Михаил Алексеевич Вдовин (автобиография) // Донской временник. Год 2000-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 8. С. 118-119 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=522
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2000-й
Краеведы Ростовской области
МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ВДОВИН
ростовский краевед
Родился я в Ростове 21 ноября 1930 года в семье потомственных железнодорожников: отец — инженер паровозоремонтного завода (ныне — РЭРЗ), мать — чертежница технического отдела этого же завода. Мой дед по отцовской линии — Вдовин Николай Гаврилович — участник знаменитой ростовской стачки 1902 года (он в то время работал столяром в вагонном цехе Главных мастерских Владикавказской железной дороги).
Вся наша семья — коренные ростовчане, старшее поколение которой обосновалось в Ростове-на-Дону в последнем десятилетии XIX века. Мой дед по материнской линии Голованенко Мелетий Никифорович, происходящий из старинного казачьего рода, переехал в Ростов с Кубани, из станицы Урюпинской, что под Армавиром. И это спасло жизнь как ему самому, так и членам его семьи. Вся же его многочисленная родня на Кубани была уничтожена "под корень" — расказачена и раскулачена. Приехав в Ростов, он устроился на работу в товарную контору Юго-Восточной железной дороги станции Ростов-Товарная весовщиком.
Интересно происхождение моего деда по отцовской линии. Его дед пришел в Россию, как завоеватель с армией Наполеона в 1812 году. Остался в России, принял православие, женился на русской девушке и обзавелся российской семьей, обосновавшись под Симбирском в поместье дворянина Страхова-Озорного, исполняя обязанности главного конюха на барском подворье. Его сын, мой прадед, также унаследовал профессию своего отца, а вот мой дед был обучен по столярной части. Приглянулся он барской дочери — красавице Софье. Но надежды на родительское благословение не было. Поэтому они решили бежать на Дон. Здесь и обвенчались. Мой отец, Алексей Николаевич, родившийся в 1900 году, был вторым ребенком, — а всего в их семье было пятеро детей. Моя мать в семье была последним, седьмым ребенком.
Лишь только половина из дюжины родственных семей избрала для постоянного местожительства Ростов-на-Дону. Остальных жизнь разбросала по всей стране.
Наша семья — я и мои родители безвыездно все время прожили в Ростове, включая годы Великой Отечественной войны, обе оккупации города и тяжелый послевоенный восстановительный период.
Будучи еще школьником, в предвоенные годы, я увлекся краеведческой тематикой, во внеурочное время посещал занятия исторического кружка во Дворце Пионеров. Делал вырезки из газет, собирал открытки с видами города, периодические издания по истории Донского края, вел дневник и фиксировал в своей памяти все события, свидетелем которых являлся сам.
В 1953 году с отличием окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта и был направлен для работы на Ростовский паровозоремонтный завод, где работали мой дед, отец, мать, а сейчас работает моя дочь.
В 1958 году успешно сдав вступительные экзамены, поступил в аспирантуру при кафедре технологии металлов РИИЖТа, а в 1964 году защитил кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата технических наук. В 1967 году мне было присвоено звание доцента. В течение 26 лет в РИИЖТе я работал преподавателем-наставником в студенческих академических группах механического факультета и занимался научной работой (опубликована 51 научная работа).
Будучи внучатым племянником Александра Михайловича Ильина, известного ростовского краеведа, я имел возможность знакомиться и работать с его архивом, который находился у его дочери Лидии Александровны Голованенко (Ильиной), с 1935 года проживавшей в Москве. После смерти Лидии Александровны в августе 1989 года архив оказался у внука А. М. Ильина — Игоря Николаевича, сына родного брата Лидии Александровны. После "приватизации" архивов деда, Игорь Ильин их никому не дает.
Являясь потомственным казаком по материнской линии, в конце 80-х — начале 90-х принимал активное участие в возрождении донского казачества. Был участником Первого Учредительного Круга станицы Доломановской, где был избран в состав правления вновь организованной станицы. В дальнейшем в течение нескольких лет исполнял обязанности писаря при атамане Ростовского округа, был членом Совета стариков Ростовского округа, занимаясь вопросами экологии и охраны окружающей среды. В 1994 году после перенесенной операции и ухудшения состояния здоровья, временно отошел от казачьих дел.
После выхода на пенсию с февраля 1995 года начал публиковать очерки по историко-краеведческой тематике в городских газетах: "Приазовский край", "Молот", "Комсомольская правда на Дону", "Аргументы и факты на Дону", "Звезда".
К 95-летию ростовского трамвая под общим заглавием "Малоизвестные страницы истории ростовского трамвая" мною были написаны 12 очерков (не опубликованы). Тезисы по восьми очеркам публиковались в ростовской газете "Ва-банк". На эту тему в феврале 1997 года я сделал сообщение на научной конференции в Музее краеведения (опубликовано в материалах конференции).
Под общим заглавием "Ростов-город, Ростов-Дон" к 250-летнему юбилею города написаны 2 книги (не публиковались): "Два года в прифронтовой полосе" — о военной судьбе Ростова с октября 1941 года по сентябрь 1943 года и "У самого Тихого Дона" — сборник очерков о родном городе, его истории, жизни и быте ростовчан, о Северо-Кавказской железной дороге, 135-летний юбилей которой совпал с 250-летием Ростова-на-Дону. Отрывки из этих книг публиковались в газете "Приазовский край" и журнале "Донской временник"(1999).
|