Гридасова Ж. П. «Не хочу судьбу иную…» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 81-92 URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1951
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Общественная жизнь. Краеведы.
Ж. П. Гридасова
«НЕ ХОЧУ СУДЬБУ ИНУЮ…»
К 90-летию со дня рождения В. Н. Репникова
В. Н. Репников. После открытия 1-й персональной выставки. Гидромелиоративный техникум. 1986 г.. Фото И. Скоморохова
Очень хорошо помню 22 января 2019 года. День был по-настоящему зимним, холодным и очень ветреным. Но по своему внутреннему накалу – невероятно тёплым! Ведь Новочеркасск вспоминал Владимира Никифоровича Репникова, педагога, художника, краеведа, писателя. Человека, вся сознательная жизнь которого была связана с родным городом, посвящена ему. На улице Пушкинской, 108, у здания колледжа промышленных технологий и управления (в разные времена бывшим гидромелиоративным, сельскохозяйственным и аграрным техникумом), где Владимир Никифорович проработал более 30 лет, открывалась ему памятная доска.
Отдать дань уважения пришли не только студенты и преподаватели, но и журналисты, краеведы, художники, представители администрации города и Городской думы – все те, с кем судьба сводила Владимира Никифоровича за его долгую преподавательскую работу, художественную, краеведческую и общественную деятельность. В каждом слове выступавших звучали слова благодарности нашему современнику, восхищения его деятельностью и творчеством. На торжественном мероприятии присутствовали и дети Владимира Никифоровича – дочь Ирина Владимировна Карпова (1968) и сын Михаил Владимирович Репников (1960–2020).
Выступала и я от имени журналистской организации города – Владимир Никифорович был своим среди журналистской братии! Знала его много лет – ещё с 1980-х годов, времён единственной городской газеты «Знамя коммуны». Знала с разных сторон. И как преподавателя, заслуженного учителя школы России. И как архитектора, по проектам которого возводились здания. И как краеведа, неравнодушного к прошлому и настоящему родного города. И как художника, чьи акварели украшают коллекции российских и зарубежных любителей живописи. И как надёжного друга с добрым лучистым взглядом.
Владимир Никифорович был не только прекрасным художником, умеющим своей кистью творить чудеса на бумаге. Он умел открывать окошки в дивный мир искусства: был художником слова, летописцем города, его культурной и художественной жизни. Он собрал ценнейший исторический материал, который позволяет нам видеть Новочеркасск глазами очевидца, влюблённого в свой город. Его преданность Новочеркасску поражала. Даже в самые непростые времена он находил слова восхищения им!
Этот человек являл собой интересного собеседника, пытливого исследователя истории родного города, обладателя уникальных знаний о его культуре и архитектуре. Не сведущему непонятно, откуда у него эта жажда жизни, желание охватить всё и сразу: исследовать и написать, заметить и зафиксировать, преподать и научить, узнать и поделиться, в том числе и частицей своих знаний и эмоций, своей доброты и любви.
Родился Владимир Никифорович 1 мая 1933 года в городе Шахты, в казачьей семье. Когда ему исполнилось пять лет родители, отец Никифор Агапович и мама Александра Григорьевна, переехали в станицу Багаевскую – поближе к земле-кормилице. Делили маленький домик вместе с бездетными друзьями. Тут появился на свет младший брат Виктор. Тут же стали жить и осиротевшие двоюродные братья-погодки Ваня и Митя. Мама мальчиков умерла родами Мити, а через год и скончался и их отец [1, с. 5]. Окончив школу, Ваня и Митя по настоянию дяди поступили в Шахтинскую фельдшерско-акушерскую школу, но на каникулы всегда возвращались в Багаевскую.
Никифор Агапович был большим умельцем и, отправляясь с детьми к реке или в степь на прогулку, с помощью ножа мастерил то заливистые свистульки, то чудные лошадки, то отличные парусники. Он занимался приобщением детей к полезным делам, научил их многому. Личный пример отца и стал определяющим в будущем Владимира – он никогда не сидел без дела, всегда находил себе занятие.
Тогда и появилась тяга к рисованию, но художественной школы не было в станице. Летом – купание в реке, всевозможные игры, работа на огороде; зимой – снежные крепости, каток, санки, лыжи. Словом, пацанам было, где разгуляться. А вот весной и осенью в непролазную грязь, в моросящий дождик всё больше сидели по домам. Для школы была кое-какая одёжка, но носить каждый день её не полагалось. Сделав уроки, собирались в доме у Репниковых или у одного из друзей-ровесников, играли, мастерили. Володе нравилось рисовать, особенно когда вечером при свете керосинной лампы-семилинейки родители читали детям русскую классику или рассказывали истории «из старой жизни». А родителям нравились картинки сына.
Отдельная глава жизни – Великая Отечественная война. Её началом были омрачены первые школьные летние каникулы. А уже в конце лета 1941 года на станицу Багаевскую упали и первые бомбы. Падали они с большой высоты с таким воем, что местные пацаны на всю оставшуюся жизнь запомнили и сам звук, и эти большие воронки, и поваленные деревья, и убитых животных. Впечатления были новыми и страшными. Хотя и в такой беспощадной для детства ситуации мальчишки не изменяли себе: собирали разные по форме и размерам осколки, коллекционировали их, обменивались ими.
В Багаевской к этому времени остались лишь женщины, дети и старики. Два двоюродных брата, медики по образованию, Иван и Дмитрий, давно уже воевали. Никифор Агапович – не годный к строевой – был эвакуирован вместе с предприятием в тыл. Володя как старший сын, которому всего-то и было 9 лет, стал основным помощником матери. Игры и развлечения ушли на второй план, их заменили взрослые дела и заботы. Уход за животными, уборка база, поиск дров, обеспечение хозяйства водой, которую надо было натаскать из Дона, присмотр за младшим братишкой. Детство закончилось.
Когда немцы заняли станицу, началась оккупация, длившаяся полгода. Фашисты зверствовали. Забирали у местных практически всё съестное: запасы картофеля и сала, молоко и яйца. Выручала рыбалка, сбор ягод в лесу. Спасал и припрятанный запас картошки (лето на неё выдалось урожайным). Помогая матерям, дети таскали вязанки сушняка или подгнившие пни на топку печи [1, с. 19]. Но самым печальным была прервавшаяся связь с отцом, находившимся на другой территории, в тылу. Жили в состоянии постоянного страха. Старались не попадать полицаям на глаза.
Стало совсем невмоготу, когда начались занятия в школе. На уроки немецкого приходил фашист в военной форме и призывал прилежно изучать «великий язык». Ненависть к нацистам перешла не только на учительницу, которую ребята доводили до слёз, но и на сам язык на всю жизнь. Много лет спустя, сдавая экзамены на кандидатский минимум, Владимир Никифорович самостоятельно выучил английский [1, с. 20].
Зима 1942–43 годов была очень суровой. Снега выпадало столько, что для прохода к сараю прокапывали траншеи. Одёжки были никудышние, питание слабым. Но людей будоражила мысль, а как же там наши защитники под Сталинградом? Связи не было и всё же новости просачивались: немцы остановлены на Волге, немцы окружены. И вот долгожданное – контрнаступление! С какой радостью мальчишки наблюдали за бегством фашистов из станицы! Всех погибших за её освобождение похоронили в общей могиле, которая стала позднее военным мемориалом.
С середины февраля к радости детей и родных в школе начался новый учебный год! Третий класс Володя Репников закончил экстерном. А вот семилетнее в то время образование он завершал в другой школе, так как в 1946 году родители перебрались в станицу Кривянскую.
Война бушевала уже далеко от Ростовской области, но эхо её долгое время не умолкало и на Дону. Детвора находила неразорвавшиеся снаряды и самостоятельно пыталась их обезвредить или, играя «в войнушку» у подбитой немецкой техники, подрывалась на припасённых гранатах. Да и взрослых людей тоже подстерегали мины на пахоте полей, при разборке руин и рытье котлованов. К тому же практически каждый мальчишка имел свой арсенал.
Был он и у Володи Репникова: винтовка без приклада, боевые патроны, коллекция пороха, разнообразные наганы. Все стрельбища проводились втихую от родителей и соседей. На берегу реки пареньки глушили взрывчаткой рыбу, строили блиндажи и подрывали их, запускали ракеты. Особенной популярностью у умельцев пользовался простой способ добывания огня. У трассирующей пули откусывали кончик. Затем тёрли её, нагревая о рубашку или штаны, содержимое возгоралось. Чтобы потушить, пулю вставляли горящим концом в гильзу. Однажды у Володи, демонстрирующего младшему брату свои «таланты», горящая пуля провалилась в гильзу, которая оказалась не стрелянной. И бабахнуло! Александре Григорьевне соседка, конечно, доложила о «геройстве» её старшенького, да и обмотанную тряпкой раненую руку надолго в кармане не спрячешь… «Так меня ни до, ни после не лупили, – писал Владимир Никифорович. – Напоминал об опасной детской “шалости” времён войны двухсантиметровый шрамик» [1, с. 31].
Дети войны, побывавшие в полосе боевых действий или на оккупированных территориях, – такие же полноправные участники тех страшных военных событий. Пребывание «под немцем», даже самое непродолжительное, оставило в их душах неизгладимый след. Война прошла через них, отобрала детство и многие возможности, предоставленные страной. Позднее эту тему на страницах местной печати Владимир Никифорович будет поднимать постоянно [2]. Может быть, поэтому в мирной жизни дети войны так стремились навёрстывать упущенное и реализовывать свои мечты?
Именно так себя вёл четырнадцатилетний Володя Репников. После окончания семилетки в 1947 году он поступил в Новочеркасский техникум гражданского строительства, преобразованный в 1948 году в Архитектурно-планировочный (ныне – Донской строительный колледж). Учился с большим увлечением, находил время и для занятий спортом, и для участия в культурно-массовых мероприятиях. Через год вступил в комсомол. Влюбившись ещё в детстве в город, который многие годы в лёгкой дымке маячил вдалеке, на возвышенности, он в свободное время бродил по его улицам и переулкам, знакомясь с архитектурными красотами. Период увлечения акварелью ещё не пришёл, но появился недюжинный интерес к изобразительному искусству. Произвели сильное впечатление первые акварельные работы кисти преподавателей техникума. Молодой человек часами проводил и в Музее истории донского казачества, особенно в девятом и десятом залах. Тут он впервые увидел подлинные работы профессиональных художников. Не мог оторваться от картин и этюдов И. И. Крылова, Н. Н. Дубовского, художников-передвижников [3].
Техникум Володя Репников закончил с красным дипломом, став в 1951 году дипломированным техником-архитектором. По направлению уехал на работу в Мартыновский район в отдел сельскохозяйственного строительства. Занимался проектированием зданий и помещений, вёл и активную комсомольскую работу. Не забывал при этом напутственные слова педагогов о необходимости дальше учиться, развивая свой талант.
Осенью 1952 года Владимира Репникова приняли в Новочеркасский политехнический институт (НПИ). По завершению учёбы на горно-строительном факультете в 1955 году молодой специалист получил предложение работать в вузе и стал ассистентом кафедры архитектуры. Побыть в должности преподавателя получилось недолго – его призвали в армию. Однако период, связанный с НПИ, стал началом серьёзного погружения в живопись. Первые акварельные этюды Репников сделал в армии. В свободное время молодой человек рисовал портреты знакомых с натуры и по фото, используя для этого карандаши и акварель.
В эти же годы он стал публиковать заметки в армейских газетах [4]. Год спустя младший сержант Репников стал инженером стройки, которая велась хозяйственным способом. Под его руководством возводился и был сдан жилой комплекс зданий военного городка из одиннадцати четырёхквартирных домов [5].
После демобилизации вернувшись в вуз, Репников вновь стал посещать студию под руководством художника-педагога Г. В. Беды [6]. К тому же они трудились на одной кафедре, чьи художественные традиции были заложены ещё известным донским художником И. И. Крыловым. Тут же работали и сподвижники Ивана Ивановича – Н. А. Тусов, В. И. Болдырев, однофамилец известного новочеркасского архитектора С. И. Болдырева. Педагоги давали студентам основы изобразительной грамоты, побуждали к самостоятельности. Кафедра стала центром, вокруг которого группировались художественные силы города, по сути дела, прообразом городского клуба, объединившего художников по их интересам. Именно Георгий Васильевич и стал в 1955 году организатором ежегодных городских художественных выставок [7].
С благословения Г. В. Беды в них начал участвовать и Репников. Дебютировал в 1958 году на 4-й городской художественной выставке. Для неё Георгий Васильевич отобрал три акварели. Две – «Осень в лесу», «Новостройка» – времени службы Репникова в армии и «Вид на Новочеркасск из станицы Кривянской» – послеармейского периода. Участниками выставки были профессиональные и самодеятельные художники: П. С. Келлер, Н. В. Овечкин, Н. Я. Лисименко, А. И. Потапенко, А. А. Редичкин.
Через год после защиты Г. В. Бедой докторской диссертации и отъезда на заведование кафедрой графики в Краснодарский пединститут в художественной жизни города последовало небольшое затишье. Однако с возвращением в 1961 году в Новочеркасск выпускника Московского Суриковского института Николая Овечкина художники вновь были вовлечены в кипучую творческую деятельность [8]. С помощью отдела культуры Новочеркасского горисполкома и непосредственно его заведующей Н. А. Павленко была открыта в доме № 63 на проспекте Ждановском (ныне Баклановском) городская студия [9]. Нинэль Афанасьевна умело взаимодействовала с художниками, обеспечивала им надёжную финансовую поддержку. Рос и авторитет студии в казачьей столице.
Владимир Никифорович изредка участвовал в её деятельности. Данный период его жизни был связан с женитьбой (вместе со своей супругой Галиной Павловной они проживут более полувека), получением квартиры с частичными удобствами, её обустройством, рождением первенца – сына Михаила, научной и педагогической деятельностью. К тому же в 1969 году Репникова пригласили в гидромелиоративный техникум, где он сначала преподавал, а через полтора года стал заместителем директора по учебной работе. И как итог – целых десять лет, пока был на руководящей должности, не участвовал в городских выставках. Но с кистью и с красками не расставался. Рисовал дома, из окошка, в выходные, в отпуске. Если выезжал за пределы города, в том числе в командировки, брал с собой этюдник. Побывал в разных местах Черноморского побережья и городах Кавказских Минеральных вод, в Подмосковье и Риге, в Новгороде и Днепропетровске, в Саратове и Ростове Великом. Свои эмоции запечатлевал на этюдах, которые щедро раздаривал родным и друзьям [10, с. 3–4].
Но назвать данный период выставочным затишьем нельзя. У педагога всё же был и иной зритель – студенты! Учил их не только архитектурной грамотности. При поддержке администрации учебного заведения создал изоклуб «В мире прекрасного» [11], известный на весь город, руководил им три десятилетия и демонстрировал на выставках «Мир моих увлечений» свои работы, которые, по сути дела, стали наглядными пособиями для учащейся молодёжи. Поэтому и первая персональная выставка «Сто акварелей и рисунков Репникова» (1986), на которую Владимир Никифорович решился при поддержке директора техникума А. С. Лихолетова, разместилась в одной из учебных аудиторий. Прошла она успешно и укрепила художника-любителя в его творческих устремлениях [12].
Увлечение акварелью не мешало основной деятельности педагога. Он вдохновенно преподавал такие предметы как «История архитектуры», «Архитектурные конструкции зданий», «Планировка сельских населённых мест», руководил курсовыми и дипломными работами студентов.
В профессиональной копилке Репникова-преподавателя больше десятка методических пособий, рекомендаций и разработок. Он регулярно выступал со своими предметными публикациями в центральных журналах: «Вестник высшей школы», «Жилищное строительство», «Среднее специальное образование» [13]. Был многие годы председателем зонального объединения заведующих учебной частью техникумов Министерства сельского хозяйства РСФСР.
Главным показателем заслуг любого педагога являются успехи его учеников. Студенты-мелиораторы неоднократно становились победителями зональных конкурсов, предметных олимпиад. Среди учеников Владимира Никифоровича – руководители структурных подразделений строительных и проектных организаций, заведующие кафедрами и деканы технических вузов. Оценкой многолетнего педагогического труда стало присвоение В. Н. Репникову почётного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1986).
Как архитектор и инженер-строитель Владимир Никифорович проявил себя не только в армейские годы. И позже успел немало сделать. Переработал и привязал проект здания школы № 2 на 400 мест, расширил общежития Гидромелиоративного техникума, разработал проекты первого спортивного корпуса НПИ (два спортзала и кафедра физвоспитания) [14] и мероприятий по технической эстетике сборочного корпуса НЭВЗа. Важным этапом для себя Репников считал проект памятника Герою Советского Союза Галине Петровой [15]. Он лично изготовил модель, которая находится в Музее истории ЮРГПУ (НПИ). Спроектировал и построил новый дом для родителей в станице Кривянской.
А события в городе шли своим чередом. Владимир Никифорович вспоминал: «В 1970 году при городском Доме культуры открывается детская художественная школа, директором которой назначили художника Н. Я. Лисименко. Преподавателем этой школы становится, тогда ещё студент-заочник Ленинградского художественного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е.Репина, Владимир Иванович Кулишов. Он начинает объединять художников города. И при поддержке главного художника Управления главного архитектора горисполкома Новочеркасска Г. П. Таранова создаёт в 1971 году городской клуб художников (ГКХ). Возрождаются и ежегодные художественные выставки, на которых рядом с опытными художниками П. С. Келлером, Н. В. Борисовым, Р. Г. Пахомовым, П. Н. Толстых, А. И. Потапенко, Л. В. Елисеевым, Б. М. Назаровым выставляют свои работы недавние выпускники художественных училищ С. Неделькина, супруги В. и Л. Лазаренко, Б. Плевакин, Н. Ильяшова, К. Сиденин, а также самодеятельные художники С.Д. Хлебников, В.А. Грезунов, М. Е. Синельникова, А. А. Туманов. Ежегодные художественные выставки поддержали уже было совсем угасшие попытки Н. В. Овечкина, переехавшего в Москву, возродить художественные традиции, заложенные Н. Н. Дубовским, И. И. Крыловым и М. Б. Грековым» [16].
В.Н. Репников (третий справа во втором ряду) среди участников и гостей 37-й городской художественной выставки. 22 января 1994 года. Фото И. Скоморохова
Сам же Репников к активному художественному творчеству вернулся только в 1979 году благодаря С. Д. Хлебникову, с которым дружил ещё с НПИшных времён. Кафедра архитектуры вуза проводила выставку работ своих преподавателей и пригласила внести свой вклад и Владимира Никифоровича, хотя он уже десять лет не работал в НПИ [17]. Станислав Дмитриевич отобрал для экспозиции восемь акварельных листов Репникова, все они позднее участвовали и в 23-й городской выставке.
Это была знаковая для того времени выставка – первая в открывшемся выставочном зале Дома-музея И. И. Крылова. Как, впрочем, и само событие! В пятиэтажке на улице Будённовской, 94, на первом этаже, городские власти выделили помещение для выставочной деятельности художников Новочеркасска в знак примирения за снесённую мастерскую известного донского живописца И. И. Крылова, ранее стоявшую на этом месте.
Экспозиция Большого зала (есть ещё и малый) давала возможность новочеркасцам, и не только им, увидеть художественное наследие Крылова. Тут регулярно стали проводить свои выставки – отчётные ежегодные, тематические и персональные – городские художники. Лучшие работы отбирались на областные и зональные выставки. Чуть позднее, лишившись своей выставочной площадки, стали выставляться и ростовские художники. Выставки-продажи, групповые поездки на пленэр – всё это стало частью жизни и самого ГКХ, и города. В. И. Кулишов и П. Н. Коротченко были приняты в Союз художников СССР.
С открытием выставочного зала связаны имена заведующей более четверти века отделом культуры горисполкома Нинэль Афанасьевны Павленко и новочеркасского художника, члена Союза журналистов СССР Бориса Александровича Плевакина. Вместе с группой активистов, которую возглавлял Плевакин, они сумели остановить снос домика И. И. Крылова (мастерскую не удалось сохранить). Через три года хождений по кабинетам власти – от региональной до центральной – новый мемориальный Дом-музей включили в структуру Музея истории донского казачества.
Владимир Никифорович знал Плевакина с 1980-х годов, познакомившись в редакции газеты «Знамя коммуны», относился к Борису Александровичу с большим уважением за его творческое нетерпение, желание объять необъятное. Он писал о Плевакине для «Донского временника» [18]. У Бориса был альбом «Автограф», в который тот вносил автографы знаменитых писателей и художников. По его примеру Репников завёл свои альбомы. В одном из них «И серьёзно, и курьёзно» он размещал стихи, посвящения родным, друзьям, коллегам, смешные истории из жизни. Есть в этих записках стихотворение, написанное в декабре 1979 года и адресованное Плевакину. Владимир Никифорович любил дарить своим друзьям такие небольшие посвящения:
Преуспел во всём Борис:
Портретист и пейзажист.
График он и журналист.
Внешне – вылитый артист.
С знаменитыми знаётся,
Слухи ходят: зазнаётся!
Ну, уж это враки –
Не такой Плевакин!
После участия в трёх вернисажах (таковы правила творческого объединения) Репников стал полноправным членом городского клуба художников. Вскоре Владимир Никифорович был избран в правление клуба и секретарствовал долгие годы, по сути дела, являясь летописцем клуба. Регулярно он публиковал заметки и статьи о художниках, их деятельности, о выставках во всех городских СМИ и областных изданиях [16, 18, 19].
Акварель считается непростой техникой. Чтобы ею овладеть, мало только постоянной практики. И Репников учился. Читал специальную литературу, посещал персональные выставки акварельных работ в Саратове, в Русском музее и Третьяковской галерее. Много дало общение с ростовскими и новочеркасскими акварелистами В. И. Туривным, В. Н. Романенко, В. Н. Лемешевым, А. В. Тимофеевым, С. А. Неделькиной. Художники, помогая друг другу с развеской работ, часто шутили, что тяжёлая акварель штука! Тяжесть заключалась в том, что стекло является обязательным элементом оформления листов, так как оно защищает их от выгорания и придаёт блеск, выполняя ту же роль, что и лак, которым покрывают масляную живопись.
Два лучших акварелиста Новочеркасска – Владимир Репников и Станислав Хлебников – дружили до последних дней Станислава Дмитриевича в 2009 году.
Участники «Выставки пяти»: акварелисты (сидят слева направо) И. И. Глушко, В. А. Шестакова, М. Е.Синельникова. Во втором ряду (слева направо) С. Д. Хлебников и В. Н. Репников. Ноябрь 1997 год. Фото И. Скоморохова
Оба цельные и одарённые, поддерживали друг друга советами, острыми шутками, полными юмора прибаутками. Их и воспринимали как единое целое, даже корреспонденты газет в своих материалах по итогам выставок писали о них, как о тандеме. Сам Владимир Никифорович в своих заметках, которые вёл регулярно, часто делал интересные ремарки, иногда очень колкие, но меткие. По итогам 23-й городской художественной выставки (1979) он написал следующее четверостишье, поместив его в своём рукописном альбоме «И серьёзно, и курьёзно»:
Из двух имён
Родился сплав:
Нормально, Владимир!
Отлично, Станислав!
О творческой манере В. Н. Репникова писал председатель ГКХ В. И. Кулишов: «Как воспитанник архитектурной школы он находит компромисс между строгой правдивостью изображения и художественными чувствами. Но архитектурный пейзаж остаётся преобладающим в его творчестве во всём его многообразии, старое и новое, светлое и тёмное, драматическое. Не каждый художник отважится писать Новочеркасскую ГРЭС. А для Репникова это обязательная черта в лике родного города» [20, с. 6].
Он воссоздаёт новочеркасскую старину. И все исторические сюжеты основаны на достоверных фактах. В лике любимого города для него обязательно всё. К лучшим его достижениям можно отнести такие акварельные листы, как «Потеплело», «Морозный вечер», «Новочеркасские курени», «Поздняя осень», «Северо-западная окраина города», «Утро. Разлив».
Творческая многолетняя жизнь Репникова с городским клубом художников дала очень интересную статистику. Владимир Никифорович вёл её сам, с присущей ему аккуратностью и точностью в своём рукописном альбоме «Мои персоналки». Первая запись сделана 11 января 1986 года, последняя – после окончания 57-й городской художественной выставки в январе 2012 года. Итого с 1958-го и по 2012 годы – 60 выставок! Из них: участие в 28 городских ежегодных, в 14 тематических и коллективных выставках. А также организация и проведение 4-х больших и 14 малых персональных выставок.
Заслуженный художник России, лауреат премии имени М. Б. Грекова В. Н.Лемешев и заслуженный учитель школы России В. Н. Репников на усадьбе мемориального Дома-музея М. Б. Грекова. Апрель, 2008 год. Фото Е. Халдаева
Они проходили в Доме-музее И. И. Крылова, в Доме-музее М. Б. Грекова, в учреждениях культуры и образования Новочеркасска. Работы мастера хранятся в фондах Музея истории донского казачества, в народном Пушкинском музее Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления, институте агробизнеса, ЮРГТУ. Украшают они и личные коллекции любителей живописи, в том числе во Франции, Германии, Болгарии, Испании, Израиля.
Отзывы с первой большой персональной выставки (1986 г.) окрылили автора, придали ему уверенности, и он с присущим ему юмором отмечал, что не зря тратит бумагу и краски. Спустя шесть лет – в 1992-м – Владимира Никифоровича пригласили в мемориальный Дом-музей М. Б. Грекова. И он выставил на суд новочеркасцев экспозицию из сорока новых работ. Вторая персональная выставка «Уж небо осенью дышало…», открывшаяся в ноябре месяце, получила не по-осеннему тёплые отзывы в прессе и у любителей живописи.
Через три года, в 1995 году, мемориальный Дом-музей М. Б. Грекова, помня об успехе, вновь приглашает Владимира Никифоровича к себе, предоставляя ему уже две комнаты для экспозиции. Персональная выставка «Мой город. Акварели и публикации» была посвящена 190-летию Новочеркасска и включала в себя 50 акварелей и 50 газетных публикаций автора. Выставка имела огромный успех! СМИ писали о ней восторженно, три городских телевизионных канала рассказали о творчестве В.Н. Репникова. Член Союза писателей России И. Я. Кравченко сравнил её с солнечными бликами [21]. Редакция «37-ТВ» предложила снять ряд репортажей под рубрикой «Новочеркасску – 190». Владимир Никифорович провёл три экскурсии: по Троицкой площади, по улице Пушкинской и по архитектурному комплексу НПИ. По просьбе горожан эти «Маленькие экскурсии» неоднократно показывали в течение юбилейного года.
В 2008 году вновь в залах мемориального Дома-музея М. Б. Грекова состоялась персональная выставка мастера, четвёртая по счёту, с поэтическим названием «В разливах чистой акварели». Свои пейзажи он посвятил донской земле, портреты – родным и близким, натюрморты – душе. Все его 53 работы, по мнению коллег и искусствоведа В. И. Кулишова, «говорят об умении виртуозно руководить акварелью. Разная краска, разная бумага и разные темы, но почерк кисти одного человека, выработанный за шесть десятилетий его целеустремленной деятельности» [22].
Был на персональной выставке среди портретов друзей и близких художника и его собственный. Из обычной фотографии, обработанной с помощью компьютерной программы, имитирующей акварель, его сделал член Союза журналистов России Евгений Халдаев.
В. Н. Репников. 2007 г. Фото Е. В. Халдаева
Нельзя не сказать и ещё об одном творческом желании В. Н. Репникова – писать в газету.
С городской газетой «Знамя коммуны» Владимир Никифорович начал сотрудничать в 1970-е годы будучи преподавателем гидромелиоративного техникума. Тут работал его старший двоюродный брат Иван Герасимович Репников, тот самый Ваня, что окончил Шахтинскую фельдшерскую школу и прошёл Великую Отечественную, завершив свой воинский путь в Манчжурии после победы над Японией. К этому времени Иван Герасимович закончил Таганрогский пединститут и связал свою жизнь с журналистикой и краеведением. Пример старшего брата подстегнул младшего, придал уверенности и тот начал активнее писать о техникуме, инициативах педагогов и студентов, об учебном процессе. Когда же им был создан изоклуб «В мире прекрасного», стал рассказывать о встречах и интересных событиях, происходящих в нём.
Бывая в редакции газеты «Знамя коммуны», Репников встречался с блестящей плеядой бывших фронтовиков – ныне журналистов или нештатных корреспондентов, историков, преподавателей вузов и техникумов – А. П. Биленко, Ф. А. Колядиным, О. Н. Лобовым, П. И. Молчановым, Л. А. Новак, Э. А. Николаевой, М. Н. Лавровым, В. В. Старцевым. Все они серьёзно увлекались изучением истории родного города и края, и это у Владимира Никифоровича пробудило интерес к краеведению. У каждого была своя тема. Немного писал о художниках Б. А. Плевакин. Писал об архитектуре и культуре города искусствовед, директор и преподаватель Детской художественной школы В. И. Кулишов. Репников нашёл свою тему и придал ей особое уникальное звучание.
Заметки и статьи Владимира Никифоровича, исследовательские и всё более глубокие, начинают появляться в обрамлении архитектурных пейзажей. Они сходят с акварельных листов автора на страницы городских газет и усиливают восприятие передаваемой информации. Они играют роль художественно-документальной иллюстрации к рассказу о нашем городе и крае. В поле зрения художника попадают родные пейзажи, архитектурные достопримечательности, памятные места, портреты современников.
Когда в 2000-е была закрыта городская газета «Знамя коммуны», Владимир Никифорович перешёл к её правопреемнице «Донской речи» (редактор О. Аксёнова). Затем последовала газета «Новочеркасские ведомости» (С. Сизоненко), «Вечерний Новочеркасск» (А. Ясеник). Его творческого запала хватало на всех. Журналисты любили Владимира Никифоровича за правдивость материалов, за честность и обязательность, за то, что ёмкие и познавательные статьи были написаны прекрасным литературным языком.
К этому времени Владимир Никифорович был уже глубоко погружён в историю города и донского края. Он работал в авторском коллективе над «Краткой энциклопедией Новочеркасска» [23]. Её новочеркасцы увидели на прилавках магазинов после празднования 195-летилетнего юбилея казачьей столицы. В этот справочник вошли двадцать репниковских статей с двумя рисунками архитекторов Ф. Деволана и Б. Рогуйского.
Расцвет краеведческой деятельности и писательства Владимира Никифоровича связан с газетой «Частная лавочка» (редактор Е. М. Надтока).
С февраля 2002 года Репников становится её обозревателем по вопросам культуры. Он уже на пенсии и творческий потенциал его огромен. Позже Владимир Никифорович так будет оценивать пятилетний период жизни: «Благодаря “Частной лавочке” я стал не только газетным, но и книжным автором» [24].
В 1999 году вышла небольшая книга «ХХХ лет на Пушкинской, 108» [25]. Написанная легко и непринуждённо, она была восторженно встречена любителями краеведческих историй. Через год в путевых заметках «Сто девятый» автор с присущим ему юмором ведёт рассказ о жителях станицы Кривянской, которые добираются из города в станицу автобусом под номером 109 [26]. В 2001 году последовал «НПИ в моей жизни» [27]. Владимир Никифорович украшает книгу своими рисунками и фотографиями из личного архиваю
Книги В. Н. Репникова. Фото Ж. П. Гридасовой
Регулярные выступления на страницах еженедельника окрылили Репникова. Возникла достаточно оперативная и регулярная обратная связь: горожане писали письма, звонили, задавали вопросы, приходили в редакцию, предлагали темы. Всё это подвигало к открытию новых страниц истории города и вселяло уверенность в важности выбранного пути и его необходимости для людей.
Помимо вопросов культуры, Владимир Никифорович вёл тему детей войны. В марте месяце 2002 года типография ЮРГТУ (НПИ) печатает небольшую брошюру «Была война» [28]. Сегодня она тоже является библиографической редкостью.
К этому времени в творческом портфеле Репникова собралось немало архитектурных зарисовок о городе. Главный редактор «Частной лавочки» Е. М. Надтока предложила публиковать их под рубрикой «От Платова – до наших дней» – началась подготовка к 250-летнему юбилею основателя города М. И. Платова. И уже осенью 2002 года книжка вышла под названием «Мой город» [29]. В следующем году, дополненная новыми очерками и рисунками, была переиздана Ростовским издательством «Старые русские» [30]. Она имела цветную обложку и цветную вкладку – всего семь репродукций акварелей из цикла «Мой город».
А начался 2003 год с победы в областном журналистском конкурсе «Вдохновение». В День российской печати В. Н. Репников был объявлен победителем в номинации «Летописец» [31]. Писал он не только об архитектуре города, но и его людях, художниках, художественных выставках.
Летом 2004 года «Частная лавочка» открывает постоянную рубрику «200 лет Новочеркасску», которую ведёт В. Н. Репников. За время, прошедшее после выхода книги «Мой город», у него накопилось немало акварелей и очерков. Новый материал по истории казачьей столицы лёг в основу рукописи более объёмной книги. Она получила название «Прогулки по Новочеркасску» [32]. Каждый очерк иллюстрирован или фотографиями из частных коллекций, или открыткой из коллекции О. Н. Лобова, или графическими рисунками самого автора. Через год выходит продолжение «Прогулок по Новочеркасску» [33].
К 200-летнему юбилею города издательство «Новопринт» выпустило в свет объёмный труд – энциклопедию «Новочеркасск» [34]. В составе редакционной коллегии работал и В. Н. Репников. В энциклопедии им отредактирован ряд материалов, помещены его статьи о вековой истории строительства Вознесенского собора, о художниках Н. А. Тусове, Б. А. Плевакине и других. Кропотливая работа творческого коллектива издательства «Новопринт» по итогам 6-го областного конкурса полиграфистов и издателей Дона имени М. И. Платова получила первую премию в номинации «Лучшая работа, посвящённая Донскому краю» [35].
В это же время Владимира Никифоровича привлекли к новой работе. В издательстве «Странник» готовился путеводитель по Новочеркасску [36]. Два раздела из девяти – «История в камне» и «Знаки времени», – посвящённые городской архитектуре и памятникам, подготовлены В. Н. Репниковым. Книга получилась красивой, на мелованной бумаге с цветными фото, но, к сожалению, с неточностями по вине издательства.
На юбилейной научно-практической конференции «Платовские чтения» в Музее истории донского казачества, посвящённой 200-летнему юбилею Новочеркасска, Владимир Никифорович сделал доклад «Архитектурный ансамбль Донского политехнического института» [37]. Занимаясь краеведческим просвещением, он часто выступал перед молодёжью в библиотеках, школах, колледжах, в суворовском училище МВД, а также в мемориальных Домах-музеях И. И. Крылова и М. Б. Грекова, Доме дневного пребывания ветеранов труда.
В 2010 году умерла его супруга Галина Павловна, долго болевшая. За два года до её ухода в желании поддержать близкого человека Репников издаёт небольшой брошюрой «Письма издалека» – свои письма к жене, отправляемые ей летом 1961 года с учебных сборов офицеров запаса в Саратове. Издание интересно тем, что в письмах личностные взаимоотношения перекликаются с событиями политического характера, происходящими в стране и в мире [38]. Он особенно остро почувствовал, что пришла пора реализовать давнюю мечту: написать книгу о своей семье, о казачьем роде Репниковых. Работал много, спешил, и как-то заметил, что написанное – очень личное, и книга будет издана только для членов семьи. «Век трёх поколений» [39] – последняя книга В. Н. Репникова. Но в краеведческом отделе Центральной библиотеки им. Пушкина она всё же имеется, попав в фонд после смерти близкого Владимиру Никифоровичу человека.
Владимир Никифорович оставил современникам 11 книг, в том числе две в соавторстве [40], и множество статей. Эти увлекательные путешествия по Новочеркасску лучше любого учебника по регионоведению рассказывают об истории города.
Как педагог и мудрец Репников знал, что погружение в историю родных мест воспитывает в человеке личность, гражданина, патриота. Владимир Никифорович стал не только летописцем Новочеркасска, но и его легендой!
В его домашнем альбоме «Автограф» есть стихотворение, которое Владимир Никифорович написал к своему 65-летию. С присущей скромностью он очень сдержанно оценивает себя и результат своего труда:
По дипломам я строитель.
А по жизни – сплошь любитель.
Мне в профрамках очень тесно:
То и это интересно.
По-любительски рисую,
По-любительски пишу,
Как учитель не пасую –
Сорок лет уже «пашу».
По-любительски рифмую,
До седых волос дожив,
Не хочу судьбу иную –
Я любитель, тем и жив!
В 2009 году на смерть создателя и председателя городского клуба художников, заслуженного работника культуры России, искусствоведа и художника Владимира Ивановича Кулишова Репников писал: «Есть люди, родившиеся и прожившие всю свою жизнь в одном и том же месте, но ровным счётом ничего не сделавшие для него. А есть и такие, которые, не являясь коренными жителями того либо иного места, прикипели к нему душой и всю оставшуюся жизнь отстаивали его самобытность» [41].
Эти слова в адрес многолетнего сподвижника и друга в полной мере относятся и к самому Владимиру Никифоровичу Репникову – заслуженному учителю школы России, члену городского клуба художников, краеведу и писателю.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Репников В. Н. Была война… Воспоминания трёх братьев : мемуары. Новочеркасск : [б. и.], 2009. 64 с. : портр.
- Его же. Была война… // Частная лавочка. 2005. 12 февр. С. 3; Его же. Война прошла через нас // Там же. 7 дек. С. 3.
- Кравченко И. Я. Золотые взгорки: [о выставке акварелей преподавателя гидромелиоративного техникума, заслуженного учителя школы России В. Н. Репникова] // Донская речь. 1992. 11 дек. С. 3.
- Репников В. Беседа прошла активно: [о политзанятиях в школе молодого бойца] // Крылья Родины. 1956. 26 янв.; Его же. Воздвигаем десять домов: [о строительстве домов для военнослужащих] // Слава Родины. 1957. 31 июня.
- Пасечников М. Люди живого дела: [о стр-ве жилого комплекса для военного городка] // Слава Родины. 1957. 1 окт.
- Житков В. Художественная студия института [НПИ в 1960-е гг.] // Знамя коммуны. 1955. 1окт. С.2; Репников В. Н., Хлебников С. Д. При Беде студия не знала бед // Кадры индустрии. 1998. 16 апр. С. 3.
- Репников В. Н., Хлебников С. Д. Неистовый Беда : [об орг. гор. выставок художеств. студией НПИ в 1960-е гг.] // Донская речь. 1998. 26 июня. С. 8.
- Репников В. Н. Николай Васильевич Овечкин. Начало пути // Частная лавочка. 2009. 7 мая. С. 8.
- Данцев А. К. Самодеятельная студия художников : [в Новочеркасске] // Молот. 1962. 26 мая. С. 3.
- Репников В. Н. В разливах чистой акварели : Персон. выставка В. Н. Репникова : Пейзаж. Портрет. Натюрморт : Каталог / Музей истории дон. казачества, Дом-музей М. Б. Грекова; Авт. вступит. ст. В. Н. Репников. Новочеркасск, 2008. 16 с. : ил.
- Князев А. Мир наших увлечений // Знамя коммуны. 1978. 21 марта. С. 2; Коваленко М. В мире прекрасного // Знамя коммуны. 1990. 3 апр. С. 3.
- Кравченко И. Я. Сто окошек в дивный мир // Знамя коммуны. 1986. 11 янв. С. 3.
- Репников В. Н. Опыт становления и использования конспектов-схем : [метод. рекомендации] // Среднее специальное образование. 1980. № 8. С. 40–42.
- Фролов М. А. В орденоносном политехническом : [о стр-ве спортивно-физультур. комплекса] // Знамя коммуны. 1964. 10 окт. С. 3; Белов А. На общественных началах: [о 20-ти безвозмездных проектах каф. архитектуры НПИ] // Знамя коммуны. 1966. 27 мая. С. 4.
- Репников В. Н. Мой город :. Историко-архитектурный очерк. Новочеркасск : Тип. ЮРГТУ, 2002. С. 39–41; Его же. Размышления у памятника : [Герою Советского Союза Г. Петровой] //Кадры индустрии. 1998. 5 дек. С. 4.
- Его же. Всплески. Художественные традиции Новочеркасска : [к 40-летию гор. клуба художников] // Донская речь. 1993. 6 авг. С. 6–7.
- Хлебников С. Д. Возродить традиции // Кадры индустрии. 1979. 17 февр. С. 3.
- Репников В. Н. Он был художником и в журналистике : [О Б. А. Плевакине] // Донской временник. Год 2009-й. Ростов н/Д., 2008. С. 142.
- Его же. Верность : [о художнике-акварелисте С. Д. Хлебникове] // Кадры индустрии. 1981. 21 нояб. С. 3; . Его же. Ах, вернисаж… : [о 35-й художеств. выставке город. клуба художников] // Знамя коммуны. 1990. 14 дек. С. 2; Его же. Выставка закончилась, жаль // Донская речь. 1992. 4 июня. С. 1; Его же. Всплески : [о художеств. традициях Новочеркасска] // Донская речь. 1993. 6 авг. С. 6–7; Его же. Новочеркасские акварели : [о выставке художника и преподавателя НПИ С. Д. Хлебникова] // Донская речь. 1994. 26 февр. С. 2; Его же. Здесь работал художник : [Н. В. Овечкин] // Донская речь. 1994. 22 окт. С. 3, рис.; Его же. Маэстро кисти : [С. Д. Хлебников] // Донской временник. Год 2011-й. Вып. 19. Ростов н/Д., 2010. С. 115–117.
- Кулишов В. И. Владимир Репников. «Мой город» : выставка / Авт. вступ. ст. и сост. каталога В. И. Кулишов; Дом-музей М. Б. Грекова, Музей истории дон. казачества, Городской клуб художников. Новочеркасск. 1995. 12 с. : ил.
- Кравченко И. Я. Солнечные блики : [о персон. выставке В. Репникова «Мой город. Акварели и публикации»] // Донская речь. 1995. 7 марта. С. 2.
- Топилин М. В разливах чистой акварели : [персон. выставка В. Репникова] // Вечерний Новочеркасск. 2008. 26 марта –1 апр. С. 19.
- Новочеркасск : краткая энцикл. / [сост. И. Г. Репников; отв. ред. Н. В. Белоусова]. Новочеркасск : Novoprint, 2001. 334, [1] с.: ил., портр., карт.
- Репников В. Н. Личная пятилетка пенсионера // Частная лавочка. 2007. 15 февр. С. 3; Его же. Частной лавочке – 10 лет // Там же. 2007. 22 февр. С. 3.
- Его же. ХХХ лет на Пушкинской, 108 : Записки ветерана техникума. Новочеркасск : Тип. ЮРГТУ (НПИ), 1999. 64 с. : ил.
- Его же. Сто девятый : Путевые заметки. Новочеркасск : Тип. ЮРГТУ (НПИ), 2000. 34 с. : ил.
- Его же. НПИ в моей жизни. Новочеркасск: Тип. ЮРГТУ (НПИ), 2001. 47 с. : ил.
- Его же. Была война : Воспоминания очевидца. Новочеркасск : Тип. ЮРГТУ (НПИ), 2002. 28 с. : ил.
- Его же. Мой город. Новочеркасск : Тип. ЮРГТУ (НПИ), 2002. 60 с. : ил.
- Его же. Мой город : Историко-культурный очерк. 2-е изд., доп. Ростов н/Д. : Старые русские, 2003. 96 с. : ил.
- Конкурс «Вдохновение» // Новочеркасские ведомости. 2003. № 1. 9 янв. URL: https://novocherkassk-gorod.ru/na_article/42177/ (дата обращения: 30.05.2023).
- Репников В. Н. Прогулки по Новочеркасску. Новочеркасск : Тип. ЮРГТУ (НПИ), 2005.176 с.: ил.
- Его же. Прогулки по Новочеркасску : Вторая часть. Новочеркасск : Тип. ЮРГТУ (НПИ), 2006. 108 с. : ил.
- Новочеркасск : энцикл. /[сост. и ред. Ю. П. Белоусов, Н. В. Белоусова; авт. проекта В. Ю. Белоусов]. Новочеркасск : ООО «Новопринт», 2005. 719 с. : ил., цв. ил., портр.
- Итоги 6-го областного конкурса полиграфистов и издателей Дона им. М. Платова // Министерство транспорта Ростовской области : сайт. URL: http://special.mindortrans.donland.ru (дата обращения: 30.05.2023).
- Новочеркасск : два века за два дня : путеводитель / [авт.-сост. А. Н. Балацкий ; авт. текстов: В. Н. Репников, Н. И. Бунина, А. Н. Балацкий; фото А. С. Тарасов]. Новочеркасск : Странник, 2005. С. 20–52, 182–198.
- Репников В. Н. Архитектурный ансамбль Донского политехнического института // Краеведческие записки / Новочеркас. музей истории дон. казачества : [сб. науч. трудов]. Вып. 8. Ростов н/Д., 2006. С. 69–76.
- Его же. Письма издалека : лето 1961 года. Новочеркасск : [б. и.], 2008. 48 с. : ил.
- Его же. Век трёх поколений. Новочеркасск : Геликон, 2013. 212 с. : фото, портр.
- Репников В. Н. Бессарабов В. С. По Новочеркасску без гида. Новочеркасск : НОК, 2011. 68 с. : ил.; Их же. По Новочеркасску : книга-альбом. Новочеркасск : НОК, 2012. 80 с. : ил.
- Репников В. Н. Щедрый талант : [О В. И. Кулишове] // Официальный форум донских казаков. URL: // http://russiancossacks. getbb.ru/viewtopic. php?f = 102&t=2695 (дата обращения: 30.05.2023).
|