Волошинова Л. Ф. Музей-заповедник живёт его идеями // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 102-105 URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1954
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Общественная жизнь. Краеведы.
Л. Ф. Волошинова
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ЖИВЁТ ЕГО ИДЕЯМИ
В. Ф. Чеснок. 1980-е гг.
При жизни о Валерии Фёдоровиче Чесноке много писали в газетах [1-2]. В основном это были публикации в защиту директора-энтузиаста музея-заповедника от чиновников, которые не давали ходу его инициативам. А отзывы о нём коллег, друзей, тех, кто с ним работал, практически не звучали.
С Валерием Чесноком я познакомилась в 1976 году, когда работала архитектором в Ростовской специальной реставрационной мастерской и одновременно занималась в театральной студии при Доме культуры службы быта, которую возглавляла молодой режиссёр Людмила Хромий. Тогда Валерий Чеснок был заведующим Недвиговским филиалом областного музея краеведения «Танаис» и привлекал для сотрудничества художников, реставраторов, архитекторов, журналистов, скульпторов, дизайнеров, актёров, режиссёров. Он старался увлечь их темой древнего города на краю Ойкумены, понимая, что магия художественных образов притягивает сильнее всякой рекламы.
Впервые наша студия приехала в заповедник ранней весной, а уже в июле мы играли на раскопе городища поэтический спектакль по стихам Уитмена, Межелайтиса, Вознесенского. Декорациями были небосвод, развалины античного города, душистое разнотравье у краёв раскопа. Там же расположились и зрители – археологи ежегодной экспедиции и немногочисленные гости.
Спектакль не мог быть удачным по разным причинам, но произвёл впечатление на зрителей. За «актёрами» в заповедник потянулись поэтические сообщества, барды. В 1980-м прошёл первый поэтический праздник, который собрался по инициативе поэтически настроенных друзей музея, среди которых была и автор этих воспоминаний. Название ему «Пушкин и древности» придумал Валерий Фёдорович.
Он умел притягивать людей идеями. На них в те предперестроечные годы живо откликались люди творческие, уставшие от идеологических установок, жёстких производственных планов, партийных лозунгов, примитивных схем и ограничений.
Вскоре друзьями заповедника стали молодые художники Елена и Александр Ксениты, расписавшие стены музея, сделавшие первые афишу и буклет «Танаиса», члены Союза художников В. П. Буримов, А. М. Чернышёв, Г. П. Солонин, создавшие живописные реконструкции городища, талантливые художники, работающие в разных жанрах Е. Левчанко, С. Петрашкевич, Г. Гарбузов, С. Маханьков и другие.
Сергей Губа выполнил образцы античной одежды и оружия, молодая художница и дизайнер Людмила Оганова провела свою первую выставку. Дельтапланерист Евгений Шевченко сделал фотоснимки городища и дельты Дона во время своих полётов. Реставратор Геннадий Пахомов собрал из обломков каменные половецкие изваяния для лапидария музея. Этот перечень можно продолжать.
Зная, что я архитектор, Валерий Фёдорович часто спрашивал совета по строительным вопросам и тут же добавлял, что вообще здесь, в заповеднике, строить нельзя – везде культурный археологический слой. От него я с удивлением узнала, что строение музея, которое располагалось у главного входа, возводилось как фондохранилище, но его приспособили под музей, а рядом выстроили корпуса поменьше, для фондов и временного жилья.
Впоследствии стало понятно, что самодеятельное строительство на территории заповедника было неизбежно. Конечно, В. Ф. Чеснок предпринял попытку разработать генплан заповедника, но она потерпела неудачу. Не получилось взаимодействия опытного архитектора, взявшегося за составление генплана, и археологов, которых представлял Валерий Фёдорович. Причин было много: неясны перспективы развития заповедника и возможности финансирования, не определены необходимые объёмы фондохранилищ и выставочных площадей, потребности бытового обустройства ежегодных экспедиций и сотрудников заповедника. Даже место расположения будущего капитального здания музея вызывало споры специалистов.
В оценке наших министров культуры области, от которых во многом зависела судьба заповедника, мы с ним были единодушны, ведь они были и по образованию и мышлению, по сути, то министр-баянист, то министр-финансист, то министр-пионервожатый, то министр-журналист. ... Могли ли они быть авторитетами для него, или достойно воспринимать его инициативы?
А подлинными авторитетами для Валерия Фёдоровича были его коллеги – директор Аксайского музея Владимир Гладченко, директор Азовского музея Анатолий Горбенко, ростовские краеведы и историки Михаил Краснянский, Иван Чардаров, Владимир Сидоров, Аркадий Айрумян, Андрей Зимин. И, конечно, археологи, долгие годы исследовавшие Танаис: Дмитрий Борисович Шелов, Татьяна Михайловна Арсеньева, Игорь Сергеевич Каменецкий, Дега Витальевич Деопик, Станислав Никифорович Братченко, Людмила Михайловна Казакова. Благодаря общению с ними, его увлекала археология «…предметностью, осязаемостью времени, необъяснимой метафизичностью диалога с любой эпохой. И, конечно же, ощущением свободы – как будто из душного лабиринта бесконечных съездов, постановлений, политэкономий выходишь на простор, где история, как звёздное небо над костром у древнего городища, изменчива, загадочна, бесконечна. И главное со всей бездной событий в неё таинственно вписывается твоя судьба» [3, с. 10–11].
Сегодня мало кто помнит о созданном при активном участии В. Чеснока при музее-заповеднике школьном археологическом отряде «Кентавры», который под руководством опытных археологов обследовал крепость «Лютик»; другой отряд, собранный из школьников, возглавляемый археологом заповедника В. Чалым, участвовал в раскопках некрополя «Танаиса» наряду с археологической экспедицией. Впоследствии эту инициативу в области подхватил археолог В. Смоляк, организовавший группу школьников для раскопок на Среднем Дону на острове Поречном.
Всех, заинтересовавшихся темой античного города, Валерий Фёдорович настойчиво приглашал знакомиться с музейной экспозицией, сам проводил экскурсии по городищу и музею, предлагал участвовать в раскопах. Сожалел, что не часто отзывались на его предложения.
Он был увлечён идеей исторических реконструкций: макета крепостных башен и жилого дома, воссоздания глинобитной меотской хижины, древней катапульты. Римский мост проектировали инженеры, а строил свой реставрационный отряд. Соратниками в этом его начинании были Людмила Михайловна Казакова и Павел Флюгрант, непосредственно руководившие реставрационными работами в заповеднике.
Валерий Фёдорович всегда радовался неожиданным гостям музея, будь то профессор Ю. А. Жданов, посол Греции в СССР, Тур Хейердал или иностранные туристы.
За написание книг Валерий Фёдорович взялся, понимая, как необходима популяризация древнего мира Приазовья, Причерноморья, самого Танаиса. Это были небольшие, но интересные книги: «В начале была легенда» [4], «Археологический декамерон» [5], «Олимпийские боги в образе Большой Садовой» [6]. Исключением стала богато оформленная книга «Ветвь священной оливы», изданная в преддверии олимпиады при финансовой поддержке Администрации Ростовской области [7].
В серии «Античный мир юга России» вышли брошюры «Амазонки – женщины из легенды» [8], «Танаис – продолжение легенды» [9], «Как одевались предки» [10], «Танаис в круге земном» [11] и др. Эти названия втягивали древний город в орбиту мировой истории, легендарных образов и волнующих событий.
Последними, стали объёмные книги «Паруса над Меотидой» [12], «Археологический музей-заповедник “Танаис”»: история создания и развития» [3], «Танаис» [13], изданные при поддержке и финансировании Федеральной национально-культурной автономии греков России.
Валерий Фёдорович всегда был наполнен идеями: от экскурсии в соседнюю Недвиговку и Каменную балку, велосипедных поездок по Миусскому полуострову и в дельту Дона до «Серебряной подковы Дона».
Концепция Владимира Чеснока «Танаис в круге земном» включала многие начинания, реализованные благодаря энтузиастам: праздники «Пушкин и древности» и «День Танаиса», выставки «Танаис в искусстве», «Театр “Одеон”» Анатолия Боженко, педагогические проекты Татьяны Бабушкиной, уроки древних ремёсел и арбалетный тир, детские телепрограммы журналиста Евгении Апариной. Благодаря режиссёру Ростовского телевидения Людмилы Рублевской снимался фильм «Здесь под античным небом Танаиса» с участием поэта Виталия Калашникова. Конечно, были и неудачные начинания, угаснувшие в суете повседневности, иные затаившиеся, чтобы потом вспыхнуть…
Ныне поэтические праздники дополнились фольклорными выступлениями и театральными спектаклями, утвердились и получили развитие уроки древних ремёсел, основную экспозицию пополнили зал амфорных эталонов и разнообразные тематические выставки.
За годы его жизни в заповеднике маленький провинциальный археологический музей стал популярным в России и в европейском зарубежье, был включён в российские туристические маршруты, а раскапываемый город стал объектом художественного и поэтического творчества.
Найдутся ли у него последователи? По крайне мере, очевидно, ещё долго музей-заповедник будет жить его идеями, его инициативами, его надеждами.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Волошинова Л. Ф. Историко-культурное наследие Азова и Приазовья : Открытые заседания Ростовского областного общества «Донской краевед». Ростов-на-Дону, 11 марта – Азов, 12 апреля 2014 г. // Донской временник. Год 2015-й. Вып. 23. Ростов н/Д., 2014. С. 224.
- Аромштам М. Синьор Чеснок / Фото К. Пашиньяна // Огонёк. 2000. N 27–28. С. 55–57; Лезвин А. Новые парадоксы старого Танаиса // Труд. 2000. 28 дек. 2001. 3 янв. Рост. регион. вып. С. 14; Мирзабекова Н. Музейный романтик // Ковчег Кавказа. 2002. N 3 (апр.). С. 18–19; Бульбич О. Хранитель древностей //Крестьянин. 2000. 21–27 дек. С. 3; Колобова А.Министерство внутренних дел от культуры : [Критич. ст. в адрес министра культуры Рост. обл. В. А. Иванова и его зам. В. С. Касьянова по поводу предстоящей смены рук. музея «Танаис» В. Ф. Чеснока] // Литературная газ. 2000. 6–12 дек. Юг России. С. 14.
- Чеснок В. Ф. Археологический музей-заповедник «Танаис» : история создания и развития / проект реализован ОО ФНКА греков России при поддержке Федер. агенства по делам национальностей в рамках гос. программы «Реализация государственной национальной политики». Ростов н/Д. : Донской издательский дом, 2020. 120 с.
- Его же. В начале была легенда : рассказы о Танаисе. Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1987. 111 с. : ил.; Его же. В начале была легенда... : круг мифов, легенд и сказаний о великий реке и древних народах на ее берегах. Ростов н/Д. : NB, 2005. 67, [1] с., [4] л. ил.
- Его же. Археологический декамерон : Рассказы. Ростов н/Д. : NB, 2015. 167 с.
- Его же. Олимпийские боги в образе Большой Садовой. Ростов н/Д. : ГинГо, 2010. 119 с. (Античный мир Юга России).
- Его же. Ветвь священной оливы : боги и герои античных стадионов на территории России / [подгот.: Гос. ист. музей, Гос. музей-заповедник «Танаис», Гос. Эрмитаж и др. ; фото Ю. Улетовой и Р. Петрова]. Ростов н/Д. : Омега Паблишер, 2007. 359 с. : ил.
- Его же. Амазонки – женщины из легенды / [Ростов н/Д. : NB, 2005]. 22, [1] с., вкл. обл., [2] л. ил. : ил. (Античный мир юга Росии).
- Его же. Танаис. Продолжение легенды / В. Ф. Чеснок. [Ростов н/Д. : NB, 2005]. 25, [1] с., вкл. обл. : ил.
- Его же. Как одевались предки / В. Ф. Чеснок. [Ростов н/Д. : NB, 2008]. 7, [1] с., [2] л. ил. : ил. (Античный мир юга России).
- Его же. Танаис в круге земном: легенды и факты [2-е изд., изменён. и испр.]. Ростов н/Д. : РОФССЭР «Танаис», 2007. 38 с. : ил.
- Его же. Паруса над Меотидой : [прил. к соврем. летописи «Ростовский порт. История в лицах»] Ростов н/Д. : [б. и.], 2021. 223 с. : цв. ил., фотопортр.
- Его же. Танаис/ проект реализован ОО ФНКА греков России при поддержке Федер. агентства по делам национальностей в рамках гос. программы «Реализация государственной национальной политики». Ростов н/Д. : Донской издательский дом, 2020. 120 с.
|