| Люледжиян Г. Р. Музей, о котором мечтали // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 179. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=557
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й
Краеведы Ростовской области
МУЗЕЙ, О КОТОРОМ МЕЧТАЛИ
краевед о себе
Трудно писать о себе, есть вероятность перехвалить себя или же наоборот – недооценить какие-то события, факты, переживания своей жизни.
Я родился 30 июля 1926 г. — как раз в канун острой политической борьбы того сурового времени. Являюсь ровесником нашего района. Предки мои из города Нор Нахичеван. Дед Кеворк Симонович, инвалид с детства, заимел профессию сапожника и переехал жить в село Чалтырь, где и продолжал заниматься своим ремеслом. Там же и женился на местной девушке. Первый сын — мой дядя Мкртич Рубенович — появился на свет в 1893 г. В 1898-м у них родился второй сын - мой отец Рубен Кеворкович. Дедушка умер в сорок лет, оставив на молодую жену двух дочерей и двух сыновей. Мой отец его почти не помнил.
Содержать детей бабушке было не под силу, и поэтому обоих сыновей, моего дядю Мкртича и моего отца Рубена, она отдала на попечение своему старшему брату Лусегену Мелохаяну, не имевшего своих детей. Отец окончил 9 классов, а дядя — Нор Нахичеванскую духовную семинарию, по окончании которой некоторое время работал учителем в Чалтыре. В 1925 г. он с семьей переехал в Симферополь, где работал учителем истории и музыки. В 1938 г. его арестовали и отправили в Сибирь.
Шла коллективизация. Я ещё помню, как наша семья и семья старшей сестры моего отца в последний раз обмолачивали свою пшеницу при помощи каменных катков. Для ведения полевых работ имелась пара волов, была в хозяйстве лошадь и корова, которых в конце 30-х годов отняли. В 1934 г. я пошёл в школу, проучился семь классов — и в 1938 г. нашу семью постигло несчастье: посадили отца как врага народа. Он вернулся из ссылки через полтора года. Но в связи с этими трагическими событиями и началом войны учёбу пришлось прекратить.
Я и мои ровесники были привлечены к оборонительным работам: мы копали противотанковые рвы и окопы под Валуевым. На оккупационной территории в 1941 г. я пробыл семь дней, а с 1942 по 1943 гг. — восемь месяцев. В 1943 г., после освобождения нашего района от немецко-фашистских оккупантов, я был призван в ряды Красной Армии — это случилось 9 мая 1943 года. С 1944 г. и до окончания войны я был на фронте, сперва на Карельском направлении, после капитуляции финнов нас перебросили на немцев. Воевал на 2-ом Белорусском фронте под командованием Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.
Вернулся домой осенью 1950 г.
23 февраля 1951 г. я устроился на Хапровский хлебоприёмный пункт, где проработал до 1962 г., а потом — в Мясниковский Межколхозстрой. С 1972 г. служил в разных организациях, в 1986 г. ушел на пенсию, но моя трудовая деятельность на этом не закончилась…
В 1956 г. (после реабилитации) мой дядя Мкртич приехал в родное село и некоторое время жил у меня. Он сразу же был принят на работу в отдел культуры. Дядя создал первый в районе четырёхголосный армянский хор. Его творческое наследие помогло сохранить национальный фольклор армян, пересёленных с Крыма на Дон в 1779 г.: он сделал нотную запись более 200 песен. Мкртич Кеворкович хотел сохранить старинные традиции и обычаи, мечтал создать музей, собирал старинные вещи. Помещения для музея не было, и поэтому свою коллекцию он передал в музей Сурб Хач.
Заветная мечта дяди передалась и мне, я всю жизнь мечтал о создании музея, хотел продолжить дядино дело — сохранить нашу, более чем 200-летнию, историю.
Как-то в 1988 г. ко мне обратилась первый секретарь райкома комсомола Роза Эдуардовна Закарян, знавшая о моём стремлении создать музей. Она активно помогала мне в этом деле, но у нас не было помещения... Счастье, что меня окружали энтузиасты — Мкртич Амбарцумович Пудеян и Аведик Христофорович Хурдаян. Моя семья всегда поддерживала меня, моя дочь Сусанна Георгиевна Попова отдала в наше распоряжение свой флигель и во всем нам помогала. Четыре года здесь хранились редкие экспонаты, старинные вещи, проводились экскурсии для школьников. Я часто обращался в районную администрацию (возглавляла его в то время Тамара Дзероновна Пученкова), и, наконец, нам выделили комнату в здании Детской школы искусств.
24 апреля 1992 г. состоялось официальное торжественное открытие Историко-этнографического музея Мясниковского района. Его коллекция пополнялась уникальными экспонатами, умело выполненными макетами, подаренными жителями нашего района. В экспозициях музея отражена вся двухвековая история пребывания армян на Дону. Уходя на заслуженный отдых, я спокоен: музей отдан в надёжные руки. В настоящее время о нём заботятся Анаид Суреновна Даглдиян и Кнарик Саркисовна Хартавакян. Я желаю им дальнейших успехов в этом деле. Считаю долгом каждого помогать им во всём, ведь музей — зеркало нашего района.
|