Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Штавдакер Л. А. Надо жить для России! // // Донской временник. Год 2026-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2025. Вып.34. С. 68-72. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=2093

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 34-й

Краеведы

Л. А. Штавдакер

НАДО ЖИТЬ ДЛЯ РОССИИ!

Писателя-краеведа Ивана Константиновича Гаустова я впервые встретила в июне 1959 года в Пятигорске в Доме пионеров. Он вёл краеведческий кружок [1]. К тому времени я почти год посещала литературный кружок, которым руководил Н. С-сов, по словам Светланы Аркадьевны Михайлевской, нашего классного руководителя 7 «Б» 9-й средней школы – «человек талантливый, но безответственный и пьющий» (она знала его ещё по институту). Я отдала ему свои тетрадки со стихами и маленькими рассказами, и лишь через полгода с трудом смогла их забрать, чтобы передать «на суд» И. К. Гаустову.

«Стихи плохие, – сказал Иван Константинович, а, в рассказах что-то есть, но, чтобы стать писателем, надо много работать».

Вставить фото 6 Наши краеведы  подпись: Лариса Петелева (слева) в пионерском лагере на ж. д. ст. Минутка. Кисловодск, 12 июля 1959 г.. Фото из личного архива Л. А. Штавдакер

Иван Константинович с женой Ольгой Романовной жил в Ново-Пятигорске, а я с родителями и братом – в самом последнем доме (№ 272) на улице Мира. Отсюда, миновав шоссе и железную дорогу, я бежала на трамвай и через несколько остановок была уже у Гаустовых. Иногда я встречала у них дочь Нелли и внука Сашу, моего ровесника. Другая их дочь Лидия с мужем и детьми, мальчиком и девочкой, жила в Ленинграде.

Иван Константинович много печатался в «Пятигорской правде» и вскоре привёл меня в редакцию газеты. Но прежде я побывала вместе с ним в нескольких школах города, увидела, как трудятся мои сверстники в ученических бригадах [2], работают в питомнике [3]. Тогда в школах было организовано производственное обучение: своё направление имела каждая школа. В моей, 9-й, производственную практику старшеклассники проходили на телеграфе [4].

Из моего дневника:

«17.02.1960. Я совершенно перестала интересоваться танцами на школьных вечерах и всё свободное время посвящала чтению книг и своей литературной работе…».

Но самыми увлекательными были для меня походы с Иваном Константиновичем на природу – в лес, под Машук и Бештау, к Развалке [5].

«17.08.1961. Вместе с Иваном Константиновичем, братом Валериком и подружкой Любой Н. побывала в некоторых чудесных местах… Ходили к подземному озеру на г. Бештау, в Ореховую балку за Кисловодском (где Замок коварства и любви), в Долину очарования (ст. Подкумок), на прогулку по Бештаугорскому лесу. Я чувствовала и понимала сердцем необычайную прелесть природы».

Были и дальние путешествия.

 «15 июня 1960. Числа 19-го отправляюсь в поход с И. К. Сначала, вероятно, в Архыз, а потом уже по Ставропольскому краю. Не дождусь того дня. Уже купила рюкзак».

«19.06.60. Выехали в Черкесск. Погода плохая. 20.06. Приехала домой из Черкесска. Путешествие не удалось, но я не унываю. Пройдут дожди и мы отправимся в поход снова». Яркие впечатления оставила поездка в Кавказский заповедник (1416 августа 1962 года).

Как надо собирать материал для статьи, брать интервью я училась у Ивана Константиновича.

 «23.06.60. С утра мы с И. К. поехали в Ессентуки собирать материалы для “Яблоньки”. Побывали у старых большевиков. Морквин указал нам адрес Петра Ивановича Шпака, старого большевика. П. И. Шпак рассказал нам о своей жизни и деятельности, а также о расстреле большевиков на р. Яблоньке. Побывали мы с И. К. на речке Яблоньке. Удивительно интересно, что улица, по которой протекает Яблонька, тоже называется Яблонькой. Поговорили о будущем рассказе “Яблонька”. Я сказала, что постараюсь вложить в него всю свою душу».

«4.08.60. Вместе с И. К. я ходила на концерт государственного оркестра СССР. Слушали “7-ю симфонию” Прокофьева, “1-й концерт для фортепиано с оркестром” Чайковского и его же “Итальянское каприччио”. Музыка – настоящая музыка произвела на меня неизгладимое впечатление.

Вчера, 3 августа, мы с И. К. были в гостях у писателя А. П. Бибика [6]. Алексей Павлович угощал нас ухой из окуней. Я закончила вчера рассказ “Яблоньку”».

«9.08.60. К вечеру пошла к И. К. Он уже поправил “Яблоньку” и сказал, что если ценить по-писательски, то она сделана на 3+. Это мой большой сдвиг. Но я всё же очень недовольна. Мне обидно на саму себя».

Иван Константинович привёл меня на собрание литературной группы КМВ[1] [7], познакомил с руководителем объединения Натальей Владимировной Капиевой [8] и другими литераторами. Я старалась не пропускать литературные собрания, мне было очень интересно. Они проходили в разных местах в редакции газеты «Кавказская здравница» (в историческом здании «Эрмитажа», вход с ул. Гоголя, 1), в здании Бальнеологического института.

«14.11.1959. И. К. Гаустов получил открытку из редакции “Пятигорской правды”. Мы пошли в Бальнеологический институт, где в 6 часов вечера должен был состояться семинар писателей. В Пятигорск из Ставрополя приехали поэты В. Г. Гнеушев и А. М. Исаков, критик А. В. Попов, П. И. Горецкий. Обсуждалось творчество поэтов Д. И. Сироты, А. В. Борисовой, В. Л. Ступаковой, В. П. Хорольского. Собрание разделилось на две группы (заседали в двух разных помещениях). Я и Иван Константинович были и в одной и в другой группе. Я переживала за А. В. Борисову. Критиковали здорово. Собрание кончилось в 11-м часу ночи. Многое мне стало ясным, особенно из того, что сказал В. Г. Гнеушев: “Надо больше писать, работать, чтобы успешно продвигаться вперёд”».

«6 февраля 1960 г. стало самым знаменательным днём в моей жизни. Я впервые выступила на литературном объединении КМВ и прочитала свои рассказы “Первый снег”, “Скворцы прилетели”, “Дед Мороз”, “Кукла”. В перерыве ко мне и к Ивану Константиновичу подошёл редактор Ставропольского радио и телевидения и попросил у меня мои рассказы. В “Кавказской здравнице” напечатана моя заметка. Я очень счастлива».

Общение с И. К. Гаустовым сделалось для меня жизненной потребностью.

«9.09.1961. И. К. уехал в Ленинград в клинику. А у меня очень приятная новость: купила собрание сочинений в 10 томах Гейне».

«5 ноября 1961 г. Скоро приедет Иван Константинович. Жду его с нетерпением. Мне нужен друг, с которым я могла бы делиться мыслями, спорить, советоваться. Пока такой друг у меня Иван Константинович. Нужно мне написать рассказ. Какое-то сомнение. Нужен ли он, ведь сначала необходимо знать во имя чего ты пишешь рассказ? Иногда мне кажется, что надо, а иногда я не знаю».

«29 июня 1962 г. Я почему-то снова решила записывать дневник. Вероятно, потому, что слишком много интересного и даже важного произошло у меня в жизни….

Самое важное и замечательное за всё это время – мой уход из 9-й одиннадцатилетней школы в вечернюю. Почему? В последнее время я всё чаще чувствовала, что мне тяжело заниматься пустым делом, т. е. ходишь в школу, очень мало от этого получая, на телеграф, где иногда от скуки хочется завыть, потому что работа не по душе. Как будто бы времени много, а идёт оно всё на пустяки. Заниматься литературой, любимым занятием я не могла. Меня это угнетало и каждый раз я всё говорила об этом Ивану Константиновичу. И вдруг у него родилась замечательная идея: перейти в вечернюю школу и закончить в этом году. Стоит ли говорить о трудностях, о том, как уговаривала свою директоршу и т. д. Факт тот, что я перешла в вечернюю школу № 2. До экзаменов три месяца! Я отстала по программе больше, чем на полгода! Не знаю, откуда у меня взялось мужество. Только любовь к литературе помогла мне. Я шла утром на уроки, учила то, что задают и догоняла… Вечерами отвечала, сдавала зачёты и учила до полуночи. Уставала страшно. Но мысль о будущем светила мне будто огонёк, и я упорно пробивала себе путь, утешаясь тем, что в жизни может быть будет мне ещё труднее. А мне ли бояться трудностей!

И вот экзамены. Из-за глупого волнения получила четвёрки по литературе и истории. Пятёрки по химии, алгебре, французскому, физике и четвёрку по геометрии. Я победила, но выдохлась. А теперь вот, кажется, прихожу в себя.

Вчера побывала на обсуждении книжки Ивана Константиновича “Цветок-невидимка” [9] в пионерлагере. Была потрясена. Как он умеет завлечь детвору! Рассказать им интересно, завоевать детские сердца! Я видела, как девчонки сразу же повисли у него на руках, а мальчишки тоже посматривали на него с любовью и уважением.

Незаметно из-за Машука надвинулся вечер. Мы стояли на перроне маленькой станции Иноземцево и смотрели в сторону шумящего леса. И. К. счастливый так, как может быть счастлив писатель, когда его любят люди, советовал мне перечитывать Пришвина и некоторые вещи Паустовского».

Пока мои одноклассники штурмовали одиннадцатый класс, я решала для себя главный вопрос – куда поступать учиться. Журналистика как профессия уже не казалась такой привлекательной из-за необходимости писать по заданию, на потребу дня (таков был мой маленький опыт).

Тогда Иван Константинович привёл меня в центральную городскую библиотеку к Татьяне Аркадьевне Марутовой [10]. Библиотека находилась на первом этаже старинного здания (бывшей гостиницы «Эрмитаж») по ул. Дзержинского 49, а на одном из верхних этажей располагалась редакция газеты «Кавказская здравница». Татьяна Аркадьевна, директор главной библиотеки города, взяла надо мной шефство и позволила познакомиться со всеми библиотечными процессами, предоставив возможность поработать в каждом подразделении библиотеки. На следующий год я поступила заочно на библиотечное отделение Ростовской областной культурно-просветительной школы (так в 19631965 годах назывался Ростовский колледж культуры) и окончила её с красным дипломом. В этом же, 1965-м, уехала в Ленинград и стала студенткой Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской.

Сохранились письма И. К. Гаустова этих лет ко мне, очень личные. Тем не менее, в них отразилось время, в котором мы жили, его чувства и переживания. В письмах Иван Константинович открывается со своей мятущейся душой, размышляет о природе, о человеке и его месте в жизни. В одном из писем признаётся: «Единственно, что связывает меня с жизнью это связь с природой». Он делится самым сокровенным, тем, что волновало его, о чём он не мог тогда говорить открыто – о России.

3 сентября [1963] года: «… слушал романсы Гурилёва. Очень понравилась песенка “Однозвучно звучит колокольчик…” Как пахнет здесь великой, светлой Россией!».

8 июля [1965 г.]: «Да, надо жить только для России. Салтыков-Щедрин писал:”Я люблю Россию до сердечной боли и не мыслю себя вне её”. Вот это патриотизм. А когда теперь говорят ”родина, для родины” становится тошно, потому что у этой родины украли её национальность и её чудесное имя».

[16 сентября 1965 г.]: «Собираюсь ехать в Москву. Хочу как русский поклониться русской святыне – Кремлю с его соборами и стариной…».

[1965, октябрь]: «…перечитываю А. Блока и думаю, как этот полурусский человек мог страстно любить Россию. Впрочем, это неудивительно: он получил дворянское русское образование».

[14 января 1966–1967 г.]: «Как жалко, что сейчас нельзя писать так откровенно, как писал тот же А. Блок. Надо всё примасливать, врать…».

 «Я всё такой же, как был русист и им останусь даже в будущей жизни. Это как никогда для меня ясно – Россия! Я всё больше встречаю даже незнакомых людей-единомышленников. Значит, я не один так думаю!».

В эти же годы И. К. Гаустов болел, переживал и личную драму.

31 октября [1965 г.]: «я пришёл к страшному семейному краху. Собираю все свои силы, чтобы не сломаться и буду искать квартиру. Как я ни старался в своём возрасте удержать семью – не удаётся, придётся век доживать одному».

Спасало творчество, но многое задуманное, осуществить не удалось: «Назрело время писать книжку о Фёдоре Баталине[11], прекраснейшем русском человеке, природолюбе. Дело, как видишь, у меня есть, а вот условий должных для работы нет».

В 1970-х годах некоторое время Иван Константинович жил на Дачной улице, 9 в доме моей мамы [12]. Вставить фото 7 наши краеведы подпись: Т. В. Калошина (Петелева) и И. К. Гаустов. Пятигорск, 1970-е гг.

Накануне 125-летия со дня рождения И. К. Гаустова, публикуя свои воспоминания и его письма (к сожалению, автор не всегда их датировал; установленные мною даты писем приводятся в квадратных скобках), полагаю, что письма И. К. Густова следует рассматривать как штрихи к портрету писателя и времени. Он был моим учителем, моим первым наставником в выборе жизненного пути. Я старалась следовать его завету: «Умей пройти … жизнь так, чтобы ты, твоё платье осталось чистым навсегда, чтобы светильник твой горел всегда и ярко! И никто никогда не смог бы погасить его! А вся деятельность, горение ума твоего должна быть оправдана яркой любовью к Русской земле, к своему народу, к родной природе. Вне этого я не вижу смысла жизни и работы» [13].

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Гаустов И. У юных краеведов // Пятигорская правда. 1958. 14 июня. С. 2.
  2. Петелева Л. Щедрая осень // Там же. 1959. 5 сент. С. 3.
  3. Её же. У юных мичуринцев // Там же. 29 сент. С. 4.
  4. Её же. Знакомимся с производством // Там же. 29 нояб. С. 3.
  5. Её же. Оберегать памятники природы [О горе Развалка] // Кавказская здравница. 1960. 22 июня. С. 3; Её же. Привести в порядок памятные места // Там же. 14 сент. С. 3.
  6. Бибик Алексей Павлович (18771976) жил в г. Минеральные воды. (Подробнее о нём см: Шолохова Т. А. Эх, друже, Георгиопуло! А. П. Бибик и Г. Ф. Шолохов-Синявский в письмах 19201960-х гг. // Донской временник : краевед. альм. / Донская гос. публич. б-ка. Вып. 31. Ростов н/Д., 2022. С. 211226).
  7. Литературное объединение Кавказских Минеральных Вод в г. Пятигорске.
  8. Капиева Наталья Владимировна (19092003), литературовед, критик, переводчик, фольклорист  (См.: Марутова Т. Жизнь, прожитая набело // Кавказская здравница. 2003. 22 апр. С. 2).
  9. Гаустов И. К. Цветок-невидимка : [повесть для среднего возраста; художник В. А. Каретко]. Cтаврополь: Кн. изд-во, 1961.
  10. Штавдакер Л. А. Подвижник культуры // Донской временник. Год 2005-й : краевед. библиотечно-библиогр. журн. /Донская гос. публичная б-ка. Ростов н/Д., 2004. С. 211–215.
  11. Баталин Фёдор Александрович (1823–1895) автор труда «Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды» в двух томах с приложением альбома планов и видов. За заслуги как учёного-исследователя в честь Баталина назван открытый им в 1856 г. источник (недалеко от Железноводска). Воду из этого источника стали называть баталинской. В честь Баталина названа и улица в г. Ессентуки. (Об известной династии Баталиных //Мосальская газета. 2022. 5 дек. URL:  http://mosalsk-gazeta.ru/news/nasha_territoriya/ob_izvestnoy_dinastii_batalinyh (дата обращения: 10.02.2024).
  12.  В Пятигорске на ул. Дачная, 9 мама жила после развода с моим отцом. – Л. Ш.
  13. Из письма, датированного концом декабря 1967 г. – началом января 1968 г.

 

 

 

[1] КМВ (Кавказские Минеральные Воды) – литературное объединение в г. Пятигорске.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2026 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"