Галушко О. И. Николаенко и кукольник // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 197-198. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=703
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й
Краеведы Ростовской области
О. И. Галушко
НИКОЛАЕНКО И КУКОЛЬНИК
Памяти таганрогского краеведа Александра Ивановича Николаенко (1934-2009)
Впервые я увидела Александра Ивановича в августе 1996 года. Он стремительно вошёл в комнатку, где я работала над материалами к 300-летию Военно-морского Флота, и, казалось, заполнил собой весь её небольшой объём. Исподлобья взглянул на разбросанные по столу книги и, мгновенно сориентировавшись в теме, пробубнил:
– А драму Кукольника «Иван Рябов» Вы взяли?
Заметив моё недоумение (что питомец советского библиотечного вуза мог знать о Несторе Васильевиче Кукольнике?!), он неожиданно стал рассказывать об этом почти забытом в наши дни писателе. Глаза горели, речь текла свободно…
…Общаться с Александром Ивановичем было легко, но при условии, если ты, подобно ему, отдавал работе всё своё время, все силы. Бывало, он звонил поздно вечером и предупреждал, что наутро ему срочно требуется книга, статья или подборка материалов.
Утром приходил с неизменной огромной сумкой, больше похожей на чемодан. Взвалив её на стол, открывал, прятал приготовленные материалы и ставил на пол. В процессе разговора снова водружал сумку на стол, доставал подтверждающий мысль документ, давал прочитать, прятал и возвращал сумку в положение «к ноге». И так несколько раз за двадцать-тридцать минут. Уже простившись, вдруг возвращался и доставал из своего «переносного архива» очередной «лакомый кусочек»: фотографию, письмо или книгу с автографом.
Александр Иванович умел находить материалы о Кукольнике в самых неожиданных местах. Освоив таганрогские источники, обратился к ростовским и новочеркасским, затем пришла очередь воронежских, московских и петербургских. Наконец, поиски вышли за пределы России – в Украину, Литву, Италию, Финляндию.
Он по-детски обижался, когда не встречал в музейных или архивных работниках отклика. Натыкаясь в современных СМИ на традиционную формулировку советских времён: «реакционный писатель XIX века Н. В. Кукольник», сердился и тут же, с пером наперевес, бросался на защиту.
Мне кажется, они были похожи – Кукольник таганрогского периода и Николаенко. Оба высокие, глыбистые, разносторонне одарённые, энергичные, радеющие о благе и пользе России и родного города. Это так бросалось в глаза, что иногда доходило до смешного. Однажды молодая сотрудница вызвала меня из книгохранилища: «Поднимайтесь скорее наверх. Вас там Кукольник разыскивает».
Александр Иванович был многогранным человеком: инженер, депутат, краевед, журналист… Жил ярко, интересно, не щадил себя. Чувствуя, что силы на исходе, ложился в больницу, подлечивался и через месяц-другой снова пускался в круговорот дел.
20 октября 2008 года Александр Иванович проводил встречу с читателями, посвящённую 140-летней годовщине смерти Нестора Кукольника. Чётко и точно рассказал, что успел сделать: составлена полная библиография работ писателя; библиография публикаций о нём (около восьмисот наименований); собрано около четырёхсот писем Кукольника; составлена иконография; выпущена книга «Кукольник и Таганрог» (1998), сборник стихов поэта (1999); альбом «Н. В. Кукольник: Жизнь в рисунках и фотографиях» (2007); на городском доме писателя установлена мемориальная доска; улица, где до революции располагалось его загородное имение, получила наименование «улица Нестора Кукольника»…
Слушая Александра Ивановича, я вдруг подумала: «Боже мой, ведь он подводит итоги!» На мгновение стало страшно, а потом успокоила себя: «Ничего, подлечится, как обычно, и снова вернётся в привычный ритм жизни. Ведь ещё так много задумано, так много нужно сделать! Пронесёт…».
Не пронесло.
См. также:
Скрынникова Л. И. Александр Иванович уехал...
Шмульян Г. Т. Чемпион по шашкам
|