Афанасенко В. И. Правда о батарее Оганова // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 111-114. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=155
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й
Великая Отечественная война на Дону
ПРАВДА О БАТАРЕЕ ОГАНОВА
К 35-летию открытия монумента «Артиллерийский курган»
9 мая 1972 года в полутора километрах западнее села Большие Салы и в двенадцати — от северо-западной окраины Ростова-на-Дону был открыт величественный монумент «Артиллерийский курган». На высоком постаменте установили 76-миллиметровую пушку, а на плите у основания высекли имена 14 погибших воинов и текст: «Здесь в ноябре 1941 года в неравном бою с фашистскими танками совершили бессмертный подвиг артиллеристы 317-й стрелковой дивизии 56-й армии. Командир батареи — Герой Советского Союза Вавилов Сергей Васильевич» [1]. С сердечным письмом к собравшимся на открытие обратился Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Строки из его письма: «Бои за Ростов осенью 1941 года были историческими: здесь наша Красная Армия перешла от обороны в наступление» стали классической оценкой событий под Ростовом.
В многочисленных публикациях, телепередачах, фильмах, книгах Котова и Лясковского «На Южном фронте», «В ту суровую осень» воспевался подвиг уже 16-ти героев-артиллеристов во главе с командиром батареи Сергеем Огановым (Оганяном), уничтоживших в двухдневном бою тридцать немецких танков и много живой силы противника. В кратком биографическом словаре «Герои Советского Союза» о младшем политруке С. В. Вавилове сказано: «он отличился в бою 18 ноября 1941 года в районе с. Большие Салы. В неравном шестичасовом бою батарея подбила несколько танков. Многие воины погибли. Вавилов был ранен. С гранатой в руках он бросился к вражескому танку и, жертвуя жизнью, подорвал его. Звание Героя Советского Союза присвоено 22. 02. 43 г. посмертно» [2]. Во втором томе этого же словаря о подвиге лейтенанта С. М. Оганова напечатано следующее: «Управляя огнём батареи у с. Большие Салы (Мясниковский район, Ростовская обл.), 18.11.41 г. отбил три контратаки танков и пехоты противника. Все воины батареи во главе с командиром погибли, но не пропустили врага. Звание Героя Советского Союза присвоено 22. 02. 43 г. посмертно» [3].
Я обратил внимание на существенные разночтения. Кто же командир — Вавилов или Оганов (Оганян)? Когда батарея вела бой — 17-18 ноября или только шесть часов 18 ноября? Сколько погибло артиллеристов батареи — 14, 16 или все? А сколько их было — всех? Какую цену заплатил враг за попытки преодолеть позиции батареи — тридцать или «несколько» танков, или просто она «отбила три контратаки танков и пехоты противника»?
Я попытался найти ответы на эти вопросы. Изучив доступные мне архивные документы из фондов Центрального архива Министерства обороны РФ (Подольск), Центра документальной новейшей истории Ростовской области, Ростовского областного музея краеведения, составил картину событий 17-18 ноября 1941 года, когда у кургана Бербер-Оба погибла в бою полковая батарея 76-миллиметровых пушек 606-го стрелкового полка 317-й Бакинской стрелковой дивизии 56-й Отдельной армии.
606-й стрелковый полк формировался в июле-августе 1941 года в Баку. Личный состав состоял из приписников запаса, большинство ранее не служили в рядах РККА и не понимали русского языка. Командирами взводов и рот стали выпускники Бакинского пехотного училища, не имевшие практического опыта командования и «не нюхавшие фронтового пороха». 22-23 октября 1941 года шестью эшелонами полк прибыл на станцию Батайск, где получил штатное вооружение — самозарядные винтовки СВТ-40, ручные и станковые пулемёты, «сорокапятки» для противотанковой батареи и 76-миллиметровые пушки образца 1927 года (для батареи Оганова).
29 октября по приказу штаба 317-й дивизии полк выдвинулся на северную окраину Ростова и 6 ноября занял оборону на переднем крае, по высотам южного берега реки Тузлов (полоса Генеральское — высота 120,4 — хутор Несветай). В первом эшелоне были 1-й и 2-й батальоны, а 3-й батальон старшего лейтенанта Трифонова — во втором эшелоне, на высоте 125,9. Здесь же устроили наблюдательный пункт командира полка. В боевое охранение (в двух-трёх километрах севернее главной полосы обороны) были выдвинуты стрелковые роты: первая — на северную окраину Генеральского, 9-я — на высоту 106,8, что в 1,5 км южнее села Волошино [4]. На усиление стрелкам придан второй дивизион 733-го артиллерийского полка 317-й дивизии. Батарея Оганова заняла огневые позиции в двух километрах западнее села Большие Салы, у перекрёстка дорог Новошахтинск — Ростов и Большие Салы — Султан-Салы.
И необстрелянный полк, и приданные подразделения окопались и подготовились к обороне крайне плохо. Проверявший рубежи 317-й Бакинской дивизии командующий 56-й Отдельной армией генерал-лейтенант Ф. Н. Ремезов 14 ноября специальным приказом отметил многочисленные недостатки в обороне: отсутствие противотанковых и противопехотных минных полей; неприкрытые артиллерией танкоопасные направления; незамаскированные окопы; кроме того, пулеметные гнёзда имели «мертвые пространства», т.е. не простреливались нашими пулемётчиками; огневые позиции были завалены ящиками и посторонними предметами, стыки полков не прикрыты и т.п. Ремезов отстранил от командования командира 606-го полка и назначил на его место подполковника Н. А. Матросова. Командиру дивизии полковнику Ивану Владимировичу Серёдкину дали двое суток на исправление всех недостатков (доложить об исполнении следовало 17 ноября к 18.00) [5]. Однако при отсутствии мин и опытных командиров что-либо существенно изменить было невозможно.
Немецкая разведка ещё 10 ноября прощупала наше боевое охранение у села Генеральское. Вражескую атаку удалось отбить, но в роте обошлось не без потерь (6 бойцов убитых, 17 раненых) [6]. В тот же день немецкий бомбардировщик сбросил бомбы на позиции батареи Оганова. Осколочные ранения получили семь бойцов, вышли из строя две лошади из упряжки 3-го орудия [7].
17 ноября 1941 года 3-й моторизованный корпус генерала танковых войск барона Эберхарда Августа фон Макензена нанёс неожиданный удар на Ростов именно в полосе необстрелянной, слабо сколоченной 317-й Бакинской дивизии силами закалённых в сражениях 13-й и 14-й танковых дивизий и мотопехотной бригады СС «Лейбштандарт «Адольф Гитлер» [8]. В густом тумане (видимость не превышала 50-100 метров) немцы двинулись по трём дорогам: Кирбитово — хутор Будённый — Могила Курнакова — 10-12 танков и батальон пехоты на грузовиках; Волошино — хутор Несветай — Большие Салы — 8 танков и рота пехоты; Генеральское — высота 120,4 — Большие Салы — 25 танков и батальон мотопехоты. Наша рота боевого охранения у села Генеральское в 9.00 была смята танками, а к 11. 00 и 1-й батальон капитана Хачатуряна был рассеян, а частично пленён. Левый сосед — 571-й стрелковый полк — к полудню лишился орудий, миномётов и станковых пулемётов, расстрелянных и раздавленных немецкими танками из-за тумана. Он понёс большие потери в личном составе и неорганизованно отошёл в полосу 1145-го полка 353-й Новороссийской стрелковой дивизии. После обеда враг навалился на главные силы 606–го полка.
В 15.30 противник атаковал 3-й батальон на высоте 125,8, точно зная расположение наблюдательных и командных пунктов батальона и полка. 14 танков с десантом автоматчиков направились прямо на КП 606-го полка, обороняемый взводом (две 45-мм противотанковые пушки) ПТО и сапёрным взводом. 6 танков стали утюжить стрелковые ячейки 7-й роты, а 4 бронированные машины двинулись на командный пункт старшего лейтенанта Трифонова. Командные пункты были подавлены танками врага, которые в упор расстреливали бойцов из пушек и пулемётов. Подполковник Матросов, военком полка батальонный комиссар Горохов были убиты, а начальник штаба полка капитан Мартыненко и старший политрук Комистный сдались в плен. Погибли также командир третьего батальона старший лейтенант Трифонов и политрук 7-й роты Буданов, уничтожавшие немцев до последней минуты жизни. Остатки 8 роты с наступлением темноты вывел из окружения лейтенант Лысов. Тогда же отступил 2-й батальон полка под командованием капитана Торосяна. Несмотря на большие потери, его бойцы в течение шести часов удерживали позиции, мужественно отражая атаки танков и пехоты противника. В сумерках (около 18-19 часов), после массированного двухчасового обстрела, немецкие танки и ворвались в Большие Салы, смяв штаб дивизии и охранявшие его подразделения. В бою с танками противника погиб, лично руководя боем роты противотанковых ружей (10 ружей ПТР и взвод истребителей танков), командир 317-й Бакинской дивизии полковник Иван Владимирович Серёдкин. От дивизии уцелело два батальона 761-го полка майора Тарасенко. В течение ночи с 17-го на 18-е ноября остатки Бакинской дивизии собирали в районе совхоза «Темерницкий» и хутора Щепкин [9].
Батарея Оганова в бою 17 ноября не участвовала из-за тумана и неясности обстановки. Связи с полком и начальником артиллерии дивизии не было с утра, а посланные два бойца не вернулись. Одиночки и мелкие группы отступавших бойцов и младших командиров из 571-го и 606-го стрелковых полков, кроме панических слухов, ясности в происходящее в тумане не вносили. В течение ночи генерал Макензен сосредоточил в Больших Салах главные силы 14-й танковой дивизии — свыше 80 танков и до 150 грузовиков с пехотой, артиллерию, миномёты и мотоциклы с пулемётными колясками. В район Стоянова, Генеральского, балки Первая и Вторая, на высоту 120,4 вышли эсесовцы мотопехотной бригады «Лейбштандарт «Адольф Гитлер», усиленные 4-м танковым полком (до 100 танков) 13-й танковой дивизии генерала Вальтера Дюверта. В треугольнике хуторов Волошино — Будённый — Каменный Брод сосредоточивалась 60-я моторизованная дивизия генерал-лейтенанта Эбергарда для обеспечения левого фланга 3-го корпуса от контратак советских войск со стороны Новочеркасска.
В эту ночь и командование 56-й армии принимало меры по восстановлению положения в полосе 317-й дивизии. Боевым приказом № 30 генерал Ремезов потребовал от командующего Ростовской оперативной группой генерал-майора П. М.Козлова: силами четырёх батальонов 343-й и 353-й стрелковых дивизий, 6-й танковой бригады и курсантов Ростовского пехотного училища выбить противника из села Большие Салы. Армейский резерв — 31-я Сталинградская стрелковая дивизия полковника М. И. Озимина выдвигалась на рубеж: балка Щепкина, высота 119,6; хутор Труд — с задачей: не допустить прорыва танков и мотопехоты противника в Ростов [10].
Утром 18-го ноября четыре стрелковых батальона с запада и юго-запада, танкисты 6-й бригады — с юго-востока — атаковали 14-ю танковую дивизию в Больших Салах. Под шквальным огнём врага батальоны залегли в 300-400 метрах от окраины села, неся большие потери. Наши танкисты действовали отдельно от пехоты и быстро потеряли три десятка лёгких Т-26 и два КВ. В 9.00 немцы перешли в контратаку, окружая наши обескровленные батальоны. Главные силы 14-й танковой дивизии навалились на 31-ю стрелковую дивизию и мотострелковый батальон 6-й танковой бригады. В это же время два батальона эсэсовцев из «Лейбштандарта «Адольф Гитлер» при поддержке 50 танков 13-й танковой дивизии устремились в направлении села Красный Крым. На пути этой бронированной колонны стала батарея лейтенанта Сергея Мамбреевича Оганова. Около шести часов герои-артиллеристы вели неравный бой и отразили три массированных танковых атаки, подбили и сожгли 12 вражеских танков, а две бронемашины подорвали связками гранат комсорг батареи Ф. З. Балеста и ездовой 3-го орудия В. С. Ткаченко. В бою погибли 27 воинов героической батареи, были разбиты и повреждены 4 пушки. К исходу дня немецкие танки и мотопехота заняли Красный Крым, в 6 км южнее позиции героев-артиллеристов [11].
Таковы документальные данные о подвиге батареи Оганова. Командованием 56-й армии были представлены к званию Героя Советского Союза лейтенант Сергей Оганов, младший политрук Сергей Вавилов, старший сержант Фёдор Балеста. К награждению боевыми орденами и медалями также представлены 16 воинов-членов ВЛКСМ и 8 артиллеристов — из «несоюзной молодёжи» [12].
В боях 17-18 ноября 1941 года потери 317-й Бакинской дивизии составили 8971 человек, в том числе 554 командира, 1289 лиц сержантского состава и 7128 красноармейцев. По боевым донесениям 571-го, 606-го, 761-го стрелковых и 733-го артиллерийского полков, 151-го зенитно-артиллерийского дивизиона ПВО, враг потерял 32 танка, 13 автомашин, 3 мотоцикла и до 500 солдат и офицеров [13].
Впервые материал о подвиге батареи Оганова опубликован в передовой статье газеты 56-й армии «Защитник Родины» 26 декабря 1941 года за подписью старшего политрука Л. Ботвинского под названием «У семи курганов» [14].
В феврале-марте 1942 года, в связи с подготовкой в Москве Всесоюзной выставки «Комсомол в Великой Отечественной войне», между Главным Политическим Управлением РККА (Москва) и политуправлением Южного фронта (Каменск) шла оживлённая переписка по сбору материалов и документов о батарее Оганова. Поскольку среди личного состава батареи было 16 членов ВЛКСМ и они вместе с комсоргом Ф. Балестой стояли на учёте в комсомольской организации 733-го артиллерийского полка, то имена этих шестнадцати артиллеристов-комсомольцев и были представлены на выставке, которая открылась на ВДНХ 22 июня 1942 года, в годовщину войны. Так подвиг шестнадцати артиллеристов получил всенародную известность.
Всего по штату в полковой батарее 606-го стрелкового полка насчитывалось 52 человека, но перед боем 18 ноября оставалось 43 военнослужащих, из которых 9 были членами и кандидатами в члены ВКП (б), а 16 — членами ВЛКСМ. Погибло в бою 27 воинов. Балеста был ранен и подобран немцами. По архивным документам известно, что замковой 1-го орудия красноармеец Сихашвили воевал и дальше, в конце декабря на Миус-фронте, у хутора Дачники, обморозил ноги и был эвакуирован в тыловой госпиталь [15].
Судьбы остальных артиллеристов, уцелевших в бою 18 ноября 1941 года, мне неизвестны. Пока неполный список личного состава полковой батареи 606-го стрелкового полка 317-й Бакинской стрелковой дивизии на 10 ноября 1941 г. прилагаю:
1. Оганов Сергей Мамбреевич, лейтенант, командир батареи, армянин;
2. Вавилов Сергей Васильевич, младший политрук, военком батареи, русский;
3. Дадашев Рагим, старшина, старшина батареи, осетин;
4. Балеста Фёдор Захарович, старший сержант, комсорг батареи, белорус;
5. Велиханов.Велихан, старший сержант, командир отделения связи, дагестанец;
6. Велиев Аслан, сержант, разведчик батареи, азербайджанец;
7. Арутюнян Сурен Карапетович, сержант, разведчик батареи, армянин;
8. Бокалов Виктор, старший сержант, вычислитель взвода управления, русский;
9. Мосашвили Вахтанг, красноармеец, вычислитель взвода управления, грузин;
10. Урсол Ион, повар батареи, молдаванин.
1-й огневой взвод
Орудие № 1:
1. Корсунов Григорий Демьянович, старший сержант, командир орудия, русский;
2. Гулян Мовсес Оганезович, красноармеец, наводчик орудия, армянин;
3. Новрузов Дмитрий, красноармеец, заряжающий, русский;
4. Сихашвили, красноармеец, замковой, грузин;
5. Ахмедов Фазлы, красноармеец, ездовой, азербайджанец;
Орудие № 2:
1. Бахищев Денис Григорьевич, старший сержант, командир орудия, русский;
2. Абраменко Фёдор Константинович, наводчик, украинец;
3. Мамедов Исмаил, красноармеец, замковой, азербайджанец;
4. Брикунов Алексей, красноармеец, заряжающий, русский;
5. Шахвалиев Каро, красноармеец, ездовой, азербайджанец.
2-й огневой взвод
Пузырёв Василий Иванович, лейтенант, командир взвода, русский.
Орудие № 3:
1. Симонов Максим, старший сержант, командир орудия, русский;
2. Овчаренко Пётр, сержант, наводчик орудия, украинец;
3. Орлов Борис, красноармеец, заряжающий, русский;
4. Ткаченко Василий Семенович, красноармеец, ездовой, украинец.
Орудие № 4:
1. Лазарев Стефан Степанович, старший сержант, командир орудия, русский;
2. Тружкин Антон, красноармеец, наводчик орудия, русский;
3. Никитин, красноармеец, замковой, русский;
4. Бабаев, красноармеец, заряжающий, узбек;
5. Саландаев Пулат, красноармеец, ездовой, узбек.
Итого: 30 человек из 52-х по списочному составу батареи. Представлены к наградам 3 Героя Советского Союза. К орденам и медалям — 16 членов ВЛКСМ, 8 человек несоюзной молодёжи.
ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
- Каталог памятников истории и культуры Ростовской области (по городам) Ростов н/Д, 1988. С. 24-25.
- Герои Советского Союза : крат. биогр. словарь. М.: Воениздат, 1987. Т 1. С.233.
- То же. 1988. Т. 2. С 189.
- ЦАМО РФ. Ф. 1627. Оп. 1. Д. 2. Л. 36-39
- ЦАМО РФ. Ф. 412. Оп. 10282. Д. 2. Л. 103
- ЦАМО РФ. Ф. 1627. Оп. 1. Д. 2. Л 37.
- ЦАМО РФ. Ф. 412. Оп. 10295. Д. 3. Л. 66.
- Макензен Э.-А. От Буга до Кавказа. М., 2004. С. 270-271.
- ЦАМО РФ. Ф. 412. Оп. 10282. Д. 2. Л. 104-105.
- ЦАМО РФ. Ф. 412. Оп. 10282. Д. 15. Л. 6.
- Макензен Э.-А Указ. соч. С. 271.
- ЦАМО РФ. Ф. 228. Оп.710. Д. 192. Л. 155.
- ЦАМО РФ. Ф. 412. Оп. 10295. Д.3. Л.65.
- ЦАМО РФ. Ф. 228. Оп. 7555. Д. 98. Л. 117-121.
- ЦАМО РФ. Ф. 228. Оп. 710. Д. 98. Л. 116.
|