Ссылка по ГОСТу: Афанасенко В. И. Лилия в огненном небе // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 119-122. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1384
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й
Дон в Великой Отечественной войне
В. И. АФАНАСЕНКО
ЛИЛИЯ В ОГНЕННОМ НЕБЕ
Лидия (Лиля) Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года – в День Воздушного Флота СССР. По этому поводу дома частенько шутили: «Да ей на роду написано быть лётчиком». Может, невзначай брошенная шутка и зародила в сознании девочки интерес к лётной профессии. Так или иначе – к четырнадцати годам Лиля определила своё призвание. Но в аэроклуб можно поступить лишь через два года. Сидеть сложа руки дома и ждать «совершеннолетия»? И в день начала занятий она направилась в аэроклуб: от старинного кирпичного флигеля № 14 на Новослободской, где жила Лида с мамой, папой и младшим братиком Юрой, до районного аэроклуба не более десяти минут пешком.
В пятнадцать лет она совершила первый самостоятельный полёт. А война её застала на подмосковном аэродроме. Позади – с отличием оконченная десятилетка, полгода напряжённой учёбы в Херсонской лётной школе. И вот она уже – инструктор Калининского аэроклуба, готовит кадры будущих лётчиков. Успевает подготовить сорок пять курсантов.
Аэроклуб получил распоряжение об эвакуации в Уфу. В дни подготовки к отъезду Лида от давней подруги Раисы Сурначевской узнала: по распоряжению Главного командования формируется женская авиагруппа! Приписав себе недостающие сто лётных часов, добилась зачисления в 586‑й женский истребительный авиационный полк, формируемый в городе Энгельс под Саратовом легендарной Мариной Расковой. Вспоминает Ольга Тимофеевна Голубева, бывший авиационный штурман, капитан запаса (город Саратов):
«Я пришла туда со школьной скамьи, и всё во мне трепетало: ведь войну я представляла в романтическом плане. На лётчиц мы, новички, вчерашние школьницы, смотрели как на богинь. А среди них выделялась одна, на которую мне очень хотелось походить – весёлая, кокетливая, озорная… Хороша была Лиля! Стройная, зеленоглазая, с очаровательной улыбкой и звонким, музыкальным, что ли, смехом… Выдали ей комбинезон под цвет глаз – зелёный. А воротник у него был рыжий. Хорошо бы мехом каким украсить… Задумано – сделано: Лиля распорола унтята белого меха, сшила из них воротник и приделала к комбинезону. Глаз не оторвать! <…> И вот – построились на аэродроме, и вдруг Раскова, увидев Лилин комбинезон “в мехах”, строго сказала: “Сержант Литвяк, выйти из строя! Это что такое? Снять, распороть, сшить снова унтята и доложить!“ – “Товарищ майор! – сказала Лиля. – А разве мне не идёт?» – “Что‑о‑о?! Три наряда вне очереди!!“» [1, с. 444].
Первый боевой вылет старший сержант Литвяк совершила в небе над Саратовом летом 1942‑го. По степным дорогам катили к Волге и Кавказу моторизованные колонны вермахта. В августе, вылетев на перехват бомбардировщиков, Лидия в группе сбила «Юнкерс‑88». 10 сентября вместе с тремя наиболее подготовленными девушками её, в составе звена истребителей, перевели в 437‑й истребительный авиационный полк (287‑я истребительная авиационная дивизия 8‑й воздушной армии Юго‑Восточного фронта). Уже 13 сентября на втором боевом вылете над Сталинградом Лидия Владимировна сбила бомбардировщик Ю‑88 и истребитель Me‑109. Пилотом «мессера» оказался унтер‑офицер 53‑й истребительной эскадры «Пиковый туз» Эрвин Мейер, одержавший одиннадцать воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. На допросе ас попросил показать ему лётчика, так красиво «приземлившего» его истребитель. Увидев хрупкую белокурую красавицу, не поверил и несколько раз переспросил переводчика:
«Кто это?» Тогда Литвяк ладошками показала манёвры немецкого и своего истребителей. Тот с уважением склонил голову.
27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров (как выражаются лётчики – «на пистолетном выстреле») Литвяк поразила бомбардировщик Ю‑88, а в паре с Раисой Беляевой – истребитель Me‑109. Тогда на капоте её самолёта с бортовым номером «44» по просьбе Литвяк и нарисовали большую белую лилию.
Сразу же среди лётчиков по обе стороны фронта девушка получила прозвище «Белая лилия Сталинграда». Слова «Я – Лилия» стали её радиопозывными.
Вскоре приказом командующего 8‑й воздушной армией генерала Т. Т. Хрюкина Литвяк перевели в 9‑й гвардейский истребительный авиационный полк – «сталинградскую сборную» лучших лётчиков. В конце декабря вблизи своего аэродрома она уничтожила дальний бомбардировщик «Дорнье‑217». Новые победы одержало женское авиазвено и после перевода 8 января 1943 года в 296‑й истребительный авиационный полк. Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, к февралю Литвяк выполнила шестнадцать боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наземных войск. 5 февраля Литвяк представили к ордену Красной Звезды. 11 февраля командир полка майор Николай Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре 1942‑го, Лидия одержала победу: сбила бомбардировщик «Юнкерс‑88» и в паре с командиром полка – новейший истребитель «Фокке‑Вульф‑190».
В одном из вылетов, прикрывая группу штурмовиков, Як‑1 был подбит. Лидия Литвяк на израненной машине совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь из пистолета, бросилась бежать от немцев. Расстояние между ними быстро сокращалось, вот уже последний, восьмой патрон в «ТТ». И вдруг над головами противника пронёсся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал и остановился рядом с Лидой. Лётчик замахал руками, девушка бросилась навстречу и втиснулась пилоту на колени. Самолёт пошёл на взлёт…
23 февраля сержанту Литвяк вручили орден Красной Звезды (чуть раньше, 22 декабря 1942 года, её наградили медалью «За оборону Сталинграда»).
Фронт передвинулся на запад и упёрся в мощный рубеж немецкой обороны – Миус‑фронт. На донские аэродромы перебазировались и лётчики 8‑й воздушной армии Южного фронта. 22 марта в районе Ростова Лида со своей эскадрильей участвовала в перехвате двадцати пяти немецких бомбардировщиков. В ходе боя удалось сбить «юнкерс». Первой заметив шестёрку истребителей Me‑109, она вступила в неравный бой, давая товарищам выполнить задачу. В ходе схватки была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром и потеряла сознание, лишь выключив двигатель.
После лечения в госпитале Литвяк отправили долечиваться домой, в столицу, но через неделю она снова вернулась в полк. Тому была веская причина. На фронте Лидия встретила свою любовь – лётчика из их полка, гвардии капитана Алексея Фроловича Соломатина, уроженца Калуги. Молодые люди полюбили друг друга и в апреле 1943 года, в перерыве между боями, расписались. 1 мая Алексею присвоили Героя, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Алексей и Лида строили планы на будущее. Сознание большого личного счастья придавало им сил. 5 мая они вылетели на сопровождение бомбардировщиков. Лида сбила истребитель. 6 мая трагически погиб командир 73‑го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза, гвардии майор Николай Иванович Баранов. На следующий день «Белая лилия» сбила ещё один истребитель. В начале мая вышел 15–16‑й номер всенародно любимого журнала «Огонёк»; на обложке, на фоне цифры 12, были напечатаны фото Литвяк и её боевой подруги.
Увеличивался счёт сбитых Лидой самолётов, её наградили вторым орденом Красного Знамени, присвоили младшего лейтенанта и назначили командиром звена.
Но фронтовое счастье Лили оказалось коротким. 21 мая над аэродромом, прямо на её глазах, взорвался истребитель Алексея... Самой близкой подругой Лили была Катя Буданова, любившая Николая Баранова. Горе сплотило девушек, помогало переносить жестокие будни. В конце мая Литвяк сбила вражеский аэростат – корректировщик артиллерийского огня, – долгое время неуязвимый из‑за сильного зенитного прикрытия. Несколько наших лётчиков погибли при попытках уничтожить «немецкую колбасу». Лиля поступила нестандартно: стороной облетела аэростат, углубилась в тыл противника и зашла к врагу против солнца. За эту победу приказом командующего Южным фронтом её в третий раз наградили орденом Красного Знамени
15 июня Лидия Литвяк сбила «Юнкерс‑88», а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, – ещё и «мессер». Получила лёгкое ранение, в госпиталь ехать отказалась.
19 июня в схватке с немецкими истребителями Литвяк и Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашюта. Кате спастись не удалось. На её счету было одиннадцать сбитых самолетов; в 1998 году ей присвоили звание Героя России...
21 июля в неравном бою над Миусом погиб командир полка гвардии полковник Иван Васильевич Голышев. Лидия Владимировна Литвяк поклялась отомстить врагу.
В конце июля – начале августа 1943‑го шли бои по прорыву немецкой обороны на Миус‑фронте. Сражения на земле сопровождались бескомпромиссной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых сбила три самолёта. Из последнего вылета не вернулась…
В тот день группа из девяти «Яков», вступив в бой с тридцатью бомбардировщиками Ю‑88 и дюжиной истребителей Ме‑109, завязала смертельную круговерть. Загорелся сбитый Литвяк «юнкерс», разваливался на куски «мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела: противник повернул на запад. Собралась и наша группа. Прижавшись к верхнему краю облаков, лётчики полетели на свой аэродром. Внезапно из белой облачной пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым номером «23». Лидин «Як» как бы провалился вниз, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам сержант Табунов, ведомый Литвяк в том бою.
Однако ни её, ни самолёта найти не удалось. После гибели в сентябре 1943‑го сержанта Евдокимова – один лишь он знал, в каком именно районе упал «Як», – поиски прекратили.
Именно тогда Лидию Владимировну Литвяк командование 73‑го гвардейского истребительного авиационного полка представило к званию Героя [2]. Но вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка – белокурая, небольшого роста. К самолёту подъехала автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними...
Большинство однополчан не поверили. Слух проник в вышестоящие штабы. Поскольку ни пленённые, ни пропавшие без вести не могли быть Героями, командование 8‑й воздушной армии проявило осторожность, ограничившись орденом Отечественной войны 1‑й степени.
…Однажды в момент откровения Лиля призналась Инне Паспортниковой – механику, обслуживавшему её самолёт: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё что угодно, только не это». Для беспокойства имелись основания: отца Лиды расстреляли в 1937‑м как врага народа. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести [3].
Лидию искали, искали долго и упорно: ещё летом 1946 года командир 73‑го гвардейского истребительного авиаполка гвардии подполковник Иван Иванович Запрягаев послал в район Мариновки несколько человек. Однополчане Литвяк опоздали на несколько дней: обломки «Яка» с номером «23» уже вывезли на металлолом...
В 1968 году «Комсомольская правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. Не прекращали попыток узнать место гибели Литвяк и однополчане, в первую очередь Паспортникова с мужем. В 1971 году к поиску подключились следопыты школы № 1 города Красный Луч вместе с учительницей Валентиной Ивановной Ващенко. И 23 июля 1979 года их поиски увенчались успехом! Расспрашивая старожила села Дмитриевка Фёдора Андреевича Михайлова, ребята узнали, что летом 1943‑го в трёх километрах от села, на окраине хутора Кожевня, упал советский истребитель. Пилотом, с пулевым отверстием во лбу, была женщина. Её истлевшие останки обнаружили мальчишки, братья Николай и Фёдор Сачеки и их друг Сергей Саницкий, на краю лесополосы у хутора Кожевня [1, с. 453–454]. Неизвестную лётчицу захоронили 29 июля 1969 года в братской могиле № 19 в центре села Дмитриевка. Была ли это Лидия? Вот что писала Инна Владимировна Паспортникова, принимавшая участие в раскопках:
«В том, что мы нашли останки Лили Литвяк и место приземления её самолёта, у меня лично никаких сомнений нет, и вот почему. Во‑первых, совпадает дата. Лиля не вернулась с боевого задания 1 августа 1943 года, а 4 августа жители хутора Кожевня, первыми вернувшиеся из эвакуации... обнаружили ещё дымящийся истребитель на околице хутора.
<…> Во‑вторых... самолёт действительно был истребителем. <…> В‑третьих, совпадает место. Бой был в районе Мариновки, когда самолёт Лили был подбит. <…> В‑четвёртых... о том, что в 1969 году была перезахоронена женщина, знали практически все, принимавшие участие в перезахоронении. А так как во всей Восьмой воздушной армии, действующей в августе 1943 года по линии Миус‑фронт, единственной женщиной была Лиля Литвяк, значит, и сомнений быть не может: она и погибла у хутора Кожевня…» [1, с. 455–456].
В ноябре 1988 года приказом заместителя министра обороны СССР было внесено изменение в пункт 22‑й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.» [4]. Ветераны полка, в котором воевала Лидия Литвяк, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Справедливость восторжествовала: 5 мая 1990 года М. С. Горбачёв подписал указ. Орден Ленина № 460056 и медаль «Золотая Звезда» № 11616 передали на хранение родственникам погибшей. В Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Лида и откуда она ушла на фронт, – мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на месте захоронения в селе Дмитриевка, ныне Снежнянского района Донецкой области.
Гвардии младший лейтенант авиации Лидия Владимировна Литвяк за одиннадцать месяцев совершила сто шестьдесят восемь боевых вылетов, провела восемьдесят воздушных боёв, сбила одиннадцать лично и три в группе вражеских самолета и аэростат. Она стала самой результативной женщиной‑истребителем Второй мировой войны.
Светлая память!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Аграновский В. А. Лица. М., 1982.
2. ЦАМО РФ. Ф. 73 гв. ИАП. Оп. 208668. Д. 1. Л. 242.
3. Власов П. Белая лилия Сталинграда // Взор. 2001. № 3. С. 29–30.
4. Приказ зам. министра обороны СССР по кадрам № 251 1988 г. // ЦАМО РФ. Ф. 58. Оп. 18001. Д. 600. Л. 389.
|