Тихомирова О. А.Дон и Прихопёрье – его судьба // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1864
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып.29-й
Краеведы
О. А. ТИХОМИРОВА
ДОН И ПРИХОПЁРЬЕ – ЕГО СУДЬБА
В моём архиве сохранилось письмо от Ольги Александровны Тихомировой, падчерицы писателя и собирателя фольклора Бориса Степановича Лащилина (1901–1987), оно датировано 2006 годом. К письму приложена статья, которую она через меня хотела предложить журналу «Дон», но в силу некоторой «докладности» изложения и привязки больше к воронежской, чем к донской земле, материал был отложен «до лучших дней». По-моему, он неплохо будет смотреться на сайте «Донского временника», поскольку в одноимённом альманахе Борису Лащилину и его сказам посвящено несколько страниц.
Борис Степанович Лащилин – писатель-историк, фольклорист, краевед, член Союза Писателей СССР – родился 21 сентября 1906 года в станице Михайловской на Хопре Области войска Донского (ныне Волгоградской). Отец, казак Степан Митрофанович Лащилин, избирался атаманом станицы Михайловской, был на приёме у царя и за образцовое ведение станичного хозяйства награждён серебряным кубком. Мать Лидия Николаевна (в девичестве Чулкова), работала учительницей; она была дочерью поэта Николая Яковлевича Чулкова, сына священника, уроженца села Борщёво Коротоякского (ныне Хохольского) района Воронежской области. В конце 1870-х годов XIX века Бориса, студента Петербургского университета, за вольнодумство сослали в село Новую Чиглу Воронежской области (он написал несколько очерков о Новой Чигле). Николай Чулков сотрудничал с воронежской газетой «Дон» в качестве редактора поэтического отдела. Несколько экземпляров газет этого периода хранятся в Государственном музее-заповеднике М. А. Шолохова (архив Б. С. Лащилина); более ста стихов и очерки по Воронежской области рано умершего поэта находятся в Пушкинском Доме (письма к родным из ссылки – у родственников Лащилина в Воронеже). Среди родственников Лащилина – такие известные люди, как Дмитрий Менделеев и Александр Блок.
В начале 1930-х годов Борис Степанович работал корреспондентом газеты «Известия» и заочно учился в Государственной академии художественных наук.
Приглашался на беседы к Сталину. На похоронах жены вождя, Надежды Аллилуевой, от прессы присутствовал единственным корреспондентом.
Во второй половине 30-х годов XX века Борис Лащилин работал корреспондентом ТАСС по Сталинградской области. Одновременно занимался краеведением, собирал фольклор Придонья, Прихопёрья изучал его и обрабатывал (в связи с чем категорически отказался переселиться из родной станицы в город). Станица Михайловская расположена всего в тридцати километрах от границы Воронежской области, вниз но Хопру, возле Новохопёрска и Ворисоглебска. Флора и фауна этих мест почти одинакова. Исторнческие события – неразрывно связаны.
В 1938 году Лащилин как корреспондент ТАСС встречался с Михаилом Александровичем Шолоховым. К этому времени он собрал уже достаточно много краеведческого, исторического и фольклорного материала, имел с Шолоховым долгую беседу о своей литературной деятельности. Писатель тепло отозвался о работе Лащилпна и благословил напутствиями, зная, сколь сложно в сталинский период собирать и хранить свидетельства прошлого российского народа (особенно казачества). Это окрылило молодого журналиста, он стал ещё энергичней собирать и изучать богатое устное творчество; исходил много станиц и хуторов, расположенных по Дону, Хопру и их притокам. Через год вышла первая небольшая историко-краеведческая книга – «Станица Михайловская на Хопре». Вскоре появляются два сборника казачьих песен и частушек – и это тогда, когда слово «казак» было чуть ли не ругательным, а в Прихопёрье злобствовали подчинённые Ежова и Берии.
В альманахе «Литературный Сталинград» за 1951 год М. Пинаев в статье «Донские сказы и сказки Б. Лащилина»
пишет: «В целом сборник “Донские сказы и сказки” представляет значительный интерес для широких слоёв читателей. Материалы сборника являются ценным источником дни изучения устного народного творчества. Ими могут широко пользоваться учителя литературы и истории, преподаватели и студенты историко-филологических факультетов вузов, лекторы и пропагандисты».. Несколько произведений этого сборника был использован в солидном труде «Очерки русского народно-поэтического творчества советской эпохи», изданного год спустя издательством Академии Наук СССР. В журнале «Советская этнография» за 1947 год (№ 1) в «Хронике» подведены итоги Всесоюзного конкурса фольклористов, на котором Лащилин получил первую премию. Там же сказано: «...Некоторые сказки... по художественным достоинствам сюжетов и образов могут быть поставлены в ряд лучших произведений мирового фольклора».
Борис Степанович Лащилип для Воронежа не представлял интереса (его там не знали), и большую часть богатейшего материала по народному творчеству Прндоиья и Прихопёрья пришлось передать с ведома Министра культуры СССР в Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, который дал всему приобретению высокую оценку. Вывезены были из Воронежа в Областной краеведческий музеи Волгограда раритеты, связанные с именем Д. И. Менделеева).
Из всего собранного Лищилиным материала издано всего двадцать процентов. B 2000-е годы к творчеству писателя стали проявлять интерес редакции журналы «Подъём», Кольцовский сквер», «Воронеж» и «Дон».
При жизни Борис Степанович издал более пятнадцати небольших но объёму книг, в которых собраны материалы о флоре и фауне Дона и Прихопёрья. А также в его книгах собраны сказы, сказки, былины, легенды, песни, частушки, пословицы, поговорки, старинные драмы первых народных театров на Руси, заговоры… Книги Б. С. Лащилина издавались в Ростове-на-Дону, Саратове. Сталинграде-Волгограде, Астрахани; статьи и материалы об отдельных изысканиях печатались в московских, ленинградских, воронежских, ростовских, саратовских, астраханских и других журналах, альманахах. Очень много газетных публикаций рассыпаны по разным уголкам России... Повесть «Казак Максим Ханин» впервые напечатана в Воронеже в журнале «Кольцовский сквер» в 2003 году. В просмотренных мной книгах Б в большинстве я нашла материалы, связанные с Воронежем и областью: «Станица Михайловская на Хопре», «Частушки», «Песни» (1939), «Донские сказы и сказки»(1947), «Донские сказы» (1948), «Донские сказы и сказки» (1951), «Хороша река Хопёр» (1962), «На родных просторах» (1966), «Родное и близкое» (1978), «Это было» (1982), «Казак Максим Ханин» (2003).
В неизданных рукописях имеется большой материал, связанный с Воронежской областью. В названных книгах не всегда текст' только о Воронеже или Новохопёрске, Борисоглебске и других селениях области, по названия их, связанные с какими-то событиями, ситуациями героев постоянно присутствуют и высвечивают новые, неизвестные ранее факты, обстоятельства или исторические незнакомые детали, уточнения. Это указывает на постоянную связь автора с историей Воронежского края. Если говорить более пространно, то можно сослаться на некоторые конкретные очерки или рассказы, подробнее осветив эту связь. Уже в первой книге – «Станица Михайловская на Хопре» кратко говорится о пребывании Петра 1 в Воронеже. Многим известна «Тетрадь в голубом сафьяне» о письмах Пушкина к Раевскому в Новохопёрск. Собран Лащилиным материал и о пребывании Максима Горького в Борисоглебске (рассказ «Железнодорожный сторож»), о Новохопёрске и Борисоглебске (рассказ «Вчера и сегодня»)…Так, ведя речь о Борисоглебске, Лащилин говорит о Булавинском восстании, а в повести «Максим Ханин» описывает события, происходившие в Краснохопёрске, Борисоглебске, Острогожске; в рассказе «Города» прекрасно описан Хопёрский заповедник (с его директором он вёл переписку). Написаны воспоминания о своём друге – знаменитом художнике Илье Машкове, который долгое время жил в Борисоглебске и путь художника начал оттуда... Борис Лащилнн собирал песни и частушки для Воронежского народного хора, для ансамбли «Воронежские девчата». Поют их в хоре имени Пятницкого, в хоре Всесоюзного радио.
Последние изучения части архива писателя, который находится в Воронеже, представляют Бориса Степановича как одного из лучших в стране собирателей народных сказов, былин, сказок, пьес, песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок, заговоров, хороводных песен и игр…
Любовью своей к народному творчеству Борис Степанович обязан прежде всего своей бабушке Анастасии Ивановне – «Лащилнхе», как он называет её в частых воспоминаниях на страницах своих книг. Многое в ней было от Арины Родионовны. Анастасия Ивановна обладала феноменальной памятью (что передалось и внуку); именно она, которой было отведено прожить сто один год, привила внуку большую любовь к России и народному творчеству. Бабушка знакомила его с интересными пожилыми людьми станицы, знавшими много народных преданий. Любознательный мальчик внимательно слушал и многое уже тогда записывал... Вся атмосфера в родительском доме способствовала творческому развитию ребенка. Мама Лидия Николаевна в 1915 году (когда сыну было девять лет) приучила его записывать частушки («песенкн-горошенки), и он за жизнь свою записал их шесть тысяч, но выбрал из них четыре тысячи; а для напечатания (накануне своей гибели) отобрал около двух тысяч. У них шесть хронологических разделов: 1. Дореволюционные частушки. 2. Частушки первых лет революции и гражданской войны. 3. Частушки двадцатых годов. 4. Частушки тридцатых годов. 5. Частушки Великой Отечественной войны. 6. Частушки наших дней. Интересна классификация и песен, собранных Лащилииым в большом количестве.
Вот несколько частушек раздела. «Частушки Великой Отечественной войны»
Я иду, а мне навстречу
Зелен куст смородины,
Кого любила – приводила
На защиту Родины.
Мой милёнок лейтенант,
А я — санитарочка.
Оба мы на фронт идём –
Боевая парочка.
Муж па фронт ушёл сражаться,
Я же – верная жена.
В поле стала управляться
за двоих, теперь одна.
Наша армия могуча.
Наша армия сильна,
Потому она могуча —
С ней народ и вся страна.
Ты лети, лети, голубка.
Прямо на позицию;
Если миленький мой ранен –
Напой его водицею.
Мой милёночек – герой,
На грудь орден заслужил.
На грудь орден заслужил –
Сто фашистов уложил.
Навострили фрицы уши,
Крепко их повсюду бьют...
Фрицам русские «Катюши»
Жить спокойно не дают.
Эй, частушка, бей как пушка,
Прогреми как вешний гром,
Скоро Гитлеру в макушку
Кол осиновый вобьём.
Фрицев били в Сталинграде,
Били их и в Ленинграде.
Били фрицев в Риге, в Праге
И убили их в рейхстаге.
Почему солдату нынче
В хуторах такая честь?
Побывал солдат в Берлине –
На рейхстаге роспись есть.
Кратко и по сути частушки отражают военное время. Обращает на себя внимание большая любовь к Родине, бодрость духа и уверенность в Победе.
Творчество Бориса Степановича Лащилина привлекает все большее внимание литераторов Воронежа, Ростова, Петербурга, Волгограда, Оренбурга и других центров страны. Так, из редакции журнала «Дон» после напечатания в нем сказов Лащилина (2003) пишут: «...сердечно благодарим Вас за то, что сохраняете намять о замечательном русском человеке, краеведе и писателе Борисе Лащилине. Царское приношение донских сказов “Дону” обернулось нешуточным пробуждением ростовчан... Отклики – самые восторженные... Слава Богу, все понемногу встает на свои места, справедливость торжествует!» (10 апреля 2003 г.)
Это был замечательный человек, талантливый писатель, великий труженик, горячо любивший Россию и сумевший эту любовь воплотить в сотни страниц увлекательной прозы.
Погиб Борис Степанович 20 января 1987 года при невыясненных обстоятельствах. Следствия не было.
От публикатора: в 2006 и 2008 годах в воронежскоим издательстве «Серебряная гора» при содействии Ольги Александровны Тихомировой вышли две книги Бориса Лащилина: «Батюшка-Дон: Предания, легенлы и были донского казачества» и «Донские родники: Казачий фольклор (обряды, сказы, былины, песни, частушки, пословицы и загадки)».
|