Сень Д. В. Старообрядчество на Дону в конце XVII века // Донской временник. Год 2013-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2012. Вып. 21. С. 111-114. URL: http://donvrem.dspl.ru//Files/article/m5/2/art.aspx?art_id=1195
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2013-й
История войска Донского
Продолжение. Начало см. Старообрядчество на Дону в конце XVII века. Часть 1
Д. В. СЕНЬ
СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА ДОНУ В КОНЦЕ XVII ВЕКА
К 325-летию казни лидеров донских старообрядцев в Москве
Часть 2
Сообщая на Дон об обстоятельствах казни казачьих лидеров, царские власти обращали внимание на продолжение расправ: «И потому ж и жён их же воровских з Дону выбить, чтоб впредь у вас… на Дону их воровского корени не было». Замечание показательное в высшей степени: недаром приближавшийся Исход донских казаков на Кавказ стал явлением массовым, семейным! Подобная направленность репрессий свидетельствовала о признании Москвой опасного масштаба «донского раскола», искоренить который нельзя было отдельными казнями и выплатой жалованья «верным казакам». К июню 1688 года ситуация выглядела внешне таким образом: «…на Дону ныне всё тихо. И крест целовали всем Войском, а которые не пошли, и тех при били Войском до смерти дрючьями» [6. Л. 273]. Но тут же наблюдается другое, куда более тревожное для властей явление – уход донских старообрядцев, включая жителей казачьих городков, подальше от Черкасска, их объединение с другими «расколщиками» и сосредоточение на укреплённом острове по реке Медведице [6. Л. 273–274]. Выдача С. Лаврентьева с казаками послужила одним из оснований к сбору недовольных казаков на медведицком «острове» [7. С. 257]. С 9 по 12 июля 1688 года «воровские раскольники», среди которых были и казаки, осаждали Сиротинский городок, но отступили в итоге на Медведицу [7. С. 220]. Современники описываемых событий указывали на такую важную деталь, как намерение «расколщиков» уйти с Медведицы на реку Куму. Одно из первых документально подтверждённых свидетельств ухода донских старообрядцев на Кавказ относится к июлю 1688 г. Тогда донские казаки информировали князя В. В. Голицына об уходе с Дона «воров» вместе со старцами, включая Досифея, Пафнутия и Феодосия [7. С. 19]. Вероятно, речь шла не только о казаках из городков, но и о насельниках Чирской пустыни [7. С. 230]. Ситуация на Дону вновь встревожила власти. К «проведыванью» раскольников подключились царицынский и саратовский воевода. Соответствующие грамоты были направлены калмыцкому Чаган-тайше. Вскоре стало известно о крупном успехе старообрядцев – «расколщики Донские казаки взяли Островской казачей городок и людей в том городке всех порубили без остатку с сущими младенцы, а в том де городке людей было… 90 человек» [7. С. 221]. Летом же 1688 года «воровские расколники» захватили Етерев городок, «вырубив» в нём женщин и детей.
Обеспокоились власти и другим – уходом казаков старообрядцев с Дона на Кавказ. В 1688 году более тысячи казаков во главе с Л. Маноцким покинули донские городки и отправились в район Большой Кабарды, временно задержавшись во владениях князя Месауста (Мисоста Казыева), который указал им жить в «старопостроенном городе Можарах на Куме реке» [15. С. 31]. Любопытно, что первоначально казаки просили князя разрешить им поселиться «под Бечтовыми горами», т. е. в Пятигорье [7. С. 228], но получили отказ и повеление осесть близ Можар, на деле же – в междуречье Кумы и Домзлы (Домузлы). Другой документ сообщал о более чем двух тысяч казаков, отправившихся на Куму с обозом из телег и с большими запасами. Их лидер, Л. Маноцкий, с тремя сотнями кумских казаков вскоре отправился к шамхалу Тарковскому, «чтобы их к себе принял, а они же всякое вспоможение ему станут чинить». В том же году казаки устроили земляной городок в междуречье Кумы и Дом злы (Домузлы) «в крепких местех» – «со всяким строением», намереваясь здесь прочно обосноваться. Весной казаки хотели усилить обороноспособность городка «вся ким ружьем» и пушками.
На Дону обстановка сгущалась: сдаваться старообрядцы не собирались. Они осадили городок на Медведице – Черкасск инициировал в ответ выступление крупных сил с пушками. Параллельно шли поиски и вершилась расправа над сторонника ми раскольников в казачьих городках – Паншине, Качалинском… На Дону действительно разворачивалась «братоубийственная война» между донскими казаками, причём с явно выраженной религиозной окраской. Власти получали сведения о готовности донских «казаков и расколщиков», объединив силы нескольких казачьих городков, штурмовать Черкасск и даже идти на Царицын. Намерения раскольников действительно были серьёзными – «хотят итти войною на все казачьи городки и их пожечь и вырубить» [7. С. 223]. Чирская пустынь, один из духовных центров старообрядцев, по-прежнему привлекала к себе тревожное внимание властей – ведь при поддержке казаков чирские старцы и старицы продолжали подговаривать «многих людей мужеска и женска пола прелестию», уводя их на Чир.
Обострилась обстановка на Медведице. 14 сентября 1688 года атаман И. Семёнов, находившийся на Медведице, извещал царицынского воеводу И. Дмитриева-Мамонова о приходе туда калмыков и о боях с «расколниками». Осаждённые засели в городке, «в самом крепком месте, в лесах и межвод, и житья свои поделали в земле» [7. С. 238]. Вскоре туда направились дополнительные правительственные силы – царицынские стрельцы. Столкновения на Медведице были ожесточенными, многомесячными. Городок на «Медведицком острове» старообрядцы основательно укрепили – «рвы копали и острог ставили по 4 саже ни на десяток», а также возвели часовню. Царицынские служилые люди уточняли, что городок «осыпан весь землею с обе стороны до верха валом. И поделаны бойницы… и стрелба мушкетная от них бывает беспрестанно» [16. Л. 9]. Урон осаждающим наносили успешные порой вылазки защитников городка. В ответ на предложение выдать своих вождей и сдаться сами осаждённые заявили: «…хотя все помрут, а городка не уступят. И говорят, что той городок будет у них другой Иеросалим» [16. Л. 10].
4 апреля 1689 года стала очередной рубежной точкой в истории «донского раскола». Последний штурм укреплённого городка закончился взятием его донскими казаками и «ратными людьми», массовой гибелью осаждённых старообрядцев, которые ожесточённо оборонялись. Некоторые из них, не желая сдаваться, «метались в огонь и в воде потопли» [4. С. 155]. Ценой больших усилий властям удалось «нормализовать» обстановку на Дону. Движение донских старообрядцев было подавлено. Открывалась новая страница в истории донского казачества, связанная с массовым уходом казаков-старообрядцев на Кавказ: на Куму, Аграхань, и на Кубань [17]. Донская земля рождала новые казачьи сообщества: о новых на Кавказе казаках совсем скоро заговорили в Москве, Азове, Бахчисарае. Кто-то из них вернулся на Дон, принёс повинную. Но большинство избрало себе и своим потомкам иную долю…
ПРИМЕЧАНИЯ
- Подробнее о нём см.: Мининков Н. А. «Не место красит человека…» : войсковой атаман Самойло Лаврентьев // Человек второго плана в истории : сб. науч. ст. Ростов на/Д., 2007. С. 281–291.
- Подробнее о нём см.: Королёв В. Н. Кирилл Матвеевич Чюрносов // Дон. временник. Год 2003-й. С. 59–63.
- РГАДА. Ф. 111. Оп. 1. 1688 г. Д. 3.
- Лишин А. А. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А. А. Лишиным. Новочеркасск, 1891. Т. 1.
- Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. СПб., 1889.
- РГАДА. Ф. 111. Оп. 1. 1687 г. Д. 13.
- Дополнения к Актам историческим, собранныя и изданныя археографическою комиссиею. СПб., 1872. Т. 12.
- Булычёв А. А. Между святыми и демонами : заметки о посмерт. судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005.
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии : умершие неестествен. смертью и русалки / вступ. ст. Н. И. Толстого; подготовка тек ста, коммент., указ. Е. Е. Левкиевской. М., 1995.
- Ошибка. Должно быть – Петра.
- РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. 1688 г. Д. 3598.
- О судьбе П. Сергеева и других участниках «донского раскола» см.: Шашков А. Т. Староверческое движение на Дону и ссылка его участников в Сибирь в конце XVII в. // Изв. Урал. гос. ун-та. 2004. № 31. Сер. Гуманитар. науки. Вып. 7. С. 164–182.
- Этимологически слово «ахреяне» восходит к «агарянам», как часто в русских источниках именовали турок и татар, риторически – мусульман. Термин «ахреяне» не встречается в русских письменных источниках ранее XVII века. Ахреянами в России с XVII века стали именовать лиц православного вероисповедания, в т. ч. казаков, ставших «изменниками», бежавших из России жить к мусульманам (на территории, подвластные мусульманским правителям: крымскому хану и турецкому султану). При этом российская сторона полагала массовый и сознательный переход таких «изменников» в мусульманство. Казаки-ахреяне Кубани в массе своей были старообрядцами.
- Усенко О. Г. Начальная история кубанского казачества (1692–1708 гг.) // Из архива тверских историков : сб. науч. тр. Вып. 2. Тверь, 2000.
- Боук Б. М. к истории первого Кубанского казачьего войска: поиски убежища на Северном Кавказе // Восток (Oriens). 2001. № 4.
- РГАДА. Ф. 119. Оп. 1. 1689 г. Д.. 2.
- Подробнее см.: Сень Д. В. Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в отношениях с мусульманскими государствами Причерноморья (вторая половина XVII в. – начало XVIII в.) Ростов н/Д., 2009. С. 138–203; Его же. Из «вольных» казаков – в подданные крымских ханов: казачьи сообщества Дона и Кавказа в конце XVII – начале XVIII вв. // Восток (Oriens). 2011. № 5. С. 46–54.
|