 10287. Д. 9. Л. 32‑33,41,79‑80.

7. Карель П. Восточный фронт. Кн.1 : Гитлер идет на Восток. М., 2003. Цит. по: Матишов Г. Г., Афанасенко В.  И., Кринко Е. Ф., Медведев М. В. Большая излучина Дона…

8. Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941–1942 г. Т. 13 (2‑2). Цит. по: Матишов Г. Г., Афанасенко В.  И., Кринко Е. Ф., Медведев М. В. Большая излучина Дона…

Источник: Афанасенко В. И. Герои с Ульяновской улицы // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 138–141



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"