Высоцкая Е. П. Он горел любимым делом // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2022. Вып. 31-й. C. 44-43 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1911
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й
Общественная жизнь. Краеведы.
Е. П. Высоцкая
ОН ГОРЕЛ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ
Заочное знакомство с Эмилем Сокольским, так я долгое время называла Виктора Храмова, не подозревая, что Сокольский – творческий псевдоним, началось с очерка «Порт-Катон» [1]. Занявшись семейной генеалогией, я пустилась на поиски материалов о греческом роде Сарандинаки. «Порт-Катон» сделался для меня отправной точкой в виртуальном путешествии по следам предков. Но на этом роль ставшей для меня знаковой статьи Сокольского не ограничилась. «Порт-Катон» оказался удачным симбиозом истории и литературы. События из прошлого в ёмком и небольшом по объёму эссе представлялись живо, интересно и образно.
Следом за первым литературным знакомством последовали другие. Статьи Сокольского увлекли. Автор, подобно итальянскому чичероне, брал читателя за руку и водил по дорогим его сердцу местам. Он романтично описывал отжившие свой век дворянские усадьбы, скромные провинциальные городки, покрытые патиной времени храмы, заражая желанием посетить их вслед за ним, и по-своему, по-Сокольски, знакомил со светочами русской поэзии и литературы, делая классиков понятнее и ближе. Его статьи о Рахманинове [2; 3] по праву можно назвать научным исследованием.
Начав писать самостоятельно, я попыталась следовать стилю Эмиля Александровича. Первой пробой пера стала статья, посвящённая прадеду, выходцу из станицы Раздорская, русскому автомобильному конструктору Д. Д. Бондареву [4]. Работа была сыровата и требовала советов. Сокольский моментально откликнулся: сделался моим первым читателем и критиком и вызвался предложить статью в «Донской временник». Оказаться начинающему автору на страницах серьёзного историко-краеведческого альманаха было настоящей удачей!
Статью Эмиль читал въедливо: подробно разбирал её по абзацам, убирал повторы, сокращал излишне детальную информацию, за которой порой не разглядишь основного. Он учил строго оценивать собственное творчество, упрощать без сожаления текстовые обороты и экономно относиться к эпитетам и сравнениям, которые мне, дилетанту, казалось, украшают работу. Он убеждал: «Вместо эпитетов – факты. Читатель разберётся сам». Сокольскому статья обязана названием – «Огонь творчества».
Затем мы познакомились по-настоящему, встречались в Москве и Ростове, в праздники обменивались поздравлениями. Эмиль в жизни оказался таким же, как в литературе: общительным, искренним, доброжелательным романтиком.
Став постоянным автором «Донского временника» и почувствовав уверенность, я не забывала об уроках, преподанных Сокольским. Эмиль Александрович следил за моими публикациями, откликался на них и даже написал по собственному почину рецензию на книгу «Рок генерала Бориса Щуцкого» [5], к авторству которой я имела отношение. Как всегда, его дружеская помощь была очень к месту.
Эмиль Александрович, без преувеличения, горел любимым делом. «Огонь творчества» – это и про самого Сокольского.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Сокольский Э. Порт-Катон // Донской временник. Год 2004-й. Ростов н/Д., 2003. С. 167–180.
- Его же. «Желательный и дорогой гость» : С. В. Рахманинов на Дону // Дон. 2002. № 7–8. С. 238–255.
- Его же. Рахманинов на Дону // Relga. 2009. 10 янв.(№1 [181]). (дата обращения: 23.08.2022).
- Высоцкая Е. П. Огонь творчества // Донской временник. Год 2009-й. Ростов н/Д., 2008. С. 68–80.
- [Шуцкой Б. И.] Рок генерала Бориса Шуцкого : Письма из эмиграции. Избранная проза. /сост., вступ. ст., подготовка текста и примеч. Е. П. Высоцкой. М. : Русский путь. 2016. 334 с. : ил. . – Рец.: Сокольский Э. А. // Донской временник. Год 2018-й. Вып. 26. Ростов н/Д., 2017. С. 221–223.
|