Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Зайцева Н. Н. Андрей Васильевич Гребенников // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 129-131. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=535

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

Краеведы Ростовской области

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГРЕБЕННИКОВ

донской краевед

В 1994 г. отдел краеведения Донской государственной публичной библиотеки получил на хранение от ростовского писателя В. С. Моложавенко рукописный труд А. В. Гребенникова — историческое повествование о казаках в восьми частях (ныне труд хранится в Государственном архиве Ростовской области). Интерес вызвали и эта работа, и личность самого автора, которого еще в 60-70-е гг. волновали не совсем своевременные в то время вопросы. Андрея Васильевича уже не было в живых, и на наш запрос ответила его племянница, Мира Степановна Коваленко. В прошлом она работала в техникуме и двадцать лет вела клуб «В мире прекрасного». Письмо ее оказалось, как и она сама, очень интересным, поэтому приводим его почти полностью.

«…О дяде… Родился он 30 октября 1894 года на хуторе Павловка (ныне Красносулинского района). Он основан в 1799 году генерал-майором Павлом Дмитриевичем Иловайским, представителем одной из самых богатых и влиятельных семей на Дону. В 1806 году в хуторе было восемь дворов и проживало 48 душ крестьян. Живописные и плодородные земли привлекали многих. Потом владел землей пан Благородский. Рядом были земли княгини Юсуповой, а также ей принадлежали рудники.

В конце XIX века Юсупова и Благородский продали свои владения казачеству. С этого времени у хутора начинается новая казачья жизнь.

Дядя по материнской линии был не казак (но он считал себя только казаком высшей пробы), мать его Морозова Екатерина Ивановна, родилась в Курской губернии. Ее отец в поисках лучшей доли переехал на Дон с шестью дочерями и двумя сыновьями. За хорошую кузнечную работу глава семьи Морозов получил землю от казаков и построился. Дочери были красавицы, работящие, на них заглядывались казаки, но было не принято казакам жениться на «хамках». И все же взяли их в жены, но в пылу гнева и унижали, называя «хамками». Отец Андрея Васильевича — казак красивый, крутой, своенравный. О нем я ничего не знаю. Жаль, что ни в детстве, ни в юности не интересовалась. Знаю, что Василий Ильич умер в 1935 году в Новочеркасске.

В 1902 году в хуторе Павловка открылось одноклассное приходское училище, где учились дети казаков, а учили их священник Морозов и учителя Ленцикович и Бальшевич. Эту школу окончил дядя. Потом работа, работа. Семья большая: дедушка, бабушка, отец, мать, шесть сестер, два брата. А земли мало. Землю давали только с рождением казака. Богатыми Гребенниковы не были, дом из четырех комнат, крыша железная, надворные постройки. Быки, лошади, птица… Труд в 42 года унес в могилу мать дяди Андрея. Потом служба в царской армии. Это вновь трудности: потому что казак на службу шел со своим конем и на всю службу и коню и себе справа. У дяди был конь Орлик. Империалистическая война, 14 – 16 год. Тяжелое ранение. И не Орлик бы, то дяди не было. Он спас его. 1917 год, революция...

Дядя не был ни у красных, ни у белых. В буре революции было трудно. Ранение сказывалось и очень. Дядя окончил курсы бухгалтеров и всю жизнь работал бухгалтером. Казаков преследовали. Это уже после гражданской войны он поселился с женой во Владикавказе, а затем был Пятигорск и, наконец, Грозный, и лишь в 1972 году он переехал в Новочеркасск, «тянуло в родные края».

Здесь жили и живут родственники. 20 лет его уже нет.

Так уж случилось, что он женился во второй раз. Он очень хотел иметь детей, но… ни первая, ни вторая не подарила наследника. Он очень переживал. И много лет назад зародилась у него мечта оставить после себя что-то. И он начал титаническую работу по сбору материалов...

Профессор Мавродин [Владимир Васильевич Мавродин, Ленинградский государственный университет. — Н. З.] дает такой отзыв: «Труд Ваш, безусловно, интересный, и, может быть, уникальный, поскольку в такую седую древность еще не проникал ни один глаз… Ваша работа могла бы стать основой для создания исторического романа…». Об этом же говорит и писатель А. Д. Знаменский… «Но это была бы не «обработка», а самостоятельная книга»…

«История донского казачества не только дань уважения к памяти русских людей, столько отдавших жизней за русскую землю, это — учебник о героической жизни бесстрашного русского народа, могучее средство для воспитания потомков», — пишет А. В. Гребенников.

Первая книга «Корни вольности» посвящена историческим корням казачества. Автор рассматривает различные точки зрения историков на происхождение казачества. На материалах летописей Андрей Васильевич повествует о бродниках, предшественниках казаков.

В книге второй «Спустя пятнадцать лет» показана героическая борьба свободолюбивых людей у берегов Тихого Дона в период нашествия татар. Рассматриваются также различные исторические точки зрения на происхождение слова «казак».

Начиная 3-ю книгу «Три общины» Андрей Васильевич пишет: «Прежде чем продолжить повествование в третьей рукописи я должен заметить, что в течение многих лет находился в библиотеках разных музеев родного края, Москвы и Кавказа, где и собрал некоторое количество сведений, в той или иной степени связанных с историческим прошлым Донского края. Поэтому и как бы в подтверждение предания моих предков, в своей работе я исходил только из наиболее надежных источников. Я стремился расположить части своего повествования таким образом, чтобы не допустить существенных пробелов и избежать излишней детализации...». Три общины — Донская, Черкесская и Хоперская, которые объединились в борьбе против татарской Орды в ХIII веке. Об этом же повествует и книга 4-я «Донская община и Москва».

5-я книга «Потомки единого корня — древнерусской народности (Донцы и Заднепровцы)» и 6-я «Донцы покидают пределы Днепра» посвящены дружественным связям донцов и заднепровцев.

В книге «Донцы, гребенцы и сиротинцы» автор повествует о том, как обосновались донцы, гребенцы и сиротинцы, покинув пределы Днепра в ХIV веке.

И завершает хранящуюся в Донской публичной библиотеке историческую рукопись 8-я книга «Донцы на Куликовом поле». Заканчивая ее автор пишет: «О том, как в дальнейшем сложится жизнь народа Донской общины и всех братских общин, произойдет ли объединение всех братских общин, о неудачах Мамая и появлении в Ордынском царстве хана Тахтамыша и какие еще тяжелые события произойдут на просторах многострадальной Руси и свободолюбивого народа Дона, об этом уважаемый читатель узнает из следующей 9-й рукописи».

Последующую историю своей родины А. Гребенников не успел написать. Но и этих книг достаточно для того, чтобы увидеть глубокие знания краеведа-любителя по истории своего горячо любимого края, оценить его любовь и верность родному Отечеству.

Закончить рассказ о рукописи Андрея Васильевича хочется его словами: «Излагая повествование о тяжелых переживаниях наших дорогих предков, мое сердце чувствовало во всей глубине все то, что писало перо, и если бы труд и борьба моих героев заслужили внимание читателя, я был бы самым счастливым человеком и безгранично радовался такому вознаграждению за мой скромный долголетний труд...».



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"