Войтов А. Г. Житейская мудрость краеведения // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 191-192. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1541
В память об Иване Георгиевиче Войтове публикуем фрагмент из предисловия к его книге "Тропы краеведа. XX век" (Ростов н/Д; М., 2005). Автор предисловия - брат Александр Георгиевич.
А. Г. ВОЙТОВ
ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ КРАЕВЕДЕНИЯ
Мы переняли отцовский дух жизни, но акцентировали разные его аспекты. Брат всю жизнь увлекается житейской мудростью – в частности, краеведением. А на мою долю пришлось продолжение стремления отца к высшей – философской мудрости.
Философия имеет дело не только с наукой, она затрагивает и обыденное сознание, носителем которого является любой человек, воспринявший его с «молоком матери».
Краеведение – частный факт житейской мудрости. И прежде всего следует уяснить его суть, которая состоит в том, что она – образ жизни. Краеведение – не далёкие поездки, а открытие души соседа, знакомого, осмысление его гуманного начала и установление с ним гуманных (человеческих) отношений. Краеведение оказывается восприятием и передачей знаний, опыта… Существует краеведческая культура – познание обстоятельств жизни, попытка взглянуть на неё более фундаментально. В особые периоды, как на рубеже второго и третьего тысячелетия, в нашей стране она приобретает многообразие форм, в том числе «почвенной литературы», краеведческого движения, разных способов акцентирования прошлого в жизни народа. Эта форма идеологии порой противостоит официозной идеологии, которая навязывает свои ценности, помогающие злу жиреть за счёт народа. Краеведческие мысли отражают фундаментальные процессы жизни. Последние не всегда легко усмотреть, выявить…
Краеведческое движение начало расти во второй половине ХХ века в нашей стране как проявление недовольства идеологическим господством определённых кругов общества, не только правительства, но и представителей официозной науки, культуры вообще. В обществе росло доминирование менталитета, чуждого народу. Это проявилось и в фольклорной культуре и в краеведении. В целом, это было начало последовательности: несогласие – недовольство – гнев – ненависть – революция – гражданская война. Именно так пошло развитие, но только не в пользу народа. В связи с этим краеведение сохраняется как менталитет, уклад жизни, противоположный коммерческой погоне за золотым тельцом. Последнее, в любом случае, непостижимо для народа, а поэтому он и предпочитает жить достойно, пусть и небогато... Одним из проявлений такого образа жизни является и краеведческое подвижничество – находят так или иначе друг друга люди, исповедующие определённые гуманные принципы жизни, общаются, достойно живут.
Краеведение обычно отражает повседневный, обыденный опыт жизни людей, живущих в определённое врем и в определённой местности. Обыденное сознание во многом детерминировано особенностями местности («края») и существенно различается в разных местах в разное время. Краеведение – поиск базовых,… основных принципов жизни как основа прогресса.
В общем, реальная жизнь требовала такого типа людей. И ими стали краеведы. Они не только показывали природу, но и жизнь людей, реальные факты и события чаще всего на отдельных фактах, судьбах и т. п.
Всё это и привело брата к его превращению в краеведа. Конечно, в его трудах нет обобщений, а даны факты, события, показано много тех, с кем его свела судьба, их общий гуманный настрой на жизнь. Этот первичный материал весьма важен для будущих обобщений. А пока надо уяснить только то, что каждый образованный человек должен знать жизнь не только мира, страны, но и своей местности…
Источник: Войтов И. Г. Тропы краеведа. ХХ век. Ростов н/Д ; М., 2005. С. 9–16.
|