Власов А. А. О бронепоездах добровольческой армии // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 102-109. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m6/0/art.aspx?art_id=894
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й
Гражданская война на Дону
А. А. Власов
О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ
Часть 2
Конец января 1920 года ознаменовался упорной обороной частей Добровольческого корпуса под командой генерала Кутепова, на позициях к югу и юго-западу от Ростова.
...После того как натиск главной массы советской конницы был отражён в боях у Батайска в начале января 1920 г., значительная часть конной армии Будённого передвинулась к востоку, к устью реки Маныч, примерно в 50 верстах к востоку от Батайска. Однако численное превосходство советских пехотных дивизий над частями Добровольческого корпуса было весьма значительным, и поэтому атаки на Батайск продолжались и во второй половине января 1920 года.
С утра 14 января началось наступление красных западнее Батайска, в районе селений Койсуг и Кулешовка, на участке Дроздовской дивизии. По приказанию командира дивизиона бронепоезд «За Русь Святую» выехал по Азовской ветке, к западу от Батайска, для охраны железнодорожного пути и для поддержания связи с частями Дроздовской дивизии. Не доезжая двух вёрст до Кулешовки, был встречен разъезд от одного из полков конницы генерала Барбовича. Он сообщил, что там только что были конные разъезды красных. Несколько дальше, на буграх к северу от железной дороги появились неприятельские цепи с конными дозорами на флангах. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл по ним беглый огонь, заставил их поспешно отступить и преследовал их огнём до тех пор, пока они не были отрезаны слева частями одного из полков Дроздовской дивизии. Нашими войсками были взяты пленные и пулемёты. На железнодорожном разъезде Кулешовка бронепоезд установил связь и оставался в распоряжении командира батальона одного из Дроздовских полков. Затем бронепоезд был спешно вызван в Батайск и там получил приказание выехать на Ростовское направление. Красные настойчиво вели наступление, стремясь взять Батайск атакой с фронта. Советские тяжелые орудия обстреливали станцию Батайск. Выехав за станцию к семафору, бронепоезд «За Русь Святую» обнаружил густые цепи пехоты противника, наступавшие по обеим сторонам железнодорожного полотна. Вместе с цепями наступали пулеметы на тачанках. Бронепоезд открыл по ним огонь и тотчас привлёк на себя огонь нескольких советских батарей со стороны Ростова и Нахичевани. Продолжая обстрел неприятельских цепей из двух орудий, бронепоезд отвечал советской артиллерии огнем одного 75-милиметрового орудия. Под обстрелом бронепоезда цепи красных залегли, а пулемётные тачанки скрылись. Бронепоезд «За Русь Святую» оставался на позиции до наступления темноты, продолжая изредка стрелять по противнику, а затем вернулся на станцию Батайск для снабжения. Тяжёлый бронепоезд «На Москву», участвовал в течение всего дня 14 января в обороне Батайска, обстреливая с запасных путей станции наступающего неприятеля. Некоторые тяжёлые орудия бронепоезда сделали по 160 выстрелов за день.
15 января прибыл в Батайск командир Добровольческого корпуса генерал Кутепов. Он благодарил наши части за упорную оборону станции и города Батайск. Бронепоезд «За Русь Святую» получил благодарность командира корпуса за отражение неприятельских атак на станцию Батайск. Генерал Кутепов наградил Георгиевскими крестами четырёх нижних чинов из состава команды бронепоезда, наиболее отличившихся в последних боях. В ближайшие дни части Корниловской дивизии были сменены на фронте у Батайска частями Алексеевской дивизии.
20 января началось с утра наступление красных на Батайск с фронта и западнее, близ селений Койсуг и Кулешовка. Бронепоезд «За Русь Святую» выехал за будку к железнодорожному мосту. Оказалось, что цепи противника находятся уже в непосредственной близости к окраинам Батайска. Бронепоезд открыл по ним беглый огонь и сейчас же оказался под обстрелом батарей красных со стороны Ростова. Кроме того, с маленькой станции Заречная, на южном берегу реки Дон, близ начала железнодорожного моста, стрелял из 42-линейного орудия советский бронепоезд. Находясь под сосредоточенным обстрелом неприятеля, бронепоезд «За Русь Святую», маневрировал и вёл непрерывный огонь по цепям советской пехоты, которая была принуждена залечь. Неприятельские пулемётные тачанки и группы всадников были разогнаны. Несколько неприятельских снарядов перебили путь позади бронепоезда. Была вызвана по телефону помощь для починки этого пути. Красные ещё усилили свой артиллерийский огонь, и один 42-линейный снаряд попал под паровоз бронепоезда. Силой взрыва был сброшен на полотно офицер-механик. Другой снаряд разбил колесо бронеплощадки с 3-дюймовым орудием. Бронепоезд не мог больше двигаться. Несмотря на это, бронепоезд «За Русь Святую» продолжал обстрел неприятельских цепей. К нему присоединился тогда бронепоезд Донской армии «Атаман Самсонов», которым командовал поручик Воронов. Этот бронепоезд стал у разрушенного железнодорожного моста. С разрешения командира дивизиона, подбитая площадка бронепоезда «За Русь Святую» была оставлена на пути. Под продолжавшимся обстрелом бронепоезд отошёл на станцию Батайск, чтобы там перейти на другой путь. Затем бронепоезд «За Русь Святую» вернулся к отцепленной бронеплощадке, которую начали поднимать на рельсы, и стал рядом с нею. Между тем бронепоезд «Атаман Самсонов» подвергался усиленному артиллерийскому обстрелу и, маневрируя, наскочил на взорванное место пути. Его контрольная площадка сошла с рельс. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл огонь, привлекая на себя внимание красных, и в это время бронепоезд «Атаман Самсонов» успел починить путь. К наступлению темноты атаки красных были окончательно отбиты. Вспомогательный паровоз увёл подбитую бронеплощадку в депо станции Батайск. После этого и наши два бронепоезда вернулись на станцию.
На следующий день, 21 января, красные повели новое наступление с фронта на Батайск. Но их главная атака была направлена западнее, на позиции Дроздовской дивизии. Бронепоезд «За Русь Святую» вышел сначала на Ростовское направление к семафору. Однако вскоре он был послан по Азовской ветке к железнодорожному разъезду у селения Кулешовка. По слухам, это селение уже было занято красными, прорвавшимися восточнее Азова. Недалеко от разъезда Кулешовка была замечена наступавшая неприятельская цепь. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл по ней огонь и принудил к отступлению. Немного дальше бронепоезд обстрелял батарею противника, шедшую в конном строю. Ещё дальше в том же направлении путь оказался разобранным. Чины бронепоезда приступили к его починке. Во время этой работы бронепоезд «За Русь Святую» был атакован конной лавой советских всадников, которые вероятно ждали в засаде. Подпустив скачущих всадников на близкую дистанцию, бронепоезд открыл по ним огонь из пулемётов и картечью. Всадники поскакали обратно, понеся потери. Бронепоезд «За Русь Святую» занимал разъезд Кулешовка до вечера, с наступлением темноты вернулся на станцию Батайск. В это время распространилась весть о победе 4-го Донского корпуса, которым командовал тогда генерал Павлов, к востоку от Батайска. Конница красных была отброшен за реку Маныч. Войска 4-го Донского корпуса взяли у неприятеля 40 орудий. Эта весть способствовала подъёму духа наших войск. Однако не было свежих резервов для того, чтоб довершить победу немедленным преследованием.
На линии Царицын — Тихорецкая продолжали действовать в это время лёгкие бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину». После боя у станции Великокняжеская, примерно в 170 верстах от Тихорецкой, бронепоезда прикрывали 12 января отход частей 1-го Кубанского корпуса на южный берег реки Маныч. С 13 по 19 января бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» несли попеременно, по суткам, сторожевую службу на разъезде Маныч, близ берега реки того же названия, переходили в резерв на станции Шаблиевская и Торговая, примерно в 135 верстах от станции Тихорецкая, в распоряжение начальника штаба 1-го Кубанского корпуса. 20 января бронепоезд «Вперед за Родину» участвовал в бою при отражении попытки неприятеля переправиться через реку Маныч.
Несколько бронепоездов были оставлены в течение января 1920 года в тыловом районе за фронтом Добровольческого корпуса. Одной бронеплощадке из состава бронепоезда «Mocква» было поручено сопровождать до Новороссийска эвакуированное Ростовское отделение Государственного банка. Затем эта бронеплощадка была оставлена у Новороссийска для охраны туннелей. Другая часть бронепоезда «Москва» сопровождала до Екатеринодара штаб корпуса. Потом бронепоезду «Москва» была поручена охрана железнодорожной линии Eкатеринодар — Новороссийск...
***
После оставления Одессы и всего пространства к западу от Днепра фронт военных действий Вооружённых сил Юга России против красных сократился. Борьба значительных сил противников у северных выходов из Крыма ещё не начиналась. Зато в февраля 1920 года развивались с переменным успехом упорные бои на фронте у Ростова и к юго-востоку от него, близ границы Донской и Кубанской областей. Штаб Главнокомандующего выработал план короткого наступления войск Добровольческого корпуса и примыкавших к его правому флангу частей Донской армии. Совместное наступление этих наших войск и переправа через нижнее течение реки Дон должно было привести к образованию плацдарма вокруг Ростова и Нахичевани для будущих более широких наступательных действий.
Подготовка к наступлению на Ростов происходила в Батайске в первые дни февраля. Бронепоезд «За Русь Святую» выезжал ночью к железнодорожному мосту. Производилась разведка пути до маленькой станции Заречная, были осмотрены повреждения на первом виадуке и была построена обводная линия в обход железнодорожного моста.
С рассветом 7 февраля началось наступление пехотных дивизий Добровольческого корпуса и кавалерии генерала Барбовича на их правом фланге. Артиллерийская стрельба всё усиливалась. В Батайск прибыл генерал Кутепов. Примерно в 9 часов утра колонна бронепоездов двинулась к Ростову. Впереди шёл бронепоезд Донской армии «Атаман Самсонов», под командой поручика Воронова. Этот бронепоезд был вооружён 3-дюймовыми орудиями, между тем как на вооружении бронепоезда «За Русь Святую» было лишь одно 3-дюймовое орудие и два морских 75-милиметровых орудия. Запас снарядов для этих двух орудий был тогда весьма ограничен, чем и объясняется решение поставить бронепоезд «За Русь Святую» в колонне позади бронепоезда «Атаман Самсонов». Вслед за двумя лёгкими бронепоездами шёл вспомогательный поезд и на некотором расстоянии за ним — одна площадка тяжёлого бронепоезда «На Москву». Главная часть боевого состава этого бронепоезда вышла к железнодорожному мосту у Батайска для борьбы с батареями красных. Сейчас же за первым виадуком колонна бронепоездов остановилась для починки пути. Вплоть до маленькой станции Заречная у южного берега реки Дон железнодорожный путь был испорчен во многих местах. Рельсы были сняты в шахматном порядке. После первой же остановки колонна бронепоездов оказалась под сильным обстрелом неприятельских батарей с северо-востока, со стороны Нахичевани. Противник мог хорошо вести наблюдение. Прямое, обсаженное деревьями железнодорожное полотно резко выделялось на снежной равнине. Поскольку деревья были без листвы, они не могли служить укрытием для поездных составов с дымящими паровозами. Неприятельский снаряд попал в соседний путь рядом с бронепоездом «За Русь Святую», но не разорвался. Другой снаряд пробил контрольную площадку. В течение всего дня 7 февраля сильный мороз сопровождался ветром, и номера при орудиях на наших артиллерийских открытых бронеплощадках весьма страдали от холода. Бронепоезду «За Русь Святую» было приказано не стрелять до получения особого распоряжения об этом. После того как бронепоезда медленно прошли около 5 вёрст и остановились для новой починки пути, вблизи от них стали ложиться и тяжёлые снаряды красных. В это время бронепоезд противника препятствовал продвижению частей Корниловского полка, и бронепоезд «За Русь Святую» получил разрешение открыть огонь. Около 15 часов наши бронепоезда вошли на станцию Заречная под продолжавшимся артиллерийским обстрелом. К нему присоединился и пулемётный огонь во фланг с набережной реки Дон. Части Корниловского полка овладели предместьем Темерник и спускались к вокзалу Ростова. Батареи красных, стоявшие в городе, открыли беглый огонь по Темернику, железнодорожному мосту и станции Заречная. Бронепоезд «За Русь Святую» обстреливал из пулемётов набережную и, по указанию нашей пехоты, верхние этажи некоторых домов в городе, откуда стреляли пулемёты неприятеля. После осмотра пути до железнодорожного моста через Дон и самого моста бронепоезда «Атаман Самсонов» и «За Русь Святую» прошли через него на станцию Ростов. Но так как время для осмотра моста было ограничено, то среди команд некоторые испытывали беспокойство: а вдруг мост все-таки взорвётся при проходе одного из наших бронепоездов? К этому времени части Корниловского полка прошли вокзал и вели наступление уже в городе. Улицы близ станции были совершенно пусты. В речке, впадавшей в Дон, лежал на боку танк, вероятно, оставленный нашими войсками при отходе в декабре. Иногда по бронепоездам стреляли из винтовок откуда-то сверху. В тот же день 7 февраля донские части генерала Гусельщикова заняли станцию Аксайская и этим перерезали железнодорожную линию Ростов — Новочеркасск. Нашими войсками были захвачены целиком или частично советские бронепоезда: «Товарищ Ленин — номер 1-й, «Гром» (сошедший с рельс на станции Заречная), «Красный кавалерист» и «Свободная Россия», а также бронепаровоз с надписью «Смерть директории» и состав базы бронепоезда «Товарищ Руднев». Поздно ночью наши бронепоезда возвратились на станцию Батайск.
8 февраля оказалось, что к концу ночи красные потеснили наши части и снова заняли город Ростов. Но части Корниловского полка удерживали Темерник. Бронепоезд «Атаман Платов», остававшийся на станции Заречная, должен был отойти из за недостатка воды в паровозе. Бронепоезда «Атаман Самсонов» и « За Русь Святую» пошли к Ростову после 9 часов и вскоре оказались под обстрелом неприятельской батареи. По пути была замечена наша лёгкая батарея, становившаяся на позиции: в глубоком снегу, как будто для стрельбы по Ростову. У станции Заречная наши бронепоезда были обстреляны тяжёлыми орудиями красных. Видно было, как шрапнель противника рвётся над кладбищем на горе, где удерживались наши войска. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл огонь по наблюдательному пункту красных, обнаруженному на одном высоком доме, а затем перенёс огонь на площадь у собора в городе, где, по-видимому, стояла неприятельская батарея. Вскоре артиллерийский огонь противника прекратился. Бронепоезда «Атаман Самсонов» и «За Русь Святую» перешли по мосту на станцию Ростов и получили приказание от начальника штаба Корниловской дивизии двигаться в сторону станции Нахичевань, примерно в 10 верстах от станции Ростов, чтобы поддерживать дальнейшее наступление частей Корниловской дивизии. Однако бронепоезда не могли продвинуться далеко в этом направлении, так как пути были загромождены поездными составами. Отойдя на станцию Ростов для снабжения водой и топливом, бронепоезд «За Русь Святую» стал рядом с так называемой «летучкой» — хорошо оборудованным санитарным поездом — «Имени 1-й Донской дивизии». Этот санитарный поезд был захвачен красными со всем личным составом, который был принуждён обслуживать неприятеля. Заведовавшие личным составом советские комиссары успели бежать, а освобождённые из плена наши сёстры милосердия приветствовали офицеров бронепоезда. Незадолго до полуночи бронепоезд «За Русь Святую» отошёл в Батайск, уведя туда вышеупомянутый санитарный поезд.
9 февраля бронепоезд «За Русь Святую» находился утром близ вокзала Ростова. Город был окончательно занят войсками Добровольческого корпуса. На бронепоезд возвратились двое солдат, которые отстали при отходе в декабре и скрылись от красных. На одном из запасных путей был обнаружен товарный вагон, на одну треть наполненный географическими картами. Никто его не охранял. Прибыл на станцию Ростов «1-й отдельный тяжёлый» бронепоезд, боевая часть которого состояла тогда из трех 6-дюймовых орудий. После полудня бронепоезд «За Русь Святую» начал продвигаться в сторону станции Нахичевань. На крутом подъёме оказалось несколько брошенных составов, которые, по-видимому, расцеплялись по частям. Видно было немало мёртвых тел. В одном месте ими был наполнен целый вагон. Труп какого-то советского начальника лежал на спине, с раскинутыми руками. На нем были красные шаровары с широким золотым лампасом.
Бронепоезду не удалось пройти от станции Ростов, дальше трёх вёрст, так как у переезда «777-й версты» был взорван мостик и не было средств для его скорой починки. Около 22 часов стало известно, что вследствие опасного положения на направлении Царицын — Тихорецкая предстоит отход наших войск из Ростова. Сказалось большое численное превосходство конницы красных над нашими конными частями. Выставив против них заслон, часть кавалерии Будённого продолжала свое движение в сторону Кубанской области. Бронепоезд «За Русь Святую» должен был остаться на станции Ростов последним, после отхода нашей пехоты. В 4 часа 10 февраля были начаты манёвры на станции Ростов. Подрывники Корниловской дивизии подготовили взрывы по указаниям командира бронепоезда. Решено было взорвать динамитом крестовины у стрелок, как наиболее трудно заменимые части пути. Ещё не осведомлённые о положении жители города спокойно собрались в большом числе с вёдрами, чтобы набрать воды. Когда им махали, чтобы они поскорее уходили, это не было понятно. Внезапно загрохотали взрывы, и лишь тогда жители города разбежались во все стороны. К бронепоезду подходили отдельные офицеры, чтобы «узнать о положении», они были поражены вестью о почти законченном оставлении Ростова нашими войсками. К боевому составу бронепоезда было прицеплено несколько вагонов для воинских чинов и беженцев. После отхода на станцию Заречная там тоже были взорваны входные стрелки со стороны Ростова. Видны были отдельные группы людей, поспешно уходивших по льду на южный берег реки Дон. С наступлением темноты бронепоезд «За Русь Святую» отошёл со станции Заречная на станцию Батайск. Туда успели вывезти взятые боевые площадки советских бронепоездов, а также часть бронеплощадок наших бронепоездов «Иоанн Калита» и «Слава Офицеру», которые были оставлены у Ростова при отступлении в конце декабря 1919 года.
Отступление очень ослабленных в смысле численности войск Кавказской армии продолжалось в начале февраля 1920 года. Бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» вели 3 февраля совместно с частями 2-й пластунской бригады арьергардный бой при эвакуации узловой станции Торговая, примерно в 135 верстах к северо-востоку от станции Тихорецкая. Ночью наши бронепоезда отошли на станцию Развильная, в 100 верстах от станции Тихорецкая. 5 февраля командир 1-го Кубанского корпуса приказал бронепоездам «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» выехать в сторону станции Торговая для установления связи с войсками Донского корпуса генерала Павлова. Части этого корпуса, по непроверенным сведениям, подошли к станциям Великокняжеская и Торговая. Шедший впереди бронепоезд «Вперед за Родину» наскочил на большой снежный занос на полотне. Контрольная площадка сошла с рельс и свалилась под откос, и был порван фаркоп передней орудийной площадки. Наши бронепоезда вернулись на станцию Развильная, откуда неисправная бронеплощадка была отправлена в ремонт на станцию Тихорецкая. 6 февраля бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» стояли в резерве на станции Песчанокопская, примерно в 85 верстах от станции Тихорецкая. В 20 часов оба бронепоезда взяли десант от 2-й пластунской бригады и выехали в направлении к станции Торговая для новой попытки установить связь с войсками корпуса генерала Павлова. Ночью у шедшего впереди бронепоезда «Генерал Алексеев» оторвалась задняя контрольная платформа. Она пошла назад под уклон и наскочила на передние контрольные платформы бронепоезда «Вперёд за Родину». Платформы были при этом настолько повреждены, что обоим бронепоездам пришлось вернуться на станцию Песчанокопская. Затем бронепоезд «Вперед за Родину» снова вышел в указанном направлении и дошёл до станции Развильная с большими трудностями из-за снежных заносов. На следующий день 7 февраля бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» вышли со станции Развильная на разведку в сторону станции Торговая. Пройдя примерно 20 вёрст до станции Крученская, бронепоезда обнаружили разъезды конницы красных и обстреляли их. Вне досягаемости артиллерийского огня можно было наблюдать большие неприятельские колонны, которые двигались в сторону станции Тихорецкая. Донеся о замеченном, наши бронепоезда возвратились на станцию Песчанокопская. Оттуда бронепоезд «Вперёд за Родину» перешёл 8 февраля на станцию Белоглинская, примерно в 65 верстах от станции Тихорецкая, для охраны штаба 1-го Кубанского корпуса.
9 февраля утром бронепоезд «Генерал Алексеев» занимал позицию около станции Песчанокопская, а бронепоезда «Вперед за Родину» и «2-й отдельный тяжёлый» находились на станции Белоглинская, примерно на 20 вёрст дальше к юго-западу. На этой станции находился также состав штаба 1-го Кубанского корпуса. Около 11 часов наши разъезды донесли, что красные обошли село Белая Глина и зашли в тыл станции. Для проверки донесения был выслан бронепоезд «Вперёд за Родину». Пройдя около версты, бронепоезд встретил лаву конницы красных, направлявшуюся от села Белая Глина к железнодорожному полотну. Бронепоезд открыл огонь, и в это время станцию Белоглинская начали спешно эвакуировать. Первым вышел со станции состав штаба 1-го Кубанского корпуса, за ним «2-й отдельный тяжёлый» бронепоезд, а затем вспомогательный поезд. Бронепоезд «Вперёд за Родину», обстреливая лаву красных, продолжал двигаться в направлении следующей станции Ея, от которой было около 45 вёрст до станции Тихорецкая. Когда бронепоезд подошёл к взорванному участку пути, команда начала его починку, несмотря на обстрел. Между тем красные, захватившие в селе Белая Глина лёгкую батарею гренадерской дивизии, открыли из взятых ими орудий частый огонь по бронепоезду «Вперёд за Родину». Бронепоезд стал стрелять по батарее, но вскоре был подбит бронепаровоз и одно из орудий бронепоезда. Отход к своим частям представлялся невозможным. К команде бронепоезда присоединились для обороны чины штаба 1-го Кубанского корпуса во главе с командиром корпуса генералом Крыжановским. Вместе с ними команда бронепоезда «Вперёд за Родину» отбивалась в течение двух часов от атак многочисленной конницы красных. Бой кончился тем, что часть команды была зарублена, а часть взята в плен. В бою 9 февраля были убиты из личного состава бронепоезда «Вперёд за Родину»: штабс-капитан Романов, поручики Кириленко и Иванов, подпоручик Термен и 14 солдат. Захвачены неприятелем две орудийные бронеплощадки системы Голяховского. Командир корпуса генерал Крыжановский был зарублен. Красные захватили также «2-й отдельный тяжёлый» бронепоезд в составе двух бронеплощадок с 6-дюймовыми орудиями. Командир бронепоезда полковник Положенцев и три офицера были взяты в плен, но двум офицерам удалось бежать от красных.
Между тем находившийся ближе к фронту, около станции Песчанокопская, бронепоезд «Генерал Алексеев» получил приказание отходить, прикрывая малочисленные части 1-го Кубанского корпуса, всего не более 700 человек. Со стороны станции Белоглинская стала слышна сильная артиллерийская стрельба. Попытка включиться в железнодорожный телефонный провод, чтобы выяснить обстановку, была безуспешной. Станция Белоглинская не отвечала. Высланная с бронепоезда «Генерал Алексеев» разведка установила, что эта станция прочно занята большими силами неприятельской конницы с артиллерией. Остатки частей 1-го Кубанского корпуса не вступали в бой и старались отходить к станице Павловской. Вскоре стало видно, что кавалерия красных их нагнала и рубит, захватывая артиллерию. Бронепоезд «Генерал Алексеев» открыл тогда огонь по станции Белоглинская и сделал попытку пробиться на следующую станцию Ея. Однако шедший впереди вспомогательный поезд сошёл с рельс на входных стрелках станции Белоглинская. С этого момента красные перестали стрелять по бронепоезду, будучи уверены, что он им скоро достанется. В части команды, состоявшей из кубанцев, стало заметно нежелание сопротивляться. Около 16 часов стало темнеть. Тогда бронепоезд «Генерал Алексеев» внезапно двинулся полным ходом обратно по направлению к станции Песчанокопская. Не доезжая до этой станции вёрст пять, бронепоезд остановился. Были сняты панорамы и затворы с орудий и испорчены тяжёлые пулемёты, и команда с лёгкими пулеметами оставила боевой состав для отступления пешим порядком к станице Павловской. Перед уходом от железной дороги боевой состав бронепоезда был пущен полным ходом без механика в сторону станции Песчанокопская с целью привести бронеплощадки в негодность. Команда бронепоезда «Генерал Алексеев» и часть команды вспомогательного поезда, всего около 65 человек, прибыли к вечеру 12 февраля на узловую станцию Кавказская, не встретив по пути красных. Неприятельские конные отряды успели произвести нападение на железнодорожную линию Тихорецкая — Кавказская, испортили путь и телеграфную линию. Станция Кавказская была занята красными в течение часа. В это время состав базы бронепоезда «Генерал Алексеев» находился на одной из промежуточных станций и прибыл на станцию Кавказская через два часа после ухода с неё неприятеля.
10 февраля по приказанию начальника обороны Тихорецкого узла генерала Шифнер-Маркевича был сформирован сборный бронепоезд в составе одной орудийной бронеплощадки от бронепоезда «Генерал Алексеев» и одной орудийной бронеплощадки от бронепоезда «Вперёд за Родину». Эти бронеплощадки находились перед тем в ремонте. Их стали обслуживать команды из личного состава соответствующих бронепоездов. В командование сборным бронепоездом вступил капитан Юрьев, командир бронепоезда «Вперёд за Родину». 11 февраля сборный бронепоезд выезжал на разведку в сторону станции Ея. 13 февраля сборный бронепоезд действовал у станции Порошинская, примерно в 20 верстах от станции Тихорецкая. 15 февраля на узловой станции Армавир бронеплощадка бронепоезда «Генерал Алексеев» была передана бронепоезду «Вперёд за Родину». Команда с означенной бронеплощадки присоединилась к личному составу бронепоезда «Генерал Алексеев», находившемуся тогда в вагонах базы тоже на станции Армавир. После этого бронепоезд «Вперёд за Родину» отправился на станцию Белореченская, на линии Армавир — Туапсе, а состав базы бронепоезда «Генерал Алексеев» был отправлен в сторону Екатеринодара.
Между тем в ближайшие дни после отхода наших войск от Ростова к Батайску происходило спешное формирование в Батайске нового лёгкого бронепоезда Добровольческой армии. Требовалось заменить для обороны Батайска бронепоезда Донской армии, которые были отозваны в это время на другое направление. Как раз можно было использовать некоторые бронеплощадки, только что захваченные нашими войсками у красных. Новый бронепоезд получил название «1-й отдельный лёгкий». Командиром его был назначен штабс-капитан Вознесенский. Боевая часть была составлена из двух захваченных у неприятеля бронеплощадок. Одна большая четырёхосная бронеплощадка входила в состав советского бронепоезда «Гром». С двух концов площадки помещались 3-дюймовые орудия во вращающихся башнях. В закрытой части бронеплощадки между башнями были устроены как бы гнёзда в стенках, позволявшие хранить снаряды в значительном количестве. Кроме того «1-му отдельному лёгкому» бронепоезду была передана одна бронеплощадка системы полковника Голяховского с одним 3-дюймовым орудием в башне. Сквозь недавно наложенную неприятелем краску с надписью «Свободная Россия» можно было различить буквы прежней надписи, свидетельствовавшие о том, что бронеплощадка принадлежала первоначально нашему бронепоезду «Орёл» и была, вероятно, оставлена при отходе к Ростову 27 декабря 1919 года. Личный состав для «1-го отдельного лёгкого» бронепоезда собирался недостаточно быстро, почему на этот бронепоезд были временно откомандированы несколько чинов команды бронепоезда «За Русь Святую». В это же время захваченные у красных бронеплощадки были переданы нашему недавно сформированному лёгкому бронепоезду «Казак», прибывшему в Батайск.
11 февраля 1920 года бронепоезд «За Русь Святую» выезжал на разведку к станции Заречная, где уже был полевой караул красных. Под артиллерийским огнем бронепоезда красные поспешно скрылись, а бронепоезд был обстрелян по пути неприятельской батареей со стороны Нахичевани. На следующий день, 12 февраля бронепоезду было приказано выйти на Ростовское направление и выяснить расположение батарей противника. Бронепоезд остановился открыто на высоком первом виадуке и открыл огонь по окраине Нахичевани. Он был вскоре замечен неприятелем и привлек на себя огонь нескольких батарей. Расположение батарей противника было сообщено для уточнения нашему наблюдательному пункту, находившемуся на водонапорной башне. Затем бронепоезд «За Русь Святую» отошёл к железнодорожной будке близ станции Батайск и оставался там до вечера.
С утра 14 февраля большие силы красных переправились на южный берег реки Дон и перешли в наступление на Батайск. Около 11 часов густые цепи неприятеля с пулемётными тачанками и отдельными всадниками подошли весьма близко к окраинам Батайска, охватывая его с двух сторон. Дальше к востоку шла в колоннах кавалерия красных. Снаряды неприятельской артиллерии стали всё чаще рваться на разных путях станции Батайск, где произошло некоторое замешательство. В обстановке крайней поспешности происходила погрузка снарядов на бронеплощадки. Была слышна сильнейшая пулемётная стрельба. Легкий бронепоезд «Казак» и часть тяжёлого бронепоезда «На Москву» выехали на запад, по железнодорожной ветке на Азов, для содействия частям Дроздовской дивизии. Лёгкий бронепоезд «За Русь Святую» должен был выехать на юго-восток, по линии на станцию Торговая, ввиду угрозы прорыва конницы красных со стороны Ольгинской. Не сразу удалось найти под артиллерийским обстрелом проводника для выхода с большой узловой станции на соответствующее направление. Бронепоезд «За Русь Святую» дошёл до первой от Батайска станции Злодейская, не обнаружив противника. Сюда за бронепоездом был прислан разведчик на паровозе с приказанием немедленно перейти на Ростовское направление, где продолжались упорные атаки. До этого на Ростовское направление выехал в свой первый бой «1-й отдельный лёгкий» бронепоезд в составе двух артиллерийских бронеплощадок и обыкновенного паровоза. При выезде под обстрелом со станции Батайск лёгкий бронепоезд оказался вблизи от четырёх 6-дюймовых орудий «1-го отдельного тяжёлого» бронепоезда, которые были направлены как бы непосредственно «через голову» лёгкого бронепоезда и могли бы начать стрелять каждую секунду. Однако выезд со станции Батайск закончился благополучно. Когда «1-й отдельный лёгкий» бронепоезд подошёл к железнодорожному мосту, то оказалось, что цепи красных весьма близко к окраине Батайска и наша пехота отходит. На открытом снежном пространстве справа были прекрасно видны пулемётные тачанки красных и отдельные орудия. Слева красные были несколько дальше, и там шёл упорный бой с нашей пехотой. Два орудия бронепоезда начали стрелять налево, а одно орудие — направо. От близких разрывов неприятельских снарядов сыпались по орудийной башне осколки. Одно из неприятельских орудий спасалось по снегу вскачь. После прибытия на Ростовское направление бронепоезда «За Русь Святую» сменённый «1-й отдельный лёгкий» бронепоезд двинулся по ветке в сторону Азова. Не доходя нескольких вёрст до разъезда Кулешовка, бронепоезд встретил цепь Корниловского полка. Перед ней дальше виднелись цепи красных. «1-й отдельный лёгкий» открыл по ним огонь. Части Корниловского полка перешли в наступление и преследовали неприятеля до реки Дон. Затем бронепоезду не удалось дойти до расположения частей Дроздовского полка, так как железнодорожный путь был взорван, а инструментов для починки пути не было. Стало темнеть. «1-й отдельный лёгкий» бронепоезд вёл ещё некоторое время перестрелку с батареями противника. Вспышки от их выстрелов были ясно видны. Около 19 часов наши бронепоезда возвратились на станцию Батайск. Атаки красных были отбиты в этот день на всех участках нашего расположения в районе Батайска.
***
Отход войск Добровольческого корпуса от Батайска 17 февраля 1920 года превратился в тяжкое и долгое отступление, которое закончилось почти через месяц оставлением Новороссийска. Уцелевшие остатки частей Добровольческого корпуса были перевезены оттуда на пароходах в Крым. Для наших бронепоездов это было невозможно. Лишившиеся бронеплощадок команды превращались в малочисленные, слабо вооружённые группы. Но пока боевые составы бронепоездов ещё существовали, их команды исполняли изо дня в день свой долг, прикрывая отступление главных сил Добровольческого корпуса вдоль Черноморско-Кубанской железной дороги. Эта недавно построенная линия протяжением около 250 вёрст соединяла узловую станцию Кущёвка с узловой станицей Крымская, примерно, в 45 верстах от Новороссийска.
В три часа 17 февраля наши части получили приказание оставить станцию Батайск и отойти на линию реки Каял. Стало известно, что конница красных внезапно заняла станицу Ольгинскую, оттеснила части Марковской дивизии и вышла к станции Злодейская, на линии Батайск — Торговая. Эвакуация станции Батайск началась в темноте. Были отправлены эшелоны мастерских, огнескладов, танкового отряда и санитарные поезда. По линии от станции Торговая успел подойти ещё санитарный поезд с ранеными и больными и был тотчас отправлен на юг по главной линии Владикавказской железной дороги. Под прикрытием бронепоезда «За Русь Святую» подрывники Алексеевской дивизии взорвали маленький железнодорожный мост и отошли на станцию. На рассвете бронепоезд обнаружил густые цепи красных, наступавшие со стороны Ростова по обе стороны железнодорожного полотна. Бронепоезд открыл огонь, и неприятельские цепи разошлись вправо и влево. Несколько орудий, шедших вместе с советской пехотой, снялись с передков и открыли сильнейший ответный огонь по бронепоезду. Около 11 часов бронепоезд «За Русь Святую», не позволявший красным подойти к Батайску с фронта, должен был отойти из-за угрозы его тылу со стороны обходящей части противника. В это время наша пехота уже отступила от станции, на которой оставался лишь бронепоезд «Казак». Этому бронепоезду было поручено поджигать оставшиеся вагоны со снарядами и интендатскими грузами. Сняв телефонные и телеграфные аппараты, наши бронепоезда отошли к депо станции Батайск. В это время красные вышли на площадь Батайска у собора и с южной окраины стали обстреливать бронепоезда пулемётным огнем. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл артиллерийский и пулемётный огонь и отогнал советскую пехоту обратно в селение, а затем отошёл за выходные стрелки. Красные поставили 3-дюймовое орудие на церковной площади и открыли по бронепоезду беглый огонь. Один неприятельский снаряд попал в контрольную платформу, несколько других — в насыпь рядом с бронеплощадками. Под ответным огнём бронепоезда орудие противника замолчало. Но когда наши бронепоезда стали отходить к ближайшему разъезду Койсуг, то орудие красных перенесло огонь вдоль железнодорожного пути вперёд. Первый же снаряд неприятеля попал в бронепоезд «Казак», отходивший впереди. Все находившиеся на одной из бронеплощадок чины команды были убиты или ранены. В пяти верстах от Батайска бронепоезд «За Русь Святую» был неожиданно обстрелян неприятельской батареей из засады. Однако ответным орудийным огнем бронепоезд заставил батарею сняться с позиции и отойти. Прибыв на разъезд Койсуг, бронепоезд стал между двумя оставленными там пустыми поездными составами и ждал подхода неприятеля. Наши части уже отошли от Койсуга на юг. Когда колонна конницы красных поравнялась с разъездом, то бронепоезд «За Русь Святую» выехал из-за пустых вагонов и открыл огонь в упор из пулемётов и картечью. Вся колонна, силою около полка, смешалась и устремилась прочь, бросив убитых и раненых. С наступлением темноты бронепоезд пришёл на станцию Каяла, примерно в 15 верстах к югу от Батайска...
ПРИМЕЧАНИЯ
- В порядке исключения начальные буквы имени и отчества подпоручика И. В. Борисова приведены потому, что на бронепоездах служили несколько его однофамильцев. На том же бронепоезде служил его родной брат.
- Здесь и далее используется старый стиль.
- Ныне Конармейская.
- Поленов П. С. Рейд бронепоездов; Бронепоезд имени Озолина // Как мы освобождали Ростов. – Ростов-Дон: Азчерзиздат, 1935. – С. 79-91.
- Военная быль / Изд. обще-кадет. об-ния под ред. А. А. Геринга. Париж, 1969. № 95 (янв.). С. 33-35; 1970. № 106 (сент.). С. 33-35, 39-42; № 107 (нояб.). С. 37-38, 41-45.
Начало см.: Власов А. А. О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ. Часть 1
|